город Ростов-на-Дону |
|
08 мая 2019 г. |
дело N А32-4119/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 мая 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Илюшина Р.Р., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ламбрианиди А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея
на определение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.01.2019 по делу N А32-4119/2019 об отказе в принятии обеспечительных мер
по иску Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея
к обществу с ограниченной ответственностью "СТС-Автодор"
о взыскании, принятое судьей Боровиком А.М.,
УСТАНОВИЛ:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея обратилось в суд с исковым заявлением о взыскании с ООО "СТС-Автодор" задолженности по договору аренды земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:0018 в размере 31 032 787,86 рублей, из которых:
-23 791 435,16 руб.- задолженность по арендной плате;
-7 241 352, 70 руб.- задолженность по пене;
В рамках рассмотрения указанного иска истцом заявлено ходатайство о принятии обеспечительных мер в виде:
- Запрета ООО "СТС-Автодор" завершать процедуру ликвидации до рассмотрения настоящего спора по существу;
- Запрета Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (350020, г. Краснодар, ул. Коммунаров, д.235) вносить в Единый государственный реестр сведения об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "СТС-Автодор" до вступления в законную силу окончательного судебного акта по настоящему спору;
- Запрета Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю осуществлять какие-либо регистрационные действия в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:30:0401003:0018 по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, порт "Темрюк", общей площадью 34 981 кв.м.
Определением суда от 30.01.2019 в удовлетворении ходатайства было отказано.
Заявитель обжаловал определение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил его отменить, принять испрашиваемые обеспечительные меры.
Жалоба мотивирована следующим.
Истец полагает, что заявленные к принятию обеспечительные меры связаны с рассматриваемым спором, направлены на сохранение существующего положения сторон, направлены на предупреждение невозможности рассмотрения спора в связи с прекращением деятельности ответчика.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных лиц.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, истец обратился с исковым заявлением к ответчику, указав на то, что между истцом и ответчиком заключен договор аренды N 7700000821 от 20.12.2007, в соответствии с которым ответчику предоставлен в аренду земельный участок с КН 23:30:0401003:0018, расположенный в Краснодарском крае, Темрюкском районе, порте "Темрюк", площадью 34 981 кв.м.
По указанному договору за ответчиком, как указано в иске, образовалась задолженность, за взысканием которой истец и обратился.
Вместе с тем, как указал истец, ему стало известно, что регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ в связи с тем, что оно является недействующим, о чем внесена запись в ЕГРЮЛ 03.12.2018.
На основании изложенного, истец обратился с рассматриваемым заявлением.
Согласно п. 1 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по заявлению лица, участвующего в деле, может принять срочные временные меры, направленные на обеспечение иска.
В соответствии с ч. 2 ст. 90 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" обеспечительные меры допускаются на любой стадии арбитражного процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, в том числе, если исполнение судебного акта предполагается за пределами Российской Федерации, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.
В целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю обеспечительные меры могут быть направлены на сохранение существующего состояния отношений (status quo) между сторонами.
Обеспечительные меры должны быть соразмерны заявленному требованию (п. 2 ст. 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Действительно, согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, в отношении ответчика 03.12.2018 регистрирующим органом принято решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ (недействующее).
Вместе с тем, информация о том, что деятельность ответчика прекращена в связи с исключением из ЕГРЮЛ, отсутствует.
В силу п. 1 ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении) (п. 2 ст. 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Согласно п. 3 ст. 21.1. Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Решение о предстоящем исключении опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации" от 05.12.2018 N 48.
В соответствии с п. 4 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. Эти заявления могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
В силу п. 1 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Ликвидация организации, являющейся стороной по делу, означает, что юридическое лицо, занимающее процессуальное положение стороны, прекратило свое существование без перехода его прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Данное обстоятельство исключает возможность рассмотрения арбитражным судом каких-либо требований с участием либо в отношении ликвидированного юридического лица.
Следовательно, истец обосновал и документально подтвердил необходимость принятия обеспечительных мер в виде запрета Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (350020, г. Краснодар, ул. Коммунаров, д.235) вносить в Единый государственный реестр сведения об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "СТС-Автодор" до вступления в законную силу окончательного судебного акта по настоящему спору.
Указанная обеспечительная мера направлена на сохранение существующего положения между сторонами до разрешения спора по существу (status quo) между сторонами, что соответствует положениям п. 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер".
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необоснованности обеспечительной меры в виде запрета ООО "СТС-Автодор" завершать процедуру ликвидации до рассмотрения настоящего спора по существу, поскольку доказательств нахождения ответчика в процессе ликвидации в материалах дела не имеется (решение общего собрания участников ответчика, составление ликвидационного баланса и пр.).
Цель истца, заключающаяся в неисключении ответчика из ЕГРЮЛ, будет достигнута принятием первой из заявленных обеспечительных мер.
В принятии обеспечительной меры в виде запрета регистрирующему органу осуществлять какие-либо регистрационные действия в отношении спорного земельного участка также следует отказать, поскольку истцом не обоснована необходимость ее принятия.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Краснодарского края от 30.01.2019 по делу N А32-4119/2019 отменить, принять новый судебный акт.
Заявление Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и республике Адыгея о принятии обеспечительных мер удовлетворить частично.
Запретить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Краснодарскому краю (350020, г. Краснодар, ул. Коммунаров, д.235) вносить в Единый государственный реестр сведения об исключении из Единого государственного реестра юридических лиц ООО "СТС-Автодор" (ИНН 2303027171, ОГРН 1072303001638) до вступления в законную силу окончательного судебного акта по настоящему спору.
В остальной части заявленных требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
Р.Р. Илюшин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.