г. Москва |
|
06 мая 2019 г. |
Дело N А41-3549/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 мая 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семушкиной В.Н.,
судей: Бархатова В.Ю., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от ТФОМС МО: Токунова Н.В., представитель по доверенности от 03.09.2018;
от ГБУ здравоохранения МО "КРАСНОГОРСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА N 2": Голубва А.А., представитель по доверенности от 01.02.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ГБУ здравоохранения МО "КРАСНОГОРСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА N 2" на решение Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2019 года по делу N А41-3549/19, принятое судьей Мясовым Т.В., по исковому заявлению ТФОМС МО к ГБУ здравоохранения МО "КРАСНОГОРСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА N 2" о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
ТФОМС МО обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к ГБУ здравоохранения МО "КРАСНОГОРСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА N 2" о взыскании 1 343 618,92 руб. - средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, 74691,20 руб. пени, начисленные за период с 12.07.2018 по 14.01.2019, с продолжением начисления по день фактического исполнения обязательства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2019 года по делу N А41-3549/19 требования ТФОМС МО удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, ГБУ здравоохранения МО "КРАСНОГОРСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА N 2" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований - отказать. В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик сослался на то, что решение суда первой инстанции вынесено при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, с нарушением норм процессуального и материального права.
В судебном заседании представитель ГБУ здравоохранения МО "КРАСНОГОРСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА N 2" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции.
Представитель ТФОМС МО в судебном заседании поддержал решение суда, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, отзыв на апелляционную жалобу, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фондом на основании приказа N 37 от 28.05.2018 с 04.06.2018 по 27.06.2018 была проведена плановая комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования в Учреждении за период работы с 01.07.2016 по 31.03.2018.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения, отраженные в Акте проверки использования средств обязательного медицинского страхования в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения Московской области "КРАСНОГОРСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА N 2" от 27.06.2018 (далее - Акт проверки).
Из содержания Акта проверки следует, что в период проверки медицинской организацией не по целевому назначению были израсходованы средства обязательного медицинского страхования в общей сумме 1 643 618,92 руб., начислен штраф в сумме 164 361,89 руб.
По результатам проверки медицинской организации направлено требование N 211 от 27.06.2018 об устранении нарушений в использовании средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки с 04.06.2018 по 27.06.2018., а также требование от 13.12.2018 N12039 о восстановлении в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Московской области средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, и уплате пени.
Поскольку указанные требования были удовлетворены частично ( Платежными поручениями от 03.07.2018 N 3177, от 24.12.2018 N 7528 уплачена часть задолженности и штраф) истец обратился в суд с настоящим иском.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, ввиду следующего.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29.11.2010 N 326 - ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), пунктом 1 Положения о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования Московской области, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 18.05.2011 N 456/18, (далее - положение о ТФОМС МО) Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Московской области является некоммерческой организацией, созданной Московской областью для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования на территории Московской области.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ, пункту 8.12 Положения о ТФОМС МО, Фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
Согласно положениям статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165 -ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования на очередной финансовый год и на плановый период.
В соответствии с положениями Закона N 326-ФЗ средства ОМС, направляемые в медицинские организации на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, являются государственными целевыми средствами.
Статьей 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, согласно которому бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В соответствии со статьей 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона N 326-ФЗ для целей этого Закона к медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы.
Частью 5 указанной статьи определено, что медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных указанным Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования содержит перечень видов и объемов медицинской помощи, финансируемых за счет средств ОМС, а также перечень медицинских учреждений, работающих в системе обязательного медицинского страхования, условия и порядок предоставления медицинской помощи в них.
В соответствии со статьей 20 Закона N Э26-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных со страховыми медицинскими организациями договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. При этом медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В соответствии с принципом самостоятельности бюджетов, установленным статьей 31 БК РФ, не допускается установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств.
Исходя из принципа разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, определенного в статье 30 БК РФ, органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.
Согласно пункту 1 статьи 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают, в том числе, в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации. Указанные расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Такие расходные обязательства могут исполняться за счет средств соответствующих бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов только в случаях, установленных федеральными законами, регулирующими деятельность территориальных государственных внебюджетных фондов, и (или) принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 85 БК РФ).
В силу положений статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями, при том, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Статьей 65 АПК РФ предусмотрено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основании своих требований или возражений.
Поскольку материалами дела подтверждены факты ненадлежащего исполнения обязанностей Учреждения по расходованию бюджетных денежных средств; доказательства возврата денежных средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, ответчик не представил, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование истца о взыскании средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании 74 691,20 руб. пени, начисленных за период с 12.07.2018 по 14.01.2019, с продолжением начисления по день фактического исполнения обязательства.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
В соответствии с пунктом 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
Представленный истцом расчет подлежащих взысканию штрафа неустойки, а также период начисления неустойки и размер, проверен апелляционным судом, является правильным и не оспорен по существу ответчиком.
Ответчик полагает, что уровень профессионального образования у медицинских работников соответствует установленным требованиям. Отсутствие в спорный период дополнительной подготовки у специалистов не свидетельствует о неисполнении медицинским работниками своих функций в рамках программ обязательного медицинского страхования, и не может свидетельствовать о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страхования.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 100 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на осуществление медицинской деятельности в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.
Кроме того, требования к квалификации медицинских работников, в том числе наличие высшего или среднего медицинского образования и сертификата специалиста по специальности содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н.
Таким образом, законодателем установлено четкое ограничение для лиц, осуществляющих медицинскую деятельность, связанное с подтверждением квалификации. Наличие сертификата специалиста является обязательным и непременным условием осуществления медицинской деятельности медицинским работником.
Согласно статье 196 Трудового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Медицинская организация не представила при проверке и в суд первой инстанции доказательства исключительной необходимости назначения на должности работников, не имеющих соответствующих сертификатов, а также принятия работодателем мер по дальнейшей профессиональной подготовке указанных работников.
Кроме того, документально уровень профессионального образования медицинских работников ответчиком не подтвержден, в апелляционной жалобе приводится только ссылка на номера дипломов об образовании, удостоверений и сертификатов о повышении квалификации.
Дипломы, удостоверения и сертификаты в суд первой инстанции не представлялись.
Представитель ответчика мотивированных письменных возражений в материалы дела не представил, факт нецелевого использования денежных средств не оспаривал. Материалами дела подтверждены факты ненадлежащего исполнения обязанностей медицинской организацией по расходованию бюджетных денежных средств.
Позиция ТФОМС МО о том, что расходы на оплату труда специалистам, не имеющим соответствующих сертификатов, являются нецелевым использованием средств ОМС, подтверждается судебной практикой.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 18 февраля 2019 года по делу N А41-3549/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Семушкина |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.