город Омск |
|
08 мая 2019 г. |
Дело N А46-17467/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 мая 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веревкина А.В.,
судей Аристовой Е.В., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Моториной О.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2066/2019) индивидуального предпринимателя Гусейнова Адиль Кардашхановича на решение Арбитражного суда Омской области от 09 января 2019 года по делу N А46-17467/2018 (судья Распутина В.Ю.), по иску индивидуального предпринимателя Гусейнова Адиль Кардашхановича (ОГРНИП 304550720400312) к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Омска о признании незаконным бездействия, обязании принять решение о подготовке документации, обеспечении подготовки документации,
при участии в судебном заседании:
представителя индивидуального предпринимателя Гусейнова Адиль Кардашхановича Криворучко А.И. по доверенности 55АА1738027 от 18.07.2017 сроком действия по 15.11.2019,
представителя Департамента архитектуры и градостроительства Администрации города Омска Бусс С.А. доверенности N 02/1633 от 19.02.2019 сроком действия 1 год,
установил:
индивидуальный предприниматель Гусейнов Адиль Кардашханович (далее - ИП Гусейнов А.К., предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Омской области с иском к Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации г. Омска (далее - Департамент) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о подготовке документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:140105:1047 в целях внесения изменений в постановление Администрации города Омска от 07.08.2012 N 1035-п "Об утверждении документации по планировке некоторых частей территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области" (далее - Постановление N 1035-п) в части изменения чертежа планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - левый берег реки Иртыш - улица Граничная - улица Волгоградская - улица Верхнеднепровская в Кировском административном округе города Омска (приложение N 2 к указанному постановлению); об обязании в месячный срок со дня вступления в силу решения суда принять решение о подготовке документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области путем подготовки проекта соответствующего муниципального правового акта по внесению изменений в Постановление N 1035-п в части изменения чертежа планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - левый берег реки Иртыш - улица Граничная - улица Волгоградская - улица Верхнеднепровская в Кировском административном округе города Омска (приложение N 2 к указанному постановлению) с включением участка с кадастровым номером 55:36:140105:1047 в границу допустимого строительства капитальных объектов и изменения местоположения красных линий ул. 12 Декабря с последующим изменением границы территориальных зон ИТ2-1373 и ЖЗ-41 и с восстановлением нахождения участка с кадастровым номером 55:36:140105:1047 в зоне ЖЗ-41, обеспечить подготовку документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области и по результатам проведения публичных слушаний направить проект на утверждение Мэру города Омска.
Решением Арбитражного суда Омской области от 09.01.2019 по делу N А46-17467/2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не соглашаясь с принятым судебным актом, предприниматель в жалобе просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ее податель указывает на необоснованность вывода суда первой инстанции о нахождении земельного участка с кадастровым номером 55:36:140105:1047 в зонах планируемых территорий развития города и зоне городского наземного транспорта, поскольку согласно заключению кадастрового инженера, а также в соответствии с приложением N 1 к Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденных решением Омского городского Совета от 10.12.2008 N 201 (далее - Правила) указанный земельный участок находится только в зоне жилой застройки средней этажности (ЖЗ-41). Наличие в Правилах и в проекте планировки территории положения об отнесении территории названного земельного участка к двум территориальным зонам - к зоне городского наземного транспорта (ИТ2-1373) и к зоне жилой застройки средней этажности (ЖЗ-41), учитывая, что Генеральным планом муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденным решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43 (далее - Генеральный план), такая территория отнесена к зоне ЖЗ-41, противоречит требованиям действующего законодательства и является основанием для рассмотрения вопроса о подготовке изменений в документацию по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области в части установления в отношении рассматриваемой территории территориальной зоны, соответствующей Генеральному плану. Как указывает апеллянт, обязанность сообщить предпринимателю о том, что обращение с просьбой подготовить и утвердить изменение чертежа планировки осуществлено не по адресу, вместе с тем, в настоящем случае из ответа Департамента не следует, что заявитель обратился не по адресу, отсутствует указание на отказ в удовлетворении требований, тем самым, предприниматель введен в заблуждение и в течение года ждал завершения процедуры.
В письменном отзыве Департамент просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ИП Гусейнова А.К. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Департамента высказался согласно отзыву на апелляционную жалобу.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, истцу на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - здание магазина, площадью 220,1 кв.м., расположенное по адресу: г. Омск, Кировский административный округ, ул. 12 Декабря, д. 104Б (свидетельство о государственной регистрации права от 29.11.2010 серии 55-АА N 192661).
В целях приобретения предпринимателем расположенного под принадлежащим ему зданием земельного участка 13.06.2013 Департаментом имущественных отношений Администрации города Омска (продавец) и истцом (покупатель) заключен договор купли-продажи N 2208, по условиям которого продавец обязался передать в собственность, а покупатель обязался принять и оплатить по цене и на условиях настоящего договора земельный участок из состава земель населенных пунктов с кадастровым номером 55:36:140105:1047 площадью 494 кв.м., разрешенное использование: магазины товаров первой необходимости. Согласно кадастровому паспорту указанный земельный участок входит в территориальную зону - зона жилой застройки средней этажности ЖЗ-41.
Распоряжением Департамента от 20.04.2017 N 1124 утвержден градостроительный план земельного участка N RU55301000-0000000000016667, согласно которому указанный земельный участок расположен в двух территориальных зонах: территориальная зона городского наземного транспорта (ИТ2-1373) и территориальная зона жилой застройки средней этажности (ЖЗ-41).
Полагая, что при подготовке градостроительного плана N RU55301000-0000000000016667 допущена ошибка, выражающаяся в отнесении спорного земельного участка к зоне ИТ2-1373, ИП Гусейнов А.К. обратился в Департамент с заявлением об исправлении ошибки (л.д. 44).
В ответном письме N Исх-ОГ-ДАГ/835 на заявление предпринимателя Департамент сообщил о том, что решением Омского городского Совета от 10.10.2012 N 57 внесены изменения в Правила, в том числе в части корректировки границы территориальной зоны ЖЗ-41, которая установлена с учетом сведений государственного кадастра недвижимости. На момент внесения изменений в Правила в государственном кадастре недвижимости был учтен земельный участок с кадастровым номером 55:36:140105:12 площадью 191 кв.м., занимаемый магазином в составе остановочного комплекса, и был отнесен к территориальной зоне городского наземного транспорта ИТ2-1373. Сведения о границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:140105:1047 внесены в государственный кадастр недвижимости 16.05.2013. С учетом решения Омского городского Совета от 10.10.2012 N 57 земельный участок с кадастровым номером 55:36:140105:1047 расположен в двух территориальных зонах: в зоне городского наземного транспорта (ИТ2-1373) и в зоне жилой застройки средней этажности (ЖЗ-41). Требованием к размещению объекта на земельном участке с кадастровым номером 55:36:140105:1047 является соответствие его размещения требованиям региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, проекту планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - левый берег реки Иртыш - улица Граничная - улица Волгоградская - улица Верхнеднепровская в Кировском административном округе города Омска, утвержденному Постановлением N 1035-п. В составе проекта планировки территории утверждены красные линии. Согласно проекту планировки территории земельный участок с кадастровым номером 55:36:140105:1047 расположен в красных линиях ул. 12 Декабря. Департамент отметил, что подготовка нового градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 55:36:140105:1047 с отменой ранее утвержденного градостроительного плана возможна после изменения местоположения красной линии ул. 12 Декабря посредством внесения изменений в проект планировки территории, а также внесения изменений в Правила в соответствии со статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
08.08.2017 предпринимателем в Комиссию по подготовке правил землепользования и застройки города Омска (далее - Комиссия) подано заявление о подготовке и утверждении в установленном порядке изменения чертежа планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - левый берег реки Иртыш - улица Граничная - улица Волгоградская - улица Верхнеднепровская - в Кировском административном округе города Омска в части включения участка с кадастровым номером 55:36:140105:1047 в границу допустимого строительства капитальных объектов и изменения местоположения красных линий ул. 12 Декабря; о подготовке и утверждении проекта внесения изменений в Правила в части изменения границ территориальных зон для исключения земельного участка с кадастровым номером 55:36:140105:1047 из зоны городского наземного транспорта (ИТ2-1373) и с восстановлением его местонахождения полностью в зоне жилой застройки средней этажности (ЖЗ-41) (л.д. 56).
По результатам рассмотрения обращения предпринимателя Департамент направил ИП Гусейнову А.К. постановление Администрации города Омска от 29.06.2018 N 656-п "Об отклонении предложений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" (далее - Постановление N 656-п), согласно пункту 12 которого предложенное изменение не соответствует Генеральному плану, проекту планировки территории, расположенной в границах: улица Граничная - левый берег реки Иртыш - граница городской черты - улица Мельничная - улица 1-я Казахстанская - улица 8-я Кировская в Кировском административном округе города Омска, утвержденному Постановлением N 1035-п.
Полагая, что бездействие Департамента, выраженное в непринятии решения о подготовке документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:140105:1047 в целях внесения изменений в Постановление N 1035-п в части изменения чертежа планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - левый берег реки Иртыш - улица Граничная - улица Волгоградская - улица Верхнеднепровская в Кировском административном округе города Омска (приложение N 2 к указанному постановлению), не соответствует действующему законодательству и нарушает права и интересы предпринимателя, поскольку препятствует последнему в реализации его исключительных прав как собственника объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, ИП Гусейнов А.К. обратился в суд с настоящим иском.
Отказ в удовлетворении заявленных требований явился причиной подачи предпринимателем апелляционной жалобы, при рассмотрении которой суд апелляционной инстанции учел следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ, а также исходя из разъяснений, приведенных в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Следовательно, в настоящем случае Департамент несет бремя доказывания соответствия своего бездействия, выразившегося в непринятии решения о подготовке документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:140105:1047 в целях внесения изменений в Постановление N 1035-п, закону; ИП Гусейнов А.К. в свою очередь обязан доказать нарушение указанным бездействием своих прав и обязанностей.
В силу пункта 2 части 1 ГрК РФ под территориальным планированием понимается планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Частью 1 статьи 42 ГрК РФ предусмотрено, что подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.
Основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии. Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства; б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства; 2) положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории (в пределах, установленных градостроительным регламентом), о характеристиках объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры и необходимых для развития территории в границах элемента планировочной структуры. Для зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения в такое положение включаются сведения о плотности и параметрах застройки территории, необходимые для размещения указанных объектов, а также в целях согласования проекта планировки территории в соответствии с частью 12.7 статьи 45 настоящего Кодекса информация о планируемых мероприятиях по обеспечению сохранения применительно к территориальным зонам, в которых планируется размещение указанных объектов, фактических показателей обеспеченности территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и фактических показателей территориальной доступности таких объектов для населения; 3) положения об очередности планируемого развития территории, содержащие этапы проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства жилого, производственного, общественно-делового и иного назначения и этапы строительства, реконструкции необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, в том числе объектов, включенных в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры, программы комплексного развития социальной инфраструктуры (часть 3 статьи 42 ГрК РФ).
Согласно части 1 статьи 46 ГрК РФ решение о подготовке документации по планировке территории применительно к территории поселения, территории городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2-4.2 и 5.2 статьи 45 ГрК РФ, принимается органом местного самоуправления поселения, органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
На основании частей 1, 2 статьи 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
Из положений указанных норм вытекает, что необходимость подготовки проекта планировки и возможность принятия решения о подготовке документации по планировке территории на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории обусловлены определенными целями, которые являются результатом данного вида территориального планирования - выделение элементов планировочной структуры, установление границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определение характеристик и очередности планируемого развития территории.
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу положений части 3 той же статьи документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Согласно части 1 статьи 18 ГрК РФ документами территориального планирования муниципальных образований являются, в том числе, генеральные планы городских округов.
В преамбуле Генерального плана указано, что подготовка проекта такого плана осуществлена на основании результатов инженерных изысканий в соответствии с требованиями технических регламентов, с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в разрабатываемой схеме территориального планирования Омской области, действующих российских нормативов градостроительного проектирования, областных и общегородских целевых программ, результатов публичных слушаний по проекту Генерального плана.
При этом в разделе 2 Генерального плана указано, что на основе материалов Генерального плана города Омска, в соответствии с действующим ГрК РФ разрабатываются правила землепользования и застройки городских территорий и проекты планировок территории города Омска.
Данное правило соответствует требованию части 3 статьи 31 ГрК РФ, в соответствии с которой подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц.
Кроме того, согласно пункту 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений.
Применительно к основаниям и порядку подготовки документации по планировке территории частью 10 статьи 45 ГрК РФ предусмотрено, что такая подготовка осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки.
В соответствии с преамбулой Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области такие правила являются муниципальным правовым актом, разработанным на основе Генерального плана, утвержденного решением Омского городского Совета от 25.07.2007 N 43, в соответствии с ГрК РФ, Земельным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Омской области, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования городской округ город Омск Омской области.
Исходя из анализа изложенных норм действующего законодательства, положения правил землепользования и застройки, как документа, принимаемого в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований и содержащего карту градостроительного зонирования, в любом случае должны соответствовать положениям генерального плана муниципального образования, имеющим наибольшую юридическую силу в иерархии документов территориального планирования.
Как следствие, и проект планировки территории подлежит разработке и утверждению только с учетом положений территориального планирования, определенных Генеральным планом.
Таким образом, проект планировки территории должен разрабатываться в полном соответствии с нормами правил землепользования и застройки и генерального плана муниципального образования, при этом предполагается, что правила землепользования и застройки соответствуют генеральному плану, как основному документу территориального планирования городского округа или городского поселения.
Как установлено судом, Генеральным планом в отношении территории, в состав которой входит земельный участок с кадастровым номером 55:36:140105:1047, установлено 2 вида территориальной зоны - зона многоэтажной и среднеэтажной жилой застройки; планируемые территории развития города.
В то же время Правилами соответствующая территория отнесена к зоне жилой застройки средней этажности (ЖЗ-41) и зоне городского наземного транспорта (ИТ-1373).
В соответствии с проектом планировки территории, расположенной в границах: улица Граничная - левый берег реки Иртыш - граница городской черты - улица Мельничная - улица 1-я Казахстанская - улица 8-я Кировская в Кировском административном округе города Омска, утвержденному Постановлением N 1035-п спорный земельный участок находится в красных линиях ул. 12 Декабря.
При таких обстоятельствах апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что из материалов дела не следует несоответствие действующего проекта планировки территории, утвержденного Постановлением N 1035-п, Правилам и Генеральному плану.
Генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что согласуется со статьями 2, 9 и 23 ГрК РФ.
С учетом необходимости гармоничного развития территорий задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов.
В данном случае отнесение принадлежащего предпринимателю спорного земельного участка к зоне городского наземного транспорта (ИТ2-1373) положениям статей 23, 24 ГрК РФ не противоречит.
В силу части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ).
Из системного толкования положений пунктов 2, 5, 6, 7 и 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях установления правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренные для соответствующей функциональной зоны.
По смыслу части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ генеральный план поселения как основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и содержащего долгосрочные ориентиры их развития, является первичным перед правилами землепользования и застройки.
Документами территориального планирования определяется содержание правоотношений по использованию земельных участков, сама возможность расположения какого-либо объекта на земельном участке и использование последнего, в то время как заявитель, по сути, просит изменить документы территориального планирования под фактически существующий объект.
При этом само по себе несогласие ИП Гусейнова А.К. с местоположением красных линий в конкретном месте расположения принадлежащего ему объекта не влечет обязанности Департамента по обеспечению подготовки и утверждению проекта планировки территории с точки зрения целей территориального планирования.
Наличие в Правилах и в проекте планировки территории положения об отнесении территории земельного участка с кадастровым номером 55:36:140105:1047 к территориальным зонам ЖЗ-41 и ИТ-1373, с учетом того, что Генеральным планом данная территория отнесена к зонам многоэтажной и среднеэтажной жилой застройки и планируемых территорий развития города, не противоречит приведенным выше требованиям об обязательном соответствии положений документации по планировке территории нормам генерального плана муниципального образования и в силу системного толкования приведенных выше положений ГрК РФ не является основанием для рассмотрения уполномоченным органом местного самоуправления вопроса о подготовке изменений в документацию по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омска Омской области в части установления в отношении рассматриваемой территории функциональной зоны, соответствующей Генеральному плану.
Помимо того, из материалов дела следует, что 08.08.2017 ИП Гусейнов А.К. обращался в Комиссию с заявлением о подготовке и утверждении в установленном порядке изменения чертежа планировки территории, расположенной в границах: Ленинградский проспект - левый берег реки Иртыш - улица Граничная - улица Волгоградская - улица Верхнеднепровская - в Кировском административном округе города Омска в части включения участка с кадастровым номером 55:36:140105:1047 в границу допустимого строительства капитальных объектов и изменения местоположения красных линий ул. 12 Декабря; о подготовке и утверждении проекта внесения изменений в Правила в части изменения границ территориальных зон для исключения земельного участка с кадастровым номером 55:36:140105:1047 из зоны городского наземного транспорта (ИТ2-1373) и с восстановлением его местонахождения полностью в зоне жилой застройки средней этажности (ЖЗ-41) (л.д. 56).
Вместе с тем, Постановлением N 656-п предложение предпринимателя отклонено по причине его несоответствия Генеральному плану и проекту планировки территории.
В соответствии с частью 15 раздела 4 постановления Мэра города Омска от 08.06.2006 N 172-п "О подготовке проекта Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области" организационно-техническое обеспечение работы Комиссии, включая контроль за своевременным поступлением материалов, замечаний и предложений, а также обеспечение подготовки информационных писем заинтересованным лицам, смежным землепользователям, в том числе лицам, право которых на получение специальных разрешений не может быть реализовано в силу отсутствия в соответствующей территориальной зоне установленного градостроительного регламента, протоколов, заключений, рекомендаций по вопросам, отнесенным к компетенции Комиссии, осуществляет Департамент.
Во исполнение указанных полномочий Департаментом подготовлен ответ N Исх-ОГ-ДАГ/11525 от 17.04.2018 о рассмотрении обращения истца на заседании Комиссии 30.11.2017 и принятии соответствующего решения о внесении изменений в Правила или об отклонении предложения о внесении изменений. Разъяснено, что земельный участок с кадастровым номером 55:36:140105:1047 расположен в границах планировочного элемента территории Омска 7-1, в отношении которого проводятся работы в рамках муниципального контракта по подготовке проекта межевания территории с внесением изменений в проект планировки территории.
Доводы апеллянта о введении предпринимателя в заблуждение письмом N Исх-ОГ-ДАГ/11525 от 17.04.2018 своего подтверждения в материалах дела не нашли, поскольку в названном письме содержится исчерпывающий ответ Департамента о рассмотрении вопроса о внесении изменений в Правила и в чертеж планировки на заседании Комиссии (по результатам которого вынесено Постановление N 656-п).
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, учитывая, что предложение предпринимателя о внесении изменений в Правила признано несоответствующим Генеральному плану и проекту планировки, территории суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для признания бездействия Департамента, выразившегося в непринятии решения о подготовке документации по планировке части территории муниципального образования городской округ город Омск в границах земельного участка с кадастровым номером 55:36:140105:1047, незаконным и, как следствие, обязания Департамента принять соответствующее решение.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, а лишь направлены на переоценку выводов суда первой инстанции и сводятся исключительно к несогласию с оценкой установленных обстоятельств по делу, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (статья 71 АПК РФ).
Проанализировав материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ, апелляционный суд пришел к выводу, что, отказа в удовлетворении заявления ИП Гусейнова А.К., суд первой инстанции принял правомерное решение.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно исследовал и установил фактические обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права, не допустив при этом нарушений процессуального закона.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 09 января 2019 года по делу N А46-17467/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А. В. Веревкин |
Судьи |
Е. В. Аристова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.