г. Тула |
|
6 мая 2019 г. |
Дело N А09-7833/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.05.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Большакова Д.В., судей Стахановой В.Н. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Соловьевой К.С., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "24 Градуса Брянск 2" - Глорадзе С.Н. (доверенность от 03.04.2019), в отсутствие ответчика - управления потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области (г. Брянск, ОГРН 10932554006812, ИНН 32505118814), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "24 Градуса Брянск 2" на решение Арбитражного суда Брянской области от 08.11.2018 по делу N А09-7833/2018 (судья Малюгов И.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "24 Градуса Брянск 2" (далее - ООО "24 Градуса Брянск 2", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к управлению потребительского рынка и услуг, контроля в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Брянской области (далее - управление, ответчик) о признании недействительным решения от 06.06.2018 N 54/ор об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 08.11.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда и принять новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, и неправильное истолкование закона.
Управление возражало против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Управление в судебное заседание представителя не направило, извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его отмены ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "24 Градуса Брянск 2" обратилось в управление с заявлением о выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
В ходе проведения внеплановой проверки управлением установлено, что общество не соответствует лицензионным требованиям, определенным статьями 16, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), о чем 05.07.2018 составлен акт N 289-ПР и 06.07.2018 принято решение N 62/ор об отказе в выдаче лицензии.
Общество, полагая, что данное решение является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции в Российской Федерации определены Законом N 171-ФЗ.
Государственное регулирование в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (пункт 1 статьи 1 Закона N 171-ФЗ).
В этих целях Законом N 171-ФЗ устанавливается, в том числе обязательность лицензирования указанной деятельности.
Лицензии на данный вид деятельности выдаются отдельно на розничную продажу алкогольной продукции и розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания (пункт 4 статьи 18 Закона N 171-ФЗ).
Статьей 16 Закона N 171-ФЗ установлены особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции.
В соответствии с пунктами 4, 10 статьи 16 Закона N 171-ФЗ организации при оказании услуг общественного питания должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные объекты общественного питания.
Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.
В абзаце двадцать четвертом пункта 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ определено, что запрещается розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 данного Закона.
Согласно подпункту 1 пункта 9 статьи 19 Закона N 171-ФЗ основанием для отказа в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции является несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 данного Закона.
Согласно Правилам оказания услуг общественного питания, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1036 (далее - Правила), услуги общественного питания оказываются в ресторанах, кафе, барах, столовых, закусочных и других местах общественного питания, типы которых, а для ресторанов и баров также их классы (люкс, высший, первый) определяются исполнителем в соответствии с государственным стандартом.
В силу пункта 6 Правил исполнитель услуги обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правилах и нормативных документах обязательные требования безопасности услуг для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.
На основании пункта 9 Правил к отношениям, возникающим при оказании услуг в части, не урегулированной данными Правилами, применяются правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров.
Продавец при осуществлении своей деятельности обязан соблюдать обязательные требования к организации и осуществлению торговой деятельности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 5 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55).
Согласно ГОСТ 30389-2013 "Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" предприятие (объект) общественного питания представляет собой имущественный комплекс, используемый юридическим лицом для оказания услуг общественного питания, в то числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг (пункт 3.1), бар - предприятие (объект) питания, оборудованное барной стойкой и реализующее, в зависимости от специализации, алкогольные и (или) безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, блюда, холодные и горячие закуски в ограниченном ассортименте, покупные товары (пункт 3.4).
В силу пункта 5.15 и таблицы 2 ГОСТ 30389-2013 предприятия (объекты) общественного питания типа бар подразумевает наличие в ассортиментном перечне следующих позиций: смешанные напитки, коктейли собственного производства, закуски, десерты, в том числе фирменные, горячие блюда, из полуфабрикатов промышленного изготовления, с учетом специализации предприятия. Широкий выбор алкогольных и безалкогольных напитков (для неспециализированных баров). Сопутствующие товары: табачные изделия, фирменные сувениры, печатная продукция.
В подпункте 62 пункта 2 ГОСТ 31985-2013 определено, что фирменное блюдо (изделие) - это блюдо (изделие), приготовленное по оригинальным рецептуре и технологии или из нового вида сырья и отражающее специфику предприятия питания.
В соответствии с пунктом 5.14 ГОСТ 30389-2013 предприятия (объекты) общественного питания оснащаются мебелью (столами, стульями, креслами, барными и буфетными стойками), столовой посудой и приборами, столовым бельем, предметами декора, соответствующими интерьеру помещений и тематической направленности предприятия. На предприятиях (объектах) общественного питания должны обеспечиваться стилевое единство интерьера зала, мебели и сервировки или отражаться специализация предприятия.
Как следует материалов дела, проверяемые помещения общества расположены в подвале многоквартирного жилого дома по адресу: г. Брянск, ул. Куйбышева, д. 4, помещение 1. В предполагаемом зале обслуживания посетителей при входе слева находятся 2 стола и 4 стула, на противоположной стороне помещения расположен пристенный стеллаж и высокий прилавок, вешалки в зале отсутствуют. Имеется меню на холодные и горячие закуски, фирменные блюда (чебукели, чебуреки и др.), десерт (шоколад в ассортименте), чай, алкогольную продукцию в ассортименте. При этом фирменное блюдо, представленное лицензиатом в меню (чебукели, чебуреки и др.), не отвечает требованиям вышеуказанных стандартов.
Представленная на обозрение в процессе проверки одноразовая посуда также не отвечает вышеуказанным признакам бара и является более характерным для предприятия быстрого обслуживания, в котором запрещена реализация алкогольной продукции в ночное время.
Предприятие быстрого обслуживания - предприятие (объект) питания, реализующее узкий ассортимент блюд, изделий, напитков несложного изготовления, как правило, из полуфабрикатов высокой степени готовности, и обеспечивающее минимальные затраты времени на обслуживание потребителей (пункт 3.5 ГОСТ 30389-2013).
Однако согласно заявлению общества и вывеске время работы установлено с 21-00 до 9-00 часов, в то время как пунктом 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ предусмотрен запрет на розничную продажу алкогольной продукции в ночное время.
Как правильно указал суд первой инстанции, представленные заявителем копии технического паспорта помещения, договора аренды, программы производственного контроля, должностной инструкции официанта-кассира не могут являться бесспорными доказательствами соответствия предполагаемой деятельности общества деятельности предприятия общественного питания, в частности бара.
В ходе рассмотрения дела управлением представлены сведения из реестра товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации, а также видеоматериалы из сети Интернет (https://alco-24.ru), характеризующие деятельность соответствующих маркет-баров и указывающие на связь зарегистрированного товарного знака, знака обслуживания "24 Градуса" с ООО "24 Градуса Брянск 2".
Согласно представленной информации, размещенной в общедоступных источниках, основной целью маркет-баров "24 Градуса" является создание условий, имитирующих деятельность предприятия, оказывающего услуги общественного питания с возможностью реализации алкогольной продукции в розницу в ночное время, что прямо запрещено Законом N 171-ФЗ.
Суд области правомерно счел достаточной информацию, содержащуюся как в материалах проверки, так и в общедоступных источниках, для целей установления взаимосвязи предполагаемой деятельности лицензиата ООО "24 Градуса Брянск 2" с деятельностью маркет-баров под аналогичным товарным знаком (преобладающий ассортимент - алкогольная продукция, ночное время работы, совмещение деятельности кассира и официанта, отсутствие в ассортименте фирменных и иных блюд, отсутствие условий пребывания посетителей для употребления пищи и алкогольных напитков, либо имитация таких условий).
Кроме того, суд первой инстанции справедливо отметил, что помещение для предполагаемой деятельности ООО "24 Градуса Брянск 2" находится в жилом многоквартирном доме, в то время как согласно пункту 4.10 СП 54.13330.2011 "СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные" в жилых зданиях не допускается размещать все предприятия, а также магазины с режимом функционирования после 23 ч.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1). Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2).
Оценив фактические обстоятельства дела в порядке статьи 71 АПК РФ, суд области пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований о признании недействительным решения управления от 06.06.2018 N 54/ор об отказе в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, поскольку лицензиат по характеру предполагаемой деятельности не соответствует требованиям статей 16, 26 Закона N 171-ФЗ, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 9 статьи 19 Закона N 171-ФЗ является основанием для отказа в выдаче лицензии.
Все доводы и аргументы заявителя апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции, признаются несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта и основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, обстоятельств дела.
Обжалуемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, содержащиеся в нем, выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 08.11.2018 по делу N А09-7833/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Д.В. Большаков |
Судьи |
В.Н. Стаханова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.