город Ростов-на-Дону |
|
08 мая 2019 г. |
дело N А32-2373/2019 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова А.А.,
судей Р.А. Абраменко,В.В. Галов
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко Е.С.,
при участии:
от заявителей:
от АО "Трудовое": представителей Коваленко И.М. по доверенности от 25.02.2018 и Шереметьева О.В. по доверенности от 09.01.2019,
от ООО "Питомник "Сады Кубани": представителей Коваленко И.М. по доверенности от 25.02.2019 и Шереметьева О.В. по доверенности от 09.01.2019,
от заинтересованных лиц:
от главы администрации (губернатора) Краснодарского края: представителя Евсеенко В.Е. по доверенности от 11.01.2019,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Трудовое", общества с ограниченной ответственностью "Питомник "Сады Кубани"
на определение Арбитражного суда Краснодарского края
от 04 марта 2019 года по делу N А32-2373/2019 об оставлении заявления об установлении факта, имеющего юридическое значение, без рассмотрения
по заявлению акционерного общества "Трудовое", общества с ограниченной ответственностью "Питомник "Сады Кубани"
к администрации муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края, Краснодарскому центру по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, главе администрации (губернатору) Краснодарского края Кондратьеву Вениамину Ивановичу, Министерству сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края
об установлении факта, имеющего юридическое значение,
принятое в составе судьи Баганиной С.А.,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Трудовое" (далее - АО "Трудовое"), общество с ограниченной ответственностью "Питомник "Сады Кубани" (далее - ООО "Питомник "Сады Кубани") обратились в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к администрации муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края, Краснодарскому центру по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-Кавказское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды") об установлении юридического факта соответствия природного события от 30.07.2018 по своему характеру, последствиям и классификации понятию "чрезвычайная ситуация регионального характера", по критериям, установленным соответствующими нормативными актами в целях бюджетного финансирования и государственной поддержки в виде компенсации ущерба от неблагоприятных природных явлений сельхозтоваропроизводителям - АО "Трудовое" и ООО "Питомник "Сады Кубани", в порядке, установленном приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.03.2015 N 113 "Об утверждении порядка осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера" (далее - приказ N 113).
Заявленные требования мотивированы тем, что в результате произошедшего 30.07.2018 природного события, имеющего характер чрезвычайной ситуации, произошла гибель сельскохозяйственных культур АО "Трудовое" и ООО "Питомник "Сады Кубани", в связи с чем последние понесли значительный материальный ущерб. Установление юридического факта соответствия природного события от 30.07.2018 по своему характеру, последствиям и классификации понятию "чрезвычайная ситуация регионального характера" необходимо в целях получения компенсации понесенного ущерба, формальным препятствием к чему является отсутствие решения руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о введении режима чрезвычайной ситуации.
Определением суда первой инстанции от 18.01.2019 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены глава администрации (губернатор) Краснодарского края Кондратьев Вениамин Иванович, Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 04.03.2019 заявление АО "Трудовое" и ООО "Питомник "Сады Кубани" об установлении факта, имеющего юридическое значение, оставлено без рассмотрения.
Судебный акт мотивирован тем, что требование АО "Трудовое" и ООО "Питомник "Сады Кубани" фактически свидетельствует о наличии спора о праве, поскольку приводимые доводы заявителей об отнесении чрезвычайной ситуации от 30.07.2018 к чрезвычайной ситуации регионального характера, имеет целью получение заявителями как сельскохозяйственными товаропроизводителями компенсации материального ущерба в сумме 116 702 000 руб., вызванного действием природного явления, чему препятствует отсутствие решения руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о введении режима чрезвычайной ситуации.
С принятым судебным актом не согласились АО "Трудовое", ООО "Питомник "Сады Кубани", в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса, обратились с апелляционной жалобой, в которой просили определение суда первой инстанции отменить, разрешить вопрос по существу.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему:
- суд первой инстанции пришел к неверному выводу о наличии спора о праве, поскольку заявители как сельскохозяйственные товаропроизводители, которым причинен ущерб вследствие чрезвычайной ситуации природного характера регионального характера, имеют право на компенсацию указанного ущерба в силу прямого указания норм действующего законодательства, при этом заинтересованные лица право заявителей на компенсацию ущерба не оспаривают;
- суд первой инстанции не учел, что заявление не направлено на введение режима функционирования в условиях чрезвычайной ситуации, его целью является признание природного события чрезвычайной ситуацией. Также заявители не оспаривают законность действий (бездействия) органов государственной власти, обращение с настоящим заявлением имеет цель по преодолению пробелов в нормативном регулировании вопроса о порядке выплаты компенсации за ущерб, причинённый в результате ЧС;
- отсутствие решения руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о введении режима чрезвычайной ситуации является формальным препятствием для обращения заявителей с заявлением о компенсации ущерба в порядке, предусмотренном приказом N 113; решение суда о признании события чрезвычайной ситуацией регионального характера является единственным способом устранить названное формальное препятствие.
Глава администрации (губернатор) Краснодарского края представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит определение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения и указывает на обоснованность вывода суда первой инстанции о наличии спора о праве, поскольку заявление АО "Трудовое" и ООО "Питомник "Сады Кубани" фактически направлено на констатацию у них права на получение компенсации ущерба, возникшего в результате чрезвычайной ситуации. Между тем вопрос о наличии или отсутствии данного права не может быть разрешен по правилам особого производства.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители АО "Трудовое" и ООО "Питомник "Сады Кубани" поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просили определение суда первой инстанции отменить, направить заявление для рассмотрения по существу в Арбитражный суд Краснодарского края.
Представитель губернатора Краснодарского края с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила определение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные заинтересованные лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела. В отношении указанных лиц дело рассмотрено по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, АО "Трудовое" и ООО "Питомник "Сады Кубани", входящие в состав акционерного общества Агрохолдинг "Степь", осуществляют свою деятельность на территории Краснодарского края и являются крупными сельхозпроизводителями в сегменте интенсивного садоводства.
30.07.2018, в период времени с 19 ч. 00 мин. до 21 ч. 00 мин., на территории Ленинградского района Краснодарского края (поселок Бичевый, хутор Восточный) были зафиксированы опасные метеорологические явления - крупный град диаметром до 30 мм, сопровождавшийся сильным шквалистым ветром порывами до 28 м/с, сильным дождем, в результате которых пострадали интенсивные сады яблонь АО "Трудовое" и ООО "Питомник "Сады Кубани".
Решением N 5 от 31.07.2018 комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности муниципального образования Ленинградский район Краснодарского края был введен режим функционирования для органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края Ленинградского района "Чрезвычайная ситуация".
В целях проведения предварительной оценки ущерба обществ от чрезвычайной ситуации природного характера 31.07.2018 по итогам обследования многолетних насаждений обществ, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера, комиссией были составлены акты, согласно которым в АО "Трудовое" в результате опасных метеорологических явлений от 30.07.2018 пострадали многолетние насаждения сельскохозяйственных культур (сады яблонь), площадь гибели сельскохозяйственных культур и урожая составила 223,7 га, общая сумма материального ущерба составила 83 824 000 руб.
В ООО Питомник "Сады Кубани" площадь гибели сельскохозяйственных культур и урожая составила 67,21 га, общая сумма материального ущерба составила 32 878 000 руб. Совокупная сумма ущерба, понесенного АО "Трудовое" и ООО "Питомник "Сады Кубани" в результате неблагоприятных метеорологических явлений, составила 116 702 000 руб.
01.08.2018 заявители предоставили в управление сельского хозяйства муниципального образования Ленинградский район комплект документов, в том числе, копии ОГРН, сведения о гибели сельскохозяйственных культур и урожая многолетних насаждений, цветные фотографии с изображением повреждений пострадавших сельскохозяйственных культур, с указанием на обороте даты и времени съемки, вида чрезвычайной ситуации природного характера, наименования пострадавшего сельскохозяйственного товаропроизводителя, общей площади поля и площади гибели сельскохозяйственной культуры, полного наименования пострадавшей сельскохозяйственной культуры, сметы затрат на восстановление многолетних насаждений. Информация о стихийных метеорологических явлениях от 30.07.2018 предоставлена в адрес управления сельского хозяйства муниципального образования Ленинградский район Краснодарским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (исх. N 613 от 03.08.2018).
02.08.2018 перечисленные документы были направлены специалистами муниципального образования Ленинградский район в Министерство сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края.
Постановлением администрации муниципального образования Ленинградский район N 883 от 28.08.2018 "О снятии режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ленинградского района Краснодарского края" режим функционирования "Чрезвычайная ситуация" в Ленинградском районе снят с 09 ч. 00 мин. 29.08.2018.
В ответ на обращения АО "Трудовое" и ООО "Питомник "Сады Кубани" администрация муниципального образования Ленинградский район 18.09.2018 направила информацию о том, что оценка ущерба от чрезвычайной ситуации природного характера, имевшей место 30.07.2018, не может быть проведена в связи с отсутствием решения руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о введении режима чрезвычайной ситуации (подпункт "а" пункта 3 Порядка осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера, утвержденного приказом Минсельхоз России N 113 от 26.03.2015 - далее Приказ N 113).
АО "Агрохолдинг "Степь" 02.11.2018 направило обращение в адрес губернатора Краснодарского края с изложением правовой позиции АО "Трудовое" и ООО "Питомник "Сады Кубани" и ходатайством о принятии решения о признании событий от 30.07.2018, связанных с выпадением града и шквалистым ветром на территории муниципального образования Ленинградский район, и причинением значительного материального ущерба, чрезвычайной ситуацией регионального характера в целях бюджетного финансирования и государственной поддержки в виде компенсации ущерба от неблагоприятных природных явлений АО "Трудовое" и ООО "Питомник "Сады Кубани" в порядке, утвержденном Приказом N 113.
11.12.2018 от Министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края в адрес акционерного общества Агрохолдинг "Степь" поступил ответ N 206-04-05-12114/18 от 03.12.2018, согласно которому оценка ущерба от чрезвычайной ситуации природного характера, имевшей место 30.07.2018, не может быть проведена в связи с неполным предоставлением документов, указанных в пункте 3 Порядка осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера, то есть в связи с отсутствием решения руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о введении режима чрезвычайной ситуации.
АО "Трудовое" и ООО "Питомник "Сады Кубани", полагая, что в силу закона имеют право на получение компенсации ущерба, понесенного в результате чрезвычайной ситуации природного характера от 30.07.2018, отсутствие решения руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о введении режима чрезвычайной ситуации является лишь формальным препятствием для получения соответствующей компенсации, не имеют иной возможности реализации права на получение компенсации иначе, чем путем признания события от 30.07.2018 чрезвычайной ситуацией регионального характера, обратились в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 1441 от 22.12.2014 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление компенсации сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба, причиненного в результате чрезвычайных ситуаций природного характера. Определен перечень природных явлений, ущерб от которых компенсируется. Приведена формула расчета выделяемых трансфертов. Порядок осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера утвержден Приказом N 113.
Для проведения оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный им орган представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации документы и сведения, определенные в пункте 3 Порядка осуществления оценки ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера.
Согласно пункту 10 указанного Порядка высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный им орган представляет документы, указанные в пункте 3 Порядка в течение 30 дней со дня принятия решения руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о введении режима чрезвычайной ситуации. Оценка ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного характера проводится в течение 30 дней со дня представления документов, указанных в пункте 3 Порядка.
В соответствии с пунктом 12 Порядка в случае непредставления или неполного представления документов, указанных в пункте 3 Порядка, оценка ущерба сельскохозяйственных товаропроизводителей от чрезвычайных ситуаций природного хозяйства не проводится.
Из выше приведённых положений Приказа N 113 следует, что право на получение сельхозпроизводителем компенсации убытков, причинённых в результате действия ЧС природного характера, опосредуется сложным юридическим составом, включающим в себя в обязательном порядке не только само событие в виде произошедшего природного явления, повлекшего гибель сельхозкультур, но и факт принятия руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации решения о введении режима чрезвычайной ситуации, имеющей региональный характер.
Из материалов дела следует, что решение руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о введении режима чрезвычайной ситуации в связи с событиями, имевшими место 30.07.2018, не принималось.
В связи с этим, в письме администрация муниципального образования Ленинградский район от 18.09.2018 и в письме Минсельхозпром Краснодарского края N 206-04-05-12114/18 от 03.12.2018 обществам фактически отказано в возбуждении процедуры оценки ущерба от чрезвычайной ситуации природного характера, имевшей место 30.07.2018, т.к. о введении соответствующего режима ЧС руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось (т.е. в связи с отсутствием юридического состава, с которым Приказ N 113 связывает возникновение права на получение соответствующей компенсации).
В силу части 1 статьи 218 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение для возникновения, изменения или прекращения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дела об установлении факта, имеющего юридическое значение, арбитражный суд в судебном заседании проверяет, не предусмотрен ли законом или иным нормативным правовым актом иной внесудебный порядок установления данного факта, имелась ли у заявителя другая возможность получить или восстановить необходимые документы, устанавливает, порождает ли данный факт юридически значимые последствия для заявителя в связи с осуществлением им предпринимательской или иной экономической деятельности, выясняет, не затрагивает ли права других лиц установление требуемого факта, не возник ли спор о праве (часть 3 статьи 221 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции" определено, что заявления об установлении юридических фактов рассматриваются судом при одновременном наличии следующих условий: этот факт порождает юридические последствия; установление юридического факта не связывается с разрешением спора о праве; если заявитель не имеет другой возможности получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт; действующим законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок его установления.
В соответствии с пунктом 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение" суду при рассмотрении заявления необходимо установить:
- не связывается ли установление факта с последующим разрешением спора о праве, подведомственного арбитражному суду (часть 3 статьи 217, часть 4 статьи 221 Кодекса);
- не предусмотрен ли законодательством иной внесудебный порядок установления соответствующих фактов (часть 1 статьи 219 Кодекса).
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 2, 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2004 N 76, заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение, подлежит оставлению без рассмотрения, если требование возникло из спора о праве; такое требование может быть рассмотрено в общем порядке; заявление об установлении наличия или отсутствия права не подлежит рассмотрению в порядке особого производства.
Суд первой инстанции установил, что администрацией муниципального образования Ленинградский район принято постановление N 773 от 31.07.2018 "О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил муниципального звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ленинградского района Краснодарского края", которым введен режим чрезвычайной ситуации с 12 часов 31.07.2018. Основанием для ведения режима чрезвычайной ситуации явилось выполнение Приказа Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации N 329 от 08.07.2004 "Об утверждении критериев информации о чрезвычайных ситуациях" и наличие следующих факторов:
град более 20 мм (подпункт 2.3.6 пункта б); прямой материальный ущерб организации 500 МРОТ и выше (подпункт 2); гибель посевов сельскохозяйственных культур или природной растительности единовременно на площади 100 га и более (подпункт 3). Указанные критерии были в наличии на территории Восточного и Ленинградского сельских поселений 31.07.2018 в период с 18 час. 30 мин. До 19 час. 00 мин.
Из письма администрации муниципального образования Ленинградский район N 3936 от 14.08.2018, направленного в адрес министра сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края (т. 1 л. д. 27-28) следует, что администрация пришла к выводу о наличии критериев, позволяющих ввести режим функционирования "Чрезвычайная ситуация" для уровня субъекта Российской Федерации, и поставила вопрос о возможности введения данного режима для проведения оценки ущерба сельскохозяйственных и плодовых товаропроизводителей Ленинградского района, пострадавших от чрезвычайной ситуации, и назначения соответствующих компенсаций от ущерба.
Между тем на указанное письмо Минсельхозпром Краснодарского края направило информацию N 206-04-03-8886/18 от 11.09.2018 о том, что Министерством гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края было направлено письмо об отсутствии оснований для введения режима функционирования "Чрезвычайная ситуация" для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края в связи с ликвидацией чрезвычайной ситуации, связанной с выпадением града 30.07.2018 на территории муниципального образования Ленинградский район (т. 1 л. д. 29-30).
Прямо не оспаривая законность действий (бездействия) органов публичной власти, компетентных в принятии решения по вопросу о введении на той или иной территории субъекта Российской Федерации режима ЧС, имеющей региональный характер, заявители фактически стремятся преодолеть выше установленный порядок проведения процедуры компенсации убытков, вызванных ЧС. Суд апелляционной инстанции отмечает, что в порядке рассмотрения заявления по правилам главы 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебный акт, в том числе не может подменять собой решений тех или иных органов публичной власти, принятие которых действующим законодательством отнесено к компетенции последних. Также процессуальное законодательство не содержит норм, в силу которых в порядке процедуры установления юридического факта арбитражный суд наделялся бы компетенцией давать квалификацию тому или иному имевшему место быть природному явлению как чрезвычайной ситуации.
Учитывая приведенные разъяснения, а также обстоятельства того, что органы государственной власти Краснодарского края выразили позицию об отсутствии оснований для квалификации чрезвычайной ситуации, возникшей 30.07.2018, в качестве чрезвычайной ситуации регионального характера, доводы АО "Трудовое" и ООО "Питомник "Сады Кубани" фактически направлены на опровержение данной позиции, требование заявителей, по сути, направлено на получение из бюджета субъекта Российской Федерации компенсации понесенного ущерба, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии спора о праве.
В рассматриваемом случае заявление АО "Трудовое" и ООО "Питомник "Сады Кубани" фактически подано с целью признания их права на получение компенсации, что свидетельствует о необходимости разрешения вопросов права, а не установления юридического факта. Как правомерно указал суд первой инстанции, возражения заявителей об отсутствии спора о праве не влияют на квалификацию заявленного требования судом.
Суд отмечает, что оставление заявления без рассмотрения не лишает возможности разрешить спор в порядке искового производства (пункт 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.10.1996 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в суде первой инстанции").
При указанных обстоятельствах у апелляционного суда отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 04 марта 2019 года по делу N А32-2373/2019 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
А.А. Попов |
Судьи |
Р.А. Абраменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.