Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 августа 2019 г. N Ф01-3846/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
06 мая 2019 г. |
Дело N А43-46252/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.04.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 06.05.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интерьер Групп" (ИНН 7838497633, ОГРН 1137847438563) на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.02.2019 по делу N А43-46252/2018, принятое судьей Вершининой Е.И., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Интерьер Групп" о признании незаконным заключения Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 22.10.2018 N 2280-ФАС 52-02/18.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Интерьер Групп" - Воронов А.А. по доверенности от 05.12.2018 сроком действия до 30.06.2019;
Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области - Комаров И.А. по доверенности от 15.02.2019 N МТ-02/78 сроком действия 1 год.
Акционерное общество "Атомстройэкспорт" - надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечило.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области (далее - Управление) 18.10.2018 поступило обращение акционерного общества "Атомстройэкспорт" о признании общества с ограниченной ответственностью "Интерьер Групп" (далее - Общество) уклонившимся от заключения контракта и о включении сведений об Обществе в Реестр недобросовестных поставщиков.
По результатам рассмотрения заявления акционерного общества "Атомстройэкспорт" Управление 22.10.2018 вынесло заключение N 2280-ФАС 52-02/18 (рнп) о признании Общества уклонившимся от заключения договора на поставку мебели офисной в Иран (лот 575Пр/ЗП-018).
Не согласившись с указанным заключением от 22.10.2018 N 2280-ФАС 52-02/18 (рнп), Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании его незаконным.
Решением от 11.02.2019 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество ссылается на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Указывает, что задержка в подписании договора связана с невозможностью получения поставщиком платежа в Российской Федерации в валюте Республики Иран. Общество не уклонялось от подписания контракта, данный договор был подписан с незначительным опозданием на два дня и сразу направлен заказчику.
Кроме того, по мнению заявителя апелляционной жалобы, сам проект договора поставки изначально не был разработан для российских юридических лиц, что напрямую противоречило условиям закупки.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу считает решение суда законным и обоснованным.
Акционерное общество "Атомстройэкспорт" отзыв на апелляционную жалобу в установленном законе порядке не представило, явку полномочного представителя не обеспечило.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств и предотвращения злоупотреблений со стороны недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) предусмотрено создание реестра недобросовестных поставщиков.
Частью 2 статьи 5 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что в реестр недобросовестных поставщиков включаются сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в единой информационной системе размещаются информация о закупке, в том числе извещение об осуществлении конкурентной закупки, документация о конкурентной закупке, за исключением запроса котировок, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения об осуществлении конкурентной закупки и документации о конкурентной закупке, изменения, внесенные в эти извещение и документацию, разъяснения этой документации, протоколы, составляемые в ходе осуществления закупки, итоговый протокол, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 2 Закона N 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Решением наблюдательного совета Госкорпорации "Росатом" от 07.02.2012 N 37 утвержден Единый отраслевой стандарт закупок (положение о закупках) Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".
В соответствии с частью 1 статьи 9.5 Положения о закупках под уклонением от заключения договора понимаются действия лица, с которым заключается договор: неподписание проекта договора в предусмотренный для этого в документации о закупке срок (подпункт "б"); предъявление при подписании договора встречных требований по условиям договора, противоречащих ранее установленным в закупочной документации и (или) в заявке такого участника и достигнутым в ходе преддоговорных переговоров условиям (подпункт "в").
Факт уклонения победителя закупки оформляется или подтверждается заказчиком соответствующим документов (заявлением в закупочную комиссию, письмом победителя об отказе заключить договор и т.п.) (часть 2 статьи 9.5 Положения о закупке).
При уклонении лица, с которым заключается договор, от подписания такого договора, заказчик направляет предложение в соответствующий орган о включении сведений о таком лице в РНП (подпункт "б" части 3 статьи 9.5 Положения о закупке).
В Правилах ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2012 N 1211 (далее - Правила N1211), установлено, что ведение реестра, в том числе включение в реестр и исключение из него сведений об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров (далее - недобросовестный участник закупки, поставщик (исполнитель, подрядчик)), осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на ведение реестра (далее -уполномоченный орган), на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru) (пункт 2 Правил N1211).
Уполномоченный орган проверяет наличие в представленных заказчиком документах сведений, предусмотренных пунктами 2 - 4 Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. N 1211. Уполномоченный орган осуществляет проверку представленных заказчиком документов, содержащих сведения, предусмотренные пунктами 2 - 4 Правил, в установленном им порядке (пункты 7,8 Правил N1211).
Применительно к Закону N 223-ФЗ лицо, принимая решение об участии в процедуре проведения закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных указанным Законом.
Уклонение от заключения договора может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник открытого запроса предложений по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения договора, то есть создает условия, влекущие невозможность его подписания.
Как следует из материалов дела, 01.08.2018 на официальном государственном сайте http://www.zakupki.gov.ru/, закупка 31806778679, на официальном сайте по закупкам атомной отрасли http://www.zakupki.rosatom.ru/, закупка N 180801/0536/1277, на ЭТП B2B-Center, закупка N 1067297 размещены извещение о проведении открытого одноэтапного запроса предложений в электронной форме без квалификационного отбора на право заключения контракта на поставку офисной мебели в Иран для филиала акционерного общества "Атомстройэкспорт" в Иране, и документация об электронном аукционе.
Заказчиком данной закупки выступало акционерное общество "Атомстройэкспорт", закупки которого регулируются Законом N 223-ФЗ.
Предметом контракта являлась поставка мебели офисной в Иран.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 833 198 449 Иранских риалов, включая налог на добавленную стоимость.
До окончания указанного в извещении о проведении запроса предложений срока подачи заявок - 16.08.2018 11:00 - на ЭТП B2B-Center поступило две заявки на участие в названной закупке.
Заседание закупочной комиссии по рассмотрению заявок на отборочной стадии состоялось 31.08.2018.
По результатам заседания составлен протокол от 31.08.201 N 575Пр/ЗП-018-018. Всех участников комиссия допустила к участию и признала отвечающими требованиям документации по запросу предложений.
Заседание закупочной комиссии по рассмотрению заявок на оценочной стадии состоялось 07.09.2018, по результатам которого составлен протокол N 575Пр/ЗП-018-02.
Согласно данному протоколу закупочной комиссия приняла решение о признании Общества победителем запроса предложений с ценой заявки 5 191 012 000 Иранских риалов, налогом на добавленную стоимость не облагается.
Заказчик 11.09.2018 направил Обществу на адрес электронной почты проект контракта.
Письмом от 12.09.2018 Общество подтвердило получение проекта договора.
Пунктом "а" части 1 статьи 9.1 главы 9 Положения о закупке, а также пунктом 22 документации о закупке установлено, что договор заключается в течение 20 дней, но не ранее чем через 10 дней после размещения на официальном сайте и на ЭТП протокола подведения итогов закупки.
Однако в установленный срок Общество не направило заказчику подписанный и заверенный печатью договор, а также сведения о цепочке собственников, включая бенефициаров (в том числе конечных), документы с переводом на русский язык, подтверждающие право на ведение деятельности в соответствии с законодательством Исламской Республики Иран по месту исполнения договора (регистрационный номер, национальный код, экономический код, номер расчетного счета, справка плательщика НДС ИРИ/документы подтверждающие освобождение от НДС ИРИ).
Ввиду неполучения подписанного со стороны Общества договора акционерное общество "Атомстройэкспорт" письмом от 19.09.2018 N 007/46-23/03-1751 сообщило о нарушении срока подписания договора, признании Общества уклонившимся от заключения договора и инициации процедуры по внесению Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
После получения указанного письма заказчика, уже после истечения установленного для подписания договора срока, Общество письмом от 19.09.2018 исх.N 68 уведомило заказчика об обстоятельствах непреодолимой силы, выразившихся в невозможности открытия в российских банках расчетного счета в иранской валюте, а также просило дать пояснения по произведению оплаты поставщикам-резидентам РФ, либо сменить валюту контракта на рубли, либо расторгнуть договор по соглашению сторон.
Письмом от 20.09.2018 исх. N 69 Общество подтвердило свое намерение исполнить договор поставки офисной мебели, сообщило о подписании указанного договора. Одновременно в указанном письме общество просило заказчика рассмотреть вопрос об изменении валюты договора.
В адрес заказчика и его представительства в Иранской Республике подписанный контракт направлен Обществом 20.09.2018, после истечения установленного срока.
При этом в ответ на письмо Общества от 19.09.2018 N 68 иранское представительство заказчика просило Общество предоставить для заключения контракта на условиях, предусмотренных в пакете закупочной документации данные о регистрационном номере, национальном коде, экономическом коде официального представителя общества на территории Исламской Республики Иран (ИРИ), реквизиты валютного счета в риалах ИРИ, сертификат о регистрации в управлении НДС ИРИ.
Однако указанное требование заказчика Обществом не исполнено (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют).
Кроме того, в материалах дела содержатся письма Общества от 16.10.2018 исх. N 99, 108, в соответствии с которыми Общество подтвердило факт возможности и заинтересованности в исполнении договора поставки офисной мебели, заявило об ущемлении проектом договора прав поставщиков-резидентов РФ, предложило заключить дополнительное соглашение, регламентирующее поставку товара с учетом особенностей законодательства Исламской Республики Иран.
Вместе с тем изложенная переписка Общества с заказчиком и его представительством не свидетельствует о принятии Обществом должных мер, направленных на заключение контракта.
Как следует из материалов дела, в пункте 9 Извещения о проведении закупки условие оплаты изложено следующим образом: безналичный расчет на условиях проекта договор (часть 3 Проекта договора). Форма и все условия проекта договора являются обязательными. Встречные предложения по проекту договора не допускаются. Согласно пункту 12 Извещения валюта закупки - риал ИРИ.
В подпункте 1.1 пункта 2.1.1 части 1 тома 1 закупочной документации указано, что участник закупки должен быть зарегистрирован в качестве юридического лица в установленном в РФ порядке (для российских юридических лиц).
Согласно подпункту 2.1 пункта 2.1.1 части 1 тома 1 закупочной документации если исполнение договора предусмотрено на территории иностранного государства участник закупки должен:
- иметь право на ведение деятельности в соответствии с законодательством РФ (для российских участников);
* иметь право на ведение деятельности в соответствии с законодательством государства по месту нахождения такого участника закупки (для иностранных участников);
* иметь право на ведение деятельности в соответствии с законодательством государства по месту исполнения договора (для российских и иностранных участников).
В соответствии с Проектом контракта, приложенным к закупочной документации, в качестве Поставщика указана фирма, учрежденная по законам Исламской Республики Иран (вводная часть), оплата по контракту осуществляется в риалах ИРИ (пункт 7.2).
Общество 15.08.2018 подало заявку N 1, указав при этом свое согласие на заключение договора на условиях закупки (в том числе условия о сроке подписания договора) в соответствии с требованиями закупочной документации, и обязалось в случае признания его победителем подписать со своей стороны договор (заявка от 15.08.2018 N 1).
При этом в заявке на участие в закупке Общество подтвердило, что имеет право на ведение деятельности не только в соответствии с законодательством Российской Федерации, но и в соответствии с законодательством Исламской Республики Иран, а также свое согласие на условие закупки по осуществлению оплаты в валюте ИРИ.
Таким образом, подавая заявку на участие в закупке, Общество с требованиями закупочной документации, в том числе, в части наличия права на ведение деятельности на территории Исламской Республики Иран, а также в части валюты закупки было ознакомлено, с указанными требованиями согласилось и подтвердило заказчику свое соответствие установленным закупочной документацией требованиям.
В связи с чем, направленные Обществом уже после истечения установленного срока для подписания контракта предложения по внесению изменений в проектную документацию, обращения за разъяснениями закупочной документации в рассматриваемом случае не свидетельствуют о добросовестности поведения общества при заключении контракта.
Довод Общества о невозможности открытия расчетного счета в валюте договора (иранский риал), обоснованно не принят судом первой инстанции.
В обоснование указанного довода Общество ссылается на письмо Мир Бизнес Банк в Москве от 23.08.2018, согласно которому на основании приказа N 43513 от 11.12.2017 все филиалы этого банка перестали принимать и открывать денежные переводы в риалах.
Таким образом, Общество заблаговременно, до признания его победителем закупки 07.09.2018 и до получения 12.09.2018 на подписание проекта договора, знал о наличии затруднений в открытии расчетного счета в иранских риалах, однако продолжил свое участие в закупке.
Направление Обществом 20.09.2018 подписанного договора не свидетельствует о надлежащем исполнении обязательств, поскольку Обществом не были заполнены предусмотренные проформой договора регистрационный номер, экономический и национальный коды Исламской Республики Иран, а также не были представлены обязательные приложения к договору.
Представленные Обществом при рассмотрении настоящего дела подписанные приложения к договору допустимыми доказательствами не являются, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства их направления в адрес заказчика.
Довод Общества о намерении заключить договор со ссылкой на направленные в адрес заказчика письма также подлежат отклонению, поскольку письма Общества в адрес заказчика от 19.09.2018 N 68, 20.09.2018 N 69, 16.10.2018 N 108 направлены в ответ на письмо заказчика от 19.09.2018 N 007/46-23/03-1751 о признании Общества уклонившимся от заключения договора и намерении инициировать процедуру по внесению общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Обстоятельства, изложенные в указанных письмах, не могут служить доказательством добросовестности действий Общества ввиду составления писем после истечения предусмотренного закупочной документацией срока на подписание договора и не содержат уважительных причин нарушения срока.
Принимая решение об участии в процедуре закупки и представив соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о закупках, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям названного закона, в том числе приведших к невозможности заключения договора с ним как с лицом, признанным победителем. Действуя в рамках заключения договора, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из участия в закупке.
В рассматриваемом случае в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что Общество при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась по характеру лежащей на нем обязанности и условиям оборота, приняло все меры для надлежащего исполнения требований закупочной документации.
Общество, будучи участником рассматриваемого запроса предложений, не могло не знать об императивности требований закупочной документации и необходимости их соблюдения, о последствиях нарушений указанных требований, в том числе о том, что неподписание договора в указанный срок создаст для него последствия в виде включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а значит, обязано было соблюсти требования закупочной документации и Закона о закупках.
Безусловных доказательств, подтверждающих, что Обществом соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для подписания контракта в установленный срок, материалы дела не содержат и Обществом в нарушение требований статьи 9, части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлены.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции дана оценка представленным в материалы дела документам и доводам предпринимателя.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Общество.
Обществу подлежит возврату из федерального бюджета излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.02.2019 по делу N А43-46252/2018 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Интерьер Групп" оставить без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Интерьер Групп" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, уплаченную по платежному поручению от 26.02.2019 N 109.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.