г. Москва |
|
07 мая 2019 г. |
Дело N А40-268969/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 мая 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мухина С.М.,
судей: |
Попова В.И., Яковлевой Л.Г., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГУП "Завод имени Морозова"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.01.2019 по делу N А40-268969/2018, принятое судьей Кукиной С.М. (130-2819)
по заявлению: Федерального государственного унитарного предприятия "Завод имени Морозова"
к Федеральной антимонопольной службе
третьи лица: 1. ООО "СтройЦентр", 2. АО "ЭТС"
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Окмянская Н.И. по доверенности от 24.09.2018; |
от третьих лиц: |
1. не явился, извещен; 2. не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда города Москвы от 30.01.2019, принятым по настоящему делу, в удовлетворении требований Федерального государственного унитарного предприятия "Завод имени Морозова" (далее - ФГУП "Завод имени Морозова", заявитель) о признании незаконным решения комиссии Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия ФАС России, антимонопольный орган) от 29.08.2018 N ПГОЗ-275/18, отказано.
Не согласившись с принятым решением, ФГУП "Завод имени Морозова" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование указывает на то, что решение принято при неполном выяснении обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв.
Представители заявителя и третьих лиц - ООО "СтройЦентр", АО "ЭТС", надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. В соответствии со ст.ст.123, 156 АПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Представитель ФАС России в судебных заседаниях возражал против удовлетворения жалобы по доводам отзыва, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Апелляционный суд проверяет законность и обоснованность принятого по делу решения в полном объеме в соответствии со ст.ст. 266 и 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ответчика, поддержавшего в судебном заседании свои доводы и возражения, суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как усматривается из материалов дела, в ФАС России поступило обращение ООО "Стройцентр" о признаках нарушения ФГУП "Завод имени Морозова" (Заказчик) требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
По итогам рассмотрения указанного обращения Комиссия ФАС России приняла решение от 29.08.2018 N ПГОЗ-275/18 (далее - Решение), которым признала в действиях Заявителя при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения государственного контракта на реконструкцию высоковольтных сетей электроснабжения по проекту "Реконструкция и техническое перевооружение производства специзделий" (номер извещения 0545100000518000011) (далее - Запрос предложений) нарушение требований части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе и выдано обязательное к исполнению предписание N ПГОЗ-275/18 от 24.08.2018.
Считая указанное решение Комиссии ФАС России незаконным и нарушающим его права и законные интересы, ФГУП "Завод имени Морозова" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, с учетом положений ст. ст. 4, 198, 200 АПК РФ, а также с учетом совместного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, правомерно исходил из нижеследующего.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа в рамках своих полномочий осуществляет контроль в сфере закупок в отношении операторов электронных площадок и иных субъектов контроля (заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций).
Контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Закона о контрактной системе, путем проведения плановых и внеплановых проверок в отношении субъектов контроля, указанных в части 2 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдать обязательное для исполнения предписание об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Статус федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление деятельности по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, закреплен за ФАС России Положением о ФАС России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение), а также постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Материалами дела установлено, что обжалуемое Решение принято по результатам рассмотрения обращения ООО "Стройцентр" на предмет нарушения Заявителем требований части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе.
Согласно пояснениям Заказчика и материалам, представленным на заседание Комиссии ФАС России, Заказчиком в личном кабинете ЕИС 06.08.2018 опубликовано извещение о проведении Запроса предложений с прикрепленными файлами: документация общая итоговая смета высоковольтные сети (Приложение N 2 к запросу предложений в электронной форме); локальный сметный расчет (Приложение 2.2 к документации запроса предложений в электронной форме); локальный сметный расчет (Приложение 2.1 к документации запроса предложений в электронной форме); том 5.1.1 электроснабж. Текстовая часть СП; том 5.1.2 электроснабж. Графическая часть.
Кроме того, 08.08.2018 на сайте оператора электронной площадки - АО "ЭТС", указанная информация размещена в полном объеме.
При этом на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком документация о Запросе предложений в полном объеме в ЕИС не размещена в результате технического сбоя в ЕИС, что подтверждается имеющимися в материалах скриншотами.
Вместе с тем данное обстоятельство не отменяет того факта, что документация о Запросе предложений, в нарушение требований части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, не была размещена в ЕИС, а значит не была доступна неограниченному кругу лиц для ознакомления, как того требует законодательства Российской Федерации о контрактной системе, что подтверждается имеющимся в материалах обращением ООО "СтройЦентр" в ФАС России.
Довод апелляционной жалобы о том, что он не несет ответственности за неотображение размещенных заказчиком файлов с документацией запроса предложений в электронной форме в открытой части ЕИС несостоятелен.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок.
В силу частей 1, 2 статьи 7 Закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 статьи 7 Закона о контрактной системе, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Частью 1 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе одновременно с размещением извещения о проведении запроса предложений в электронной форме заказчик размещает в единой информационной системе утвержденную заказчиком документацию о проведении такого запроса.
Таким образом, именно на заказчиков Закон о контрактной системе возлагает обязанность по размещению документации о проведении запроса предложений в ЕИС.
Довод апелляционной жалобы о нарушении оспариваемым ненормативным актом ФАС России прав и законных интересов Заявителя является несостоятельным поскольку единственным требованием предписания ФАС России N ПГОЗ-275/18 от 24.08.2018 является исполнение Заявителем, предусмотренной частью 6 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, обязанности разместить документацию о Запросе предложений. Иных требований в отношении Заявителя Предписание не содержит.
Возложение на Заявителя обязанности исполнить непосредственно указанные в законе требования, нарушением прав и законных интересов Заявителя считаться не могут.
Согласно тексту Решения в действиях должностных лиц Заявителя отсутствуют признаки состава административного правонарушения.
Таким образом, ни Решение, ни Предписание не содержат каких-либо положений, нарушающих права Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Доказательств обратного Заявителем не представлено.
Целью обращения в суд является именно восстановление нарушенного права.
В судебном заседании установлено, что в настоящее время документация о Запросе предложений размещена в ЕИС и доступна для ознакомления.
При указанных обстоятельствах, избранный заявителем способ защиты не приведет к восстановлению его субъективных прав.
В рассматриваемом случае, принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое решение Комиссии ФАС России соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.01.2019 по делу N А40-268969/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
С.М. Мухин |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.