г. Самара |
|
6 мая 2019 г. |
Дело N А55-31538/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 6 мая 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Бросовой Н.В., Кузнецова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Степаненко О.В.,
при участии:
от ответчика - директор Червякова Т.В., паспорт; представитель Маркин А.А., доверенность N 1 от 22.01.2019;
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 апреля 2019 года апелляционную жалобу Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 96" городского округа Самара на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 февраля 2019 года по делу N А55-31538/2018 (судья Селиваткин П.В.),
по иску акционерного общества "Водные технологии" (ИНН 3328462474, ОГРН 1083328007179) Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад комбинированного вида N 96" городского округа Самара (ИНН 6314015070, ОГРН 1026300899151) о взыскании задолженности в размере 47 055 руб. 84 коп.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Водные технологии" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению "Детский сад комбинированного вида N 96" (далее - ответчик, учреждение) о взыскании задолженности в размере 47 055 руб. 84 коп. за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за период январь - декабрь 2017 года.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.02.2019 по делу N А55-31538/2018 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, производство по делу прекратить.
В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявитель жалобы ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального права.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2019 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 25.04.2019 на 17 час. 30 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Представитель истца в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
В представленном возражении на апелляционную жалобу истец просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
В соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции принял определение о рассмотрении дела в отсутствие истца.
Выслушав объяснения представителей ответчика, поддержавших апелляционную жалобу, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции считает обжалуемое решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Между обществом (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и учреждением (абонент) был заключен государственный (муниципальный) контракт холодного водоснабжения и водоотведения N 2-130 от 30.12.2016 (далее - контракт) по условиям которого общество, осуществляющее холодное водоснабжение и водоотведения, обязалось подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть от централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, осуществлять прием сточных вод, а абонент - оплачивать холодную (питьевую) воду, оплачивать услуги водоотведения (пункт 1. контракта).
Контракт вступает в силу 01.01.2017 и действует до 31.12.2017.
Согласно пункту 11. контракта размер платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также размер оплаты сточных вод в связи с нарушением абонентом нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод рассчитываются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В обоснование исковых требований истец сослался на то, что на протяжении 2017 года общество осуществляло прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, обеспечивало их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.
Как указал истец, пунктом 123 (4) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) установлено, что для абонентов, являющихся предприятиями общественного питания, или осуществляющих производство готовых пищевых продуктов и блюд, к каковым, по мнению истца, относится учреждение, в случае, если объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов абонента составляет менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, или в случае отсутствия технической возможности осуществить отбор проб сточных вод абонента, относящегося к указанным отраслям (осуществляющего указанное производство), в отдельном контрольном канализационном колодце без учета сточных вод иных абонентов, в том числе если объект абонента расположен во встроенном (пристроенном) нежилом помещении в многоквартирном доме при отсутствии отдельного канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения или абонентом осуществляется сброс сточных вод через один канализационный выпуск и (или) в один контрольный канализационный колодец совместно с иными абонентами, расчет платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения определяется по формуле.
Данный пункт Правил N 644 был введен Постановлением Правительства Российской Федерации 03.11.2016 N 1134 и вступил в законную силу с 01.01.2017.
Таким образом, по мнению истца, начиная с 01.01.2017, у ответчика появилась обязанность по оплате негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения.
Согласно представленному расчету задолженность учреждения по оплате негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения за период январь-декабрь 2017 года составляет 47 055 руб. 84 коп.
Неисполнение ответчиком обязательства по оплате задолженности в досудебном порядке послужило основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Ответчик иск не признал, считая требования истца неправомерными.
Разрешая спор, суд первой инстанции признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Повторно рассматривая дело, арбитражный апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска, не соответствующими обстоятельствам дела, а решение суда - принятым с неправильным применением норм материального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон (статья 544 ГК РФ).
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), а также Правилами N 644, Правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
В силу части 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием указанных веществ и микроорганизмов на работу централизованной системы водоотведения, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В пункте 111 Правил N 644 предусмотрено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения.
Как установлено пунктом 113 Правил N 644, сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям:
а) запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4;
б) значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (далее - максимальные допустимые значения показателей и концентраций), по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом 118 Правил N 644 в случае, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, иные вещества и микроорганизмы, негативно воздействующие на работу такой системы, не отвечающие требованиям, установленным пунктами 113 и 114 настоящих Правил, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, в порядке и размере, которые определены настоящими Правилами.
Таким образом, обязанность абонента по компенсации организации, осуществляющей водоотведение, расходов, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, установлена только в случае обнаружения в сточных водах абонента превышений, максимальных допустимых значений показателей и концентраций загрязняющих веществ.
Частью 1 статьи 30 Закона N 416-ФЗ в редакции, действующий в момент возникновения спорных правоотношений, установлено, что контроль состава и свойств сточных вод, отводимых абонентами в централизованную систему водоотведения, осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, либо уполномоченной ею организацией в соответствии с программой контроля состава и свойств сточных вод в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок установлен Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525), в силу пункта 3 которых контроль состава и свойств сточных вод включает в себя отбор проб сточных вод и их последующий анализ.
Согласно пунктам 18, 22, 27 Правил N 525 отбор проб сточных вод осуществляется организацией, осуществляющей водоотведение, из контрольных канализационных колодцев, указанных в программе контроля состава и свойств сточных вод или договоре водоотведения, едином договоре холодного водоснабжения и водоотведения.
Между тем, из материалов дела следует, что в спорный период истец не производил отбор проб принимаемых в канализационную систему сточных вод ответчика.
Доказательств обнаружения в сточных водах абонента превышений, максимальных допустимых значений показателей и концентраций загрязняющих веществ, истец не представил.
Кроме того, из пункта 123(4) Правил N 644 следует, что законодатель предусмотрел упрощенный порядок определения платы за негативное воздействие на работу централизованных систем водоотведения для тех абонентов, чья основная хозяйственная деятельность независимо от объема сбросов в централизованную канализационную систему является заведомо опасной в связи с концентрацией в данных сбросах химических веществ и соединений, потенциально превышающих установленные нормативы и неблагоприятно воздействующих на систему канализационных сетей.
Следовательно, для осуществления расчетов по приведенной в пункте 123(4) Правил N 644 формуле, абонент (ответчик) должен одновременно соответствовать нескольким критериям: осуществлять ходя бы один из перечисленных в названном пункте видов производственной деятельности; объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов такого абонента должен составлять менее 30 куб. метров в сутки суммарно по всем канализационным выпускам, либо на объекте данного абонента отсутствует техническая возможность осуществить отбор проб сточных вод абонента (осуществляющего указанное производство) без учета сточных вод иных абонентов.
В рассматриваемом случае истец считал, что ответчик осуществляет деятельность по приготовлению пищи для обеспечения питанием его воспитанников в столовой, т.е. посредством осуществления хозяйственной деятельности, характерной для предприятия общественного питания.
Общие понятия, типы предприятий питания, требования к таким предприятиям (объектам) общественного питания содержатся в "ГОСТ 31985. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Термины и определения" (далее - ГОСТ 31985-2013), "ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" (далее - ГОСТ 30389-2013).
Согласно пункту 3 ГОСТ 31985-2013 предприятие общественного питания (предприятие питания) - объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в т.ч. пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей.
Понятие такого предприятия общественного питания как столовая приведено в пункте 3.8 ГОСТ 30389-2013: предприятие (объект) общественного питания, осуществляющее приготовление и реализацию с потреблением на месте разнообразных блюд и кулинарных изделий в соответствии с меню, различающимся по дням недели.
Виды экономической деятельности, осуществляемые субъектами хозяйственной деятельности содержатся и классифицированы в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности "ОК 029 (КДЕС Ред. 2) (далее - ОКВЭД2), который используется при решении задач, связанных в том числе с определением основного и дополнительных видов экономической деятельности, осуществляемых хозяйствующими субъектами и входит в состав Национальной системы стандартизации Российской Федерации (введение к ОКВЭД2).
В соответствии с пунктом 6 Положения о разработке, принятии, введении в действие, ведении и применении общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области", общероссийские классификаторы используются в правовых актах в социально-экономической области для однозначной идентификации объектов правоотношений. Применение общероссийских классификаторов обеспечивается путем прямого использования общероссийских классификаторов без изменения принятых в них кодов и наименований позиций (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.08.2016 N 5-АПГ16-36).
Деятельность предприятий общественного питания включена в группировку экономической деятельности 56 "Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков" раздел С "Обрабатывающие производства". Эта группировка включает услуги по предоставлению продуктов питания и напитков, готовых к употреблению непосредственно на месте и предлагаемых в традиционных ресторанах, заведениях самообслуживания, на предприятиях питания, отпускающих продукцию на вынос, а также прочих предприятиях питания, работающих на постоянной или временной основе, с предоставлением мест для сидения или без. То есть данным раздел включает деятельность по подготовке пищевых продуктов для немедленного потребления в помещениях.
ОКВЭД2 также содержит вид деятельности 10.85 - производство готовых пищевых продуктов и блюд. Эта группировка включает в себя: производство блюд из мяса или мяса птицы; производство рыбных блюд, включая рыбные чипсы; производство овощных блюд; производство замороженной или иным образом законсервированной пиццы; производство блюд местной и национальной кухни. Таким образом, в отличие от предприятий общественного питания, в данный раздел внесена деятельность по непосредственному производству пищевых продуктов, для целей реализации неопределенному кругу лиц и несвязанную с непосредственным потреблением такой продукции в месте ее производства.
Из приведенных характеристик следует, что деятельность в сфере общественного питания, равно как и деятельность в сфере производства готовых пищевых продуктов и блюд является профессиональной деятельностью субъектов экономической деятельности, направленной на получение коммерческого результата, т.е. прибыли.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом экономической деятельности ответчика является образование дошкольное.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" организация питания обучающихся, возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.
Как указано в пункте 2.1 СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45, питание обучающихся в образовательных учреждениях обеспечивают организации общественного питания, которые осуществляют деятельность по производству кулинарной продукции, мучных кондитерских и булочных изделий и их реализации.
При этом, в базовых организациях школьного питания, столовых образовательных учреждений, работающих на продовольственном сырье и (или) полуфабрикатах, должны быть предусмотрены объемно-планировочные решения, набор помещений и оборудование, позволяющие осуществлять приготовление безопасной, и сохраняющей пищевую ценность, кулинарной продукции, и ее реализацию.
Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в соответствии с пунктом 4 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. В этом случае на некоммерческую организацию в части осуществления приносящей доход деятельности распространяются положения законодательства, применимые к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6 ГК РФ).
Таким образом, вывод суда об осуществлении ответчиком деятельности по производству готовых пищевых продуктов и блюд в силу возложенной на учреждение обязанности по организации питания обучающихся, является ошибочным, поскольку организация питания обучающихся не тождественна деятельности по производству готовых пищевых продуктов и блюд, как самостоятельному виду экономической деятельности, предусмотренному группировкой 10.85 ОКВЭД2, и не обладает признаками профессиональной коммерческой деятельности, и представляет собой комплекс организационно-технических мероприятий с соблюдением санитарно-эпидемиологических требований, направленных на обеспечение воспитанников питанием в целях реализации задач учреждения. По сути, питание организуется для внутреннего потребления воспитанников.
Оценив совокупность представленных в материалы дела доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку истцом в нарушение статьи 65 АПК РФ не представлены доказательства того, что ответчик обладает признаками абонента, указанными в пункт 123(4) Правил N 644, как и доказательства обнаружения в сточных водах абонента превышений, максимальных допустимых значений показателей и концентраций загрязняющих веществ.
Учитывая изложенное и на основании пунктов 2, 3, 4 части 1, пункта 3 части 2 статьи 270 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд считает необходимым решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В соответствии с частями 1, 5 статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по иску в размере 2 000 руб. и по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб. подлежат отнесению на истца.
Поскольку при подаче иска истцу предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, последняя подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26 февраля 2019 года по делу N А55-31538/2018 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Исковые требования оставить без удовлетворения, судебные расходы по иску и по апелляционной жалобе отнести на истца.
Взыскать с акционерного общества "Водные технологии" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в размере 2 000 руб.
Взыскать с акционерного общества "Водные технологии" в пользу Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения "Детский сад комбинированного вида N 96" городского округа Самара 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
Н.В. Бросова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.