г.Самара |
|
06 мая 2019 г. |
Дело N А65-38202/2018 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Филипповой Е.Г., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске Республики Татарстан
на решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 марта 2019 года по делу N А65-38202/2018 (судья Гилялов И.Т.), принятое в порядке упрощенного производства по исковому заявлению государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнекамском районе и г.Нижнекамске Республики Татарстан (ОГРН 1021602498763, ИНН 1651028696), Республика Татарстан, г.Нижнекамск,
к индивидуальному предпринимателю Павловой Валерии Сергеевне (ОГРН 317169000171002, ИНН 165119367670), Нижнекамский район, пгт. Камские Поляны,
о взыскании штрафа,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Нижнекамском районе и г. Нижнекамске Республики Татарстан, (далее - Управление ПФР, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к индивидуальному предпринимателю Павловой Валерии Сергеевне (далее - ИП Павлова В.С., ответчик, предприниматель, страхователь), с учетом уточнения заявленных требований, принятых судом в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании штрафа за представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за апрель 2018 года по требованию от 09.08.2018 N 013S01180023225 в сумме 7 500 руб. по КБК 39211620010066000140.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 марта 2019 года, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Управление ПФР просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что форма СЗВ-М за апрель 2018 года была отправлена предпринимателем по ТКС 04.05.2018 с соблюдением установленного срока, но с представлением неполных сведений. Однако Управление ПФР обнаружило ошибку с кодом 50 и не приняло отчет, так как не был указан регистрационный номер в ПФР. В этот же день 04.05.2018 Управлением ПФР по ТКС в 22 час 32 мин был отправлен протокол проверки отчетности об исправлении ошибки по отчету. Страхователю необходимо было исправить ошибку и повторно представить исходную форму СЗВ-М в течение 5 рабочих дней со дня получения отрицательного протокола, т.е. до 15.05.2018. В силу пункта 39 Инструкции N 766н, в случае представления страхователем уточненных (исправленных) индивидуальных сведений в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, к такому страхователю финансовые санкции не применяются.
Исходная форма СЗВ-М страхователем была представлена дважды: 23 мая 2018 года с ошибкой, отчет не принят в связи с представлением неполных сведений (протокол проверки имеется в материалах дела) и лишь с третьей попытки 23 мая 2018 года отчет был принят (протокол проверки имеется в материалах дела), т.е. повторное предоставление пятидневного срока для исправления ошибки действующим законодательством не предусмотрено.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено без вызова сторон в соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ИП Павлова В.С. является страхователем согласно п.1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ), абз. 2 статьи 1 Федерального закона от 01.04.1996 N27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
Статьей 15 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные названным Законом. Такие сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83-п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".
Предпринимателем 04.05.2018 направлен в Управление ПФР отчет - сведения о застрахованных лицах (форма СЗВ-М) за апрель 2018 года (исх). Однако указанный отчет Управлением ПФР 04 мая 2018 года не был принят в связи с тем, что в направленном отчете не указан регистрационный номер ПФР.
Страхователем повторно 23.05.2018 в адрес Управления ПФР представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2018 года (исх), однако данный отчет также не был принят Управлением ПФР ввиду не указания в отчете регистрационного номера ПФР.
В этот же день 23.05.2018 страхователем в Управление ПФР снова направлен отчет - сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2018 года (исх), который был принят Управлением ПФР 23.05.2018.
По результатам проведенной проверки представленной страхователем отчетности по форме СЗВ-М за апрель 2018 года Управлением ПФР выявлено нарушение законодательства, а именно: представление предпринимателем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, о чем составлен акт о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 31.05.2018 N013S18180015340.
Управлением ПФР 17.07.2018 по результатам рассмотрения материалов проверки в отношении страхователя было вынесено решение N 013S19180017007 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства, которым страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ за представление неполных и недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в виде штрафа в размере 7 500 рублей.
Для добровольной уплаты штрафа страхователю направлено требование от 09.08.2018 N 013S01180023225 об уплате штрафа в размере 7 500 рублей за представление неполных и недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ со сроком уплаты до 28.08.2018.
Поскольку страхователем указанная сумма штрафа в добровольном порядке не уплачена, Управление ПФР в установленный срок обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о выдаче судебного приказа на взыскание данного штрафа. Выданный Арбитражным судом Республики Татарстан 13.11.2018 по делу N А65-34328/2018 судебный приказ в связи с поступившими возражениями должника определением суда от 28.11.2018 по этому делу отменен.
В связи с отменой судебного приказа Управление ПФР обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с рассматриваемым заявлением о взыскании штрафа.
Исследовав представленные по делу доказательства, оценив их в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришёл к следующим выводам.
Пунктом 1 статьи 8 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. В силу п. 2 данной статьи сведения, предусмотренные п. 2 статьи 6 Закона N 27-ФЗ, представляются в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с утверждаемыми им в установленном порядке формами документов и инструкциями.
Указанные сведения могут представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронной форме (на магнитных носителях или по каналам связи) при наличии гарантий их достоверности и защиты от несанкционированного доступа и искажений.
На основании пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Форма данных сведений о застрахованных лицах (СЗВ-М) утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2016 N41142).
Согласно статье 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда обязаны осуществлять контроль за правильностью представления сведений, определенных данным Законом.
Статьей 17 Закона N 27-ФЗ (абзац третий) установлены два состава правонарушений, влекущих привлечение страхователя к ответственности за ненадлежащее исполнение предусмотренных обязанностей в виде финансовой санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица:
- непредставление страхователем в установленный срок индивидуальных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона;
- представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 данного Федерального закона.
Следовательно, для вывода о наличии в деянии страхователя признаков правонарушения, предусмотренного абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, необходимо достоверно установить: отчетность по форме СЗВ-М за соответствующий период представлена страховщику позднее установленного срока либо данная отчетность содержала неполные (или) недостоверные сведения.
Установлено, что в решении о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 17.07.2018 N 013S19180017007 действия предпринимателя, выразившиеся в представлении им сведений по форме СЗВ-М за апрель 2018 года 23.05.2018 при установленном сроке 15.05.2018, квалифицированы заявителем как представление неполных и недостоверных сведений.
Вместе с тем доказательств того, что представленная ответчиком 23.05.2018 отчетность по форме СЗВ-М за апрель 2018 года содержала неполные и (или) недостоверные сведения, заявителем в материалы дела не представлено.
При этом фактические обстоятельства, в связи с которыми к страхователю применяются меры ответственности за совершение правонарушений в виде денежного взыскания (штрафа), устанавливаются пенсионными органами в процессе проведения соответствующих мероприятий контроля, в ходе которых требуется обнаружение, выявление правонарушений, собирание доказательств.
Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23.11.2016 N 1058п (зарегистрировано в Минюсте России 5 мая 2017 года N 46627) утверждены формы документов, используемых в целях привлечения страхователей к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, в том числе форма акта о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (приложение 1). В пункте 2 данного акта подлежат приведению документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Приложением N 2 к указанному постановлению утверждена форма решения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором после слов "установил" указываются документально подтвержденные факты нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие обстоятельства.
Установление всех элементов состава любого правонарушения является одним из принципов юридической ответственности.
Таким образом, привлекая страхователя к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, орган ПФР должен не только констатировать факт правонарушения, но и обязан определить все элементы состава данного правонарушения.
Между тем в акте проверки от 31.05.2018 N 013S18180015340 не установлены основные элементы состава вменяемого страхователю правонарушения, в том числе событие и виновность страхователя, в чем именно выразились неполнота и (или) недостоверность представленных страхователем индивидуальных сведений. Тем самым, Управлением ПФР не выявлено, что представленные страхователем 23.05.2018 сведения являются неполными и (или) содержат недостоверные сведения.
Следовательно, заявителем не доказано наличие в действиях ИП Павловой В.С. состава правонарушения, выразившегося в неполноте и недостоверности представленных индивидуальных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2018 года, в связи с чем квалификация заявителем деяния ответчика как представление неполных или недостоверных сведений является необоснованной.
При таких обстоятельствах решение от 17.07.2018 N 013S19180017007 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства не соответствует требованиям Закона N 27-ФЗ и нарушает права страхователя.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявителя о взыскании с предпринимателя заявленной суммы штрафа.
Доводы апелляционной жалобы о том, что форма СЗВ-М за апрель 2018 года была отправлена предпринимателем по ТКС 04.05.2018 с соблюдением установленного срока, но с представлением неполных сведений, так как не был указан регистрационный номер в ПФР, судом апелляционной инстанции отклоняются, так как в п.2 - 2.2 ст.11 Закона N 27-ФЗ не указано на необходимость указания регистрационного номера в ПФР как на основание для привлечения к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ. Регистрационный номер в ПФР страхователя не относится к сведениям о каждом работающем у него застрахованном лице. При этом в самом решении Управления ПФР от 17.07.2018 N 013S19180017007 указано на нарушение, выразившееся в представлении формы СЗВ-М (исходная) за апрель 2018 года с нарушением срока.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 07 марта 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления ПФР - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Управлением ПФР в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 229, 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 07 марта 2019 года по делу N А65-38202/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.