город Ростов-на-Дону |
|
06 мая 2019 г. |
дело N А53-1866/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Юг Аптека +" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.02.2019 по делу N А53-1866/2019, принятое судьей Колесник И.В. по заявлению Территориального органа Росздравнадзора по Ростовской области к заинтересованному лицу обществу с ограниченной ответственностью "Юг Аптека +" о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Ростовской области (далее - заявитель, управление) обратился в суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Юг Аптека+" (далее - заинтересованное лицо, общество, ООО "Юг Аптека+") о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 22.02.2019 заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного приостановления деятельности структурного подразделения общества, находящегося по адресу: 346400, Ростовская область, г. Новочеркасск в районе гостиницы "Новочеркасск" по ул. 26 Бакинских комиссаров, сроком на 30 суток.
Не согласившись с принятым решением, общество обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение изменить, приняв во внимание смягчающее обстоятельство в виде признания вины и раскаяния, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании материалов, поступивших в территориальный орган Росздравнадзора по Ростовской области из МУ МВД РФ "Новочеркасское" (вх. N В61-7333/18 от 03.12.2018) Территориальным органом Росздравнадзора по Ростовской области на основании распоряжения (приказа) от 13 декабря 2018 года N ФСТ-18-61.3/605 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Юг Аптека +".
В результате проверки выявлены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в структурном подразделении ООО "Юг Аптека +", расположенном по адресу: 346400, Ростовская область, г. Новочеркасск, в районе гостиницы "Новочеркасск" по ул. 26 Бакинских комиссаров.
Так, при проверке установлено, что в нарушение лицензионных требований и условий, установленных пп. "г" п.5 "Положения о лицензировании", а также п. 4 "Правил отпуска":
- в структурном подразделении ООО "Юг Аптека + ", расположенном по адресу: 346400, Ростовская область, г. Новочеркасск, в районе гостиницы "Новочеркасск" по ул. 26 Бакинских комиссаров фармацевтом аптеки ООО "Юг Аптека +" Гонтарь М.П. без рецепта врача 24.11.2018 осуществлена реализация лекарственного препарата для медицинского применения "Лирика" в количестве 2 (двух) капсул (фрагментов ячейковых упаковок по 150 мг и 300 мг), включенного в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, несмотря на то, что в соответствии с инструкцией по применению, отпуск данного лекарственного препарата осуществляется только по рецепту врача, что подтверждено объяснениями покупателя гражданина Курса А.А., продавца фармацевта Гонтарь М.П. от 24.11.2018;
- согласно копии рецепта серии 60 N 00380 от 03.05.2018, по данному рецепту 11.05.2018 отпущен лекарственный препарат "Лирика 300 мг N 14" в количестве 2 упаковок, при этом в данном рецепте выписан лекарственный препарат по международному непатентованному наименованию Кодеин фосфат + Ибупрофен, что соответствует торговым наименованиям "Нурофен Плюс", "Нурофен Плюс Н", что подтверждено документами, предоставленными ООО "Юг Аптека +" в ответ на мотивированный запрос (исх. от 13.12.2018 N И61-4213/18 о предоставлении копии документов согласно п.13 приказа о проведении внеплановой документарной проверки от 13.12.2018 N ФСТ-18-61.3/605).
При проверке установлено, что в нарушение лицензионных требований и условий, установленных пп. "г" п.5 "Положения о лицензировании", а также п.8 "Правил отпуска" в структурном подразделении ООО "Юг Аптека +", расположенном по адресу: 346400, Ростовская область, г. Новочеркасск, в районе гостиницы "Новочеркасск" по ул. 26 Бакинских комиссаров, фармацевтом аптеки ООО "Юг Аптека +" Гонтарь М.П. без рецепта врача 24.11.2018 осуществлена реализация лекарственного препарата для медицинского применения "Лирика" в количестве 2 (двух) капсул (фрагментов ячейковых упаковок по 150 мг и 300 мг) с нарушением первичной упаковки лекарственного препарата при его отпуске, что запрещено; а также с нарушением вторичной (потребительской) упаковки лекарственного препарата при его отпуске без предъявления рецепта врача с указанием меньшего количества лекарственного препарата, содержащегося во вторичной (потребительской) упаковке, что подтверждено объяснениями покупателя гражданина Курса А.А., продавца фармацевта Гонтарь М.П. от 24.11.2018.
В нарушение лицензионных требований и условий, установленных пп. "г" п.5 "Положения о лицензировании", а также п.7 "Правил ведения журналов", в структурном подразделении ООО "Юг Аптека + ", расположенном по адресу: 346400, Ростовская область, г. Новочеркасск, в районе гостиницы "Новочеркасск" по ул. 26 Бакинских комиссаров, согласно представленным материалам не в полном объеме ведется учет лекарственных препаратов "Лирика 150 мг", "Лирика 300 мг", а именно: в "Журнале учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения ООО "Юг Аптека +" Аптека N 46 за 2018 год" не учтен - ежедневный расход лекарственных препаратов:
- "Лирика 150 мг" (МНН "Прегабалин") с указанием отдельно по рецептам, выписанным медицинским работником, реализация которого осуществлена, согласно материалам МУ МВД РФ "Новочеркасское" (вх. N В61-7333/18 от 03.12.2018) фармацевтом аптеки ООО "Юг Аптека +" Гонтарь М.П. без рецепта врача 24.11.2018 осуществлена реализация лекарственного препарата для медицинского применения "Лирика 150 мг" в количестве 1 (одной) капсулы (фрагмента ячейковой упаковки), а также не предоставлен рецепт на данный лекарственный препарат;
- "Лирика 300 мг" (МНН "Прегабалин") с указанием отдельно по рецептам, выписанным медицинским работником, реализация которого осуществлена согласно материалам МУ МВД РФ "Новочеркасское" (вх. N В61-7333/18 от 03.12.2018) фармацевтом аптеки ООО "Юг Аптека +" Гонтарь М.П. без рецепта врача 24.11.2018 осуществлена реализация лекарственного препарата для медицинского применения "Лирика 300 мг" в количестве 1 (одной) капсулы (фрагмента ячейковой упаковки), а также не предоставлен рецепт на данный лекарственный препарат.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 63 Федерального закона от 12.04.2010 N 61- ФЗ "Об обращении лекарственных средств": "организации оптовой торговли и (или) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по ценам, уровень которых не превышает сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированную предельную отпускную цену, и размер оптовой надбавки и (или) размер розничной надбавки, не превышающие соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации".
При этом лекарственный препарат "Лирика" (МНН Прегабалин), производитель "Пфайзер Мэнюфэкчуринг Дойчленд ГмбХ, Германия входит в "Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год", утвержденный распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 N 2323-р.
Согласно данным Государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, размещенного на официальном сайте Минздрава России (http://grls.rosminzdrav.ru) для лекарственных препаратов: "Лирика 150 мг, капсулы N 14", "Лирика 300 мг, капсулы N 14" (МНН Прегабалин), производитель "Пфайзер Мэнюфэкчуринг Дойчленд ГмбХ, Германия зарегистрированы предельные отпускные цены производителя.
В Ростовской области предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты утверждены постановлением Региональной службой по тарифам Ростовской области от 25.02.2010 N 2/1 "Об утверждении предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" (далее постановление РСТ по РО от 25.02.2010 N 2/1).
Согласно постановлению РСТ по РО от 25.02.2010 N 2/1 предельный размер оптовой надбавки для лекарственных препаратов:
- "Лирика" (МНН Прегабалин) 150 мг капс. N 14 не должен превышать 12%, исходя из предоставленной ООО "Юг Аптека +" счет-фактуры от 21.03.2018 N АЛ0116726, протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.02.2016 N 58, составляет: 493,38х 7,39 % = 36,48 руб.
Соответственно предельная оптовая цена данного лекарственного препарата будет равна сумме зарегистрированной предельной (фактической) отпускной цены и размера оптовой надбавки, что составляет для лекарственного препарата:
- "Лирика" (МНН Прегабалин) 150 мг капс. N 14 493,38 (фактическая отпускная цена производителя) + 36,48 (фактический размер оптовой надбавки) = 529,86 руб.
- "Лирика" (МНН Прегабалин) 300 мг капс. N 14 не должен превышать 8,8%, исходя из предоставленной ООО "Юг Аптека +" товарной накладной от 20.03.2018 N А-220523, протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.02.2016 N 58, составляет: 818,90 х 5,795 % = 47,46 руб.
Соответственно предельная оптовая цена данного лекарственного препарата будет равна сумме зарегистрированной предельной (фактической) отпускной цены и размера оптовой надбавки, что составляет для лекарственного препарата:
- "Лирика" (МНН Прегабалин) 300 мг капс. N 14 - 818,90 (фактическая отпускная цена производителя) + 47,46(фактический размер оптовой надбавки) = 866, 36 руб.
Согласно постановлению РСТ по РО от 25.02.2010 N 2/1 предельный размер розничной надбавки для лекарственного препарата:
- "Лирика" (МНН Прегабалин) 150 мг капс. N 14 не должен превышать 13%, и должен проставляться организацией розничной торговли в Протоколе согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛС, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.02.2016 N 58, исходя из предоставленной ООО "Юг Аптека +" счет-фактуры от 21.03.2018 N АЛ0116726, составляет: 493,38 х 13 % = 64,14 руб.
Соответственно реализация данного лекарственного препарата, не может превышать цену, равную сумме: 1) фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены; 2) предельного размера оптовой надбавки; 3) предельного размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации - что фактически составляет:
- "Лирика" (МНН Прегабалин) 150 мг капс. N 14: 493,38+36,48 + 64,14 = 594,00 руб.;
- "Лирика" (МНН Прегабалин) 300 мг капс. N 14 не должен превышать 13%, и должен проставляться организацией розничной торговли в Протоколе согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛС, утвержденным постановлением Правительства РФ от 03.02.2016 N 58, исходя из предоставленной ООО "Юг Аптека +" товарной накладной от 21.03.2018 N АЛ0116726, составляет: 818,90 х 13 % = 106,46 руб.
Соответственно реализация данного лекарственного препарата, не может превышать цену, равную сумме: 1) фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены; 2) предельного размера оптовой надбавки; 3) предельного размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации - что фактически составляет:
- "Лирика" (МНН Прегабалин) 300 мг капс. N 14: 818,90+47,46 + 106,46 = 972,82 руб.
Согласно материалам, представленным МУ МВД РФ "Новочеркасское" (вх. N В61-7333/18 от 03.12.2018) в структурном подразделении ООО "Юг Аптека +", расположенном по адресу: 346400, Ростовская область, г. Новочеркасск, в районе гостиницы "Новочеркасск" по ул. 26 Бакинских комиссаров, фармацевтом аптеки ООО "Юг Аптека +" Гонтарь М.П. без рецепта врача 24.11.2018 осуществлена реализация лекарственных препаратов для медицинского применения: "Лирика" (МНН Прегабалин) капсулы 150 мг, производитель Пфайзер Германия в количестве 1 (одной) капсулы (фрагмента ячейковой упаковки) и "Лирика" (МНН Прегабалин) капсулы 300 мг, производитель Пфайзер Германия в количестве 1 (одной) капсулы (фрагмента ячейковой упаковки) за денежные средства в сумме 230,00 руб., что подтверждено объяснениями в письменном виде покупателя гражданина Курса А.А., продавца фармацевта Гонтарь М.П. от 24.11.2018 в письменном виде, с учётом того, что данные лекарственные препараты:
- "Лирика капсулы 150 мг", можно реализовывать в упаковке по 14 капсул, фактическая розничная цена реализации лекарственного препарата составляет: 100 (цена 1 капс.) х 14 (количество. капс. в упаковке) = 1400 руб.
Размер допущенной ООО "Юг Аптека + " розничной надбавки для "Лирики 150 мг капс. N 14" в упаковке составил: 1400 (фактическая розничная цена) - 529,86 (предельная оптовая цена) = 870,14 руб., что составляет 176,36% и превышает размер розничной надбавки на 163,36 % (176,36 % -13%).
- "Лирика капсулы 300 мг", можно реализовывать в упаковке по 14 капсул, фактическая розничная цена реализации лекарственного препарата составляет: 130 (цена 1 капс.) х 14 (количество. капс. в упаковке) = 1820 руб.
Размер допущенной ООО "Юг Аптека + " розничной надбавки для "Лирики 300 мг капс. N 14" в упаковке составил: 1 820 (фактическая розничная цена) - 866,36 (предельная оптовая цена) = 953,64 руб., что составляет 116,45% и превышает размер розничной надбавки на 103,45 % (116,45 % -13%).
Согласно п. 6 "Положения о лицензировании фармацевтической деятельности", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.
Таким образом, выявленные нарушения, установленные пп. "г" п.5 "Положения о лицензировании фармацевтической деятельности" относятся к грубым.
21.01.2019 ведущим специалистом-экспертом управления в отсутствии представителя общества, составлен протокол об административном правонарушении по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании части 2 статьи 202, статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.
На основании части 2 статьи 202, статьи 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении Управлением направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением.
Согласно примечанию к указанной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 6 "Положения о лицензировании медицинской деятельности", под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с положениями статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - закон N 99-ФЗ), лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Согласно статье 90 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 09.11.2011 N 323-ФЗ (далее - закон N 323-ФЗ) органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.
В соответствии с пунктом 21 статьи 2 закона N 323-ФЗ, под качеством медицинской помощи следует понимать совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Согласно пунктам 1, 4 части 2 статьи 87 закона N 323-ФЗ внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется путем соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации, и создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании услуг.
К лицензионным требованиям Положением о лицензировании медицинской деятельности также отнесены:
- наличие у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье";
- у руководителя организации, входящей в систему федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, или его заместителя, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы";
- у руководителя структурного подразделения медицинской организации, осуществляющего медицинскую деятельность, - высшего профессионального образования, послевузовского (для специалистов с медицинским образованием) и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста (для специалистов с медицинским образованием);
- у индивидуального предпринимателя - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, и сертификата специалиста, а при намерении осуществлять доврачебную помощь - среднего медицинского образования и сертификата специалиста по соответствующей специальности (пп в п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности);
- соблюдение порядков оказания медицинской помощи (пункт 5 Положения о лицензировании медицинской деятельности).
Лицензионным требованием, установленным подпунктом "г" пункта 5 Положения N 1081, является: соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, Имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, - правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения м хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным, ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Лицензионным требованием, установленным пп. "л" п.5 "Положения о лицензировании фармацевтической деятельности", является наличие у лицензиата работников, заключивших с ним трудовые договоры, деятельность которых непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением и изготовлением, имеющих: высшее или среднее фармацевтическое образование и сертификат специалиста (для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения (за исключением обособленных подразделений медицинских организаций).
Правила регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах и правила ведения и хранения специальных журналов" утверждены Приложением N 1 к приказу Минздрава России от 17.06.2013 N 378н (далее - Правила регистрации).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 приложения N 1 к Правилам регистрации - аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, регистрация операций, связанных с обращением лекарственных средств (за исключением лекарственных средств, указанных в пункте 2 настоящих Правил), осуществляется в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств, по форме согласно приложению N 2 к настоящим Правилам.
Правила ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, утверждены приложением N 2 к приказу Минздрава России от 17.06.2013 N 378н (далее - Правила ведения журналов).
В соответствии с пунктом 7 "Правил ведения журналов": поступление лекарственного средства отражается в журнале учета по каждому приходному документу в отдельности с указанием номера и даты. Расход лекарственного средства записывается ежедневно. Аптечные организации и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на фармацевтическую деятельность, записывают ежедневный расход лекарственного препарата с указанием отдельно по рецептам, выписанным медицинским работникам, и по требованиям медицинских организаций.
Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в субъектах Российской федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" (далее Правила установления размеров розничных надбавок).
В соответствии с пунктом 6 "Правил установления размеров розничных надбавок" реализация лекарственных препаратов; организациями оптовой торговли, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется при наличии протокола согласования цен поставки лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, составленного по форме согласно Приложению, за исключением лекарственных препаратов, которые не были включены в такой перечень на момент их приобретения указанными организациями и индивидуальными предпринимателями.
Положениями пункта 5 Правил установления размеров розничных надбавок установлено, что размер розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, установленный аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией, осуществляющими реализацию лекарственных препаратов: на территории субъекта Российской Федерации, не должен превышать соответствующий предельный размер розничной надбавки, установленный органом исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 Правил установления размеров розничных надбавок формирование отпускной цены на лекарственный препарат организациями оптовой торговли и (или) аптечными: организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, размер которых, не превышает соответственно предельный размер оптовой и (или) предельный размер розничной надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации.
В Ростовской области предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты утверждены постановлением Региональной службой по тарифам Ростовской области от 25.02.2010 N 2/1 "Об утверждении предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к ценам на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" (далее постановление РСТ по РО от 25.02.2010 N 2/1). В частности, согласно Приложения N 1 к Постановлению РСТ по РО от 25.02.2010 N 2/1, предельной розничной надбавкой к ценам на лекарственные средства, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утверждаемый Правительством Российской Федерации к фактической отпускной цене производителя является: 25 % (при ценовой группе в ценах производителя до 50 рублей включительно), 20 % (при ценовой группе в ценах производителя свыше 50 и до 500 рублей включительно), 13 % (при ценовой группе в ценах производителя свыше 500 рублей).
Материалами дела подтверждается, что в ходе проверки уполномоченным лицом управления выявлены нарушения пп. "г", "л" п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 в структурном подразделении ООО ""Юг Аптека+", находящегося по адресу: 346400, Ростовская область, г. Новочеркасск в районе гостиницы "Новочеркасск" по ул. 26 Бакинских комиссаров.
Факт совершенного обществом правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, подтверждается протоколом по делу об административном правонарушении, а также иными собранными в ходе административного производства доказательствами и по существу не оспаривается обществом.
Доказанность самого факта правонарушения свидетельствует о наличии вины правонарушителя.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что за совершение однородных правонарушений общество неоднократно в течение года привлекалось к административной ответственности (дела N А53-6288/2018, N А53-7851/18, N А53-9702/2018, дело N А32-34963/2018), учитывая пренебрежительное отношение общества к соблюдению лицензионных требований, установленных действующим законодательством, а также характер совершенного правонарушения, суд пришел к обоснованному выводу о том, что имеются основания для привлечения общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности структурного подразделения общества, находящегося по адресу: 346400, Ростовская область, г. Новочеркасск в районе гостиницы "Новочеркасск" по ул. 26 Бакинских комиссаров, сроком на 30 суток.
Повторно оценив соразмерность назначенного судом первой инстанции обществу административного наказания за совершенное правонарушение, характеру и тяжести данного правонарушения, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Судебная коллегия соглашается с тем, что в целях прекращения противоправного деяния и причинения вреда жизни и здоровью граждан, иной вид наказания, как приостановление деятельности на 30 суток не обеспечит цели наказания, определенные статьей 3.1 КоАП РФ.
Доводы апелляционной жалобы общества об обратном сводятся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения суд апелляционной инстанции также соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.
Таким образом, выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам, установленным по результатам исследования и оценки доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 22.02.2019 по делу N А53-1866/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.