город Ростов-на-Дону |
|
08 мая 2019 г. |
дело N А53-36206/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мисник Н.Н.,
судей Глазуновой И.Н., Нарышкиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко Е.С.,
при участии:
от истца: представитель Титова Оксана Михайловна по доверенности от 24.10.2018;
от ответчика: представитель Беляев Игорь Борисович по доверенности от 01.08.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Управляющая организация жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.02.2019 по делу N А53-36206/2018
по иску публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону"
(ОГРН 1056164000023, ИНН 6168002922)
к акционерному обществу "Управляющая организация жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога" (ОГРН 1126154005240, ИНН 6154098036)
о взыскании задолженности, пени,
принятое судьей Корниенко А.В.,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "ТНС энерго Ростов-на-Дону" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к акционерному обществу "Управляющая организация жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога" (далее - ответчик, компания) о взыскании задолженности в размере 507 050 рублей 90 копеек, пени в размере 7 769 рублей 48 копеек, пени по день фактической уплаты суммы долга.
Исковые требования мотивированы наличием задолженности за электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды в июле-августе 2018 года.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 25.02.2019 исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с ответчика в пользу истца задолженность за объем электроэнергии за ОДН за период июль - август 2018 года в размере 507 050 рублей 90 копеек, пеню с 16.08.2018 по 31.10.2018 в размере 7 769 рублей 48 копеек, пеню, начисленную на сумму 507 050 рублей 90 копеек на основании абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", за период с 01.11.2018 по день фактической оплаты задолженности, а также судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 13 296 рублей, всего - 528 116 рублей 38 копеек.
Решение мотивировано тем, что факт поставки электроэнергии в спорный период и наличие задолженности по ее оплате подтверждены материалами дела. Представленный истцом расчет пени судом проверен и признан верным, арифметически, методологически и по исходным данным ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен.
Суд отклонил довод ответчика о том, что приборы учета, установленные в ТП-256, в ТП-170 не могут быть использованы как расчетные приборы учета для определения объема и стоимости потребленной электрической энергии. Суд также не принял довод ответчика об исключении из расчетов МКД, расположенного по ул. Фрунзе, 54.
Акционерное общество "Управляющая организация жилищно-коммунального хозяйства г. Таганрога" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.02.2019 по делу N А53-36206/2018 изменить, уменьшив сумму задолженности за период июля по август 2018 г. до 182 502 рублей 5 копеек, уменьшив пропорционально размер пени, а также расходы по оплате государственной пошлины.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что отдельные многоквартирные дома не оснащены общедомовыми приборами учета электроэнергии. Доказательства направления собственникам помещений в спорных многоквартирных домах (или управляющей организации, осуществляющей управление указанными многоквартирными домами) уведомлений о необходимости обеспечения допуска сотрудников сетевой организации к местам установки приборов учета, содержащих сведения о предлагаемых датах и времени совершения действий по установке приборов учета, о местах установки приборов учета, информацию о действиях, которые такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета, в материалы дела истцом не представлены. Соглашения между собственниками помещений спорных МКД, сетевой организацией и ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" об установке общедомового прибора учета на границе объектов электроэнергетики смежной сетевой организации и ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" не заключались. При условии, что собственники помещений в МКД дали свое согласие на осуществление учета электрической энергии с помощью коллективного прибора учета электрической энергии, размещенной в ТП, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" должно было производить корректировку начислений на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета, чего сделано не было. По мнению заявителя, начисление сверхнормативных расходов на ОДН по многоквартирным домам по адресам: Ростовская область, г. Таганрог, пер. Новый 17-й, дом N 1; Ростовская область, г. Таганрог, пер. Новый 17-й, дом N 3; Ростовская область, г. Таганрог, ул. Комарова, дом N 8, на основании показаний приборов учета электрической энергии, размещенных в подстанциях истца, является незаконным, а расчет задолженности за потребленную электрическую энергию на ОДН необходимо производить по нормативу начисления с применением коэффициента 1,5.
Кроме того, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" в адрес АО "УО ЖКХ г. Таганрога" были направлены акты съема показаний общедомовых приборов учета и индивидуальных приборов учета МКД за июль и август 2018 г. Расчет начислений за электроэнергию собственникам некоторых жилых помещений в многоквартирных домах, расположенных по адресам: пер. 17-й Новый 1, пер. 17-й Новый 3 и ул. Комарова 8, произведен неверно. В адрес ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" направлялись акты о фактическом количестве проживающих в жилых помещениях, согласно которым истец должен был производить начисления за электроэнергию. Согласно расчета ответчика о фактическом потреблении электроэнергии собственниками МКД 1 по пер. 17-й Новый, разница между начисленным истцом и тем, что должны были начислить согласно сведениям, направленным ответчиком составляет в июле 2018 г. - 5 950 кВт., а в августе 2018 г. - 4 420 кВт. Аналогичная ситуация складывается и в МКД 3 по пер. 17-й Новый - разница составляет в июле и августе 2018 г. - 11 730 кВт., и в МКД 8 по ул. Комарова в июле 2018 г. - 781 кВт., а в августе 2018 г. - 710 кВт.
Кроме того, ответчик указывает, что ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" не производит начисление за электрическую энергию собственнику нежилого помещения общей площадью 37,6 кв.м., расположенного в МКД 1 по пер. 17-й Новый в г. Таганроге, которым является муниципальное образование "город Таганрог", которое передано КУИ г. Таганрога в пользование Управлению МВД России г. Таганрога, о необходимости чего ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" уведомлялось. Указанное нежилое помещение было отключено от электроэнергии только 23.10.2018, о чем свидетельствует акт N 2333 от 23.10.2018. То есть в спорный период ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" не производило начисление за электрическую энергию, потребленную указанным нежилым помещением. Несмотря на то, что судом установлено бездоговорное потребление УМВД г. Таганрога электроэнергии в нежилом помещении, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" так и не произвело начисление за электроэнергию собственнику указанного помещения, возлагая оплату потребленной электроэнергии на АО "УО ЖКХ г. Таганрога".
На основании изложенного ответчик считает, что размер электрической энергии по индивидуальным приборам учета и нежилым помещениям должен был быть произведен собственникам помещений в большем объеме. Согласно контррасчета, подготовленного ответчиком, задолженность за электрическую энергию на ОДН для многоквартирных домов за июль 2018 г. не превышает 61 728 рублей 82 копейки, и за август 2018 г. - 120 773 рублей 68 копейки, т.е. 182 502 рублей 50 копеек.
От публичного акционерного общества "ТНС энерго Ростов-на-Дону" поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец считает доводы жалобы несостоятельными. В данном случае собственник энергопринимающих устройств, не выполнивший в срок обязательства по оснащению МКД приборами учета, обязан обеспечить допуск организации к месту установки приборов учета и оплату понесенных ею расходов на приобретение приборов учета и его установку. Установленные в ТП-256, ТП-170 общедомовые приборы учета электроэнергии приняты в эксплуатацию представителями МУП "Таганрогэнерго" и АО "УО ЖКХ". Акты проверки (замены) приборов учета и состояния схемы измерения количества электрической энергии N 1832, N 1833 от 03.03.2017 и N 1866 от 16.03.2017 подписаны представителями АО "УО ЖКХ" без разногласий и замечаний. Принятые узлы учета электрической энергии МКД находятся на балансе и техническом обслуживании МУП "Таганрогэнерго" и их передача на баланс управляющей компании АО "ОУ ЖКХ г. Таганрога" не планируется, в связи с этим направление оферты договоров, оговоренных в пункте 150 - 153 ПП 442 является нецелесообразным. Кроме того, ответчик не доказал, что им предприняты меры по установке прибора учета непосредственно на границе балансовой принадлежности сетей. Истец указывает на то, что им применен порядок расчета в отношении домов, оборудованных общедомовыми (коллективными) приборами учета. Материалами дела подтверждены примененные в расчете исходные данные: акты съема показаний ОДПУ и индивидуальные начисления (поквартирно) за спорный период. В отношении домов, в которых прибор учета расположен не на границе балансовой принадлежности сетей, а в трансформаторной подстанции электросетевой организации, истцом дополнительно учтены потери. К показаниям фактически установленного прибора учета применяется коэффициент, учитывающий его размещение в ТП, то есть в удалении от внешней стены многоквартирного дома и исключающий соответствующий объем потерь на таком участке сетей.
Относительно доводов ответчика о неверных начислениях по ряду помещений МКД и разногласиях со стороны ответчика, истец пояснил, что им представлены доказательства, которые подтверждают позицию общества о потребленном объеме электроэнергии (акты ограничения потребления электроэнергии, акты о не проживании, заявления потребителей о не проживании.).
Апелляционным судом установлено, что апелляционная жалоба не содержит ходатайства о приобщении каких-либо документов, отсутствующих в материалах дела. Вместе с тем, к ней приложены документы, датированные как до оглашения резолютивной части решения, так и после изготовления его полного текста.
В судебном заседании представитель ответчика о приобщении документов также не ходатайствовал.
Несмотря на отсутствие ходатайства о приобщении указанных документов и отсутствия уже по этой причине оснований для их приобщения к материалам дела, апелляционный суд считает необходимым указать следующее.
Согласно части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 36 от 28.05.2009 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" разъяснено, что поскольку суд апелляционной инстанции на основании статьи 268 Кодекса повторно рассматривает дело по имеющимся в материалах дела и дополнительно представленным доказательствам, то при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, в том числе приложенных к апелляционной жалобе или отзыву на апелляционную жалобу, он определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам. К числу уважительных причин, в частности, относятся: необоснованное отклонение судом первой инстанции ходатайств лиц, участвующих в деле, об истребовании дополнительных доказательств, о назначении экспертизы; принятие судом решения об отказе в удовлетворении иска (заявления) ввиду отсутствия права на иск, пропуска срока исковой давности или срока, установленного частью 4 статьи 198 Кодекса, без рассмотрения по существу заявленных требований; наличие в материалах дела протокола судебного заседания, оспариваемого лицом, участвующим в деле, в части отсутствия в нем сведений о ходатайствах или иных заявлениях, касающихся оценки доказательств. Признание доказательства относимым и допустимым само по себе не является основанием для его принятия судом апелляционной инстанции.
По смыслу указанных разъяснений, суд апелляционной инстанции не вправе принимать во внимание новые доводы лиц, участвующих в деле, и новые доказательства в случае отсутствия оснований, предусмотренных частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств в суде первой инстанции не заявлялось.
Мотивы невозможности представления указанных доказательств ответчиком не приведены.
Ответчик не был лишен возможности представить документы в арбитражный суд в любое время с момента получения определения о принятии искового заявления к производству до оглашения резолютивной части решения.
Оснований принимать и исследовать документы, без уважительной причины не представленные суду первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Поскольку документы представлены совместно с апелляционной жалобой в электронном виде, основания для их возвращения ответчику отстутствуют.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель истца возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ответчика заявил ходатайство о приобщении к материалам дела платежного поручения об уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы.
Платежное поручение приобщено к материалам дела.
Председательствующий доложил о поступлении от истца отзыва на апелляционную жалобу.
В соответствии с частью 2 статьи 268, статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв приобщен к материалам дела.
Представитель ответчика пояснил, что к счетчику подключен не только многоквартирный дом, но еще и ряд других потребителей. Вычитались или нет потери от иных потребителей, а так же доказательства того, каким образом эти потери вычитались, в материалы дела представлены истцом не были. Какое количество потребителей сейчас подсоединено к прибору учета - неизвестно, управляющая организация не имеет возможности проверить их количество.
Представитель ответчика пояснил, что управляющая организация обесточивала помещение, занятое участковым пунктом полиции, согласно акту, но собственники впоследствии сообщили о том, что электроэнергия в данном помещении все еще используется.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" осуществляет поставку коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирных домах, находящихся в управлении АО "УО ЖКХ г. Таганрога". Договоры энергоснабжения были заключены с каждым конкретным гражданином в отдельности.
Также на каждого конкретного гражданина был открыт лицевой счет, по которому ведется учет потребленной гражданином электроэнергии, начисления и оплаты. Договоры энергоснабжения между ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" и гражданами, проживающими в вышеуказанных многоквартирных домах, являются действующими.
01.01.2017 между ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" и АО "УО ЖКХ "Таганрога" без разногласий был заключен договор энергоснабжения электрической энергией для исполнителей коммунальных услуг N 290102203/17.
Объем электроэнергии фактически поставленной в многоквартирные дома, за период с июля по август 2018 года, подтверждается актами съема показаний коллективного (общедомового) прибора учета ОДПУ и ИПУ МКД.
При этом объем ОДН составил 44 156 кВт/ч. на основании поставленного объема ОДН выставлен счет за июль 2018 на сумму 190 601 руб. 82 коп.
При этом объем ОДН составил 67 478 кВт/ч. на основании поставленного объема ОДН выставлен счет за август 2018 на сумму 316 449 руб. 08 коп.
Однако, ответчиком обязательства по оплате ОДН за период с июля по август 2018 года не исполнены, задолженность за указанный период составляет 507 050 руб. 90 коп.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" в адрес ответчика была направлена претензия с требованием погасить имеющуюся задолженность, однако ответа на нее не поступило.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с иском.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 72 Основных положений и пунктам 6, 7, 30 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг (конклюдентные действия). Договор считается заключенным на условиях, предусмотренных Правилами N 354.
Объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определяется в соответствии с пунктами 40, 42, 44 Правил N 354, и включает в себя объем коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, и объем коммунальных услуг, потребляемых в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 9 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии/потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
В целях реализации нового порядка определения размера платы за содержание жилого помещения утверждено Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2016 г. N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", которым предусмотрены случаи и порядок включения в размер платы за содержание жилого помещения расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также новые правила покупки у ресурсоснабжающих организаций коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами (далее - товарищества, кооперативы).
Частью 9.1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующей коммунальной услуги при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такая возможность потребления коммунальных услуг в многоквартирном доме установлена в Правилах N 354, в соответствии с пунктом 4 которых потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения при условии наличия в многоквартирном доме соответствующих внутридомовых инженерных систем, по которым холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, используемая в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, подаются в жилые и нежилые помещения, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а коммунальные услуги водоотведения предоставляются при наличии в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, по которым сточные воды отводятся от жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Соответственно, если в многоквартирном доме потребителям предоставляются коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, водоотведения, то такие потребители оплачивают расходы на приобретение используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме холодной воды, горячей воды (или используемых в целях горячего водоснабжения холодной воды и тепловой энергии), сточных вод, в составе платы за содержание жилого помещения в таком многоквартирном доме.
Постановлением N 1498 предусмотрено внесение в Правила N 354, а также в Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 изменений, в соответствии с которыми расходы на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, сточных вод, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, включаются в размер платы за содержание жилого помещения в случаях, когда многоквартирный дом находится в управлении управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. Потребители коммунальных услуг в таких многоквартирных домах с 1 января 2017 года обязаны вносить плату за коммунальные услуги исходя из объема коммунальных услуг, потребленных в жилом или нежилом помещении.
В соответствии с частью 11 статьи 12 Федерального закона N 176-ФЗ начиная с 2017 года при утверждении и применении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги не учитываются расходы граждан, связанные с оплатой коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в 2016 году.
Управляющие организации, а также товарищества, кооперативы, управляющие многоквартирным домом без заключения договора управления с управляющей организацией (далее - исполнители) на основании пункта 21, 1 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2012 г. N 124 (далее - Правила N 124), приобретают у ресурсоснабжающих организаций коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, путем заключения договоров ресурсоснабжения:
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях предоставления коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме и в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив являются исполнителями коммунальных услуг потребителям в многоквартирном доме);
- на покупку коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (если управляющая организация, товарищество, кооператив не предоставляют коммунальную услугу потребителям в многоквартирном доме в случаях, допускаемых жилищным законодательством).
Постановлением N 1498 предусмотрено, что объем коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, подлежащий ежемесячной оплате исполнителем, определяется исходя из разницы между объемом коммунальных ресурсов, определенных по показаниям общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов, и объемом коммунальных услуг, подлежащих оплате потребителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами N 354, а при отсутствии общедомовых приборов учета - исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, а также тарифов, установленных в соответствии с федеральным законом.
Кроме того, согласно пункту 4 Правил N 124 управляющая организация, товарищество или кооператив, на которые в соответствии с договором управления многоквартирным домом, в том числе заключенным товариществом или кооперативом с управляющей организацией, либо уставом товарищества или кооператива возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и (или) по предоставлению потребителям коммунальных услуг, обращаются в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора ресурсоснабжения по приобретению соответствующего коммунального ресурса в целях предоставления коммунальной услуги и (или) потребляемого при содержании общего имущества многоквартирного дома, в том числе в случаях, предусмотренных пунктом 21 (1) данных Правил.
01.01.2017 между истцом и ответчиком заключен договор энергоснабжения электрической энергией для исполнителей коммунальных услуг N 290102203/17.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы ответчика о том, что по МКД г. Таганрога, пер. 17-й Новый, 1, пер. 17-й Новый, 3, ул. Комарова, 8, узлы учета электрической энергии не установлены, в связи с чем расчет суммы по вышеуказанным МКД за оказанные услуги электрической энергии на ОДН должен производиться исходя из нормативов потребления.
Согласно статье 150 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии", в случае невыполнения собственником энергопринимающих устройств, в том числе собственниками многоквартирных домов, жилых домов и помещений в многоквартирных домах, объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства обязанности по их оснащению приборами учета в сроки, установленные статьей 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действия по их оснащению приборами учета обязана осуществить сетевая организация, объекты электросетевого хозяйства которой имеют непосредственное или опосредованное присоединение к таким энергопринимающим устройствам, объектам по производству электрической энергии (мощности), объектам электросетевого хозяйства.
При этом такая сетевая организация осуществляет действия по оснащению приборами учета энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства такой сетевой организации по согласованию с лицом, которое владеет на праве собственности или ином законном основании объектами, к которым непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства).
В этом случае собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск указанной сетевой организации к местам установки приборов учета и оплатить произведенные ею расходы на приобретение прибора учета и его установку, а при отказе оплатить такие расходы в добровольном порядке - также оплатить понесенные ею расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания расходов на установку приборов учета. При этом такой собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) обязан компенсировать расходы сетевой организации, связанные с приобретением и установкой прибора учета исходя из средних рыночных цен на работы по установке прибора учета и среднерыночных цен на прибор учета того класса точности и иных характеристик, установка которого является обязательной в соответствии с настоящим документом для потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках и сетевых организаций.
Сетевая организация в целях выявления собственников энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнивших в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, вправе без взимания платы проводить проверки наличия или отсутствия приборов учета, а также запрашивать и получать у гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации) информацию о наличии или отсутствии приборов учета в отношении энергопринимающих устройств, непосредственно или опосредованно присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, снабжение электрической энергией которых осуществляет такой гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация). При получении запроса от сетевой организации гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) обязан составить и передать сетевой организации ответ в срок, определенный соглашением между ними, который составляет не более 2 месяцев.
В целях оснащения приборами учета сетевая организация направляет собственнику энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не выполнившему в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, уведомление способом, позволяющим подтвердить факт его получения, в котором в том числе указывается необходимость обеспечения допуска такой сетевой организации к местам установки приборов учета, предлагаемые дата и время совершения действий по установке приборов учета, места установки приборов учета, информация о действиях, которые в соответствии с настоящим пунктом такая организация вправе предпринять в случае, если ей будет отказано в доступе к месту установки приборов учета.
Собственник энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства), не исполнивший в установленный срок обязанность по их оснащению приборами учета, в течение 5 рабочих дней со дня получения уведомления от сетевой организации обязан либо подтвердить предложенные сетевой организацией дату и время допуска к местам установки приборов учета для совершения ею действий по установке приборов учета или согласовать с сетевой организацией иные дату и (или) время допуска, а также согласовать проект договора, регулирующего условия установки приборов учета, либо представить мотивированный отказ от допуска к местам установки приборов учета и от заключения договора.
При неполучении в установленный срок сетевой организацией ответа от указанного собственника или при получении его ответа об отказе сетевая организация вправе установить прибор учета на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства) указанного собственника, и осуществить его допуск в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим документом, с приглашением собственника энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), объектов электросетевого хозяйства).
Согласно статье 152 постановления Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" установленный прибор учета должен быть допущен в эксплуатацию в порядке, установленном настоящим разделом.
Под допуском прибора учета в эксплуатацию в целях применения настоящего документа понимается процедура, в ходе которой проверяется и определяется готовность прибора учета, в том числе входящего в состав измерительного комплекса или системы учета, к его использованию при осуществлении расчетов за электрическую энергию (мощность) и которая завершается документальным оформлением результатов допуска.
Допуск установленного прибора учета в эксплуатацию должен быть осуществлен не позднее месяца, следующего за датой его установки, с участием уполномоченных представителей. Допуск в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилом доме или в помещении многоквартирного дома, осуществляется в порядке и сроки, которые предусмотрены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
При допуске в эксплуатацию прибора учета, установленного в целях определения объемов потребления электрической энергии в жилом или в нежилом помещении многоквартирного дома, исполнитель коммунальных услуг в лице управляющей организации, товарищества собственников жилья, жилищного кооператива и иного специализированного потребительского кооператива обязан за 5 рабочих дней до запланированных им даты и времени допуска такого прибора учета в эксплуатацию обеспечить приглашение гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), с которым заключен договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), и сетевой организации, владеющей на праве собственности или ином законном основании объектами электросетевого хозяйства или эксплуатирующей бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, к которым непосредственно или опосредованно присоединены энергопринимающие устройства многоквартирного дома, для совершения указанных действий. В случае если представители указанных организаций в установленные дату и время не явились для допуска в эксплуатацию приборов учета, исполнитель коммунальных услуг осуществляет допуск в эксплуатацию указанных приборов учета самостоятельно.
Согласно статье 154 постановления, в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат место установки и схема подключения прибора учета (в том числе проверка направления тока в электрической цепи), состояние прибора учета (наличие или отсутствие механических повреждений на корпусе прибора учета и пломб поверителя) и измерительных трансформаторов (при их наличии), а также соответствие вводимого в эксплуатацию прибора учета требованиям настоящего раздела в части его метрологических характеристик. Если прибор учета входит в состав системы учета, то проверке также подлежат связующие и вычислительные компоненты, входящие в состав системы учета.
Процедура допуска прибора учета в эксплуатацию заканчивается составлением акта допуска прибора учета в эксплуатацию.
Акт допуска прибора учета в эксплуатацию составляется в количестве экземпляров, равном числу приглашенных лиц, и подписывается уполномоченными представителями приглашенных лиц, указанных в абзацах пятом, седьмом - девятом пункта 152 данного документа, которые приняли участие в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию.
Если в ходе процедуры допуска прибора учета в эксплуатацию будет установлено несоблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и (или) о техническом регулировании к прибору учета и (или) к правилам его установки, и (или) требований, установленных настоящим разделом, то в допуске в эксплуатацию такого прибора учета отказывается с указанием причин отказа. Устранение нарушений в таком случае должно осуществляться за счет лица, осуществившего установку приборов учета.
В случае неявки для участия в процедуре допуска прибора учета в эксплуатацию лиц из числа лиц, указанных в пункте 152 данного документа, которые были уведомлены о дате и времени ее проведения, процедура допуска проводится без их участия представителем сетевой организации и (или) гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), который явился для участия в процедуре допуска.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального Закона N 261 от 23.11.2009 "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно требованиям пункта 9 статьи 13 вышеуказанного Федерального закона, организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В данном случае собственник энергопринимающих устройств, не выполнивший в срок обязательств по их оснащению приборами учета, обязан обеспечить допуск организации к месту установки приборов учета и оплату понесенных ею расходов на приобретение приборов учета и его установку.
Судом установлено, что 03.03.2017 согласно актам проверки (замены) приборов учета и состояния схемы измерения количества электрической энергии N 1832, N 1833 МУП "Таганрогэнерго" произведена поверка, установка и приемка общедомовых узлов учета электроэнергии в МКД обслуживаемых компанией АО "УО ЖКХ" (17-й Новый N 1, 17-й Новый N 3).
16.03.2017 согласно акту проверки (замены) приборов учета и состояния схемы измерения количества электрической энергии N 1866 МУП "Таганрогэнерго" произведена поверка, установка и приемка общедомового узла учета электроэнергии в МКД обслуживаемого компанией АО "УО ЖКХ" (ул. Комарова, 8).
Установленные в ТП-256, ТП-170 общедомовые приборы учета электроэнергии приняты в эксплуатацию представителями МУП "Таганрогэнерго" и АО "УО ЖКХ" (гл. инженер Куликов Е.В., зам.директора).
Акты проверки (замены) приборов учета и состояния схемы измерения количества электрической энергии N 1832, N 1833 от 03.03.2017 и N 1866 от 16.03.2017 подписаны представителями АО "УО ЖКХ" без разногласий и замечаний.
Ответчик не доказал, что им предприняты меры по установке прибора учета непосредственно на границе балансовой принадлежности сетей.
К показаниям фактически установленного прибора учета применяется коэффициент, учитывающий его размещение в ТП, то есть в удалении от внешней стены многоквартирного дома и исключающий соответствующий объем потерь на таком участке сетей.
Следовательно, в соответствии с Законом РФ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" МУП "Таганрогэнерго" произвело установку и приемку в эксплуатацию общедомовых узлов учета электроэнергии на принадлежащих ей объектах электросетевого хозяйства в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства сетевой организации и энергопринимающих устройств АО "УО ЖКХ".
Таким образом, является несостоятельным довод ответчика о том, что приборы учета, установленные в ТП-256, ТП-170 не могут быть использованы как расчетные приборы учета для определения объема и стоимости потребленной электрической энергии.
Необоснованным признается довод ответчика о неправильном начислении за потребленную электроэнергию по ряду жилых помещений МКД, расположенных по 17 Новому переулку, д. 1, 17 Новому переулку, д. 3 и по ул. Комарова, д. 8, ввиду следующего.
Истцом в материалы дела представлены акты ограничения\возобновления режима потребления электрической энергии, согласно которых в жилых помещениях, имеющих задолженность за потребленную электроэнергию введено ограничение потребления электрической энергии (т. 3, л.д. 131-161; т. 4, л.д. 1-136).
Постановлением Правительства РФ N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", а также, Постановлением N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" регламентирован порядок ограничения\возобновления режима потребления электрической энергии, в том числе при наличии задолженности по оплате коммунальных услуг.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" ограничило потребление электроэнергии потребителям при наличии у них задолженности по оплате соответствующей услуги в порядке, установленном вышеуказанными правилами.
По ряду жилых помещений в материалы дела предоставлены заявления потребителей о непроживании (т. 3, л.д. 106-130).
Судом установлено, что 24.07.2018 АО "УО ЖКХ г. Таганрога" направило письмо в адрес ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" с информацией о том, что в многоквартирном жилом доме по адресу: пер. 17-й Новый, 1 находится нежилое помещение.
Как указывает истец, расчет по ОДПУ по адресу: пер. 17-й Новый, 1, производился согласно акта проверки (замены) прибора учета и состояния схемы измерения количества электрической энергии МУП "Таганрогэнерго" N 1832 составленного 03.03.2017 в присутствии представителя АО "УО ЖКХ г. Таганрога" главного инженера Куликова Е.В.
В данном акте нежилое помещение, принадлежащее муниципальному образованию "Город Таганрог", проходящее через ОДПУ, не значится.
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" обратилось в КУИ г. Таганрога (исх.9974/29/2901/2018 от 24.07.2018) с запросом о предоставлении информации о собственнике спорного помещения, в своем ответе КУИ г Таганрога указал, что нежилое помещение передано в безвозмездное пользование Управлению МВД России по г. Таганрогу, для размещения участкового пункта полиции (исх. 60.4.3/8908 от 24.08.2018).
ПАО "ТНС энерго Ростов-на-Дону" направил письма (исх. 9439-29/009-2018 от 05.09.2018) в ПАО "МРСК-Юга"-"Ростовэнерго" и МУП "Таганрогэнерго" о факте бездоговорного потребления электроэнергии в нежилом помещении (участковый пункт полиции) УМВД г. Таганрога, для принятия соответствующих мер, предусмотренных "Основными положениями функционирования розничных рынков электроэнергии", утвержденных постановлением Правительства РФ N 442 от 04.05.2012. Кроме того, АО "УО ЖКХ г. Таганрога" также проинформировано о факте бездоговорного потребления (исх. 9760-29/2901-2018 от 13.09.2018).
Позднее направлены письма МУП "Таганрогэнерго" в УМВД России по г. Таганрогу N 2/16/1466 от 19.09.2018, в АО "УО ЖКХ г. Таганрога" N 2/16/1468 от 19.09.2018 для произведения совместной проверки. При проверке нежилого помещения, находящегося в МКД по адресу: пер. 17-й Новый, 1, 08.10.2018 МУП "Таганрогэнерго" был составлен акт недопуска в присутствии незаинтересованных лиц, по причине отсутствия потребителя в назначенное время (т. 4, л.д. 153-159).
Таким образом, ответчиком не доказано, что энергоснабжение спорного нежилого помещения осуществлялось через ОДПУ и неосновательно не было исключено истцом из объема общедомового потребления при расчете потребления на общедомовые нужды. Ответчик, обладающий всей полнотой информации по энергоснабжению спорного дома, не был лишен возможности представить доказательства обратного.
Поскольку ответчиком в материалы дела не были представлены доказательства, свидетельствующие о полном выполнении им взятых на себя обязательств по оплате задолженности за объем электроэнергии на ОДН за июль - август 2018 в размере 507 050 рублей 90 копеек, постольку требования истца в данной части правомерно удовлетворены судом первой инстанции в полном объеме.
Кроме того, истцом было заявлено о взыскании пени за неоплату ответчиком в установленный договором срок электроэнергии за июль - август 2018 г., начисленной с 16.08.2018 по 31.10.2018, которая по расчету истца составила 7 769 руб. 48 коп.
В соответствии со статьей 330 Гражданского Кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 332 Гражданского Кодекса Российской Федерации кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон. Размер законной неустойки может быть увеличен соглашением сторон, если закон этого не запрещает.
В соответствии со статьей 8 Закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ действие этого Закона распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу данного закона договоров энергоснабжения, купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности).
С 01.01.2016 для отдельных категорий потребителей, в частности для управляющих организаций, приобретающих электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услугу, установлен льготный порядок, предусматривающий различные величины и способ расчета пени.
Согласно абзацу 10 пункта 2 статьи 37 ФЗ от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (с учетом изменений, внесенных ФЗ от 03.11.2015 N 307-ФЗ) управляющие организации, приобретающие электрическую энергию для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты электрической энергии уплачивают гарантирующему поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Факт просрочки исполнения ответчиком обязательств по оплате потребленной электроэнергии на общедомовые нужды в период июль - август 2018 г., подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в связи с чем неустойка истцом начислена правомерно.
С учетом изложенного, установив факт нарушения ответчиком обязательств по оплате потребленной в спорный период электроэнергии на общедомовые нужды, Арбитражный суд Ростовской области, проверив расчет пени и признав его верным, удовлетворил требования истца в данной части в заявленном размере - 7 769 руб. 48 коп.
Арифметическая правильность расчета пени ответчиком не оспорена (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Кроме того, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", удовлетворил требования истца о взыскании с ответчика пени, начисленные на сумму задолженности 507 050 рублей 90 копеек, на основании абзаца 10 пункта 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", начиная с 01.05.2018 по день фактической оплаты задолженности.
В данной части решение суда первой инстанции не обжалуется.
В силу вышеизложенного основания для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 3 000 руб., по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 25.02.2019 по делу N А53-36206/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Мисник |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.