г. Саратов |
|
08 мая 2019 г. |
Дело N А57-12255/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинской А.А.,
при участии в судебном заседании представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" Тупикова В.С., действующего на основании доверенности от 21.11.2018 N 1-03-22-4738, представителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Волжская" Феофанова Д.С., действующего на основании доверенности от 29.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 февраля 2019 года по делу N А57-12255/2018 (судья Михайлова А.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Волжская" (410028, г. Саратов, ул. Соборная, д. 5/7, ОГРН 1116450014361, ИНН 6450053772),
заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), комитет по управлению имуществом города Саратова (410600, г. Саратов, Театральная пл., д. 7, ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860), администрация Волжского района муниципального образования "Город Саратов" (410028, г. Саратов, пл.Соборная, д.3, ОГРН 1026402204641, ИНН 6450021386), публичное акционерное общество "Т-Плюс" (143421, Московская область, Красногорский район, автодорога Балтия, территория 26 км бизнес-центр Рига-Ленд, стр. 3, офис 506, ОГРН 1056315070350, ИНН 6315376946) в лице филиала "Саратовский" (410028, г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 124), Управление по инженерной защите администрации муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Московская, д. 59/30, ОГРН 1026402204344, ИНН 6452051770), комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (410002, г. Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, д. 1, ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004),
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Волжская" (далее - ООО "УК "Волжская", общество, заявитель) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация, орган местного самоуправления), комитета по управлению имуществом г. Саратова, администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация Волжского района), комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", Управления по инженерной защите администрации муниципального образования "Город Саратов", выразившегося в уклонении от принятии мер по признанию бесхозяйным недвижимого имущества - транзитного трубопровода диаметром 219 мм, протяженностью 26 м, подающего теплоноситель в Волжский дом быта, проходящего по подвальному помещению жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Григорьева, д. 17/19, в уклонении от принятия мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, данного бесхозяйного недвижимого имущества и определению организации, ответственной за эксплуатацию участка тепловой сети от входной стены дома по адресу: г. Саратов, ул. Григорьева, д. 17/19, со стороны ТК 216/7/14 до выходной стены дома по адресу: г. Саратов, ул. Григорьева, д. 17/19, со стороны ул. Григорьева, об обязании принять вышеуказанные меры.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 28 февраля 2019 года заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие администрации Волжского района муниципального образования "Город Саратов", выразившееся в непринятии мер по выявлению бесхозяйного недвижимого имущества - транзитного трубопровода диаметром 219 мм, протяженностью 26 м, подающего теплоноситель в Волжский дом быта, проходящего по подвальному помещению жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Григорьева, д. 17/19, обязал администрацию Волжского района муниципального образования "Город Саратов" принять меры по выявлению бесхозяйного недвижимого имущества - транзитного трубопровода диаметром 219 мм, протяженностью 26 м, подающего теплоноситель в Волжский дом быта, проходящего по подвальному помещению жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Григорьева, д. 17/19.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Кроме того, с администрации Волжского района в пользу общества взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Администрация Волжского района не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Представитель ООО "УК "Волжская" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Администрация, комитет по управлению имуществом города Саратова, публичное акционерное общество "Т-Плюс" в лице филиала "Саратовский", Управление по инженерной защите администрации муниципального образования "Город Саратов", комитет по градостроительству, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей данных лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, в управлении ООО "УК "Волжская" находится многоквартирный жилой дом по адресу: г. Саратов, ул. Григорьева, д. 17/19.
В подвале данного жилого дома проходит транзитный трубопровод, диаметром 219 мм, протяженностью 26 м, подающий теплоноситель в Волжский дом быта.
Данный объект теплоснабжения в реестре муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" не значится.
В соответствии с письмом ПАО "Т Плюс" от 30.05.2017 теплотрасса, проходящая транзитом по подвальному помещению жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Григорьева, д. 17/19, не находится в зоне эксплуатационной ответственности филиала "Саратовский" ПАО "Т Плюс".
ООО "УК "Волжская", полагая, что данная теплотрасса является бесхозяйным недвижимым имуществом, неоднократно обращалось в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлениями о признании транзитного трубопровода диаметром 219 мм, протяженностью 26 м, подающего теплоноситель в Волжский дом быта, проходящего по подвальному помещению жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Григорьева, д. 17/19, бесхозяйным, принятии соответствующих мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, данного бесхозяйного недвижимого имущества, определении организации, ответственной за эксплуатации участка тепловой сети от входной стены дома по адресу: г. Саратов, ул. Григорьева, д. 17/19 со стороны ТК 216/7/14 до выходной стены дома по адресу: г. Саратов, ул. Григорьева, д. 17/19 со стороны ул. Григорьева.
14.08.2017 ООО "УК "Волжская" обратилось с аналогичным заявлением в администрацию Волжского района.
Письмом от 29.08.2017 N 02-02-36/356 администрация муниципального образования "Город Саратов" сообщила ООО "УК "Волжская", что в адрес администрации Волжского района направлено письмо о необходимости проведения мероприятий по выявлению бесхозяйного объекта и по представлению акта инвентаризации бесхозяйного объекта коммунальной инфраструктуры, комитетом по управлению имуществом города Саратова будут проведены мероприятия по определению исполнителя на оказание услуг по изготовлению технического плана и по постановке на государственный кадастровый учет выявленных бесхозяйных объектов в Управлении Росреестра по Саратовской области.
ООО "УК "Волжская", полагая, что администрация уклоняется от исполнения обязанности по принятию бесхозяйного имущества в муниципальную собственность, бездействие органа местного самоуправления является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы общества, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно пункту 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ), пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов относятся организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей и принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств и организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно пунктам 5, 6 статьи 8 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством. Расходы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, на эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются органами регулирования тарифов при установлении тарифов в порядке, установленном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления поселения или городского округа до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Согласно пункту 1 Порядка выявления бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры на территории муниципального образования "Город Саратов", утвержденного постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 04.05.2016 N 1162 (далее - Порядок выявления бесхозяйных объектов), выявление бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры на территории районов муниципального образования "Город Саратов" осуществляют администрации соответствующих районов муниципального образования "Город Саратов".
Судом первой инстанции установлено, что транзитный трубопровод диаметром 219 мм, протяженностью 26 м, подающий теплоноситель в Волжский дом быта, проходящий по подвальному помещению жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Григорьева, д. 17/19, находится на территории Волжского района г. Саратова, следовательно, обязанность по выявлению такого имущества возложена на администрацию Волжского района.
Материалы дела не содержат доказательств, что после получения письма ООО "УК "Волжская" от 14.08.2017 о проведении необходимых мероприятий по признанию бесхозяйными спорного недвижимого имущества, администрацией Волжского района были приняты какие-либо меры по признанию бесхозяйным недвижимого имущества.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции 26.10.2018 был совершен выход с составлением акта осмотра подвального помещения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Григорьева, д. 17/19, при участии представителей администрации Волжского района и ООО "УК "Волжская".
В ходе осмотра установлено, что транзитный трубопровод, диаметром 219 мм, не относится к общему имуществу многоквартирного жилого дома.
В ходе повторно осмотра помещения, проведенного 23.11.2018 при участии представителей ПАО "Т-Плюс", администрации Волжского района и ООО "Управляющая компания "Волжская", также установлено, что транзитный трубопровод диаметром 219 мм не относится к общему имуществу многоквартирного жилого дома.
При этом апелляционный суд также учитывает, что распоряжением комитета по управлению имуществом г. Саратова от 13.07.2016 N 1553-р (т. 1, л.д. 69-70) часть указанного трубопровода на отрезке от наружной стены дома по адресу: г. Саратов, ул. Григорьева, д. 17/19, до соседнего здания по адресу: г. Саратов, ул. Чернышевского, д. 203, передана на обслуживание ПАО "Т-Плюс" как бесхозяйное имущество.
Таким образом, судом первой инстанции установлено и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, что недвижимое имущество - транзитный трубопровод диаметром 219 мм, протяженностью 26 м, подающий теплоноситель в Волжский дом быта, проходящий по подвальному помещению жилого дома по адресу: г. Саратов, ул. Григорьева, д. 17/19, не является общим имуществом конкретного дома, в реестре муниципальной собственности муниципального образования "Город Саратов" не значится, сведения о зарегистрированных правах на данный объект недвижимости отсутствуют, следовательно, данный объект теплоснабжения является бесхозяйным имуществом, обязанность по выявлению которого лежит на администрации Волжского района.
В соответствии с пунктом 2 Порядка выявления бесхозяйных объектов в целях выявления бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры на территории соответствующего района муниципального образования "Город Саратов" создается инвентаризационная комиссия района муниципального образования "Город Саратов" (далее - инвентаризационная комиссия), состав которой утверждается правовым актом администрации района муниципального образования "Город Саратов". В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации района муниципального образования "Город Саратов", комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", управления по инженерной защите администрации муниципального образования "Город Саратов", комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", ресурсоснабжающих организаций, к сетям которых присоединены бесхозяйные объекты коммунальной инфраструктуры.
В течение трех рабочих дней со дня составления акта направляет его в комитет по управлению имуществом города Саратова. Бесхозяйный объект коммунальной инфраструктуры считается выявленным бесхозяйным объектом коммунальной инфраструктуры со дня поступления в комитет по управлению имуществом города Саратова акта инвентаризации бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, оформленного по форме согласно приложению к Порядку выявления бесхозяйных объектов.
Комитет по управлению имуществом города Саратова ежемесячно, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным, направляет в комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов" информацию о принятых в работу актах инвентаризации бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, в управление по инженерной защите администрации муниципального образования "Город Саратов" информацию о принятых в работу актах инвентаризации бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры по бесхозяйным ливневым канализациям с приложением копий актов инвентаризации бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры.
В случае отсутствия объекта коммунальной инфраструктуры, указанного в акте инвентаризации бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, в реестре федерального имущества, в реестре государственного имущества Саратовской области и при отсутствии сведений о зарегистрированных правах иных лиц на него проводит мероприятия в рамках ассигнований, предусмотренных бюджетом муниципального образования "Город Саратов", в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" по определению исполнителя на оказание услуг по изготовлению технических планов и постановке на государственный кадастровый учет бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры.
Таким образом, администрации Волжского района после получения сведений о наличии бесхозяйного имущества от заявителя обязана была предпринять меры по выявлению такого имущества, созданию инвентаризационной комиссии и выполнению иных действий, предусмотренных Порядком выявления бесхозяйных объектов.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования в данной части.
Поскольку иные органы, в частности, администрация муниципального образования "Город Саратов", комитет по управлению имуществом г. Саратова, комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации муниципального образования "Город Саратов", Управление по инженерной защите администрации муниципального образования "Город Саратов", не уполномочены совершать действия по выявлению бесхозяйного имущества до момента создания администрацией Волжского района инвентаризационной комиссии, в удовлетворении требований общества, заявленные к данным органам, судом первой инстанции обоснованно отказано.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований в части признания незаконным бездействия по уклонению от принятия мер по постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, данного бесхозяйного недвижимого имущества и определению организации, ответственной за эксплуатацию участка тепловой сети, поскольку указанные действия соответствующие уполномоченные органы вправе совершать после создания администрацией Волжского района инвентаризационной комиссии, составления актов инвентаризации бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, направления запросов о наличии имущества в реестрах федерального и государственного имущества.
Апелляционная коллегия полагает, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Доводы администрации Волжского района не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 28 февраля 2019 года по делу N А57-12255/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.