Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 8 августа 2019 г. N Ф05-12478/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
6 мая 2019 г. |
дело N А40-230345/18 |
Резолютивная часть постановления оглашена 23.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.05.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ТСЖ "Фрунзенская-34" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2019
по делу N А40-230345/18, принятое судьей Блинниковой И.А.
по заявлению ТСЖ "Фрунзенская-34" (ОГРН 1037739617222)
к Департаменту городского имущества г. Москвы (ОГРН 1037739510423)
третьи лица: Саргаева Э.В., Саргаев П.А.
о признании незаконным распоряжения;
при участии:
от заявителя - Отчерцова О.В. по доверенности от 30.11.2018;
от заинтересованного лица - Алиева Х.Н. по доверенности от 04.03.2019;
от третьих лиц - не явились, извещены;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2019 в удовлетворении заявления ТСЖ "Фрунзенская-34" о признании незаконным распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы от 09.02.2018 N 3989, отказано.
В качестве третьих лиц в деле участвуют Саргаева Э.В., Саргаев П.А.
Заявитель не согласился с выводами суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
В судебном заседании представители заявителя и Департамента поддержали свои доводы и возражения.
Третьи лица в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 121, 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что распоряжением Департамента от 09.02.2018 N 3989 о перераспределении земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005017:54 и земель, находящихся в государственной собственности, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (приложение N 1 том 2 л.д. 36), образованного путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005017:54 и земель, находящихся в государственной собственности, утвержден адрес земельного участка (п. 1) - Москва, Фрунзенская набережная, влд. 36/2, установлено разрешенное использование земельного участка (п. 1) - многоэтажная жилая застройка (высотная застройка) (п. 2.6); проектная площадь земельного участка (п. 1) составляет 14.207 кв.м. (подлежит уточнению при проведении кадастровых работ); категория земель - земли населенных пунктов; указано образовать часть земельного участка: ЧЗУ1 - подлежит обременению сервитутом сквозного проезда и прохода, образовать часть земельного участка: ЧЗУ2 - подлежит обременению сервитутом совместного использования; земельный участок, расположенный в водоохранной зоне, не должен использоваться в соответствии со ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации; ГБУ МосгорБТИ обеспечить регистрацию адреса земельного участка (п. 3) в Федеральной информационной адресной системе.
03.08.2018 заявителем получена заверенная копия распоряжения Департамента.
Не согласившись с распоряжением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия оспариваемого распоряжения действующему законодательству.
Рассмотрев повторно материалы дела, проверив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 приложения 1 к постановлению Правительства г. Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества г. Москвы", Департамент городского имущества г. Москвы является функциональным органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим, в том числе функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом г. Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории г. Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества г. Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества г. Москвы, использования, охраны и учета земель на территории г. Москвы; функции по разработке и реализации государственной политики в жилищной сфере, предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище.
Таким образом, оспариваемое распоряжение издано Департмаентом в пределах предоставленных полномочий.
Из материалов дела следует, оспариваемое распоряжение направлено на создание земельного участка в соответствии с действующим проектом межевания квартала путем перераспределения находящегося на кадастровом учете на рассматриваемой территории земельного участка 77:01:0005017:54 и земель, находящихся в государственной собственности.
Согласно п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с подп. 4 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Данная норма указывает на необходимость соответствия образуемых земельных участков проекту межевания территории, в то время как данная норма не ограничивает инструментарий образования таких земельных участков.
Образование земельного участка по межевому плану напрямую по проекту межевания без утверждения схемы его расположения осуществляется только в случае его образования из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности (публичных земель). В иных случаях образуемый земельный участок имел бы пересечение с уже существующим на его месте земельным участком, кадастровый учет которого был осуществлен ранее.
На рассматриваемой территории действует проект межевания квартала, ограниченного Комсомольским проспектом, 1-й Фрунзенской улицей, Фрунзенской набережной, 2-й Фрунзенской улицей N 01.09.058.2004, утвержденный распоряжением Департамента от 05.03.2008 N 310 "Об утверждении проектов межевания кварталов".
В настоящее время на рассматриваемой территории на кадастровый учет согласно данным ЕГРН поставлены земельный участок заявителя - ТСЖ Фрунзенская-34 (77:01:0005017:48). Земельный участок по адресу: Москва, Фрунзенская набережная, д. 36/2 (77:01:0005017:54, в отношении которого принято оспариваемое решение о перераспределении).
Из представленных графических материалов усматривается, что предлагаемый к формированию оспариваемым распоряжением земельный участок соответствует утвержденному в установленном порядке действующему проекту межевания квартала.
Согласно текстовой части проекта межевания квартала, жилому дому по адресу Фрунзенская набережная, д. 36/2 выделяется участок N 6 на плане межевания (придомовая озелененная территория с детской площадкой, автостоянкой и местным подъездом к дому) размером 1, 434 га при норме не более 2, 672 га.
Исходя из проекта межевания квартала, действующего с 2008, детская площадка и автостоянка не принадлежали и не относились к многоквартирному дому N 34 по Фрунзенской набережной, в связи с чем, оспариваемым распоряжением права и законные интересы заявителя не нарушены.
В данном случае, имеет место не первичное образование (формирование) земельного участка из публичных земель, а преобразование уже существующего и поставленного на кадастровый учет земельного участка 77:01:0005017:54 в целях приведения его в соответствие с утвержденным проектом межевания территории квартала, что полностью согласуется с положениями подп. 4 п. 3 ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу, которым указанные лица владеют, пользуются и в установленных Жилищным кодексом Российской Федерации и гражданским законодательством пределах распоряжаются (ч. ч. 1 и 2).
В соответствии с п. 3 ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Согласно п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (п. 5 ст. 36).
В силу ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован и в отношении которого не проведен государственный кадастровый учет, не могут без проведения общего собрания собственников потребовать формирования земельного участка и тем самым - реализации права, вытекающего из ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, хотя они фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован.
Поэтому их обращение с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений. Кроме того, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным.
В рамках действующего правового регулирования это означает сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства -единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Таким образом, обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Вывод арбитражного суда об отсутствии у Департамента правовых оснований для принятия данного распоряжения, является правомерным.
В границах земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005017:54 расположен многоквартирный жилой дом N 36/2 (77:01:0005017:1046).
Согласно выписке из ЕГРН в данном многоквартирном доме расположена квартира N 347 площадью 153,9 кв.м., находящаяся в общей долевой собственности Саргаевой Э.В. регистрационная запись от 18.08.2003 N 77-01/13-497/2003-503 и Саргаева П.А. регистрационная запись от 18.08.2003 N 77-01/13-497/2003-503.
Саргаева Э.В. обратилась в Департамент с заявлениями от 17.01.2018 N 33-5-3922/18 и дополнительно 24.01.2018 N 33-6-20514/18 о формировании земельного участка под многоквартирным домом по адресу: Москва, Фрунзенская набережная д. 36/2.
Данное обращение является для Департамента основанием для принятия соответствующих решений по формированию земельного участка под многоквартирным домом, в котором расположена квартира заявителя - Саргаевой Э.В.
В рамках исполнения данных заявок Департаментом издано оспариваемое распоряжение.
Доводы заявителя об отсутствии правовых оснований для перераспределения земельных участков основаны на применении нормы права, не подлежащей применению.
Согласно данных ЕГРН, на земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005017:54 права не зарегистрированы.
Диспозиция ст. 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации не соответствует фактическим обстоятельствам дела, в силу чего данная норма не подлежит применению к рассматриваемым правоотношениям.
Согласно п. 3 ст. 39.27 Земельного кодекса Российской Федерации в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и право распоряжения которыми, принадлежит одному и тому же исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, такое перераспределение осуществляется на основании решения соответствующего органа.
Таким образом, в рассматриваемом случае не требовалось заключения дополнительных соглашений о перераспределении земель, а такое перераспределение могло, и было осуществлено по решению органа исполнительной власти - Департамента городского имущества г. Москвы.
Земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005017:54 не обременен каким-либо правами в пользу ТСЖ "Фрунзенская-34".
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Согласно проекту межевания с 2008 детская площадка, озелененная территория и автостоянка отнесены к многоквартирному дому N 36/2, а не к дому N 34, в виду чего, доводы заявителя о необходимости получения его согласия на такое перераспределение ошибочны.
В соответствии Правилами землепользования и застройки г. Москвы, утвержденными постановлением Правительства г. Москвы от 28.03.2017 N 120-ПП, земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005017:54 полностью расположен в территориальной зоне с индексом "Ф" - зона сохраняемого землепользования, (квадрат G6-1-1-4, Раздел 1 книги 2 Правил землепользования и застройки г. Москвы).
Во всех территориальных зонах сохраняемого землепользования в качестве основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства устанавливаются виды разрешенного использования упомянутых земельных участков и объектов капитального строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН.
Согласно данным БТИ здание с кадастровым номером 77:01:0005017:1046 -многоквартирный жилой дом.
Вместе с тем, земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005017:54 имеет разрешенное использование "для объектов общественно-делового значения".
На данный земельный участок действовал договор аренды N М-01-028469 со множественностью лиц на стороне арендатора, заключенный между Департаментом и арендатором N 1 - Банк внешней торговли - для эксплуатации части здания под отделение банка; арендатором N 2 - ООО "ТПФ "Рувас" - для эксплуатации части здания под торговые цели.
Данный договор прекратил свое действие с арендатором N 1 - 22.03.2012, с арендатором N 2 - 31.03.2010.
В настоящее время при образовании земельного участка согласно оспариваемому распоряжению вид разрешенного использования устанавливается согласно функциональному назначению объекта капитального строительства -многоквартирного жилого дома 77:01:0005017:1046 согласно данным БТИ, что соответствует требованиям правил землепользования и застройки г. Москвы.
Кроме того, ранее Департаментом издано распоряжение от 31.01.2018 N 2626 в целях уточнения границы земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005017:54 в существующих границах и привести разрешенное использование земельного участка в соответствие с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540.
Таким образом, распоряжение Департамента городского имущества г. Москвы от 09.02.2018 N 3989 соответствует действующему законодательству, не нарушает прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности, выводы суда об обоснованности оспариваемого акта признаются судом апелляционной инстанции правомерными.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.02.2019 по делу N А40-230345/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.