Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 20 августа 2019 г. N Ф06-49602/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
06 мая 2019 г. |
Дело N А06-8172/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 29.04.2019 года.
Полный текст постановления изготовлен - 06.05.2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "АльфаСтрахование"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 06 февраля 2019 года по делу N А06-8172/2018 (судья Шарипов Ю.Р.)
по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Патриот" (ОГРН: 1183025002940, ИНН: 3015113362, 414000, г. Астрахань, ул. Ленина, д. 10, пом. 002)
к Акционерному обществу "АльфаСтрахование" (ОГРН 1027739431730, ИНН 7713056834, 115162, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 31, стр. "Б")
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Патриот" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области к Акционерному обществу "АльфаСтрахование" с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о взыскании страхового возмещения в размере 21 500 рублей, затрат на услуги эксперта в размере 5 000 руб., затрат на проведение судебной экспертизы в размере 7 000 руб., расходов по оплате услуг представителя в размере 12 000 руб., расходов по оплате почтовой связи в размере 46 руб. и расходов по оплате госпошлины в размере 2000 рублей.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 06 февраля 2019 года с ответчика в пользу истца взысканы страховое возмещение в размере 21 500 руб., расходы на проведение досудебной экспертизы в размере 5 000 руб., судебные расходы по оплате судебной экспертизы в размере 7 000 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 руб., судебные расходы по оплате почтовых услуг в размере 46,0 руб., судебные расходы по оплате госпошлины в размере 2 000 руб.
АО "АльфаСтрахование" не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований ООО "Патриот" отказать.
Стороны в судебное заседание не явился. Надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 21.03.2019, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, 25.05.2018 в г. Астрахань, ул. Славянская д. 1, литер 28В, произошло ДТП с участием автомобиля марки "Toyota Corolla" (государственный регистрационный знак Т 780 ВР 30, принадлежащего Цой Андрею Олеговичу (страховой полис серия ЕЕЕ 1012818219 АО "АльфаСтрахование") и автомобиля марки ВАЗ 2110 (государственный регистрационный знак С 038 КТ 30), находившегося под управлением Смолянинова Алексея Алексеевича (страховой полис серия ХХХ 0028067616 АО "СОГАЗ").
В результате дорожно-транспортного происшествия автомобиль потерпевшего получил механические повреждения. Виновным в ДТП признан водитель автомобиля марки ВАЗ 2110 (государственный регистрационный знак С 038 КТ 30).
29.05.2018 собственник автомобиля марки "Toyota Corolla" г/н Т 780 ВР 30 Цой А.О. (цедент) и ООО "Патриот" (цессионарий) заключили договор цессии (уступки прав требования) N 7, предметом которого является право требования от ответственного виновного лица, надлежащего исполнения обязательства, возникшего вследствие причинения ущерба, который понес Цедент от повреждения в результате ДТП, принадлежащему Цеденту на праве собственности автомобиля марки "Toyota Corolla" г/н Т 780 ВР 30, имевшего место 25.05.2018 г. в 11:50 по адресу: г. Астрахань, ул. Славянская д. 1, литер 28В, с участием автомобиля ВАЗ 2110 г/н С 038 КТ 30 (т. 1 л.д. 19-20).
30.05.2018 истцом в адрес страховой компании - АО "АльфаСтрахование", направлено заявление о страховом случае, с уведомлением о переуступке права требования с приложением всех подтверждающих документов. (т. 1 л.д. 18).
Страховщиком 04.06.2018 был произведён осмотр автомобиля, что подтверждается актом осмотра ТС от 04.06.2018 (т. 1 л.д. 93-94).
05.06.2018 ООО "Компакт Эксперт" составлено экспертное заключение N 3792/ПВУ/00912/18 о стоимости восстановительного ремонта ТС (т. 1 л.д. 95-106). Заказчиком экспертизы выступило АО "АльфаСтрахование".
На основании данного акта осмотра АО "АльфаСтрахование" было выдано направление на ремонт на СТОА к ИП Яхияеву Д.Р. (т. 1 л.д. 109).
Истец предоставил поврежденный автомобиль на станцию, сотрудниками данной станции автомобиль был осмотрен.
19.06.2018 истец обратился с письменный заявлением в страховую компанию и просил в течении 7 календарных дней согласовать сроки предоставления поврежденного транспортного средства Toyota Corolla, государственный регистрационный номер Т 780 BP 30 регион, на ремонт, а также о выдачи калькуляции восстановительного ремонта со станцией ИП Яхияева Д.Р.
05.07.2018 истец обратился с заявлением к Ответчику о выплате страхового возмещения по страховому случаю в денежной форме, указав, что ТС Toyota Corolla, государственный регистрационный намер Т 780 ИР 30 регион на ремонт не поставлено, выданное направление на ремонт на станцию СТОА ИП Яхияеву Д. Р., является недействительным, так как не согласован срок предоставления транспортного средства на ремонт. Также, истец известил АО "АльфаСтрахование" об организации повторного осмотра поврежденного транспортного средства.
Истец, основываясь на пункте I статьи 16.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" для восстановления нарушенного права, за свой счет, с привлечением Общества с ограниченной ответственностью "Астраханская независимая оценка" произвел оценку стоимости восстановительного ремонта, поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия транспортного средства.
Согласно подготовленного ООО "АНО" экспертного заключения N 131/1/7/18 (т. 1 л.д. 25-32) стоимость восстановительного ремонта транспортного средства с учетом износа составляет 35 200 рублей. Стоимость услуг эксперта составила 5 000 рублей.
16.07.2018 истец обратился к ответчику с досудебным заявлением о выплате страхового возмещения на основании предоставленного отчета независимой экспертизы, приложив оригинал экспертного заключения (т. 1 л.д. 24).
В связи с тем, что ответчиком не представлено доказательств выплаты, и возмещения убытков, обязанность выплатить которые возникла вследствие причинения механических повреждений в ДТП, истец обратился в суд.
Суд первой инстанции, установив нарушение ответчиком требований к организации восстановительного ремонта и несоответствие выданного истцу направления на ремонт требованиям Закона об ОСАГО, счел исковые требования обоснованными.
Суд апелляционной инстанции считает обжалованное решение подлежащим отмене ввиду неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 929 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого был заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортного средства, в пределах страховой суммы, установленной Законом об ОСАГО, путем предъявления страховщику заявления о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и документов, предусмотренных правилами обязательного страхования.
Согласно пункту 3 статьи 11 Закона об ОСАГО, если потерпевший намерен воспользоваться своим правом на страховое возмещение, он обязан при первой возможности уведомить страховщика о наступлении страхового случая и в сроки, установленные правилами обязательного страхования, направить страховщику заявление о страховом возмещении и документы, предусмотренные правилами обязательного страхования.
Заявление о страховом возмещении в связи с причинением вреда имуществу потерпевшего направляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред, а в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 14.1 Закона об ОСАГО, страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность потерпевшего, направляется заявление о прямом возмещении убытков (пункт 1 статьи 12 Закона об ОСАГО).
В пункте 21 статьи 12 Закона об ОСАГО предусмотрено, что в течение 20 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, а в случае, предусмотренном пунктом 15.3 статьи 12 Закона об ОСАГО, 30 календарных дней, за исключением нерабочих праздничных дней, со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховом возмещении или прямом возмещении убытков и приложенных к нему документов, предусмотренных правилами обязательного страхования, страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или после осмотра и (или) независимой технической экспертизы поврежденного транспортного средства выдать потерпевшему направление на ремонт транспортного средства с указанием станции технического обслуживания, на которой будет отремонтировано его транспортное средство и которой страховщик оплатит восстановительный ремонт поврежденного транспортного средства, и срока ремонта либо направить потерпевшему мотивированный отказ в страховом возмещении.
В рассматриваемом случае договоры ОСАГО причинителя вреда и потерпевшего были заключены после 28 апреля 2017 года, в связи с чем, следует исходить из того, что страховое возмещение по данному страховому случаю подлежит выплате в виде восстановительного ремонта транспортного средства.
Согласно пункту 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО страховое возмещение вреда, причиненного легковому автомобилю, находящемуся в собственности гражданина и зарегистрированному в Российской Федерации, осуществляется (за исключением случаев, установленных пунктом 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО) в соответствии с пунктом 15.2 статьи 12 Закона об ОСАГО или в соответствии с пунктом 15.3 статьи 12 Закона об ОСАГО путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего (возмещение причиненного вреда в натуре).
Страховщик после осмотра поврежденного транспортного средства потерпевшего и (или) проведения его независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт на станцию технического обслуживания и осуществляет оплату стоимости проводимого такой станцией восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в размере, определенном в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, с учетом положений абзаца второго пункта 19 статьи 12 Закона об ОСАГО.
Указанная норма введена Федеральным законом от 28 марта 2017 года N 49-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", вступившим в силу 28 апреля 2017 года.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 57 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", если договор обязательного страхования заключен причинителем вреда после 27 апреля 2017 года, страховое возмещение вреда в связи с повреждением легкового автомобиля, находящегося в собственности гражданина (в том числе имеющего статус индивидуального предпринимателя) и зарегистрированного в Российской Федерации, в силу пункта 15.1 статьи 12 Закона об ОСАГО осуществляется путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта (обязательный восстановительный ремонт).
Согласно пункту 15.2 статьи 12 Закона об ОСАГО требованиями к организации восстановительного ремонта являются в том числе:
срок проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (но не более 30 рабочих дней со дня представления потерпевшим такого транспортного средства на станцию технического обслуживания или передачи такого транспортного средства страховщику для организации его транспортировки до места проведения восстановительного ремонта);
критерии доступности для потерпевшего места проведения восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства (при этом по выбору потерпевшего максимальная длина маршрута, проложенного по дорогам общего пользования, от места ДТП или места жительства потерпевшего до станции технического обслуживания не может превышать 50 километров, за исключением случая, если страховщик организовал и (или) оплатил транспортировку поврежденного транспортного средства до места проведения восстановительного ремонта и обратно);
требование по сохранению гарантийных обязательств производителя транспортного средства (восстановительный ремонт транспортного средства, с года выпуска которого прошло менее двух лет, должен осуществляться станцией технического обслуживания, являющейся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными на территории Российской Федерации и осуществляющими сервисное обслуживание таких транспортных средств от своего имени и за свой счет в соответствии с договором, заключенным с производителем и (или) импортером (дистрибьютором) транспортных средств определенных марок).
Если у страховщика заключен договор на организацию восстановительного ремонта со станцией технического обслуживания, которая соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик направляет его транспортное средство на эту станцию для проведения восстановительного ремонта такого транспортного средства.
Если ни одна из станций, с которыми у страховщика заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, не соответствует установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта в отношении конкретного потерпевшего, страховщик с согласия потерпевшего в письменной форме может выдать потерпевшему направление на ремонт на одну из таких станций. В случае отсутствия указанного согласия возмещение вреда, причиненного транспортному средству, осуществляется в форме страховой выплаты.
В пункте 17 статьи 12 Закона об ОСАГО установлено, что если в соответствии с абзацем вторым пункта 15 или пунктами 15.1 - 15.3 статьи 12 Закона об ОСАГО возмещение вреда осуществляется путем организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, потерпевший указывает это в заявлении о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.
Страховщик размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информацию о перечне станций технического обслуживания, с которыми у него заключены договоры на организацию восстановительного ремонта, с указанием адресов их места нахождения, марок и года выпуска обслуживаемых ими транспортных средств, примерных сроков проведения восстановительного ремонта в зависимости от объема выполняемых работ и загруженности, сведений об их соответствии установленным правилами обязательного страхования требованиям к организации восстановительного ремонта и поддерживает ее в актуальном состоянии. Страховщик обязан предоставлять эту информацию потерпевшему (выгодоприобретателю) для выбора им станции технического обслуживания при обращении к страховщику с заявлением о страховом возмещении или прямом возмещении убытков.
Изменение объема работ по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства, срока и условий проведения восстановительного ремонта должно быть согласовано станцией технического обслуживания со страховщиком и потерпевшим.
Порядок урегулирования вопросов, связанных с выявленными скрытыми повреждениями транспортного средства, вызванными страховым случаем, определяется станцией технического обслуживания по согласованию со страховщиком и с потерпевшим и указывается станцией технического обслуживания при приеме транспортного средства потерпевшего в направлении на ремонт или в ином документе, выдаваемом потерпевшему.
Порядок урегулирования вопросов оплаты ремонта, не связанного со страховым случаем, определяется станцией технического обслуживания по согласованию с потерпевшим и указывается станцией технического обслуживания в документе, выдаваемом потерпевшему при приеме транспортного средства на ремонт.
В направлении на ремонт, выдаваемом страховщиком на основании абзаца второго пункта 15 статьи 12 Закона об ОСАГО, указывается возможный размер доплаты, вносимой станции технического обслуживания потерпевшим за восстановительный ремонт на основании абзаца второго пункта 19 статьи 12 Закона об ОСАГО.
В случае, если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, подлежащего оплате страховщиком в соответствии с пунктом 15.2 или 15.3 статьи 12 Закона об ОСАГО, превышает установленную подпунктом "б" статьи 7 Закона об ОСАГО страховую сумму или максимальный размер страхового возмещения, установленный для случаев оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, либо если в соответствии с пунктом 22 статьи 12 Закона об ОСАГО все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред и потерпевший в письменной форме выражает согласие на внесение доплаты за проведение восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства, страховщик определяет размер доплаты, которую потерпевший должен будет произвести станции технического обслуживания, и указывает его в выдаваемом потерпевшему направлении на ремонт.
Обязательства страховщика по организации и оплате восстановительного ремонта транспортного средства потерпевшего, принятые им на основании абзаца второго пункта 15 или пунктов 15.1 - 15.3 статьи 12 Закона об ОСАГО, считаются исполненными страховщиком надлежащим образом с момента получения потерпевшим отремонтированного транспортного средства.
Ответственность за несоблюдение станцией технического обслуживания срока передачи потерпевшему отремонтированного транспортного средства, а также за нарушение иных обязательств по восстановительному ремонту транспортного средства потерпевшего несет страховщик, выдавший направление на ремонт.
В пункте 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" разъяснено, что в случае организации и оплаты страховщиком восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания между страховщиком, потерпевшим и станцией технического обслуживания должно быть достигнуто соглашение о сроках, в которые станция технического обслуживания производит восстановительный ремонт транспортного средства потерпевшего, и о полной стоимости ремонта. О достижении такого соглашения свидетельствует получение потерпевшим направления на ремонт. В направлении на ремонт указываются согласованные срок представления потерпевшим поврежденного транспортного средства на ремонт, срок восстановительного ремонта, полная стоимость ремонта без учета износа комплектующих изделий, подлежащих замене при восстановительном ремонте, возможный размер доплаты (пункты 15.1, 17 статьи 12 Закона об ОСАГО).
Если стоимость восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства выше страховой суммы, предусмотренной статьей 7 Закона об ОСАГО, потерпевший выплачивает станции технического обслуживания разницу между страховой выплатой и стоимостью восстановительного ремонта.
Удовлетворяя исковые требования о взыскании страхового возмещения в виде денежных средств, суд первой инстанции пришел выводу о ненадлежащем исполнении ответчиком обязательств по договору ОСАГО.
Как следует из материалов дела, страховщик - АО "АльфаСтрахование" 04.06.2018 осмотрел транспортное средство. На основании Акта осмотра страховщик рассчитал стоимость восстановительного ремонта поврежденного автомобиля, которая составила с учетом износа 20 885,50 рублей.
06.06.2018 на почтовый адрес истца указанный в заявлении, Страховщик направил с сопроводительным письмом направление на ремонт, с указанием размера доплаты, срока ремонта, полной стоимости ремонта и срока предоставления автомобиля на СТОА ИП Яхияеву Д.В.. Письмо было получено адресатом.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что направление на ремонт от 06.07.2018, выданное истцу не соответствует установленным требованиям, поскольку в нем не указан срок представления потерпевшим поврежденного транспортного средства на ремонт. Также судом первой инстанции отмечено, что при натуральной форме возмещения закон не освобождает страховщика от обязанности определить размер ущерба. На основании изложенного судом сделан вывод о том, что в рассматриваемом случае страховщик допустил нарушения, установленные при организации ремонта поврежденного автомобиля потерпевшего, не принял необходимых мер для выдачи надлежащего направления на ремонт с указанием необходимых в силу закона сведений.
Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворении исковых требований необоснованными.
Исходя из требований пунктов 15.1 - 15.3 статьи 12 Закона об ОСАГО, пунктов 14.17, 14.22 Правил ОСАГО, правовой позиции, изложенной в пунктах 57, 58, 60, 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", суд апелляционной инстанции считает, что в рассматриваемом случае с учетом того, что страховой полис выдан виновнику ДТП после 28 апреля 2017 года, ДТП произошло 25.05.2018, вред, причиненный транспортному средству потерпевшего, должен быть возмещен путем организации восстановительного ремонта на СТОА по направлению страховщика, за исключением случаев, указанных в пункте 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО.
Спорное направление на ремонт от 06.06.2018 содержит следующие сведения: срок проведения восстановительного ремонта (направление на ремонт действительно в течение месяца со дня выдачи), дата выдачи - 06.06.2018, стоимость восстановительного ремонта (согласно расчета по ЕМ без учета износа) составляет 29 900 руб., размер доплаты - 0 руб., указан перечень поврежденных деталей, объем ремонтных работ.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что страховой компанией не согласован срок предоставления транспортного средства на ремонт, данное обращение оставлено ответчиком без ответа. 05.07.2018 истец известил страховую компанию об организации повторного осмотра транспортного средства. По утверждению истца данное заявление также оставлено ответчиком без ответа.
С учетом доводов истца и представленных в обоснование позиции по делу доказательств, арбитражный суд пришел к выводу о том, что страховщик допустил нарушения, установленные при организации ремонта поврежденного автомобиля потерпевшего, не принял необходимых мер для выдачи надлежащего направления на ремонт с указанием необходимых в силу закона сведений.
Апелляционная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции.
В материалы дела представлено письмо от 16.07.2018 N 0205/4539 40 (т. 1 л.д. 115) страховой компании, направленное в адрес истца. В данном письме содержатся разъяснения, согласно которым в соответствии со ст. 12 п. 15.2 Федерального закона N 40-ФЗ срок направления на ремонт составляет 30 рабочих дней со дня предоставления потерпевшим такого транспортного средства на СТОА. Для получения направления на ремонт с актуальным сроком действия, рекомендовано обратиться в Управление урегулирования убытков АО "АльфаСтрахование", после получения направления - предоставить транспортное средство на СТОА.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что истец и ответчик, не указав в направлении на ремонт конкретную дату предоставления транспортного средства, фактически согласовали возможность представления потерпевшим поврежденного транспортного средства на ремонт в любое время в течение месяца с 06.06.2018, как указано в уведомлении.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Истец не представил доказательств того, что страховая компания не выполнила обязанности по осмотру и направлению транспортного средства на ремонт в установленном порядке.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что ООО "Патриот" обратилось к ответчику с заявлением о выплате страхового возмещения денежных средств, не представив транспортное средство на ремонт. При этом, каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что потерпевшим транспортное средство представлено на СТОА, но последняя отказалось принять его на ремонт, материалы дела не содержат.
Суд апелляционной инстанции не согласен с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворении исковых требований.
Спорное направление на ремонт содержит все необходимые сведения, а именно: срок проведения восстановительного ремонта (направление на ремонт действительно в течение месяца со дня выдачи), дата выдачи - 06.06.2018, стоимость восстановительного ремонта (согласно расчета по ЕМ без учета износа) составляет 29 900 руб., размер доплаты - 0 руб., перечень поврежденных деталей, объем ремонтных работ.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что выданное АО "АльфаСтрахование" направление на ремонт соответствует требованиям статьи 12 Закона об ОСАГО.
Судом апелляционной инстанции установлено, что обстоятельства, предусмотренные пунктом 16.1 статьи 12 Закона об ОСАГО для страхового возмещения в денежной форме, в рассматриваемом случае отсутствуют.
При указанных обстоятельствах оснований для страхового возмещения в виде выплаты истцу денежных средств не имеется.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что истцом не представлено доказательств уклонения ответчика от своих обязательств по договору ОСАГО по возмещению вреда в связи с наступлением страхового случая либо наличия существенных обстоятельств, ставящих под угрозу возможность осуществления ремонта транспортного средства в установленный срок. В рассматриваемом случае ДТП произошло 25.05.2018. Договор уступки права требования N 7 подписан потерпевшим и истцом 29.05.2018. Доказательств обращения потерпевшего с заявлением к страховщику до заключения договора уступки права требования и получения потерпевшим отказа в выдаче направления на ремонт в материалы дела не представлено.
В рассматриваемом случае предусмотренный законодательством способ восстановления нарушенного права потерпевшего посредством направления поврежденного автомобиля на СТОА не является альтернативным по отношению к денежному возмещению.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для удовлетворения иска и возмещения судебных расходов, в связи с чем, решение суда первой инстанции подлежит отмене по правилам пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с вынесением нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы надлежит возложить на истца.
При подаче апелляционной жалобы АО "АльфаСтрахование" по платежному поручению от 24.10.2018 N 54818 уплачена государственная пошлина в размере 3000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные ответчиком в связи с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, подлежат взысканию с истца.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 06 февраля 2019 года по делу N А06-8172/2018 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Отказать Обществу с ограниченной ответственностью "Патриот" (ОГРН: 1183025002940, ИНН: 3015113362) в удовлетворении исковых требований.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Патриот" (ОГРН: 1183025002940, ИНН: 3015113362, 414000, г. Астрахань, ул. Ленина, д. 10, пом. 002) в пользу Акционерного общества "АльфаСтрахование" (ОГРН 1027739431730, ИНН 7713056834, 115162, г. Москва, ул. Шаболовка, д. 31, стр. "Б") судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 3000 (три тысячи) руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.