Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 8 августа 2019 г. N Ф10-3345/19 настоящее постановление оставлено без изменения
08 мая 2019 г. |
Дело N А83-2592/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 08 мая 2019 года.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Карева А.Ю.,
судей Голика В.С.,
Омельченко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лесик А.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю на решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.01.2019 по делу N А83-2592/2018 (судья Осоченко И.К), принятое по заявлению Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (295006, Республика Крым, город Симферополь, улица Александра Невского, дом 17а) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (295000, Республика Крым, город Симферополь, улица Александра Невского, дом 1), третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Ассоциация протезно-ортопедических предприятий малого и среднего бизнеса (115035, г. Москва, ул. Пятницкая, дом 6/1, кв.3) о признании незаконными и отмене решения и предписания,
установил:
Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (далее - Фонд, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее - антимонопольная служба), в котором просило: 1) признать незаконным и отменить решение от 19.01.2018 по делу N 06/59-18 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе при проведении электронного аукциона "Инструменты и оборудование медицинские. Выполнение работ по изготовлению протезов для инвалидов Республики Крым"; 2) признать незаконным и отменить предписание Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 19.01.2018 по делу N 06/59-18 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе при проведении электронного аукциона "Инструменты и оборудование медицинские. Выполнение работ по изготовлению протезов для инвалидов Республики Крым".
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 25.01.2019, требования Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, были удовлетворены; решение Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по делу N 06/59-18 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 19.01.2017 (исх. N 06/305 от 24.01.2018), было признано незаконным и отменено; предписание Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю по делу N 06/59-18 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 19.01.2017 (исх. N 06/306 от 24.01.2018), было признано незаконным и отменено.
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю обратилось в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Крым от 25.01.2019 и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении требований Фонда в полном объеме. В обоснование доводов жалобы, апеллянт указывает на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, а именно - части 4 статьи 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон N 44-ФЗ).
10.04.2019 от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю через систему "Мой арбитр" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителей.
Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте проведения судебного заседания было уведомлено надлежащим образом.
Ассоциация протезно-ортопедических предприятий малого и среднего бизнеса, явку уполномоченных представителей в судебное заседание не обеспечила, признана судом апелляционной инстанции надлежаще извещенной о времени и месте проведения судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд, принимая во внимание уведомление Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым и Ассоциации протезно-ортопедических предприятий малого и среднего бизнеса, необязательность явки их представителей в судебное заседание, достаточность доказательств для рассмотрения дела, счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие в судебном заседании представителей указанных лиц.
Законность и обоснованность решения от 25 января 2019 года проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что решением антимонопольной службы по делу N 06/59-18 от 19.01.2018 (в тексте решения опечатка - указан 2017 год), жалоба Ассоциации протезно-ортопедических предприятий малого и среднего бизнеса на действия заказчика Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым при проведении электронного аукциона "Инструменты и оборудование медицинские. Выполнение работ по изготовлению протезов для инвалидов Республики Крым", извещение N 0275100000117000327, была признана обоснованной. В действиях Фонда (Заказчика) установлены нарушения требований части 4 статьи 14, пункта 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
Во исполнение указанного решения Заказчику 19.01.2018 было выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, которым предписано следующие: Единой комиссии Заказчика, при рассмотрении заявок участников Аукциона, не учитывать условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанным в документации об Аукционе с учетом решения от 19.01.2018 по делу N 06/59-18; Заказчику, Единой комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки, осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 19.01.2018 по делу N 06/59-18; Заказчику, Единой комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки, в срок до 05.03.2018 исполнить настоящее предписание и представить в Крымское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также по электронной почте: to82@fas.gov.ru. Прекратить действие уведомления о поступлении жалобы и приостановлении торгов от 15.01.2018 N 06/133.
Полагая, что указанные решение и предписание являются незаконными и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, Фонд обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования Фонда, суд первой инстанции пришел к выводу, что действия заявителя при проведении аукциона соответствуют положениям Закона N 44-ФЗ, а требования, которые Заказчик предъявил в своей документации к участникам аукциона, строго соответствуют закону.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 20.12.2017 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, было размещено извещение N 0275100000117000327 о проведении аукциона в электронной форме, по объекту закупки "Инструменты и оборудование медицинские. Выполнение работ по изготовлению протезов для инвалидов Республики Крым".
Одновременно на сайте была размещена аукционная документация.
Заказчиком аукциона является Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 7 211 266,70 руб.
На участие в конкурсе были поданы 4 заявки. Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.01.2018, все заявки были допущены к участию в аукционе.
Ассоциация протезно-ортопедических предприятий малого и среднего бизнеса, посчитав, что Заказчик необоснованно установил условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, обратилась в антимонопольную службу с жалобой на действия заказчика при проведении электронного аукциона.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона N 44-ФЗ.
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Частью 1 статьи 59 Закона N 44-ФЗ установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ определено, что документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В пункте 7 части 5 статьи 63 Закона N 44-ФЗ указано, что в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
Согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.02.2017 N Д28и-1365 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о применении положений Закона N 44-ФЗ и в рамках своей компетенции сообщил, что в соответствии с пунктом 7 части 5 статьи 63 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу части 3 статьи 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 102 установлено ограничение допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - постановление N 102).
В соответствии с пунктом 3 постановления N 102 подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Беларусь или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона N 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установлены приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 N 155.
В соответствии с абзацем вторым пункта 9 приказа N 155 для целей реализации указанного приказа рекомендуется устанавливать в документации о закупке требование об указании (декларировании) участником конкурса, аукциона, запроса котировок или запроса предложений в заявке на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательном предложении страны происхождения поставляемого товара.
Судом установлено, что в аукционной документации, Заказчиком установлены условия допуска товаров, в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 25.03.2014 N 155.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку предметом аукциона является выполнение работ по изготовлению протезных изделий (протезов) для инвалидов Республики Крым, на данную закупку распространяются положения приказа N 155, в связи с чем, Фондом правомерно установлены ограничения с учетом положений приказа N 155.
Так, при осуществлении указанной закупки устанавливаются коды Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 32.50.22.110 - суставы искусственные. Конечным продуктом по данному аукциону являются готовые медицинские изделия, которые включены в приложение к приказу N 155.
Учитывая изложенное, следует признать, что антимонопольная служба пришла к неверному выводу о наличии в действиях Фонда (Заказчика), нарушений части 4 статьи 14, пункта 7 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия заказчика (Фонда) при проведении аукциона соответствуют положениям Закона N 44-ФЗ, а требования, которые заказчик предъявил в своей документации к участникам аукциона, соответствуют закону.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 25 января 2019 года по делу N А83-2592/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Ю. Карев |
Судьи |
В.С. Голик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.