город Томск |
|
7 мая 2019 г. |
Дело N А67-9787/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 мая 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Логачева К.Д.
Хайкиной С.Н.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Фаст Е.В. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (07АП-3239/2019) на решение Арбитражного суда Томской области от 15.03.2019 по делу N А67-9787/2018 (судья Л.М. Ломиворотов) по заявлению Товарищества собственников жилья "Гагаринское" (634050, г. Томск, ул. Гагарина, д. 10, ИНН 7021052002, ОГРН 1027000886824) к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (634041, г. Томск, пр. Кирова, д. 41, ИНН 7021052041, ОГРН 1027000907944) о признании недействительным предписания.
В судебном заседании приняли участие:
от Товарищества собственников жилья "Гагаринское" - Педяш И.В. по доверенности от 11.04.2019 (сроком на 1 год);
от Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области - Камышева С.Э. по доверенности от 02.04.2019 (сроком на 1 год).
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья "Гагаринское" (далее - ТСЖ "Гагаринское", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее- Департамент) о признании недействительным предписания от 14.06.2018 N Юр-1987 по установленным фактам нарушений обязательных требований, установленных жилищным законодательством и законодательством об энергосбережении и энергетической эффективности.
Решением от 15.03.2019 Арбитражного суда Томской области заявленные требования удовлетворены, оспариваемое предписание признано недействительным, суд обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ТСЖ "Гагаринское".
В апелляционной жалобе Департамент просит состоявшийся судебный акт отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления ТСЖ "Гагаринское" к Департаменту отказать в полном объеме.
Указывает, что работы по вывозу и сбросу снега с крыши изначально включены в плату за жилое помещение многоквартирного дома. Взимание дополнительной платы за услуги, включенные в Минимальный перечень N 290, неправомерно.
Принятое общим собранием собственников помещений от 10.07.2013 решение по вопросу N 13 повестки об установлении дополнительной платы за сброс снега с крыши, вывоз снега не породило правовых последствий и не имеет юридической силы, так как в силу отнесенной законом компетенции должно приниматься собранием членов ТСЖ.
Также Департамент указывает, что размер платы за услугу вывоза снега, сброса снега с крыши не был определен.
Доводы о неисполнимости предписания в связи с не указанием периода, за который нужно произвести перерасчет, необоснованны, поскольку предписание содержит указание на счет-извещение за март 2018 года.
ТСЖ "Гагаринское" отзыв на апелляционной жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Представитель ТСЖ "Гагаринское" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Томской области в порядке, установленном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что 27.04.2018 в Департамент из прокуратуры Советского района г. Томска поступила информация о неправомерном включении в счета-извещения ТСЖ "Гагаринское" собственникам помещений многоквартирного дома по ул. Гагарина, 10 в г. Томске в марте 2018 года платы за сброс снега с крыши, вывоз снега.
В соответствии с распоряжением от 17.05.2018 N Юр-1987 Департаментом проведена внеплановая документарная проверка ТСЖ "Гагаринское", в результате которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Гагарина, д. 10, в счете-извещении за членские взносы за март 2018 года предъявлена плата за "сброс снега с крыши, вывоз снега" (акт проверки от 14.06.2018 NЮр-1987).
Данное обстоятельство явилось основанием для выдачи предписания от 14.06.2018 N Юр-1987, которым на ТСЖ "Гагаринское" возложена обязанность в срок до 01.09.2018 произвести перерасчет размера за содержание жилого помещения собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Гагарина, д. 10, исключив плату за "сброс снега с крыши, вывоз снега".
Полагая предписание не соответствующим требованиям действующего законодательства и нарушающим его права и законные интересы, ТСЖ "Гагаринское" обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Принимая обжалуемое решение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ТСЖ "Гагаринское" правомерно при наличии к тому законных оснований в счете-извещении за членские взносы за март 2018 года собственникам многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Гагарина, д. 10 предъявлена плата за "сброс снега с крыши, вывоз снега", что свидетельствует об отсутствии оснований для выдачи предписания.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к следующим выводам.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации общее имущество многоквартирного дома находится в общей долевой собственности.
В соответствии со статьей 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доле участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также издержках по его содержанию и сохранению.
В пунктах 1, 2 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт (пункт 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статей 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива (часть 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Также в силу пункта 9.2 Устава ТСЖ "Гагаринское" вопросы относительно взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме являются компетенцией общего собрания членов товарищества.
Судом из материалов дела установлено, что на общем собрании 10.07.2013 собственниками помещений многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Гагарина, д. 10 принято решение, что по мере возникновения необходимости в осуществлении дополнительных услуг по управлению и обслуживанию общего имущества МКД (в том числе: устранение аварийных ситуаций с инженерными коммуникациями, сброс снега с крыши МКД, вывоз снега с придомовой территории, возмещение ущерба, причиненного имуществу третьих лиц либо здоровью третьих лиц, и т.д.), стоимость которых не включена в тариф на содержание общего имущества, их стоимость включается отдельной строкой в квитанцию, выставляемую в месяце, следующим за месяцем, в котором возникли соответствующие дополнительные расходы. Стоимость таких расходов распределяется на собственников соразмерно доле каждого в праве общей собственности" (пункт 13 протокола общего собрания).
Из реестра собственников помещений и членов ТСЖ "Гагаринское" установлено, что из 21 собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Томск, ул. Гагарина, д. 10, 18 собственников являются членами ТСЖ "Гагаринское".
В собрании 10.07.2013 приняли участие 16 собственников помещений, 14 из которых являлись членами ТСЖ. Число голосов членов ТСЖ в собрании составило 2 108, что, в пропорции к общей площади жилых и нежилых помещений, составило 55,34% от общего числа голосов. Кворум для принятия решения (пункт 13 протокола) имелся, что подтверждается реестром собственников помещений, присутствующих на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома от 10.07.2013.
На основании чего суд первой инстанции пришел к верном выводу, что решение (пункт 13 протокола) фактически отражает волеизъявление членов ТСЖ "Гагаринское" - лиц, являющихся участниками органа, уполномоченного на принятие решений относительно взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
При этом суд обоснованно отклонил доводы Департамента о ничтожности указанного решения, поскольку оно не признано недействительным, является действующим и подлежащим обязательному исполнению, у ТСЖ "Гагаринское" отсутствуют основания самостоятельно изменять порядок и способ начисления и предъявления к оплате спорных расходов.
Доводу Департамента об отсутствии в решении конкретного размера платы дана надлежащая оценка судом первой инстанции.
Как верно указал суд первой инстанции, отсутствие в решении конкретного размера платы не свидетельствует о недействительности решения. Данное обстоятельство обусловлено характером работ и непредсказуемостью погодно-климатических условий.
Судом установлено, что в период с января по март 2018 года ТСЖ "Гагаринское" осуществлены работы по срезу наледи с козырьков крыши многоквартирного дома, сброс снега с крыши и вывоз снега с придомовой территории многоквартирного дома, общая стоимость которых составила 60 000 рублей. Указанные расходы предъявлены к уплате собственникам помещений в квитанциях за март 2018 года, исчисленные единовременным разовым платежом соразмерно доле каждого собственника в праве общей собственности на общее имущество и выставленные отдельной строкой в соответствующей квитанции на оплату, что соответствует решению от 10.07.2013.
Отклоняя доводы Департамента о том, что спорные работы включены в плату за жилое и нежилое помещение многоквартирного дома, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что тариф (плата за содержание жилья и текущий ремонт), действующий в ТСЖ "Гагаринское" до настоящего времени, установлен решением от 26.05.2014, составляет 18 рублей 68 копеек за 1 кв.м. - содержание жилья и 3 рубля за 1 кв.м. - текущий ремонт, и не включает в себя плату за спорные виды работ - сброс снега с крыши, вывоз снега, что подтверждается расшифровкой платы за содержание, текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома и работы, услуги по управлению общим имуществом дома.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ТСЖ "Гагаринское" правомерно, при наличии к тому законных оснований, в счете-извещении за членские взносы за март 2018 года собственникам многоквартирного дома по адресу: г. Томск, ул. Гагарина, д. 10 предъявлена плата за "сброс снега с крыши, вывоз снега", что свидетельствует об отсутствии оснований для выдачи предписания.
Всем доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, арбитражный суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку при разрешении спора по существу заявленных требований в соответствии с положениями статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив все доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности; правовые основания для переоценки доказательств и обстоятельств дела у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов апелляционным судом не рассматривается, поскольку Департамент согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 104, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Томской области от 15 марта 2019 года по делу N А67-9787/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Томской области.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.