Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16 сентября 2019 г. N Ф06-50727/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Самара |
|
06 мая 2019 г. |
Дело N А55-19543/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 мая 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Лихоманенко О.А., при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от муниципального образования городского округа Жигулевск, представляемого администрацией городского округа Жигулевск Самарской области - представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - представитель не явился, извещено,
от третьих лиц: ФГБУ "ФКП Росреестра" - филиал по Самарской области - представитель не явился, извещено,
от Территориального управления Росимущества в Самарской области - представитель не явился, извещено,
от общества с ограниченной ответственностью "Мономах" - представитель не явился, извещено,
Воробьев Валерий Иванович - не явился, извещен,
Воробьев Павел Валерьевич - не явился, извещен,
Гантимуров Сергей Николаевич - не явился, извещен,
Юфин Николай Васильевич - не явился, извещен,
Пилюгина Дарья Михайловна - не явилась, извещена,
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 апреля 2019 года апелляционную жалобу муниципального образования городского округа Жигулевск, представляемого администрацией городского округа Жигулевск Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 февраля 2019 года по делу N А55-19543/2018 (судья Медведев А.А.), принятое по заявлению муниципального образования городского округа Жигулевск, представляемое администрацией городского округа Жигулевск Самарской области, Самарская область, г.Жигулевск, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г.Самара, третьи лица: ФГБУ "ФКП Росреестра" - филиал по Самарской области, г.Самара, Территориальное управление Росимущества в Самарской области, г.Самара, общество с ограниченной ответственностью "Мономах", Самарская область, г.Жигулевск, Воробьев Валерий Иванович, Самарская область, г.Жигулевск, Воробьев Павел Валерьевич, Самарская область, г.Жигулевск, Гантимуров Сергей Николаевич, Самарская область, г.Жигулевск, Юфин Николай Васильевич, Самарская область, г.Жигулевск, Пилюгина Дарья Михайловна, Самарская область, г.Тольятти,
о снятии земельного участка с кадастрового учета, о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное образование городского округа Жигулевск, представляемое администрацией городского округа Жигулевск Самарской области (далее - администрация, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, регистрирующий орган), с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о снятии с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 63:02:0311003:513, площадью 22000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленной, коммунально-складской застройки, расположенный по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, Московское шоссе, 53, и о прекращении права собственности муниципального образования городской округ Жигулевск Самарской области на него; об указании, что решение суда является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, ведение которого осуществляет Управление Росреестра по Самарской области.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Самарской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - ТУ Росимущества в Самарской области), ООО "Мономах", Воробьев Валерий Иванович, Воробьев Павел Валерьевич, Гантимуров Сергей Николаевич, Юфин Николай Васильевич, Пилюгина Дарья Михайловна.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 февраля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе администрация просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение принципа ведения государственного реестра недвижимости, касающегося существования земельного участка как объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, так как спорный земельный участок по своим границам почти полностью накладывается на границы, либо пересекает их, земельных участков иных землепользователей. Нахождение в ЕГРН сведений о спорном земельном участке, полностью накладывающимся на земельные участки иных землепользователей, права которых не оспариваются, и невозможность распоряжения которым подтверждена заявителем, противоречит действующему законодательству. В данном случае, в связи с отсутствием установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, имеет место законодательный пробел, нарушающий права и законные интересы субъектов гражданского оборота.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Самарской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержатся сведения о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 63:02:0311003:513, декларированной площадью 22000 кв.м, с категорией земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием - для промышленной, коммунально-складской застройки, расположенном по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, Московское шоссе, 53, правообладатель - муниципальное образование г.о. Жигулевск (рег.запись от 22.06.2016 N 63-63/002- 63/002/300/2016-5536/2).
Сведения об указанном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с приказом министерства экономического развития РФ от 11.01.2011 N 1 "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости".
Распоряжением ТУ Росимущества в Самарской области от 29.04.2016 N 161-р в муниципальную собственность городского округа Жигулевск Самарской области передан земельный участок площадью 22000 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для промышленной, коммунально-складской застройки, с кадастровым номером 63:02:0311003:513, расположенный по адресу: Самарская область, г. Жигулевск, Московское шоссе, 53.
Право собственности муниципального образования городской округ Жигулевск зарегистрировано 22.06.2016.
Земельный участок является ранее учтенным, его границы в соответствии с требованиями законодательства не установлены.
Между администрацией городского округа Жигулевск Самарской области и обществом с ограниченной ответственностью "Землеотвод и оценка" 10.05.2017 был заключен муниципальный контракт на выполнение работ по межеванию земельных участков городского округа Жигулевск N 0142300006217000029_78038 (далее - муниципальный контракт, контракт), в том числе и в отношении указанного земельного участка.
В ходе выполнения работ, обусловленных техническим заданием к муниципальному контракту, была установлена невозможность уточнения границ указанного земельного участка в виду того, что он накладывается на следующие земельные участки:
- земельный участок с кадастровым номером 63:02:0311003:2 площадью 13390 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Александровка, село Александровка, трасса Москва -Челябинск М5 960 км 950 метров, с разрешенным использованием: под здания по производству строительных материалов (дата постановки на кадастровый учет 27.04.2005), принадлежащий на праве собственности ООО "Мономах";
* земельный участок с кадастровым номером 63:02:0311003:5 площадью 2312 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, город Жигулевск, шос. Московское, дом 53, с разрешенным использованием: для промышленной, коммунально-складской застройки (дата постановки на кадастровый учет 03.10.2005), принадлежащий на праве долевой собственности Воробьеву Валерию Ивановичу, Воробьеву Павлу Валериевичу;
* земельный участок с кадастровым номером 63:02:0311003:6 площадью 467 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, городской округ Жигулевск, город Жигулевск, шос. Московское, 53, с разрешенным использованием: под нежилое здание (дата постановки на кадастровый учет 13.01.2006), принадлежащий на праве долевой собственности Гантимурову Сергею Николаевичу, Юфину Николаю Васильевичу;
* земельный участок с кадастровым номером 63:02:0311003:7 площадью 5019 кв. м, с разрешенным использованием: для прилегающей территории к нежилому зданию (дата постановки на кадастровый учет 18.04.2006), принадлежащий на праве собственности Пилюгиной Дарье Михайловне;
* земельный участок с кадастровым номером 63:02:0311004:504 площадью 20 кв. м, расположенный по адресу: Российская Федерация, Самарская обл., г. Жигулевск, BJI 110 кВ "Жигулевская-1", "Жигулевская-2" (B 110 кВ "Жигулевская-1", "Жигулевская-2" (от ОРУ 110 кВ ВО ГЭС до опоры N 24, от опоры N 5а до опоры 13а); BJI 110 кВ "Жигулевская-1" (от опоры N 24 до опоры N 48), B 110 кВ "Жигулевская-2" (от опоры N 24 до (дата постановки на кадастровый учет 15.06.2006), государственная собственность на который не разграничена, право собственности не зарегистрировано;
* земельный участок с кадастровым номером 63:02:0311003:511 площадью 2628 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Александровка, село Александровка, трасса Москва-Челябинск, М-5 960 км 950 метров, с разрешенным использованием: под здания по производству строительных материалов (дата постановки на кадастровый учет 17.04.2009), принадлежащий на праве собственности ООО "Мономах";
* земельный участок с кадастровым номером 63:02:0311003:512 площадью 5309 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, муниципальный район Ставропольский, сельское поселение Александровка, село Александровка, трасса Москва-Челябинск, М-5 960 км 850 метров, с разрешенным использованием: под здания по производству строительных материалов (дата постановки на кадастровый учет 17.04.2009), принадлежащий на праве собственности ООО "Мономах".
Администрация в связи с установлением указанного обстоятельства обратилась в Управление Росреестра (письмо от 04.04.2018 N 2579) по вопросу снятия с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 63:02:0311003:513, находящегося в собственности муниципального образования городской округ Жигулевск.
Письмом от 14.05.2018 N 25-135-1 Управление Росреестра по Самарской области отказало в снятии с кадастрового учета указанного земельного участка, поскольку он является ранее учтенным, а в ЕГРН имеются сведения о регистрации на него права собственности муниципального образования городской округ Жигулевск.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Установив фактические обстоятельства дела на основании полного и всестороннего исследования представленных доказательств, арбитражный суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований заявителя, исходя при этом из следующих мотивов.
Согласно статье 2 АПК РФ задачами судопроизводства в арбитражных судах являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере.
В силу пункта 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном этим Кодексом.
Перечень способов защиты гражданских прав установлен статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и не является исчерпывающим. Так, согласно абзацу 13 указанной нормы права, защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом. При этом использование других способов защиты права допускается ГК РФ только при наличии прямого указания закона.
Таким образом, действующее законодательство не ограничивает субъектов в выборе способа защиты нарушенного права; граждане и юридические лица в силу статьи 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, однако избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о государственном кадастре), которая утратила силу с 01.01.2017, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные части 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре.
Частью 4 статьи 24 Закона о государственном кадастре, которая утратила силу с 01.01.2017, установлено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 названной статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 Закона о государственном кадастре вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.
Для сведений, не имеющих временного характера, частью 2 статьи 25 Закона о государственном кадастре было предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 названного Закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Земельным участкам, государственный кадастровый учет которых осуществлялся до вступления в силу Закона о государственном кадастре (до 01.03.2008), статус "временный" не присваивался.
Из имеющегося в материалах дела документов кадастрового учета следует, что спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет до принятия Закона о государственном кадастровом учете, и имеют статус "ранее учтенный".
Согласно части 1 статьи 45 Закона о государственном кадастре (утратила силу с 01.01.2017) государственный кадастровый учет, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу этого Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 этого Федерального закона особенностей, признается юридически действительным.
Приведенные выше ранее действующие нормы права устанавливали исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер. Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим до 01.01.2017 законодательством предусмотрены не были.
Аналогичная позиция изложена в пункте 25 "Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ), вступившим в законную силу 01.01.2017, согласно части 1 статьи 1 которого настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому Закону, а также ведением ЕГРН и предоставлением предусмотренных этим Законом сведений, содержащихся в ЕГРН.
ЕГРН является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Законом сведений (часть 2 статьи 1 Закона N 218-ФЗ).
Государственным кадастром недвижимости признается внесение в ЕГРН сведений о земельных участках и иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Законом сведений об объектах недвижимости (часть 7 Закона N 218-ФЗ).
В силу части 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке.
Положениями Закона о государственном кадастре был закреплен исчерпывающий перечень случаев, предусматривающих возможность снятия земельного участка (как объекта недвижимого имущества) с государственного кадастрового учета, если внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке не носят временный характер. Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим до 01.01.2017 законодательством предусмотрены не были.
Исходя из положений Закона N 218-ФЗ, снятию с кадастрового учета могут подлежать: земельные участки, которые являются преобразуемыми (пункт 33 части 1 статьи 26); земельные участки, образуемые из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в случае если заявление о государственном кадастровом учете было подано без заявления о регистрации права собственности (пункты 14, 15 статьи 41); ранее учтенные земельные участки при отсутствии в реестре сведений о правах на такие земельные участки (пункт 3 статьи 70); земельные участки, имеющие статус временных объектов недвижимости (часть 7 статьи 72).
Необходимость исключения двойного кадастрового учета, на которую ссылается заявитель, также не указана в качестве основания для удовлетворения требований заявителя.
На недопустимость снятия с кадастрового учета земельного участка в случаях, не предусмотренных действующим законодательством, указано также в пункте 21 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.11.2016, согласно которому, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Таким образом, если установленных в законе оснований для снятия земельных участков с кадастрового учета не имеется, суд в отсутствие таковых не может принимать решение о снятии земельных участков с кадастрового учета.
Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2018 N 306-КГ18-16823.
Верховный Суд Российской Федерации в названном определении также указал, что снятие с кадастрового учета объекта недвижимости может явиться также следствием признания незаконными действий регистратора при осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости в соответствии с пунктом 56 (абзацы 2, 3) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Однако заявитель акты или действия Управления Росреестра по Самарской области не оспаривает. В ситуации, когда со стороны регистратора отсутствует факт совершения действий (бездействия) по осуществлению государственного кадастрового учета и такие действия (бездействие) не являлись предметом рассмотрения судов, возложение на ответчика, в отношении которого не доказан факт нарушения прав заявителя, обязанности по снятию с кадастрового учета земельных участков противоречит нормам процессуального законодательства и приводит к нарушению баланса прав и законных интересов сторон.
Следует отметить, что частью 3 статьи 70 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что орган регистрации прав в соответствии с установленными правилами ведения ЕГРН снимает с государственного кадастрового учета земельный участок, учтенный в соответствии с законодательством Российской Федерации до 01.03.2008, в случае, если сведения о правообладателях таких участков отсутствуют в ЕГРН.
Порядок действий Управления Росреестра по Самарской области при снятии с кадастрового учета таких земельных участков определен пунктом 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 N 943.
Порядок ведения Единого государственного реестра недвижимости установлен приказом министерства экономического развития Российской Федерации от 16.12.2015 N 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" (далее - Порядок).
Согласно пункту 181 Порядка в отношении земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до 01 марта 2008 года, при отсутствии в кадастре недвижимости информации о правах на такой земельный участок или в реестре прав на недвижимость записи о праве (ограничении права) на такой земельный участок осуществляется одно из следующих действий:
1) при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений об исходном (исходных) земельном участке (участках) и наличии в государственном кадастре недвижимости или ЕГРП сведений о правообладателе на такой исходный земельный участок орган регистрации прав направляет правообладателю исходного земельного участка (исходных земельных участков) по почтовому адресу правообладателя или адресу электронной почты правообладателя, внесенных в государственный кадастр недвижимости при учете адреса правообладателя, либо по почтовому адресу правообладателя в соответствии со сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии этих сведений) либо, если в соответствии с правилами Закона о кадастре не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя, по указанному в заявлении о кадастровом учете адресу электронной почты или при его отсутствии почтовому адресу такого правообладателя уведомление о том, что в случае, если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении образованных земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета. В случае не поступления в орган регистрации прав документов для осуществления регистрации прав на указанные образованные земельные участки в течение 6 месяцев со дня направления уведомления записи (записям) об образованном земельном участке присваивается статус "архивная";
2) при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений о расположении на земельном участке объекта (объектов) недвижимости, в том числе в виде сведений о части (частях) земельного участка, занятой объектом недвижимости, и наличии в ЕГРП сведений о правообладателе расположенного на таком земельном участке объекта недвижимости или помещений в таком объекте недвижимости орган регистрации прав направляет по почтовому адресу правообладателя такого объекта недвижимости или адресу электронной почты указанного правообладателя, внесенных в государственный кадастр недвижимости при учете адреса правообладателя, либо по почтовому адресу правообладателя в соответствии со сведениями, предусмотренными пунктом 8 части 2 статьи 7 Закона о кадастре (при наличии этих сведений) либо, если в соответствии с правилами Закона о кадастре не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя, по указанному в заявлении о кадастровом учете адресу электронной почты или при его отсутствии почтовому адресу такого правообладателя уведомление правообладателю объекта недвижимости или расположенных в нем помещений о том, что, если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении занятого объектом недвижимости земельного участка, такой земельный участок будет снят с учета. Одновременно информация о таком земельном участке направляется в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, а также в орган, осуществляющий государственный земельный надзор. Статус сведений о таком земельном участке сохраняется "актуальный";
3) при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о земельных участках, из которых образован земельный участок, государственный кадастровый учет которого осуществлен до 01 марта 2008 года, отсутствии в государственном кадастре недвижимости и (или) ЕГРП сведений о правах (ограничениях прав) на такой земельный участок, отсутствии сведений о наличии на земельном участке объектов недвижимости, в орган государственной власти, орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, в том числе до разграничения права собственности на землю, направляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрос о наличии правоустанавливающих документов в отношении такого земельного участка и оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок. В случае поступления в орган регистрации прав уведомления об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, либо непоступления в орган регистрации прав указанного уведомления в течение 3 месяцев со дня направления запроса записи о земельном участке присваивается статус "архивная".
Земельные участки, сведения о правообладателях которых отсутствуют в ЕГРН, могут быть сняты с учета только при отсутствии сведений о наличии на этих земельных участках объектов недвижимости (определение Верховного Суда Российской Федерации от 02.08.2018 N 306-КГ18-12430).
Таким образом, нахождение спорных земельных участков на государственном кадастровом учете и наличие волеизъявление органа местного самоуправления на исключение сведений о спорных земельных участков из государственного кадастра недвижимости не является само по себе основанием для снятия их с государственного кадастрового учета.
Третье лицо обоснованно указывает, что приведенные заявителем обстоятельства не предусмотрены действующим законодательством в качестве основания для исключения из ЕГРН сведений о поставленных на кадастровый учет земельных участках, поскольку процедура преобразования "ранее учтенных" в ЕГРН земельных участков не осуществлялась, в Едином государственном реестре недвижимости в отношении спорных земельных участков содержатся сведения о правообладателях таких участков.
Статьей 11 ГК РФ и статьей 4 АПК РФ закреплено право заинтересованного лица на судебную защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
По смыслу статей 1, 11 ГК РФ и статьи 4 АПК РФ защита гражданских прав может осуществляться в случае, когда имеет место нарушение или оспаривание прав и законных интересов лица, требующего их применения. Выбор способа защиты гражданских прав осуществляется заявителем с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
ГК РФ не ограничивает лицо в выборе способа защиты нарушенного права; граждане и юридические лица в силу статьи 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, при этом способы защиты должны быть обусловлены характером нарушения и тем правовым результатом, с целью получения которого лицо обращается в суд.
Следовательно, предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в арбитражный суд лица посредством использования предусмотренных действующим законодательством способов защиты.
Условием удовлетворения иска является установление судом факта нарушения прав или законных интересов истца при условии выбора им надлежащего способа защиты нарушенного права. Выбор способа защиты должен привести к восстановлению нарушенного права или защите законного интереса.
Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом.
Формулирование предмета и основания иска обусловлено избранным истцом способом защиты своих нарушенных прав и законных интересов. Для защиты гражданских прав возможно использование одного из перечисленных в указанной правовой норме способов либо нескольких из них. Однако, если нормы права предусматривают для конкретного спорного правоотношения только определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе применить лишь этот способ.
Довод администрации о его праве на разрешение вопроса о снятии спорного земельного участка с кадастрового учета на основании решения суда со ссылкой на приведенную им судебную практику, судом отклоняется, поскольку в них рассмотрены ситуации возможности снятия с государственного кадастрового учета земельных участков по решению суда, но тогда как для принятия судом такого решения имеются предусмотренные Законом N 218-ФЗ основания.
Требование администрации о снятии с кадастрового учета спорного земельного участка, который фактически не прекращает своего существования, не преобразован, противоречит правовым положениям части 3 статьи 6, статьи 41 ЗК РФ, принципам осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", суд пришел к выводу о том, что осуществление кадастрового учета, включая решение вопросов об устранении недостоверных сведений ЕГРН, в частности, о необходимости исключения двойного кадастрового учета, входят в компетенцию Управления Росреестра.
Таким образом, заявителем избран ненадлежащий способ защиты своих интересов.
С учетом изложенного арбитражный суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, счел недоказанным наличие у администрации имущественного интереса, подлежащего судебной защите в рамках настоящего спора применительно к статье 12 ГК РФ и статьям 2 и 4 АПК РФ, что исключает возможность удовлетворения исковых требований и снятия земельного участка с кадастрового учета на основании судебного акта.
Учитывая изложенное, предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований заявителя у суда первой инстанции не имелось.
Доводы апелляционной жалобы о нахождении в ЕГРН сведений о спорном земельном участке, полностью накладывающемся на земельные участки иных землепользователей, права которых не оспариваются, и невозможность распоряжения которым подтверждена заявителем, отклоняются. Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты своих интересов. Осуществление кадастрового учета, включая решение вопросов об устранении недостоверных сведений ЕГРН входят в компетенцию Управления Росреестра, а не арбитражного суда.
При этом ссылка заявителя на отсутствие установленного законом порядка снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков, несостоятельна, так как в рассматриваемом случае для принятия судом такого решения (о снятии с кадастрового учета) не имеется предусмотренных законом оснований.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 19 февраля 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина администрацией в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 февраля 2019 года по делу N А55-19543/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.