Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 сентября 2019 г. N Ф02-3807/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Красноярск |
|
06 мая 2019 г. |
Дело N А33-19937/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Петровской О.В.,
судей: Бутиной И.Н., Парфентьевой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лизан Т.Е.,
при участии:
от истца - муниципального унитарного предприятия города Минусинска "Городской водоканал"- Таратутина С.В., представителя по доверенности от 11.09.2018,
от ответчика - акционерному обществу "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)"- Банникова С.Н., представителя по доверенности N 730 от 01.01.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МУП города Минусинска "Городской водоканал"
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "31" января 2019 года по делу N А33-19937/2018, принятое судьёй Слесаренко И.В.
установил:
муниципальное унитарное предприятие города Минусинска "Городской водоканал" (ИНН 2455029945, ОГРН 1102455000317, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к акционерному обществу "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" (ИНН 1901067718, ОГРН 1051901068020, далее - ответчик) об обязании ответчика оборудовать, принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета отводимых сточных вод на объекте Минусинская ТЭЦ в срок до 01.01.2019.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "31" января 2019 года в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, указал, что решение суда первой инстанции является незаконным и необоснованным по следующим основаниям:
-расчетный объем водоотведения, указанный в пункте 83 Правил N 644, определяется как равный объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения;
-позиция ответчика заключается в том, что для определения расчетного объема сточных вод необходимо использовать водохозяйственный баланс, документ который только должен появиться (или не появиться) после определения расчетного объема;
-в случае превышения суточного объема сточных вод 200 куб. м., у абонента возникает обязанность установить приборы учета;
-установление абонентом совместно с организацией, осуществляющей водоотведение, факта отсутствия либо наличия технической возможности установки прибора учета сточных вод.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12 марта 2019 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение жалобы назначено на 25.04.2019.
Материалами дела подтверждается надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции.
От ответчика поступил отзыв, согласно которому объем водоотведения ответчика не превышает 200 куб. метров в сутки, в связи с чем обязанность оборудовать канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения на объекте Минусинская ТЭЦ приборами учета отводимых сточных вод у АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" отсутствует.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
16.01.2013 между муниципальным унитарным предприятием города Минусинска "Городской водоканал" (далее - предприятие) и открытым акционерным обществом "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" (далее - абонент) заключен договор водоотведения N 1195, по условиям которого предприятие, осуществляющее водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации и производить организации водопроводно-канализационного хозяйства, оплату водоотведения в сроки, порядке и размере, определенных в настоящем договоре.
В соответствии с пунктом 3.2 договора N 1195 от 16.01.2013 для учета объемов сточных вод используются приборы учета, внесенные в государственный реестр и соответствующие их назначению, указанному в технических паспортах. Приборы учета должны быть поверены в установленном порядке (с соблюдением сроков поверки) и опломбированы Организацией водопроводно-канализационного хозяйства. В местах установки приборов учета Организацией водопроводно-канализационного хозяйства должна быть установлена дополнительная пломба, предотвращающая демонтаж таких приборов учета с мест установки. В случае отсутствия у абонента приборов учета сточных вод, объем фактического сброса сточных вод абонента в систему коммунальной канализации рассчитывается по данным баланса водопотребления и водоотведения абонента предоставляемого на момент начала действия настоящего договора. В дальнейшем абонент предоставляет баланс водопотребления и водоотведения в случае изменения режима своей работы, изменения численности персонала и т.д. Данные условия договора соответствовали положениям законодательства, действующим на момент его заключения (п. 11 ст. 20 ФЗ N 416-ФЗ от 07.12.2011, п.56 Правил N 167 от 12.02 1999 (в ред. от 25.06.2012).
Пунктами 9.1, 9.2 договора предусмотрено, что последний считается заключенным с момента его подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 01.11.2012. Настоящий договор заключен на срок до 31.12.2013.
Настоящий договор, заключенный на срок определенный в пункте 9.2 настоящего договора, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового договора на иных условиях. Если одной из сторон настоящего договора до окончания срока его действия внесено предложение об изменении договора или заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются в соответствии с условиями настоящего договора (пункт 9.4 договора).
Согласно пункту 83 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 абоненты и организации, осуществляющие транспортировку сточных вод, обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета отводимых сточных вод в следующих случаях: расчетный объем водоотведения по канализационным выпускам (для транзитных организаций - по канализационной сети) с учетом расчетного объема поступающих в канализационную сеть поверхностных сточных вод составляет более 200 куб. метров в сутки; абонент или транзитная организация используют собственные источники водоснабжения, не оборудованные приборами учета воды, введенными в эксплуатацию в установленном порядке.
Ссылаясь на указанную норму действующего законодательства, истец полагает, что у акционерного общества "Енисейская территориальная генерирующая компания (ТГК-13)" возникает обязанность по оборудованию принадлежащих ответчику канализационным выпускам в централизованную систему водоотведения приборами учета отводимых сточных вод на объекте - Минусинская ТЭЦ.
Учитывая изложенное, истец обратился в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
При рассмотрении настоящего спора, суд первой инстанции обоснованно руководствовался нормами параграфа 6 главы 30 и главой 39 Гражданского кодекса РФ с учетом общих положений об обязательствах, предусмотренных частью 1 Гражданского кодекса РФ, а также Федерального закона N 416-ФЗ от., 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении" (далее Федеральный закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения (утверждены постановлением Правительства РФ N 644 от 29.07.2013, далее Правила N 644), Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776).
В силу статьи 548 (часть 2) Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательство Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения. К договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения (пункты 1 и 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ, пункт 25 Правил N 644,).
По общему правилу, плата по договору оказания услуг осуществляется за фактические оказанные услуги, если иное не противоречит принципу возмездности гражданско-правовых договоров.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 416-ФЗ количество сточных вод, принятых от абонентов по договорам водоотведения, подлежит коммерческому учету.
Согласно пункту 7 статьи 20 Федерального закона N 416-ФЗ абоненты и организации, эксплуатирующие канализационные сети, обязаны оборудовать принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета сточных вод в случаях, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В подпунктах "в", "г" пункта 2 Правил N 776 предусмотрено, что коммерческому учету воды, сточных вод подлежит количество (объем): сточных вод, принятых от абонентов по договору водоотведения, в том числе единому договору холодного водоснабжения и водоотведения; сточных вод, транспортируемых организацией, осуществляющей транспортировку сточных вод, по договору по транспортировке сточных вод.
Коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета (средствами измерения) воды, сточных вод в узлах учета или, расчетным способом в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении"; абоненты и транзитные организации обязаны оборудовать принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета сточных вод в случаях, установленных Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 (пункт 3 Правил N 776).
В пункте 82 Правила N 644 предусмотрено - определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод.
Пунктом 83 Правил N 644 на абонентов и организаций, осуществляющих транспортировку сточных вод возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета отводимых сточных вод в следующих случаях:
-расчетный объем водоотведения по канализационным выпускам (для транзитных организаций - по канализационной сети) с учетом расчетного объема поступающих в канализационную сеть поверхностных сточных вод составляет более 200 куб. метров в сутки;
-абонент или транзитная организация используют собственные источники водоснабжения, не оборудованные приборами учета воды, введенными в эксплуатацию в установленном порядке.
Судом первой инстанции обоснованно учтены возражения ответчика, согласно которым у него отсутствует обязанность оборудовать принадлежащие ему канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета отводимых сточных вод, поскольку расчетный объем водоотведения по канализационным выпускам (для транзитных организаций - по канализационной сети) с учетом расчетного объема поступающих в канализационную сеть поверхностных сточных вод у ответчика составляет менее 200 куб, метров в сутки, о чем свидетельствует водохозяйственный баланс водопользования филиала "Минусинская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" на период с 2015 года по 2020 год, разработанный ООО "Экология Сибири" и согласованный территориальным отделом водных ресурсов по Красноярскому краю Енисейского бассейнового водного управления и собственные источники водоснабжения ответчика оборудованы введенными в эксплуатацию в установленном порядке приборами учета воды.
Согласно разделу 1.3. указанного водохозяйственного баланса водопользования, водоотведение сточных вод, которые образуются от хозяйственно-бытовых нужд предприятия, осуществляется в канализационный коллектор Муниципального унитарного предприятия города Минусинска "Городской водоканал", на основании договора N 1195 от 16 января 2013 года.
Водоотведение сточных вод от насосной станции на о. Жульминский осуществляется в 2 водонепроницаемых выгреба, с последующей откачкой асмашинами и вывозом на очистные сооружения МУП "Горводоканал" на договорной основе.
Водоотведение ливневых (дождевых и талых) вод, которые образуются на территории предприятия, осуществляется в ливневый коллектор (ф = 1000 мм) ливневой канализации, которые отводятся в сети промузла и далее на золоотвал.
Отведение сточных вод от насосной станции на о. Жульминский и ливневых (дождевых и талых) вод предметом спора не является, поскольку указанные воды не поступают в канализационную камеру КНС-1, оборудовать которую прибором учета требует истец. Данный факт истцом не оспаривается.
Согласно данному водохозяйственному балансу учёт объёмов сбрасываемых сточных вод осуществляется расчётным методом, средства измерений количества сточных вод отсутствуют.
Расчетное количество сточных вод всего по предприятию: 66,449 тыс.м3/год, 182,05205479м3/сут.
Согласно пункту 22 Правил N 776 коммерческий учет сточных вод осуществляется расчетным способом в следующих случаях: а) при отсутствии прибора учета, в том числе в случае самовольного присоединения и (или) пользования централизованной системой водоотведения; б) в случае неисправности прибора учета; в) при нарушении в течение более 6 месяцев сроков представления показаний прибора учета организации, осуществляющей водоотведение, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом такой организации о временном прекращении сброса сточных вод.
В силу пункта 23 Правил N 776 при отсутствии у абонента прибора учета или неисправности прибора учета (в том числе при демонтаже прибора учета в связи с его поверкой, ремонтом или заменой), нарушении сроков представления показаний приборов учета, за исключением случаев предварительного уведомления абонентом организации, осуществляющей водоотведение, о временном прекращении сброса сточных вод, объем отведенных абонентом сточных вод принимается равным объему воды, поданной этому абоненту из всех источников водоснабжения, в том числе определенному расчетным способом в соответствии с разделом III настоящих Правил. При этом учитывается объем поверхностных сточных вод, который рассчитывается в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, в случае если прием таких сточных вод в систему водоотведения предусмотрен схемой водоснабжения и водоотведения или договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с пунктом 23(1) Правил N 776 объем сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения, определяется в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения, разработанным абонентом и согласованным с организацией, осуществляющей водоотведение, при соблюдении одновременно следующих условий:
-установление абонентом совместно с организацией, осуществляющей водоотведение, в порядке, установленном Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", факта отсутствия технической возможности установки прибора учета сточных вод и подписание соответствующего акта либо отсутствие обязанности абонента по установке прибора учета сточных вод;
-использование абонентом воды в составе выпускаемой продукции, при производстве тепловой энергии, или наличие у абонента самостоятельных выпусков в водные объекты, или наличие у абонента 2 и более канализационных выпусков в централизованную систему водоотведения.
Поскольку ответчик является теплоснабжающей организацией и использует воду в составе выпускаемой им продукции (тепловая энергия и горячая вода) при определении объема сточных вод ответчика подлежит применению пункт 23(1) Правил N 776.
В балансе водопотребления и водоотведения указывается среднесуточный объем сточных вод, сбрасываемых абонентом в централизованную систему водоотведения, с указанием распределения общего объема сточных вод по канализационным выпускам (в процентах). Абонент обязан представить организации, осуществляющей водоотведение, документы и материалы, подтверждающие данные, указанные в балансе водопотребления и водоотведения. Организация, осуществляющая водоотведение, при рассмотрении баланса водопотребления и водоотведения осуществляет проверку данных, содержащихся в балансе водопотребления и водоотведения абонента, а также иных данных, сообщаемых абонентом при предоставлении баланса. При проверке данных баланса водопотребления и водоотведения может осуществляться измерение количества сточных вод, проводимое с помощью переносных (временных) приборов учета, устанавливаемых на срок от 7 до 30 дней организацией, осуществляющей водоотведение, или иной уполномоченной ею организацией.
Организация, осуществляющая водоотведение, вправе отказать абоненту в согласовании баланса водопотребления и водоотведения по следующим основаниям: непредставление абонентом документов и материалов, подтверждающих данные, указанные в балансе водопотребления и водоотведения; несоответствие баланса водопотребления и водоотведения документам и материалам, представленным абонентом в подтверждение данных, указанных в балансе водопотребления и водоотведения; выявление организацией, осуществляющей водоотведение, или иной уполномоченной ею организацией при проверке данных баланса водопотребления и водоотведения путем измерения количества сточных вод с помощью переносных (временных) приборов учета расхождения с представленным абонентом балансом водопотребления и водоотведения более чем на 30 процентов.
Ответчик ссылается на водохозяйственный баланс водопользования филиала "Минусинская ТЭЦ" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" на период с 2015 года по 2020 год, разработанный ООО "Экология Сибири", который утвержден уполномоченным органом - территориальным отделом водных ресурсов по Красноярскому краю Енисейского бассейнового водного управления.
Ссылка истца на отсутствие согласования водохозяйственного баланса водопользования с организацией, осуществляющей водоотведение, противоречит фактическим обстоятельствам дела, обоснован вывод суда о наличии согласования вследствие совершения истцом конклюдентных действий, которые выразились в выставлении ответчику счет-фактур за период с января по декабрь 2018 года (расчет которых произведен с учетом показателей, установленных водохозяйственным балансом), подписания сторонами актов оказанных услуг без замечаний.
Таким образом, представленный водохозяйственный баланс водопользования утвержден уполномоченным органом - территориальным отделом водных ресурсов по Красноярскому краю Енисейского бассейнового водного управления; согласован с организацией, осуществляющей водоотведение (вследствие совершения истцом конклюдентных действий); не оспорен в порядке, установленном действующим законодательством, в связи с чем, суд приходит к выводу об обоснованности использования показателей, установленных водохозяйственным балансом водопользования.
Ссылка заявителя жалобы на положения раздела 1.2 водохозяйственного баланса водопользования (расчетные расходы воды из скважин всего по предприятию :3686,433 тыс.м3/год, 10091,5972602 м3/сут,), с указанием на то, что расчет объема водоотведения ответчика равен объему воды, поданной абоненту из всех источников водоснабжения, а именно: 10091,5972602 м3/сут, подлежит отклонению, поскольку вопреки положениям статьи 65 Арбитражного кодекса Российской Федерации заявителем жалобы в материалы дела не представлены доказательства потребления именно ответчиком указанного в иске объема, поскольку 10091,5972602 м3/сут. - это общий объем поступающей на Минусинскую ТЭЦ воды, из которой только 182,05205479м3/сут. составляют сточные воды ответчика в систему канализацию истца.
Остальной объем воды согласно Таблице водохозяйственного баланса водопользования (стр. 66 баланса) используется ответчиком в производстве выпускаемой продукции (тепловой энергии и горячей воды), имеющем замкнутый цикл, и не поступает в централизованную систему водоотведения, а также передается в виде готовой продукции (тепловой энергии и горячей воды) потребителям г. Минусинска. Последние оплачивают истцу услуги водоотведения сбрасываемых ими сточных вод в централизованную систему водоотведения. Доказательств обратного истцом в материалы дела не представлено.
На основании вышеизложенного, обоснован вывод арбитражного суда о том, что ответчиком доказан расчетный объем водоотведения по канализационным выпускам (для транзитных организаций - по канализационной сети) у ответчика составляет менее 200 куб, метров в сутки, что в свою очередь освобождает от обязанности оборудовать принадлежащие им канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения приборами учета отводимых сточных вод на объекте Минусинская ТЭЦ.
Довод о том, что судом первой инстанции неверно определено количество сточных вод ответчика подлежит отклонению с учетом положений пункта 83 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, поскольку ответчик представил доказательства (акты ввода оборудования в эксплуатацию от 27.10.2017, акт проверки Росприроднадзора N Н-712-в от 12.12.2017) свидетельствующие о том, что источники водоснабжения филиала "Минусинская ТЭЦ" оборудованы приборами учета.
Ссылка заявителя жалобы на пункт 23 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776 подлежит отклонению, поскольку пунктом 23 (1) Правила N 776 предусмотрено специальное регулирование отношений по определению объема водоотведения для абонентов, использующих воду в составе выпускаемой продукции или при производстве тепловой энергии.
Согласно данному пункту Правил N 776 объем сбрасываемых такими абонентами в централизованную систему водоотведения сточных вод может определяться в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения, согласованным с организацией, осуществляющей водоотведение.
Как указывалось выше, ответчик является теплоснабжающей организацией и использует воду в составе выпускаемой продукции (тепловая энергия и горячая вода), в связи с чем для определения объема сточных вод абонента применению подлежит пункт 23 (1) Правил 776.
Ответчиком представлены акты выполненных работ (услуг) и счета-фактуры, выставляемые МУП г. Минусинска "Горводоканал" в адрес АО "Енисейская ТГК (ТГК-13)", из которых следует, что истец предъявляет к оплате суточный объем водоотведения, рассчитанный по водохозяйственному балансу ответчика и не превышающий 200 м3/сутки.
Довод о том, что водохозяйственный баланс должен появиться после определения расчетного объема отклонен, как противоречащий пункту 23 (1) Правил N 776, согласно которому объём сточных вод определяется в соответствии с балансом водопотребления и водоотведения, т.е. именно водохозяйственный баланс и является тем документом, который определяет расчетный объем водоотведения абонента.
Следовательно, в удовлетворении иска отказано обоснованно.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При указанных обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "31" января 2019 года по делу N А33-19937/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.В. Петровская |
Судьи |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.