Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 5 сентября 2019 г. N Ф10-3688/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
8 мая 2019 г. |
Дело N А35-8731/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.04.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.05.2019.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Малиной Е.В..,
Капишниковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е.,
при участии:
от Общества с ограниченной ответственностью "ГлобалТрейд": Толкачев А.В. - представитель по доверенности от 28.12.2016 (сроком на 3 года);
от Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 8 по Курской области: Семёнова Ю.В. - представитель по доверенности N05-30/15506 от 27.12.2018;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения отсутствуют в материалах дела:
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "ГлобалТрейд" и Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 8 по Курской области на решение Арбитражного суда Курской области от 12.02.2019 по делу NА35-8731/2018 (судья Горевой Д.А.), по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ГлобалТрейд" к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 8 по Курской области о признании незаконным решения, третье лицо - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ГлобалТрейд" (далее - ООО "ГлобалТрейд", заявитель) обратилось с требованием о признании незаконным решения межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России N 8 по Курской области (далее - МИФНС N8 по Курской области) от 19.06.2018 N 8445 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, принятого по результатам камеральной налоговой проверки представленной налогоплательщиком налоговой декларации по земельному налогу за 2017.
Дело рассматривалось с участием третьего лица - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Курской области (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии")
Решением Арбитражного суда Курской области от 12.02.2019 по делу N А35-8731/2018 заявленные требования удовлетворены частично. Решение МИФНС N 8 по Курской области от 19.06.2018 N 8445 признано незаконным в части привлечения ООО "ГлобалТрейд" к налоговой ответственности в соответствии со ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 1045 руб. 10 коп. за неуплату земельного налога. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, МИФНС N 8 по Курской области и ООО "ГлобалТрейд" обратились в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы МИФНС N 8 по Курской области ссылается на то, что в материалах дела не имеется обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины налогоплательщика, в связи с чем, ООО "ГлобалТрейд" правомерно привлечено к налоговой ответственности в соответствии со ст. 122 НК РФ.
ООО "ГлобалТрейд" в апелляционной жалобе указывает на то, что в налоговой декларации по земельному налогу за 2017 г. должна быть отражена кадастровая стоимость земельных участков в соответствии с постановлением Администрации Курской области от 02.12.2016 N 904-па.
В судебное заседание ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии" явку своих представителей не обеспечило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 26.01.2018 ООО "ГлобалТрейд", имея на праве собственности земельные участки по адресу: Курская область, г.Щигры, ул. Лазарева, д.7 с кадастровым номером 46:33:10108:420 и с кадастровым номером 46:33:1008:31, и будучи в соответствии со ст. 388 НК РФ плательщиком земельного налога, представило по месту налогового учета в МИФНС России N 8 по Курской области налоговую декларацию по земельному налогу за 2017 г. с суммой налога к уплате 338199 руб. Ксерокопия декларации приобщена к материалам дела.
В соответствии со ст. 88 НК РФ налоговым органом в период с 26.01.2018 по 24.04.2018 была проведена камеральная налоговая проверка представленной налогоплательщиком налоговой декларации по налогу на землю. По результатам проверки была установлена неуплата земельного налога в общей сумме 10451 руб. вследствие неверного исчисления им налоговой базы по указанному налогу, о чем был составлен акт камеральной налоговой проверки от 04.05.2018 N 9/08. Ксерокопия акта приобщена к материалам дела.
Налогоплательщик не согласился с выводами налогового органа в акте камеральной налоговой проверки и 21.05.2018 представил налоговому органу возражения на акт камеральной налоговой проверки, в которых, в частности, сослался на то, что налог был исчислен им в соответствии с положениями ст. 391 НК РФ на основании представленной кадастровой палатой по запросу налогоплательщика кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 46:33:010108:420 по состоянию на 01.01.2017, которая составляет 15675238 руб. 80 коп. Таким образом, по мнению налогоплательщика в соответствии с предоставленной кадастровой выпиской о земельном участке земельный налог с учетом требований НК РФ рассчитан и уплачен в полном объеме. Ксерокопия возражений приобщена к материалам дела.
19.06.2018 рассмотрев акт камеральной налоговой проверки, иные материалы налоговой проверки, представленные налогоплательщиком возражения, начальник МИФНС России N 8 по Курской области принял решение N 8445 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым решил привлечь ООО "ГлобалТрейд" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 1045 руб. 10 коп. (размер штрафа уменьшен в два раза) за неуплату налога на добавленную стоимость в сумме 10451 руб., начислить пени за несвоевременную уплату налога в соответствии со ст. 75 НК РФ в сумме 340 руб. 44 коп., предложить указанному налогоплательщику уплатить указанные суммы налога, пени и штрафа. Ксерокопия решения приобщена к материалам дела.
Налогоплательщик не согласился с указанным решением налогового органа и обратился 25.07.2018 в УФНС России по Курской области с апелляционной жалобой на решение МИФНС России N 8 по Курской области N 8445 от 19.06.2018, ссылаясь на то, что налог был исчислен им в соответствии с положениями ст. ст. 390, 391 НК РФ на основании представленных филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области 23.01.2018 по запросу налогоплательщика выписок из единого государственного реестра недвижимости кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2013 с кадастровым номером 46:33:010108:31 в сумме 6871363 руб. 59 коп., с кадастровым номером 46:33:010108:420 в сумме 15675238 руб. 80 коп. Эта стоимость и была указана в налоговой декларации по земельному налогу за 2017 г., потому налогоплательщик полагает, что им правильно определена налоговая база в отношении указанных земельных участков. Ксерокопия апелляционной жалобы приобщена к материалам дела.
Решением N 303 от 23.08.2018 исполняющий обязанности заместителя руководителя УФНС России по Курской области апелляционную жалобу ООО "ГлобалТрейд" оставил без удовлетворения, решение МИФНС России N 8 по Курской области N 8445 от 19.06.2018 - без изменения. Ксерокопия решения УФНС приобщена к материалам дела.
Налогоплательщик не согласился с выводами налогового органа в указанном решении и доначислением налога на землю, начислением соответствующих пени и санкций, ссылаясь, в частности, на то, что земельный налог в размере, указанном в представленной налоговой декларации по земельному налогу за 2017 г. был исчислен налогоплательщиком в соответствии со ст.ст. 390,391 НК РФ на основании кадастровой стоимости земельных участков с кадастровым номером 46:33:010108:31 и с кадастровым номером 46:33:010108:420, указанных в выписках из единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости от 23.01.2018 г., которая составляет: по земельному участку с кадастровым номером 46:33:010108:31 - 6871363 руб. 59 коп.; по земельному участку с кадастровым номером 46:33:010108:420 - 15675238 руб. 80 коп.
Иные сведения о кадастровой стоимости земельных участков указанных выше на соответствующую дату, для целей определения налоговой базы не применимы. С учетом изложенного, налогоплательщик посчитал, что им правильно определена налоговая база в отношении указанных земельных участков, а выводы налогового органа о занижении налогоплательщиком суммы земельного налога не соответствуют действительности и обратился с рассмотренным требованием в арбитражный суд.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу о незаконности решения МИФНС N 8 по Курской области от 19.06.2018 N 8445 в части привлечения ООО "ГлобалТрейд" к налоговой ответственности в соответствии со ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 1045 руб. 10 коп. за неуплату земельного налога.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Земельный налог на территории муниципального образования "город Курск" введен решением Курского городского собрания от 25.11.2005 N 172-3-РС "Об установлении на территории муниципального образования "город Курск" земельного налога".
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ; кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом; налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 НК РФ).
Пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ предусмотрено, что для целей налогообложения и в иных случаях, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Постановление N 316), действовавшем в спорный период, в соответствии с пунктом 10 которого органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.07.2013 N 17-П, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Следовательно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Для целей же, не связанных с налогообложением и сборами, указанные нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации действуют во времени в общем порядке, который определяется, в частности, статьей 15 (часть 3) Конституции Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, в связи с тем, что кадастровая стоимость является элементом налогообложения по земельному налогу (налогооблагаемой базой), нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в той части, в какой они касаются налоговых правоотношений, вступают в силу с учетом требований, предъявляемых налоговым законодательством к порядку действия во времени актов законодательства о налогах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Значит, нормативные правовые акты об утверждении кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях налогообложения вступают в силу с 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, наступающего после окончания месячного срока со дня их официального опубликования.
Постановлением Администрации Курской области N 15-па от 17.01.2012 утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области, действовавшее до 09.01.2017.
С 09.01.2017 вступило в силу постановление Администрации Курской области от 02.12.2016 N 904-па (далее - Постановление N 904-па), которые официально опубликовано в газете "Курская правда" 09.12.2016 N 147.
Доводы апелляционной жалобы общества о вступлении указанного постановления от 02.12.2016 N 904-па в силу 02.12.2016, отклоняются как противоречащие действующему законодательству.
Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
В соответствии с пунктом 4 данной статьи, акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
В силу п. 5 ст. 5 НК РФ положения, предусмотренные этой статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Как видно из принятого Администрацией Курской области Постановления N 904-па от 02.12.2016 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области", оно не отменяет результаты предыдущей кадастровой оценки земель и прямо не предусматривает возможность его применения к ранее возникшим налоговым правоотношениям, то есть не имеет обратной силы.
Указание в данном Постановлении на дату "1 января 2016 г." означает лишь то, что расчет кадастровой стоимости земельных участков, являющихся объектом оценки, расположенных на территории Курской области, был произведен по состоянию на 01.01.2016, и не устанавливает, что действие Постановления распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2016.
Следовательно, в силу требований статей 5, 391 НК РФ, результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 15-па от 17.01.2012 и внесенные в государственный кадастр недвижимости в текущем налоговом периоде, подлежат применению для целей налогообложения не ранее 1 января следующего налогового периода.
Письма Минфина России N 03-05-05-02/15 от 15.03.2012 и N 03-05-04-02/27 от 28.03.2012 также разъясняют, что вновь утвержденные результаты государственной кадастровой оценки земель применяются для перерасчета земельного налога, если положения соответствующего нормативного акта распространяются на прошлые налоговые периоды.
Таким образом, при расчете налогоплательщиком земельного налога за 2017 год подлежала применению кадастровая стоимость земельных участков, утвержденная Постановлением Администрации Курской области N 15-па от 17.01.2012.
Разъяснения о порядке применения кадастровой стоимости земельных участков содержатся в п.18 Постановления Пленума ВС РФ от 30.06.2015 N 28.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда области о том, что МИФНС России N 8 по Курской области, доначисляя обществу земельный налог по результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2017 год, правомерно руководствовалась сведениями о кадастровой стоимости земельных участков, представленной филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" утвержденной Постановлением Администрации Курской области N 15-па от 17.01.2012 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области" для данной категории земель.
Данные сведения были представлены в налоговый орган, в установленном законом порядке, филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области.
В связи с чем, доводы налогоплательщика о том, что инспекцией на основании оспариваемого Решения неправомерно был доначислен земельный налог за 2017 год в размере 10451 руб. являются необоснованными.
В силу статьи 109 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Положениями подпункта 4 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, являются иные обстоятельства, которые могут быть признаны судом или налоговым органом, рассматривающим дело, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения.
Согласно пункту 2 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Как следует из материалов дела, основанием для исчисления налога на землю в представленной им налоговой декларации за 2017 г. послужили выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости, полученные им 23.01.2018 от филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области.
Таким образом, налогоплательщик в силу ст. 391 НК РФ, при определении налоговой базы руководствовался данными, представленными ему органами государственного кадастра недвижимости. Не имея достоверных сведений о кадастровой стоимости земельного участка, налогоплательщик не мог с достаточной точностью определить размер земельного налога, подлежащего уплате. В данном случае, налогоплательщик обращался в соответствующий орган и получил данные о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2017.
Кроме того, действующее налоговое законодательство не возлагает на налогоплательщик обязанности самостоятельно определять кадастровую стоимость земельного участка, в связи с чем он не мог самостоятельно при определении кадастровой стоимости использовать постановление Администрации Курской области N 15-па от 17.01.2012 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области".
Требования налогоплательщика о признании недействительным решения МИФНС России N 8 по Курской области от 19.06.2018 N 8445 в части привлечения ООО "ГлобалТрейд" к налоговой ответственности в соответствии со ст. 122 НК РФ в виде штрафа в сумме 1045 руб. 10 коп. за неуплату земельного налога правомерно удовлетворены судом области.
Доводы апелляционных жалоб не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо опровергали выводы арбитражного суда области, в связи с чем, признаются апелляционной коллегией несостоятельными и подлежат отклонению, поскольку противоречат имеющимся в материалах дела доказательствам.
Судом первой инстанции установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в соответствии со статьей 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, допущено не было.
В связи с изложенным, судебный акт отмене не подлежит, а апелляционные жалобы следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь п.1 ст.269 ст.271 Арбитражного процессуального кодекса РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 12.02.2019 по делу N А35-8731/2018 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Арбитражный суд Центрального округа, в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
А.И. Протасов |
Судьи |
Е.В. Малина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.