город Ростов-на-Дону |
|
08 мая 2019 г. |
дело N А32-45656/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного предприятия по производству риса "Краснооктябрьский"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2018 по делу N А32-45656/2018 (судья Хмелевцева А.С.)
по заявлению конкурсного управляющего государственного предприятия по производству риса "Краснооктябрьский" (ИНН 2352001465, ОГРН 1022304749994) Бондарь В.В.
к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (ИНН 2311079945, ОГРН 1052306435719)
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
конкурсный управляющий государственного предприятия по производству риса "Краснооктябрьский" Бондарь В.В. (далее - заявитель, ГППР "Краснооктябрьский") обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея (далее - заинтересованное лицо, административный орган) об оспаривании предписания от 25.10.2018 N 09-09/ВП-1097.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГППР "Краснооктябрьский" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе предприятие просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что предписание вынесено в нарушение норм Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в частности, при отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушения и без проведения предварительной проверки, в ходе которой следовало установить круг лиц, привлечение которых необходимо для проведения внеплановой проверки. Предприятию на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 23:30:1303000:21, расположенный относительно ориентира по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, в границах ГППР "Краснооктябрьский" (земельный участок). Собственником земельного участка в соответствии с Распоряжением ТУ Росимущества в Краснодарском крае от 03.02.2016 за N 64-р "О безвозмездной передаче имущества из федеральной собственности в государственную собственность Краснодарского края" является Краснодарский край. Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 02.03.2016 рисовая система с кадастровым номером 23:30:1303000:59, расположенная на земельном участке 23:30:1303000:21, закреплена на праве хозяйственного ведения за ГУП КК "Кубанские продукты". Рисовая система состоит из каналов оросительной и водоотводной сети, поливных карт (разделённых на чеки валиками), сооружений (водозаборов, насосных станций, отстойников), сети дорог, лесополос, оборудования и построек для нужд эксплуатации. В материалы дела представлена копия технического паспорта на рисовую систему, из которого следует, что система покрывает всю площадь участка. Право хозяйственного ведения на рисовую систему зарегистрировано за ГУП КК "Кубанские продукты", о чём в ЕГРН внесена запись N 23-23/044-23/001/837/2016-2284/1 от 21.03.2016, следовательно, обязанность по обработке рисовой системы (чеков) возлагается на ГУП КК "Кубанские продукты". Кроме того, в обжалуемом предписании об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 25.10.2018 N 09-09/ВП-1097 вопрос о целевом использовании земельного участка с 23:30:1303000:21 общей площадью 4 679,5 га не рассматривался.
В отзыве на апелляционную жалобу Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Краснодарскому краю и Республике Адыгея указала на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просила в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебное заседание стороны, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, административный орган на основании распоряжения заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 19.09.018 N 09-09/ВП-1097 провел внеплановую выездную проверку в отношении государственного предприятия по производству риса "Краснооктябрьский" на предмет соблюдения требований, установленных земельным законодательством.
В ходе проведения проверки контролирующий орган осуществил выезд на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:1303000:21 общей площадью 4 679,5 га, принадлежащий на праве постоянного (бессрочного) пользования государственного предприятия по производству риса "Краснооктябрьский", и установил факт нарушения предприятием норм действующего законодательства, выраженного в том, что вся площадь указанного земельного участка не используется для сельскохозяйственного производства, а именно: зарастает сорной растительностью (камыш, осот, пырей ползучий) с остатками травостоя прошлых лет (высохшая трава), что свидетельствует о том, что в весенне-летний период 2018 года обработка данного земельного участка не проводилась, чем нарушены статьи 7, 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ, статья 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", статья 7 Закона Краснодарского края от 07.06.2004 N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения на территории Краснодарского края", пункты 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23.04.2012 N 369 "О признаках использования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации".
В связи с выявленными нарушениями административный орган выдал предприятию предписание от 25.10.2018 N 09-09/ВП-1097 об устранении выявленных нарушений земельного законодательства Российской Федерации, в котором указал на необходимость обеспечить выполнение комплекса организационно-хозяйственных и агротехнических мероприятий, направленных на уничтожение сорной растительности на земельном участке с кадастровым номером 23:30:1303000:21 общей площадью 4 679,5 га.
Срок устранения выявленных нарушений определен административным органом до 25.04.2019.
Не согласившись с вышеуказанным предписанием, ГППР "Краснооктябрьский" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327, пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору, в том числе, в сфере обеспечения плодородия почв и земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения).
В соответствии с пунктом 4 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства от 02.01.2015 N 1, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением:
- требований о запрете самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
- требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель;
- требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности;
- требований в области мелиорации земель, при нарушении которых рассмотрение дел об административных правонарушениях осуществляют органы государственного земельного надзора;
- обязанностей по рекультивации земель при осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
- предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.
Полномочия, указанные в данном пункте, осуществляются в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.
Из части 5 статьи 8.3 Закона N 294-ФЗ следует, что в случае выявления при проведении мероприятий по контролю, указанных в части 1 настоящей статьи, нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 13.2 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении плановых (рейдовых) осмотров, обследований нарушений обязательных требований должностного лица органов государственного контроля (надзора), принимает в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также доводят в письменной форме до сведения руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), информацию о выявленных нарушениях для принятия решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в пункте 2 части 2 статьи 10 данного закона.
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
13.09.2018 заместителем начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора в соответствии с ч. 3.3 ст. 10, ч. 2 ст. 13.2 Закона N 294-ФЗ было подготовлено мотивированное представление о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ГППР "Краснооктябрьский", юридический адрес: Российская Федерация, Краснодарский край, Темрюкский район, п. Красный Октябрь, ул. Центральная, дом N 18, являющегося пользователем земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:1303000:21, общей площадью 4 679,5 га, допустившего нарушения действующего земельного законодательства.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ГППР "Краснооктябрьский" является выращивание риса (ОКВЭД 01.12), то есть осуществление сельскохозяйственной деятельности.
В соответствии с пунктом 71 Административного регламента исполнения Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируются Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", утв. Приказом Министерства сельского хозяйства РФ от 27.12.2016 N 591, решение о проведении внеплановой проверки выносится руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Россельхознадзора в форме распоряжения (приказа) о проведении внеплановой проверки.
Распоряжение от 19.09.2018 N 09-09/ВП1097 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ГППР "Краснооктябрьский" подписано заместителем руководителя Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея О.П. Шашловым.
Согласно части 5 статьи 10 Закона N 294-ФЗ внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей может быть проведена по основаниям, указанным в пп.пп. "а", "б", "г" пункта 2, пункта 2.1 части 2 настоящей статьи, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
20.09.2018 прокуратурой Краснодарского края выдано решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в отношении ГППР "Краснооктябрьский".
В соответствии с частью 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ о проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в пункте 2 части 2 настоящей статьи юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом, в том числе посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
Согласно распоряжению от 19.09.2018 N 09-09/ВП1097 период проведения внеплановой выездной проверки в отношении ГППР "Краснооктябрьский" с 28.09.2018 по 25.10.2018. Уведомление о проведении проверки получено предприятием 16.10.2018, то есть в пределах срока, установленного частью 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ.
Учитывая изложенное, должностные лицами управления при осуществлении планового (рейдового) осмотра, обследования, а также при проведении внеплановой выездной проверки в отношении ГППР "Краснооктябрьский" действовали в соответствии со своими должностными полномочиями в рамках действующего законодательства.
Пунктом 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований должностные лица органа государственного контроля (надзора), проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В соответствии с положениями статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Статьей 13 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно статье 7 Закона Краснодарского края от 07.06.2004 N 725-КЗ "Об обеспечении плодородия земель сельскохозяйственного назначения Краснодарского края" собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны:
- соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
- осуществлять мероприятия по охране закрепленных согласно правилам землепользования и землеустройства за данным землепользователем земельных участков и прилегающих к ним земель, находящихся под лесозащитными насаждениями и инженерными сооружениями, обеспечивающие сохранение почв и плодородие земель сельскохозяйственного назначения;
- поддерживать способность почвы обеспечивать урожаи сельскохозяйственных культур.
Из материалов дела следует, в результате контрольных мероприятий административный орган установил нарушения предприятием норм земельного законодательства, выразившиеся в использовании земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:1303000:21 общей площадью 4 679,5 га, принадлежащего на праве постоянного (бессрочного) пользования государственного предприятия по производству риса "Краснооктябрьский", не для сельскохозяйственного производства.
Административный орган в ходе проверки зафиксировал зарастание указанного земельного участка сорной растительностью (камыш, осот, пырей ползучий) с остатками травостоя прошлых лет (высохшая трава), что свидетельствует о том, что в весенне-летний период 2018 года обработка данного земельного участка не проводилась, сорная растительность, произрастающая на участке, способствует распространению болезней и вредителей, снижает количественные и качественные характеристики урожая, что приводит к деградации земель.
Должностное лицо административного органа в соответствии с предоставленными полномочиями выдало предприятию оспариваемое предписание от 25.10.2018 N 09-09/ВП-1097, которое обязывает заявителя устранить выявленные нарушения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в срок до 25.04.2019.
Довод заявителя о том, что ГППР "Краснооктябрьский" не является собственником рисовой системы, а ГУП КК "Кубанские продукты" является лицом, ответственным за соблюдением требований административного органа и выполнения обязательных мероприятий в отношении указанного земельного участка, обоснованно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2004 по делу N А32-22935/2003 предприятие признано несостоятельным (банкротом) и в отношении его открыто конкурсное производство. В ходе конкурсного производства имущество предприятия, в том числе рисовая система, включено в конкурсную массу и передано на реализацию с торгов.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Краснодарского края от 26.01.2009 по делу N А32-20280/2007-41/477 суд обязал конкурсного управляющего ГППР "Краснооктябрьский" исключить из состава конкурсной массы имущество рисовой системы, общей площадью 1 349 га, расположенной по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк, пос. "Красный Октябрь".
03.02.2016 Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае принято распоряжение N 64-р "О безвозмездной передаче имущества из федеральной собственности в государственную собственность Краснодарского края".
02.03.2016 приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края N 29 "О закреплении государственного имущества Краснодарского края на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием Краснодарского края "Кубанские продукты" рисовая система закреплена на праве хозяйственного ведения за ГУП КК "Кубанские продукты".
В соответствии с частью 2 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий обязан принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника.
Согласно части 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.
Частями 1, 2, 4 и 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации. Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Если право на имущество возникает, изменяется или прекращается вследствие наступления обстоятельств, указанных в законе, запись о возникновении, об изменении или о прекращении этого права вносится в государственный реестр по заявлению лица, для которого наступают такие правовые последствия. Законом может быть предусмотрено также право иных лиц обращаться с заявлением о внесении соответствующей записи в государственный реестр. Зарегистрированное право может быть оспорено только в судебном порядке. Лицо, указанное в государственном реестре в качестве правообладателя, признается таковым, пока в установленном законом порядке в реестр не внесена запись об ином.
В соответствии с частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 19.07.2018 N 23/001/094/2018-11304 земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:1303000:21 принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ГППР "Краснооктябрьский" (т. д. 2 л.д. 109).
Как разъяснено в пункте 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В Арбитражном суде Краснодарского края рассматривается дело N А32-8439/2015 по заявлению Департамента имущественных отношений Краснодарского края о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования ГППР "Краснооктябрьский" земельным участком 23:30:1303000:21, общей площадью 4 679,56 га для сельскохозяйственного производства с местоположением Краснодарский край, Темрюкский район в границах ГППР "Краснооктябрьский".
Поскольку переход прав на указанный земельный участок до настоящего времени не зарегистрирован, право постоянного (бессрочного) пользования на него принадлежит ГППР "Краснооктябрьский".
Таким образом, правообладателем земельного участка сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 23:30:1303000:21 является государственное предприятие по производству риса "Краснооктябрьский", в связи с чем на него возложена обязанность следить за использованием земельного участка в соответствии с целевым назначением, использование которого не должно причинять вред земле, приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель и иным негативным воздействиям на окружающую среду.
Факт зарастания земельного участка сорной травой, растительностью заявитель не оспаривает.
Таким образом, оспариваемое предписание вынесено соответствии с положениями Закона N 294-ФЗ.
Доказательств неисполнимости предписания от 25.10.2018 N 09-09/ВП-1097 в силу объективно существующих, не зависящих от предприятия обстоятельств, заявитель не представил, также как и наличия исключительных обстоятельств, не позволяющих исполнить требования земельного законодательства.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
При вынесении предписания уполномоченное должностное лицо проверяющего органа должно указать, в том числе, положения действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающие обязательные требования, нарушение которых было выявлено при проверке; требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушения обязательных требований, и срок их исполнения.
Предписание должно содержать законные требования, которым на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Таким образом, руководствуясь вышеприведенными нормами, оценив в совокупности представленные в дело сторонами доказательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, выданное административным органом предписание от 25.10.2018 N 09-09/ВП-1097 направлено на устранение нарушений законодательства, допущенных государственным предприятием по производству риса "Краснооктябрьский", содержит указание на период времени, за который необходимо устранить нарушение, предписание является исполнимым, в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.12.2018 по делу N А32-45656/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.