г. Самара |
|
06 мая 2019 г. |
Дело N А65-38752/2018 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сергеевой Н.В.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в Московском районе г. Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 марта 2019 года (резолютивная часть решения от 14 февраля 2019 года) по делу N А65-38752/2018 (судья Гилялов И.Т.), принятое в порядке упрощенного производства
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда в Московском районе г. Казани Республики Татарстан, г. Казань, (ОГРН 1021603270435, ИНН 1658036833)
к Индивидуальному предпринимателю Шайдуллиной Диляре Равильевне, г. Казань, (ОГРН 309169008400051, ИНН 165804944922)
о взыскании задолженности по штрафу за неполноту и недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета в размере 1500 руб. 00 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в Московском районе г. Казани (далее - заявитель, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к индивидуальному предпринимателю Шайдуллиной Диляре Равильевне о взыскании задолженности по штрафу за неполноту и недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета в размере 1500 рублей 00 копеек.
Резолютивной частью решения суда от 14.02.2019 г. (мотивированное решение от 05.03.2019 г.) в удовлетворении исковых требований отказано.
Пенсионный фонд, не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с п. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, предприниматель является страхователем согласно п. 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", абз. 2 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Законом. Такие сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83-п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Предприниматель, обнаружив ошибки в представленных ранее в управление сведениях по форме СЗВ-М за июнь 2017 года, 09 марта 2018 года представил в управление сведения индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М по типу "дополняющая" за данный отчетный период - июнь 2017 года.
По результатам проведенной проверки представленной отчетности управлением было выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, о чем был составлен соответствующий акт от 15.03.2018 N 013S18180008254.
26.04.2018 управлением по результатам рассмотрения материалов проверки вынесено решение N 013S19180010167 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства, которым предприниматель привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, за представление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п.2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 1 500 рублей. Для добровольной уплаты штрафа предпринимателю направлено требование от 25.05.2018 N 013S01180010082 об уплате штрафа в размере 1500 рублей со сроком уплаты до 18.06.2018.
Поскольку предпринимателем указанная сумма штрафа в добровольном порядке не уплачена, управление в установленный срок обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание данного штрафа. Выданный Арбитражным судом Республики Татарстан 19.10.2018 по делу N А65-31016/2018 судебный приказ в связи с возражениями должника определением суда от 31.10.2018 по этому делу отменен.
В связи с отменой судебного приказа управление обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. В соответствии с п. 2 данной статьи сведения, предусмотренные п. 2 статьи 6 данного закона, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Форма данных сведений о застрахованных лицах (СЗВ-М) утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N41142).
В силу части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных, в том числе, пунктом 2.2 статьи 11 данного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
В силу статьи 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом, а также обязаны осуществлять контроль за правильностью представления указанных сведений.
Обязанность предоставления сведений по форме СЗВ-М считается исполненной при предоставлении страхователем таких сведений в соответствии с утвержденным Распоряжением Правления ПФР от 31.08.2016 N 432р форматом данных сведений о застрахованных лицах, при наличии положительного протокола проверки со статусом "Документ принят".
Согласно Постановлению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п сведения по форме СЗВ-М представляются по трем типам форм: исходная, дополняющая, отменяющая. При этом "исходная" - форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период; "дополняющая" - форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период; "отменяющая" - форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В соответствии с абзацем 3 статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда.
Аналогичные положения предусмотрены в п. 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2017 N 45549) (далее - Инструкция N 766н).
Как следует из материалов дела, и не оспаривалось заявителем, сведения за июнь 2017 года по форме СВЗ-М тип "исходная" представлены ответчиком своевременно - 11.07.2017. 09 марта 2018 года ответчиком была предоставлена "дополняющая" форма отчетности за июнь 2017 года в связи с дополнением ранее представленных сведений. Принятие управлением дополняющих сведений по форме СЗВ-М подтверждается материалами дела и также не оспаривалась заявителем.
Суд первой инстанции определением от 17.12.2018 предложил заявителю представить доказательства выявления самим заявителем неполноты (недостоверности) сведений по форме СЗВ-М за июнь 2017 года (исх) и направления соответствующего уведомления ответчику, однако, таких доказательств заявителем в материалы дела не представлено.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что неполнота ранее представленной отчетности по форме СЗВ-М тип "исходная" за июнь 2017 года выявлена ответчиком самостоятельно, до момента обнаружения ошибки заявителем, в связи с чем ответчиком и были поданы в орган Пенсионного фонда РФ дополняющие сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (доп.). Доказательств иного материалы дела не содержат.
Пунктом 39 Инструкции N 766н установлено, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 01.02.2018 N 306-КГ17-21843, официальная позиция Пенсионного фонда ориентирует страхователей на сотрудничество и исходит из того, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности. Такой правоприменительный подход позволит стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета Пенсионным фондом Российской Федерации.
Поскольку страхователь, руководствуясь статьей 15 Закона N 27-ФЗ, воспользовался своим правом дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах и реализовал его до обнаружения органом Пенсионного фонда ошибок в данных сведениях, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необоснованности применения к страхователю финансовых санкций в связи с исправлением им выявленных ошибок в ранее поданных сведениях.
Данной позиции придерживается и Пенсионный Фонд Российской Федерации, который в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 14.12.2004 N КА-09-25/13379 "О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ" разъяснил, что в случае, если страхователь самостоятельно выявил ошибку в представленных сведениях по персонифицированному учету и сообщил об этом территориальным органам ПФР, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для привлечения предпринимателя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в связи с чем необоснованным является решение управления от 26.04.2018 N 013S19180010167 и предъявление управлением требований о взыскании штрафных санкций с ответчика за представление неполных и (или) недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
При указанных обстоятельствах, признавая неправомерным привлечение ответчика к ответственности с учетом п.п. 37, 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н, в отсутствие доказательств самостоятельного выявления заявителем ошибок в представленных ответчиком сведениях по форме СЗВ-М (исх.), доказательств направления (вручения) ответчику уведомлений об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий и доказательств представления ответчиком уточненных индивидуальных сведений с нарушением указанного пятидневного срока со дня получения таких уведомлений, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя о взыскании с ответчика заявленной суммы штрафа.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 266 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 05 марта 2019 года (резолютивная часть решения от 14 февраля 2019 года) по делу N А65-38752/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
Н.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.