г. Киров |
|
20 марта 2024 г. |
Дело N А29-13744/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 марта 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бармина Д.Ю.,
судей Горева Л.Н., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шмыриной А.М.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью УО "Спутник"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.12.2023 по делу N А29-13744/2023
по иску акционерного общества "Коми энергосбытовая компания" (ИНН: 1101301856, ОГРН: 1061101039779)
к обществу с ограниченной ответственностью УО "Спутник" (ИНН: 1103046697, ОГРН: 1221100000769)
о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Коми энергосбытовая компания" (далее - истец, Компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с общества с ограниченной ответственностью УО "Спутник" (далее - ответчик, Общество) 1 645 399 рублей 61 копейки задолженности за электроэнергию за апрель-июль 2023 года.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.12.2023 исковые требования удовлетворены.
Ответчик с принятым решением суда не согласился, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и рассмотреть исковые требования истца по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, с учетом представленных ответчиком в суде и в апелляционной жалобе возражений, ходатайства о привлечении для участия в деле в качестве третьего лица администрации муниципального образования городского округа "Воркута".
По мнению заявителя жалобы, для расчета коммунального ресурса на СОИ в МКД, не оборудованных ОДПУ, должны применяться сведения о площадях МОП, согласованные в договорах управления. В то же время в отношении части МКД приняты иные размеры площадей МОП для расчета электроэнергии на СОИ, чем предусмотренные договорами управления. По существу истец выражает несогласие с показателями площадей МОП, которые зафиксированы в ходе проведения соответствующих конкурсов. Принятие размеров площадей МОП, отличных от установленных органом местного самоуправления, влечет нарушение прав и законных интересов конечных потребителей. Заявитель жалобы считает, что к участию в настоящем деле необходимо привлечь Администрацию муниципального образования городского округа "Воркута" как одного из участников цепочки поставки электроэнергии и как сторону договоров управления.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение без изменения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 30.01.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 31.01.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Ответчик заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, сторонами согласовывались условия договора энергоснабжения от 27.01.2023 N 314031 (далее - договор) для исполнителей в целях покупки электрической энергии (мощности) для предоставления собственникам и пользователям помещений коммунальной услуги по электроснабжению и (или) для содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В приложении N 6 к договору сторонами согласован перечень МКД, в которые электроэнергия (мощность) подается для СОИ.
Протокол разногласий от 20.02.2023 истцом не подписан, протокол урегулирования разногласий не подписан ответчиком.
В апреле-июле 2023 года истец поставил ответчику электрическую энергию, о чем составил ведомости энергопотребления, акты приема-передачи и счета-фактуры.
Поставленный ресурс ответчиком не оплачен, требования претензии от 11.09.2023 не исполнены, что стало основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции пришел к следующему.
В силу пункта 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки ресурса в спорный период подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается. Доказательств оплаты потребленного ресурса не представлено.
Согласно ведомостям электропотребления, расчет платы за коммунальные услуги произведен исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, а при отсутствии ОДПУ - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что площади МОП по МКД, находящимся в управлении ответчика, скорректированы истцом с учетом выводов, содержащихся в судебных актах по делам N А29-995/2022 (с учетом наличия инженерных коммуникаций на чердаках и в подвалах), А29-613/2023 (с учетом исключения площадей помещений, не относящихся к общедомовому имуществу).
Выводы судебных актов по указанным делам принимаются апелляционным судом на основании части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
По существу примененные истцом площади МОП ответчиком в настоящем деле не оспариваются, определены на основании сведений о площадях мест общего пользования и об имеющихся инженерных коммуникациях, содержащимися в технических паспортах МКД. Возражений по площадям МОП конкретных МКД ответчиком в апелляционной жалобе не заявлено.
Довод заявителя жалобы о необходимости определения площадей мест общего пользования исходя из сведений, указанных в договорах управления МКД, подлежит отклонению как необоснованный.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Приказом Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми от 22.05.2017 N 24/1-Т (далее - Приказ N 24/1-Т) утверждены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме на территории Республики Коми, которые введены в действие 01.06.2017.
В примечании к Приказу N 24/1-Т содержится указание на то, какие помещения подлежат учету при применении нормативов в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации: а именно среди иных помещений указаны технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий).
Исходя из понятия термина "помещение", содержащегося в Федеральном законе от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", под ним понимается часть объема здания или сооружения, имеющая определенное назначение и ограниченная строительными конструкциями. В Правилах N 354 содержится определение внутридомовых инженерных систем, исходя из которого таковыми признаются являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), мусороприемные камеры, мусоропроводы.
По общему правилу, источником информации о площадях помещений, входящих в состав общего имущества, должны являться документы технического учета помещений в МКД, изготовленные специализированными организациями.
В то же время при наличии в МКД помещений, соответствующих установленным критериям отнесения к общему имуществу, отсутствие указания на такие помещения в технических паспортах и иных документах, отражающих результаты технической инвентаризации, не может служить основанием для отказа в их учете при расчете платы за электрическую энергию, потребляемую в целях содержания общего имущества.
Таким образом, при определении состава помещений для расчета объема электрической энергии, поставляемой в МКД в целях содержания МОП, следует учитывать площади чердаков и подвалов, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование.
Договоры управления МКД не являются технической документацией, содержащей сведения о площадях помещений и находящихся в них инженерных коммуникациях, в связи с чем не могут являться достоверным доказательством площадей МОП в спорных домах. Само по себе указание в договорах управления площадей МОП не свидетельствует об их достоверности и соответствии действительности.
Принятые площади МОП в настоящем споре не нарушают права конечных потребителей, поскольку основаны на сведениях, содержаниях в технических паспортах на МКД, установлены в ходе обследований МКД.
Договор управления МКД заключается между управляющей компанией и собственниками жилых помещений в МКД, в том числе по результатам открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления (часть 4 статьи 161, статья 162 Жилищного кодекса Российской Федерации), в связи с чем не регулирует правоотношения между ресурсоснабжающей и управляющей компаниями. Условия договора управления определяются конкурсной документацией, которая в настоящем деле не подлежит исследованию, поскольку не относится к предмету доказывания.
С учетом предмета спора - о взыскании ресурсоснабжающей организацией задолженности с исполнителя коммунальных услуг за поставленное электричество на содержание общедомового имущества - доводы заявителя жалобы относительно несоответствия площадей МОП конкурсной документации подлежат отклонению.
В апелляционной жалобе ответчик указывает, что судом необоснованно не была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица Администрация МОГО "Воркута".
Указанный довод ответчика отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Следовательно, третье лицо без самостоятельных требований - это предполагаемый участник материально-правового отношения, связанного по объекту и составу с тем, какое является предметом разбирательства в арбитражном суде.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 10.11.2009 N ВАС-14486/09, основанием для вступления в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновение права на иск у третьего лица, обусловленная взаимосвязью основного спорного правоотношения и правоотношения между стороной и третьим лицом.
Таким образом, по правилам арбитражного процессуального законодательства при разрешении вопроса о привлечении к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, подлежит установлению наличие заинтересованности лица в исходе рассмотрения дела. Целью участия в судебном заседании третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, является предотвращение неблагоприятных для них последствий.
Предметом спора по настоящему делу является требование об оплате поставленной истцом в управляемые ответчиком МКД электрической энергии на цели содержания общего имущества указанных МКД.
В данном случае решение по настоящему делу с учетом предмета заявленных требований не затрагивает права и законные интересы Администрации МОГО "Воркута", не налагает на нее каких-либо обязанностей; в мотивировочной и резолютивной частях решения по настоящему делу отсутствуют выводы о правах и обязанностях Администрации МОГО "Воркута".
Согласно пункту 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).
Таким образом, указание Администрацией МОГО "Воркута" при проведении конкурса на права управления МКД и заключении договоров с ответчиком иных площадей общего имущества МКД не влечет каких-либо обязанностей для истца и не снимает с ответчика обязательства по оплате ресурсоснабжающей организации стоимости поставленного ресурса, рассчитанной исходя из фактических площадей общего имущества в управляемых им МКД.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.12.2023 по делу N А29-13744/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью УО "Спутник" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью УО "Спутник" (ИНН: 1103046697, ОГРН: 1221100000769) в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Д.Ю. Бармин |
Судьи |
Л.Н. Горев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-13744/2023
Истец: АО "Коми Энергосбытовая Компания"
Ответчик: ООО Уо "Спутник"