г. Томск |
|
08 мая 2019 г. |
Дело N А67-13531/2018 |
Судья Седьмого Арбитражного апелляционного суда Бородулина И.И., рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области (N 07АП-1831/19) на решение Арбитражного суда Томской области от 04.02.2019 по делу N А67-13531/2018 (судья Н.В. Панкратова), рассмотренному в порядке упрощенного производства, по заявлению Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области (634050, г. Томск, ул. Гагарина, 27; ИНН 7017042210, ОГРН 1027000859819) о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Пересвет" (634055, г. Томск, ул. Вавилова, дом 10А, помещение 9-15; ИНН 7017157267, ОГРН 1067017166996) штрафных санкций в сумме 500 руб. за несвоевременное представление сведений о застрахованных лицах для персонифицированного учета за октябрь 2017 года.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Томск Томской области (далее - заявитель, Пенсионный фонд, Управление) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Пересвет" (далее - ООО ОП "Пересвет", общество) о взыскании штрафных санкций в сумме 500 руб. за непредставление в установленный законом срок сведений о застрахованных лицах для персонифицированного учета за октябрь 2017 года.
Решением от 04.02.2019 Арбитражного суда Томской области (резолютивная часть от 22.01.2019) требование оставлено без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Пенсионный фонд, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, просит состоявшийся судебный акт отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении требований Пенсионного фонда.
Учитывая, что сведения о застрахованных лицах за октябрь 2017 года страхователь должен был представить не позднее 15.11.2017. Однако указанные сведения по форме "исходные" были представлены страхователем впервые только 27.02.2018, то есть с нарушением установленного статьей 11 Федерального закона N 27-ФЗ срока более чем на три месяца.
Общество отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представило.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, ООО ОП "Пересвет" зарегистрировано в качестве страхователя за N 080-003-077147.
27.02.2018 обществом в Пенсионный фонд представлены сведения по форме СЗВ-М (исх.) на 0 застрахованных лиц за октябрь 2017 года, в этот же день обществом представлены сведения по форме СЗВ-М (доп.) на 1 застрахованное лицо.
В связи с обнаружением фактов, свидетельствующих о совершении ООО ОП "Пересвет" нарушений законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования, Управлением составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 04.04.2018 N 080S18180001902, в котором указано на совершение обществом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).
По результатам рассмотрения материалов проверки и возражений ответчика, заместителем начальника управления вынесено решение от 17.05.2018 N 080S19180002506 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, согласно которому ООО ОП "Пересвет" привлечено к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб. за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах за октябрь 2017 года.
Обществу направлено требование об уплате финансовых санкций от 08.06.2018 N 080S01180011631 с предложением уплатить финансовые санкции в срок до 03.07.2018, которое им не исполнено, что послужило основанием для обращения заявителя с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, исходил из отсутствия у Управления оснований для привлечения ООО ОП "Пересвет" к ответственности, в связи с самостоятельным уточнением сведений индивидуального (персонифицированного) учета относительно лиц, в отношении которых сведения не были поданы и которые не были обнаружены Пенсионным фондом.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с указанными выводами суде первой инстанции на основании следующего.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N167-ФЗ) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит, в том числе, из Закона 27-ФЗ.
В соответствии со статьей 1 Закона N 27-ФЗ, статьей 6 Федерального закона N 167-ФЗ общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика, в том числе документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с преамбулой Закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, в силу статьи 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В абзаце 3 пункта 39 Инструкции N 766н (в редакции, действующей в спорный период) указано, что страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в Пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения Пенсионным фондом, и представить в Пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения общества к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о том, что страхователем не представлены в установленный срок сведения СЗВ-М за октябрь 2017 года на 1 застрахованное лицо
Указанные сведения представлены 27.02.2018.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за октябрь 2017 года - не позднее 15.11.2017.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, в том числе протоколом проверки, актом проверки, решением, и страхователем не оспорены.
В связи с чем Пенсионный фонд обоснованно привлек общество к ответственности за непредставление в установленный срок исходных сведений.
Согласно абзацу третьему статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Сумма финансовых санкций составила 500 руб.
Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, аналогичном порядку, установленному статьями 19 и 20 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
При решении вопроса о размере штрафа, подлежащего взысканию, суд апелляционной инстанции руководствуется принципом справедливости и соразмерности наказания при назначении наказания.
Исходя из разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, содержащихся в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.1998 N 14-П указано, что меры взыскания должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств деяния.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что оснований для снижения штрафа не имеется.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с общества штрафа в размере 500 руб. в пользу Пенсионного фонда необоснованный.
В порядке выполнения требований пункта 2 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Седьмой арбитражный апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований о взыскании с общества 500 руб.
Поскольку Пенсионный фонд освобожден от уплаты государственной пошлины, судом не разрешается вопрос о распределении судебных расходов в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 04 февраля 2019 года (резолютивная часть от 22 января 2019 года) по делу N А67-13531/2018 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Охранное предприятие "Пересвет" (634055, г. Томск, ул. Вавилова, дом 10А, помещение 9-15; ИНН 7017157267, ОГРН 1067017166996) в доход соответствующего бюджета штраф по требованию от 08.06.2018 N 080S01180011631 в размере 500 (Пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Судья |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.