Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 1 августа 2019 г. N Ф08-5221/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
06 мая 2019 г. |
дело N А53-41834/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малыхиной М.Н.,
судей Абраменко Р.А., Галова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.О.,
при участии:
от истца: представителя Власюк Н.Ф. по доверенности от 25.03.2019,
от ответчика: представителя Шевцова М.Ю. по доверенности от 19.02.2019 рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Банка ВТБ (публичное акционерное общество)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.02.2019 по делу N А53-41834/2018
по иску акционерного общества "Волгоградский металлургический комбинат "Красный октябрь"
к Банку ВТБ (публичное акционерное общество)
об обязании открыть счета,
принятое в составе судьи Меленчука И.С.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Волгоградский металлургический комбинат "Красный октябрь" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском (заявлением) к Банку ВТБ (публичное акционерное общество) (далее - банк) об обязании открыть обществу отдельные банковские счета в валюте Российской Федерации для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с общества "Волгоградский металлургический комбинат "Красный октябрь" от 26.11.2018.
Исковые требования мотивированы тем, что обществу-банкроту в целях получения оплаты по государственным оборонным заказам в силу императивных требований закона необходим отдельный счет, тогда как банком необоснованно было отказано в открытии такового.
Решением суда от 25.02.2019 исковые требования удовлетворены. Суд обязал ответчика открыть истцу отдельные банковские счета в валюте Российской Федерации для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с заявлением акционерного общества "Волгоградский металлургический комбинат "Красный октябрь" от 26.11.2018. Суд также взыскал с ответчика в пользу истца 6 000 руб. судебных расходов по оплате государственной пошлины.
Суд установил, что истец является банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, до открытия конкурсного производства истцом были заключены договоры в обеспечение государственных контрактов в связи с открытием конкурсного производства, суд установил, что истец просил открыть отдельный банковский счет в валюте РФ для расчетов по государственному оборонному заказу, однако, банком было отказано, поскольку в отношении истца открыто конкурсное производство. Суд первой инстанции указал, что по ст.22 ФЗ N 275-ФЗ открытие такого отдельного счета является императивно предписанным для каждого контракта, в связи с чем удовлетворил исковые требования.
С принятым судебным актом не согласился ответчик, обжаловал его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ, просил решение суда первой инстанции отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что судом не было учтено, что между сторонами уже имеется заключенный договор, фактически исковые требования направлены на изменение его условий. Кроме того, судом не учтено, что в соответствии со статьей 133 ФЗ "О банкротстве" у должника может быть только один счет.
В отзыве на апелляционную жалобу истец указал на несостоятельность доводов жалобы.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель истца доводам апелляционной жалобы возражал, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Пояснил, что контракты исполнены, истец ожидает оплаты.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23.03.2016 между АО "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь" и Банком ВТБ (ПАО) заключен договор о банковском сопровождении N 0181730710.
23.06.2016 также между АО "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь" и Банком ВТБ (ПАО) заключен договор банковского счета N 300815000111.
10.08.2018 АО "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь" (поставщик) и АО "Воткинский завод" (покупатель) заключили договор поставки N 120187312261020101000714/34/2018/ВМК/112-1812722 в обеспечение государственного контракта N 11201873122610201010000714/3/2/4/05-11-ДГОЗ от 29.09.2011.
13.09.2018 между АО "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь" (поставщик) и АО "ЦНИИ "Буревестник" (покупатель) заключен договор N 1719187313341422245022136/46/2018/ВМК/112-1812722 в обеспечение государственного контракта N 1719187313341422245022136 от 22.05.2017.
Таким образом, АО "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь" является предприятием, исполняющим контракты, заключенные во исполнение государственного оборонного заказа.
Согласно пунктам 2.3 договоров, осуществление расчетов по ним производится только с использованием отдельного счета, открытого в уполномоченном банке в соответствии с законодательством РФ о государственном заказе.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.11.2018 по делу N А12-45020/2017 в отношении АО "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь" введена процедура конкурсного производства.
Определением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.11.2018 конкурсным управляющим утвержден Харченко С.В.
26.11.2018 АО "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь" обратилось в операционный офис в г. Волгограде филиала Банка ВТБ (ПАО) в г. Ростове-на-Дону с заявлением об осуществлении банковского сопровождения и открытии отдельных банковских счетов об осуществлении банковского сопровождения и открытии отдельных банковских счетов в валюте Российской Федерации (для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу) N 40706810008300001065, 40706810408300001076 в соответствии с Законом N 275-ФЗ, вместе с сопроводительным письмом N 25/ФО-309 от 26.11.2018.
В ответ на заявление АО "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь", Банк ВТБ (ПАО) письмом N 4594/422210 от 12.12.2018 сообщил АО "Волгоградский металлургический комбинат "Красный Октябрь", что открытие отдельных счетов должнику в ходе конкурсного производства не допускается, так как в качестве исключения из общего правила отдельный счет по государственному оборонному заказу не предусмотрен.
С учетом указанных обстоятельств, считая отказ Банка ВТБ (ПАО) незаконным и необоснованным, истец обратился в суд с иском.
Суд первой инстанции верно квалифицировал спорные правоотношения сторон, определил предмет доказывания по делу и применимые нормы материального права.
В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, условия договора определяются по усмотрению сторон.
Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Согласно пункту 1 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.
В соответствии с пунктом 1 статьи 846 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами.
Пунктом 2 статьи 846 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом или установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
Банк не вправе отказать в открытии счета, совершение операций по которому предусмотрено законом, учредительными документами банка и выданным ему разрешением (лицензией), за исключением случаев, когда такой отказ вызван отсутствием у банка возможности принять на банковское обслуживание либо допускается законом или иными правовыми актами.
При необоснованном уклонении банка от заключения договора банковского счета клиент вправе предъявить ему требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, если сторона, для которой в соответствии с названным Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" к функциям организаций независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обороны относится выполнение договорных обязательств, предусмотренных государственным контрактом, заключенным на выполнение государственного оборонного заказа на создание объектов военной инфраструктуры, обеспечение энергетическими и другими ресурсами, производство, поставки и ремонт вооружения и военной техники, другого военного имущества, а также договорных обязательств по подрядным работам и предоставлению услуг для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Как следует из материалов дела, истец является исполнителем государственных оборонных заказов в рамках государственного контракта N 11201873122610201010000714/3/2/4/05-11-ДГОЗ от 29.09.2011 (идентификатор N 1120187312261020101000714), заключенного с АО "Воткинский завод", государственного контракта N 1719187313341422245022136 от 22.05.2017 (идентификатор N 1719187313341422245022136), заключенного с АО "ЦНИИ "Буревестник", государственным заказчиком которых является Министерство обороны Российской Федерации.
Правоотношения по указанному контракту регулируются нормами Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон N 275-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 8.1 Закона N 275-ФЗ банковское сопровождение осуществляется банком, который создан в соответствии с законодательством Российской Федерации, обладает лицензией на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и в отношении которого Правительством Российской Федерации по согласованию с Президентом Российской Федерации принято решение об отнесении к категории уполномоченных банков.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 8.2 Закона N 275-ФЗ уполномоченный банк обязан заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета.
Отдельный счет - счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, каждого контракта (пункт 10 статьи 3 Закона N 275-ФЗ).
Конкретный уполномоченный банк выбирается головным исполнителем из числа уполномоченных банков в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 8 Закона N 275-ФЗ.
В силу пункта 2 части 2 статьи 8 Закона N 275-ФЗ исполнитель заключает договор о банковском сопровождении с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем.
В данном случае ответчик является уполномоченным банком в сфере государственного оборонного заказа.
Поскольку договор банковского счета является публичным договором, который истец обязан заключить в силу Закона N 275-ФЗ, ответчик не вправе отказывать истцу в его заключении.
Федеральным законом N 275-ФЗ предусмотрено создание банковской системы расчетов по государственному оборонному заказу с использованием отдельных счетов, открываемых и обслуживаемых уполномоченными банками. Для расчетов участников государственного оборонного заказа выбираются уполномоченные банки, открывающие отдельные счета. Отдельные счета обязательны для открытия всеми участниками общественных отношений в сфере государственного оборонного заказа (головных исполнителей и исполнителей).
Уполномоченным банком по указанным государственным контрактам и, следовательно, по договорам с предприятием истца, является ответчик.
Частью 2 статьи 8.2 Федерального закона N 275-ФЗ на уполномоченный банк возложен ряд обязанностей:
- заключить с головным исполнителем, исполнителем договоры о банковском сопровождении и открыть им отдельные счета. В договор о банковском сопровождении включается условие о согласии клиента на предоставление уполномоченным банком информации, предусмотренной настоящим Федеральным законом, государственному заказчику, головному исполнителю, исполнителю и ее передачу в единую информационную систему государственного оборонного заказа;
- передавать в единую информационную систему государственного оборонного заказа, в том числе по запросу федерального органа в области обороны, информацию о каждом открытии, закрытии отдельного счета, об изменении его реквизитов, данных об участниках расчетов по государственному оборонному заказу, об исполненных распоряжениях, включая документы, представленные головным исполнителем, исполнителем и являющиеся основанием для составления распоряжений. Информация, указанная в настоящем пункте, предоставляется уполномоченным банком не позднее одного рабочего дня, следующего за днем соответственно исполнения распоряжения, открытия, закрытия отдельного счета, изменения его реквизитов, получения соответствующего запроса;
- осуществлять мониторинг расчетов по государственному оборонному заказу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;
- соблюдать установленный настоящим Федеральным законом режим использования отдельного счета и осуществлять контроль за его соблюдением;
- уведомлять головного исполнителя о поступивших распоряжениях исполнителей о совершении операций по отдельному счету, не соответствующих режиму использования данного счета.
В силу части 4 статьи 82. Федерального закона N 275-ФЗ неисполнение уполномоченным банком обязанностей, установленных частью 2 настоящей статьи и статьями 8.3, 8.4 и 8.5 настоящего Федерального закона, является основанием для применения к нему мер, предусмотренных Федеральным законом от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", и для привлечения должностных лиц уполномоченного банка к ответственности, установленной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 8.2 Федерального закона N 275-ФЗ установлен режим использования отдельного счета, который предусматривает:
1) списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта;
2) списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета в целях:
а) уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации;
б) оплаты расходов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию. Перечень таких товаров, работ, услуг утверждается Правительством Российской Федерации;
в) перечисления прибыли в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, после исполнения контракта и представления в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);
г) перечисления головным исполнителем денежных средств при частичном исполнении им государственного контракта, если результатом такого частичного исполнения является принятая государственным заказчиком продукция, в размере, согласованном с государственным заказчиком и не превышающем размера прибыли, подлежащего применению государственным заказчиком в составе цены продукции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для определения начальной (максимальной) цены государственного контракта или цены государственного контракта, заключаемого с единственным головным исполнителем. О согласованном размере прибыли, подлежащем перечислению головным исполнителем при частичном исполнении им государственного контракта, государственный заказчик уведомляет уполномоченный банк. Порядок уведомления определяется государственным заказчиком;
д) расчетов с иностранными исполнителями, участвующими в поставках продукции по государственному оборонному заказу и входящими в кооперацию в рамках сопровождаемой сделки. Перечень таких иностранных исполнителей по каждой сопровождаемой сделке составляется головным исполнителем, согласуется и представляется государственным заказчиком в уполномоченный банк, в котором открыт отдельный счет головным исполнителем. Порядок составления, утверждения и представления в уполномоченный банк указанного перечня определяется государственным заказчиком;
е) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении государственного контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены государственного контракта понесенных головным исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения головным исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;
е.1) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) после исполнения контракта в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств (за исключением средств, находящихся на отдельных счетах) расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса, после исполнения контракта и представления исполнителем в уполномоченный банк акта приема-передачи товара (акта выполненных работ, оказанных услуг);
е.2) перечисления денежных средств в размере, согласованном сторонами при заключении контракта и предусмотренном его условиями, направленных на возмещение (компенсацию) в пределах цены контракта понесенных исполнителем за счет собственных средств расходов на формирование запаса продукции, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, необходимого для изготовления продукции с длительным технологическим циклом производства в целях выполнения государственного оборонного заказа, при условии подтверждения исполнителем обоснованности фактических расходов, связанных с формированием такого запаса;
ж) совершения разрешенных операций в соответствии с пунктами 2, 3, 9 и 10 статьи 8.4 настоящего Федерального закона;
з) оплаты головным исполнителем расходов на сумму не более пяти миллионов рублей в месяц и оплаты исполнителем расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц.
Статьей 8.4 Федерального закона N 275-ФЗ установлены операции, совершение которых по отдельному счету не допускается.
Таким образом, открытие отдельного счета является обязанностью исполнителя по государственному оборонному заказу, а цель заключения такого договора - получение вознаграждения за исполнение контракта в сфере государственного оборонного заказа.
При этом, истец лишен возможности каким-либо иным способом получить денежные средства за выполненные работы в рамках государственного контракта, заключенного в целях исполнения государственного оборонного заказа.
Данный вывод не противоречит выводам, изложенным в определениях Верховного суда от 04.12.2018 N 303-ЭС18-20047 по делу N А73-645/2018, от 04.12.2018 N 303-ЭС18-20049 по делу N А73-1145/2018, от 17.01.2018 N 304-ЭС17-20479 по делу N А46-18761/2016.
При этом, в деле N А73-645/2018 кассационным судом прямо отклонен довод о том, что нахождение истца в процедуре конкурсного производства препятствует открытию отдельных счетов во исполнение требований Закона N 275-ФЗ. Приведенное кассационным судом толкование норм материального права (в части соотношения норм двух специальных законов) признано Верховным Судом Российской Федерации верным.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что Федеральным законом N 275-ФЗ определена необходимость осуществления расчетов по государственному оборонному заказу только с использованием отдельных счетов, открытых исполнителю в уполномоченном банке, каковым является ответчик, публичность договора и обязанность банка, предусмотренную частью 2 статьи 8.2 Федерального закона N 275-ФЗ, доводы ответчика правомерно отклонены судом первой инстанции.
Также суд правомерно отклонил довод ответчика со ссылкой на п. 2.3 договора банковского счета с истцом о наличии права у банка отказать в открытии счета ввиду отсутствия доказательств признания истца недобросовестным, блокировки его счетов либо иных нарушений финансовой дисциплины со стороны истца.
Тот факт, что обществу ранее были открыты иные счета для исполнения соответствующих контрактов, в данном случае, не является основанием для отказа в открытии очередного счета, поскольку таковой открывается отдельно под каждый контракт, обеспечивающий выполнение государственного оборонного заказа.
Довод о том, что в числе исключений, указанных пунктом 5 статьи 133 ФЗ "О банкротстве", равно как и иными нормами данного закона, не упомянуты спецсчета, открываемые по правилам Федерального закона N 275-ФЗ, не исключает необходимости соблюдения императивных требований закона о порядке расчетов по контрактам, обеспечивающим выполнение государственного оборонного заказа.
Довод о том, что в рамках конкурсного производства истец не может вести коммерческую деятельность, так как это противоречит целям указанной процедуры, отклоняется, поскольку контракты заключены до момента открытия конкурсного производства, необходимость открытия спецсчетов мотивирована невозможностью иным способом получить денежные средства по уже исполненным контрактам. В данном случае получение денежных средств (дебиторской задолженности) целям конкурсного производства и банкротства в целом не противоречит.
При этом, следует учесть, что в силу п. 2 ст. 2 Закона N 275-ФЗ положения федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающиеся предмета регулирования настоящего Федерального закона, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Таким образом, нормы Закона N 275-ФЗ применительно к рассматриваемым обстоятельствам являются специальными, подлежащими приоритетному применению.
Доказательств обратного ответчиком в нарушение статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в данном случае договор банковского счета должен быть заключен на объявленных Банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами (пункт 2 статьи 846 Гражданского кодекса Российской Федерации), в связи с чем правомерно удовлетворил исковые требования.
На основании вышеуказанного, суд апелляционной инстанции полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению. Суд первой инстанции правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела. Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.02.2019 по делу N А53-41834/2018 оставить без изменения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты изготовления полного текста постановления.
Председательствующий |
М.Н. Малыхина |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.