г. Владивосток |
|
08 мая 2019 г. |
Дело N А51-25110/2018 |
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Т.А. Солохиной,
рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества "АльфаСтрахование",
апелляционное производство N 05АП-1945/2019
на решение от 19.02.2019
судьи В.В. Краснова
по делу N А51-25110/2018 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощённого производства,
по заявлению Центрального банка Российской Федерации (Банк России) в лице Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (ИНН 7702235133, ОГРН 1037700013020)
к акционерному обществу "АльфаСтрахование" (ИНН 7713056834, ОГРН 1027739431730)
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении N ТУ-05-ЮЛ-18-19849/1020-1 от 21.11.2018,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) в лице Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Центробанк России, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении акционерного общества "АльфаСтрахование" (далее - общество, страховщик, АО "АльфаСтрахование", ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) по протоколу об административном правонарушении N ТУ-05-ЮЛ-18-19849/1020-1 от 21.11.2018.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенных в постановлении от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 19.02.2019 заявленные требования удовлетворены. АО "АльфаСтрахование" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с судебным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование своих доводов, общество указывает, что имелись основания для прекращения производства по делу в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. При этом, податель жалобы ссылается на положение части 1 статьи 4.5 КоАП РФ и разъяснения Конституционного суда Российской Федерации, изложенные в Постановлении от 15.01.2019 N 3-П. Из данного постановления следует, что при применении части 3 статьи 14.1 КоАП РФ должен соблюдаться общий (трехмесячный) срок давности привлечения к административной ответственности. Таким образом, по мнению общества, производство по делу подлежало прекращению на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам. С учетом характера и сложности рассматриваемого вопроса, а также доводов апелляционной жалобы и возражений относительно апелляционной жалобы суд может вызвать стороны в судебное заседание.
Поскольку апелляционный суд не усмотрел оснований для вызова сторон в судебное заседание, рассмотрение апелляционной жалобы осуществляется без вызова сторон по имеющимся в деле письменным доказательствам.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
АО "АльфаСтрахование" осуществляет страховую деятельность на основании лицензии серии ОС N 2239-03 от 13.01.2016 года, выданной Центральным Банком Российской Федерации на осуществление деятельности в области обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В Управление Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Дальневосточном федеральном округе на рассмотрение поступило обращение Тихомирова Сергея Ивановича (далее - Тихомиров С.И., потерпевший, заявитель) по поводу длительного рассмотрения со стороны АО "АльфаСтрахование" заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (вх. от 10.04.2018 N ОЭТ7-830, от 17.04.2018 N ОЭТ7-920).
При рассмотрении данного обращения, установлено, что 29.03.2018 Тихомиров С.И. обратился во Владивостокский филиал АО "АльфаСтрахование" с заявлениями о предоставлении расчета страховой премии по договору ОСАГО, а также о заключении указанного договора (вх. N 1310), с приложением копий документов, предусмотренных пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Федеральный закон N 40-ФЗ). Расчет страховой премии Тихомиров С.И. просил направить посредством электронной почты.
04.04.2018 Тихомиров С.И. обратился в АО "АльфаСтрахование" с претензией о неисполнении страховщиком обязанности, предусмотренной пунктом 2.1 Правил страхования.
Письмом от 05.04.2018 (исх. N 664) АО "АльфаСтрахование" предоставило Тихомирову С.И. расчет страховой премии по договору ОСАГО, а также известило о необходимости направить Страховщику оригинал диагностической карты, поскольку ранее она не предоставлялась. Данное письмо получено заявителем нарочно 06.04.2018.
Таким образом, АО "АльфаСтрахование" при рассмотрении заявления Тихомирова С.И. (вх. N 1310 от 29.03.2018) нарушен срок предоставления расчета страховой премии по договору ОСАГО, установленный пунктом 2.1 Правил страхования.
06.04.2018 Тихомиров С.И. представил в АО "АльфаСтрахование" заявление (вх. N 1464) с приложением чека, подтверждающего оплату 06.04.2018 страховой премии по договору ОСАГО в соответствии с письмом Страховщика от 05.04.2018 (исх. N 664). Кроме того, в данном заявлении Тихомиров С.И. известил указанную страховую организацию о предоставлении 28.03.2017 в АО "АльфаСтрахование" оригинала диагностической карты N 053410011700089 от 10.02.2017, действующей до 10.01.2019, а также направлении на адреса электронной почты страховщика электронной версии диагностической карты N 065390011801615.
Письмом от 09.04.2018 (исх. N 675) страховщик представил заявителю разъяснения страхового законодательства в части составления диагностической карты.
11.04.2018 Тихомиров С.И. обратился в АО "АльфаСтрахование" с заявлением (вх. N 1557) о незамедлительном предоставлении страхового полиса в связи с оплатой страховой премии.
17.04.2018 на основании заявления Тихомирова С.И. от 17.04.2018 с указанием сведений о диагностической карте N 065390011801615 между заявителем и АО "АльфаСтрахование" заключен договор ОСАГО (страховой полис серии МММ N 5000103674). Указанный страховой полис выдан Тихомирову С.И. 17.04.2018, что подтверждается подписью указанного лица.
Исходя из положений пункта 7 статьи 15 Федерального закона N 40-ФЗ и пункта 1.4 Правил страхования страховщику надлежало незамедлительно выдать/направить заявителю мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения договора ОСАГО ввиду непредставления полного комплекта документов (оригинала диагностической карты N 065390011801615), необходимых для заключения договора ОСАГО, неоплаты страховой премии, а также принять меры, направленные на исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 7 статьи 15 Федерального закона N 40-ФЗ, пунктом 1.4 Правил страхования после предоставления Тихомировым С.И. 06.04.2018 сведений об уплате страховой премии, направлении в адрес страховщика диагностической карты.
Полагая, что АО "АльфаСтрахование" в установленный срок обязанность по предоставлению расчета страховой премии не исполнило, а также по представлению/направлению мотивированного отказа в заключении договора ОСАГО по заявлению Тихомирова С.И. в связи с непредставлением оригинала диагностической карты, не приняло меры, направленные на заключение договора ОСАГО после оплаты страховой премии, направления диагностической карты и, в этой связи, усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, квалифицируемого в соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, Центральным банком в отношении ответчика составлен протокол об административном правонарушении N ТУ-05-ЮЛ-18-19849/1020-1 от 21.11.2018.
Материалы административного дела в порядке пункта 3 части 3 статьи 23.1 КоАП РФ направлены в арбитражный суд для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
Суд первой инстанции, посчитав доказанным факт совершения предприятием вменяемого административного правонарушения, удовлетворил заявление административного органа и привлек АО "АльфаСтрахование" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 272.1 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 202 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе и федеральном законе об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения выступают общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
АО "АльфаСтрахование" осуществляет страховую деятельность в соответствии с лицензией на осуществление страхования по виду деятельности обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств ОС N 2239-03 от 13.01.2016.
Общие требования к лицензированию субъектов страхового дела определены в статье 32 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1).
Специальные требования к осуществлению деятельности в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств установлены Федеральным законом N 40-ФЗ.
При этом, действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) к страховой деятельности.
В силу подпункта 1 пункта 5 статьи 30 Закона N 4015-1 субъекты страхового дела обязаны соблюдать страховое законодательство.
Таким образом, из совокупного толкования упомянутых норм права следует, что соблюдение страховщиком страхового законодательства, в том числе законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств в части соблюдения гарантий возмещения вреда, является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование.
Являясь субъектом страхового дела, имеющим лицензию на осуществление страхования, в соответствии с лицензионными требованиями (условиями) АО "АльфаСтрахование" обязано соблюдать требования страхового законодательства и правила страхования.
В соответствии с пунктом 7 статьи 15 Федерального закона N 40-ФЗ при заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает лицу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков. Страховщик не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора обязательного страхования вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности.
Согласно пункту 1.4 "Положений о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств", утвержденных Банком России 19.09.2014 N 431-П страховой полис обязательного страхования и копия подписанного страхователем и страховщиком (представителем страховщика) заявления о заключении договора обязательного страхования выдаются страховщиком страхователю, обратившемуся с заявлением о заключении договора обязательного страхования и, если это предусмотрено Федеральным законом "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" или настоящими Правилами, представившему иные документы, а также исполнившему обязанность по оплате страховой премии, незамедлительно после осуществления указанных действий.
Таким образом, исходя из системного толкования указанных норм права, вопрос о возможности заключения договора обязательного страхования разрешается страховой организацией незамедлительно с момента обращения заинтересованного лица.
Пунктом 2.1 Правил страхования, определено, что страхователь вправе потребовать от страховщика письменный расчет страховой премии, подлежащей уплате. Страховщик обязан представить такой расчет в течение трех рабочих дней со дня получения соответствующего письменного заявления от страхователя.
Материалами дела подтверждается, что страховщиком не были соблюдены лицензионные требования и условия, установленные пунктом 5 статьи 30 закона N 4015-1, а именно, в нарушение положений пункта 7 статьи 15 Федерального закона N 40-ФЗ, пункта 1.4 Правил страхования страховщик несвоевременно направил заявителю мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения договора ОСАГО на основании его заявления от 29.03.2018 ввиду непредставления полного комплекта документов (оригинала диагностической карты N 065390011801615), необходимых для заключения договора ОСАГО, неоплаты страховой премии, а также не предпринял действия, направленные на исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 7 статьи 15 Федерального закона N 40-ФЗ, пунктом 1.4 Правил страхования после оплаты 06.04.2018 Тихомировым С.И. страховой премии, направления в адрес страховщика диагностической карты; кроме того, в нарушение требований пункта 2.1 Правил страхования АО "АльфаСтрахование" несвоевременно предоставило Тихомирову С.И. расчет страховой премии по договору ОСАГО в соответствии с заявлением от 29.03.2018.
При указанных обстоятельствах, суд пришел к обоснованному выводу о доказанности факта совершения АО "АльфаСтрахование" правонарушения и верной квалификации Банком России рассматриваемого деяния по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Исследовав и оценив материалы дела с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суд не установил объективных причин, препятствовавших соблюдению обществом требований Федерального закона N 40-ФЗ.
В ходе рассмотрения дела судом не установлено обстоятельств, препятствующих АО "АльфаСтрахование" соблюсти правила и нормы, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, а также не найдено доказательств принятия названным лицом всех зависящих от него мер по их соблюдению, в связи с чем, суд пришел к выводу о наличии вины юридического лица в совершении вменяемого ему правонарушения (статьи 2.1 и 2.2 КоАП РФ).
Однако суд первой инстанции, привлекая общество к ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, пришел к ошибочному выводу о том, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ на момент рассмотрения спора не истек.
Так, статьей 4.5 КоАП РФ предусмотрены общие и специальные (более продолжительные) сроки давности привлечения к административной ответственности, что обусловлено дифференцированным подходом к обеспечению неотвратимости ответственности, продиктованным существенными различиями тех или иных административных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за некоторые нарушения законодательства Российской Федерации, в частности о защите прав потребителей и в сфере страхования, - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно материалам административного дела даты (время) совершения административного правонарушения:
30.03.2018 в части несоблюдения требований, установленных пунктом 7 статьи 15 Федерального закона N 40-ФЗ, пункта 1.4. Правил обязательного страхования (непредставление/ненаправление мотивированного отказа в заключении договора ОСАГО по заявлению Тихомирова С.И. от 29.03.2018);
04.04.2018 в части непредставления письменного расчета страховой премии в срок, установленный и. 2.1. Правил обязательного страхования;
07.04.2018 в части несоблюдения требований, установленных пунктом 7 статьи 15 Федерального закона N 40-ФЗ, пункта 1.4. Правил обязательного страхования (непринятие мер, направленных на заключение договора ОСАГО после оплаты 06.04.2018 страховой премии и представления диагностической карты).
Таким образом, возможность правовой оценки действий страховщика, в отношении которого было возбуждено дело об административном правонарушении, на предмет доказанности состава административного правонарушения утрачена ввиду истечения срока давности его привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ.
При этом, нарушение требований и условий, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности специальным разрешением (лицензией), квалифицировано административным органом и судом по части 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации, юридически это означает не что иное, как вменение в вину лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, нарушения лицензионного законодательства Российской Федерации, что в рамках действующего правового регулирования исключает возможность распространения на него специального (особого) срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 данного Кодекса за нарушение законодательства Российской Федерации.
Анализ нормативного содержания части 3 статьи 14.1 КоАП РФ свидетельствует, что объективная сторона предусмотренного ею административного правонарушения может выражаться в любых имевших место при осуществлении предпринимательской деятельности действиях (бездействии), нарушающих требования, которые установлены специальным разрешением (лицензией) и под которыми, как следует из Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (статья 2, пункт 7 статьи 3 и части 1 и 2 статьи 8), понимается совокупность требований, предъявляемых к созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и направленных на предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства. Указанные действия (бездействие) - во взаимосвязи с иными составообразующими признаками - служат основанием привлечения к административной ответственности за данное административное правонарушение безотносительно к характеру наступивших последствий, а также не зависит от того в какой области осуществляет лицензируемую деятельность субъект.
Разрешая вопрос об административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в том числе в области страхования, административный орган обязан обеспечить при применении к лицам, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации, соблюдение общего (трехмесячного) срока давности привлечения к административной ответственности, что само по себе не может препятствовать наложению на них в надлежащем порядке административного наказания за совершение административного правонарушения в области страхования (Глава 15 КоАП РФ).
В противном случае не только прямо нарушалось бы требование части 1 статьи 1.6 КоАП Российской Федерации, запрещающей подвергать лицо, привлекаемое к административной ответственности, административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом, - придание указанным законоположениям противоположного смысла расходилось бы со статьями 1 (часть 1), 4 (часть 2), 15 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, возлагающими на Российскую Федерацию как правовое государство и на действующих от ее имени должностных лиц обязанность неукоснительного соблюдения законов, с тем чтобы гарантировать каждому на основе юридического равенства, несовместимого с неопределенностью правового регулирования, государственную защиту от произвольного привлечения к административной ответственности, в том числе за пределами срока давности, предусмотренного за конкретное административное правонарушение.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 15.01.2019 N 3-П "По делу о проверке конституционности части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "СПСР-ЭКСПРЕСС".
В соответствии с абзацем 4 пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", учитывая, что сроки, предусмотренные статьей 4.5. КоАП. не подлежат восстановлению, суд, в случае их пропуска, принимает решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 19.02.2019 по делу N А51-25110/2018 отменить.
В удовлетворении заявления Центрального банка Российской Федерации о привлечении к административной ответственности акционерного общества "АльфаСтрахование" по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.