Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 23 августа 2019 г. N Ф06-49917/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
08 мая 2019 г. |
Дело N А12-44083/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 мая 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинской А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 февраля 2019 года по делу N А12-44083/2018 (судья Репникова В.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сервисная компания "Ресурс" (404160, Волгоградская область, Среднеахтубинский район, г. Краснослободск, ул. Ватутина, д. 6, офис 3, ОГРН 1153443030410, ИНН 3454002950)
к инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39А, офис 205, ОГРН 1063460031580, ИНН 3445079787),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Глухов Валерий Александрович (Волгоградская область, Среднеахтубинский район, г. Краснослободск), муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети городского поселения г. Краснослободск" (404160, Волгоградская область, Среднеахтубинский район, г. Краснослободск, ул. Ватутина, д. 6, ОГРН 1153454000369, ИНН 3454002364), общество с ограниченной ответственностью "Слободской водоканал" (404160, Волгоградская область, Среднеахтубинский район, г. Краснослободск, ул. Ватутина, д. 6, ОГРН 1083454001080, ИНН 3428988912)
о признании недействительным ненормативного акта,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Сервисная компания "Ресурс" (далее - ООО "Сервисная компания "Ресурс", общество, заявитель) с заявлением о признании недействительным предписания инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - инспекция, административный орган, Управление) от 19.11.2018 N 1184.
Решением суда первой инстанции от 14 февраля 2019 года заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным предписание инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области от 19.11.2018 N 1184.
Кроме того, с инспекции в пользу общества взысканы судебные расходы на уплату государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Инспекция не согласилась с принятым судебным актом и обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
ООО "Сервисная компания "Ресурс" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 19.10.2018 N 1184 с целью проверки доводов, изложенных в обращении от 15.10.2018 по вопросам наличия (отсутствия) договоров между управляющей компанией и ресурсоснабжающими организациями, начисления платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающими организациями при наличии договора управления с управляющей компанией, инспекцией проведена внеплановая документарная проверка ООО "Сервисная компания "Ресурс", по результатам которой составлен акт проверки от 19.11.2018 N 1184.
В ходе проверки административным органом установлено нарушение обществом требований статей 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпункта "д" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами), пунктов 13, 14 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), пункта 5 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила, обязательные при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями), выразившиеся в уклонении ООО "Сервисная компания "Ресурс" от заключения договоров ресурсоснабжения, обязанность по заключению которых возложена на управляющую организацию в силу закона.
19.11.2018 административным органом ООО "Сервисная компания "Ресурс" выдано предписание N 1184 об устранении нарушений и соблюдения лицензионных требований, согласно которому обществу надлежит в срок до 11.01.2019 провести мероприятия по устранению нарушений лицензионных требований, выразившихся в несоблюдении пунктом 3.1.3, 3.1.3.1 договора управления N 52 от 15.10.2016 в части не заключения договоров ресурсоснабжения по многоквартирному дому N 10 Опытная Станция ВИР г. Краснослободск.
ООО "Сервисная компания "Ресурс", полагая, что выданное инспекцией предписание от 19.11.2018 N 1184 является незаконным и нарушает права и законные интересы общества, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции верными.
Из материалов дела следует, что ООО "Сервисная компания "Ресурс" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии от 30.05.2016 N 034000259.
30.09.2016 общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, г. Краснослободск, Опытная Станции ВИР, д. 10, принято решение о выборе способа управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией, о выборе в качестве управляющей организации ООО "Сервисная компания "Ресурс", об утверждении договора управления многоквартирным домом между собственниками помещений в доме и управляющей организацией, срока его действия, а также об утверждении комплексного тарифа на услуги по управлению, техническому обслуживанию, ремонту и содержанию общего имущества в многоквартирном доме, об изменении порядка внесения платы за коммунальные услуги путем оплаты непосредственно ресурсоснабжающим организациям либо действующим по их поручению платежным агентам или банковским платежным агентам.
ООО "Сервисная компания "Ресурс" приступило к управлению многоквартирным домом по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, г. Краснослободск, Опытная Станции ВИР, д. 10, на основании заключенных с собственниками помещений в многоквартирном доме договора управления с 01.05.2017.
В соответствии с пунктом 2.1 договора управления многоквартирным домом по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, г. Краснослободск, Опытная Станции ВИР, д. 10, от 15.10.2016 N 52, утвержденного решением общего собрания собственников помещений, целью договора является, в том числе, обеспечение условий для потребления коммунальных услуг собственниками помещений и иными гражданами, проживающими в многоквартирном доме.
Согласно подпункту 3.1.3 пункта 3.1 договора от 15.10.2016 N 52 ООО "Сервисная компания "Ресурс" приняло на себя обязательства обеспечить поставку коммунальных услуг собственникам помещений, членам его семьи, иным законным пользователям помещениями в многоквартирном доме, в том числе: отопление, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение.
Подпунктом 3.1.3.1 пункта 3.1 договора от 15.10.2016 N 52 предусмотрено, что в целях исполнения обязанности, установленной подпунктом 3.1.3 пункта 3.1 договоров ООО "Сервисная компания "Ресурс" обязано от своего имени и за свой счет заключать договоры на предоставление коммунальных ресурсов с ресурсоснабжающими организациями, осуществлять контроль за соблюдением условий договоров, качеством и количеством поставляемых коммунальных ресурсов, а также вести их учет.
В соответствии с пунктом 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату являются, в том числе: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
В силу подпункта "д" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением ряда стандартов, в том числе, заключением с собственниками и пользователями помещений многоквартирном доме договоров, содержащих условия предоставления коммунальных услуг, а также заключением договоров энергоснабжения (купли-продажи, поставки электрической энергии (мощности), теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, поставки газа (в том числе поставки бытового газа в баллонах) с ресурсоснабжающими организациями в целях обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме коммунальной услуги соответствующего вида и приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также договоров на техническое обслуживание и ремонт внутридомовых инженерных систем (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
В соответствии с частью 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном Жилищного кодекса Российской Федерации, договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) с ресурсоснабжающей организацией; прекращения заключенных между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) в части снабжения коммунальными ресурсами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме вследствие одностороннего отказа ресурсоснабжающей организации от исполнения договора ресурсоснабжения по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации (наличие задолженности у управляющей организации перед ресурсоснабжающей организации); наличия заключенного между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Инспекцией в ходе проверки установлено, что собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, г. Краснослободск, Опытная Станция ВИР, д. 10, договоры на отпуск тепловой энергии, водоснабжения, водоотведения заключены непосредственно с ресурсоснабжающими организациями - МУП "Тепловые сети городского поселения г. Краснослободск", ООО "Слободской Водоканал".
В ходе проверки административных орган пришел к выводу, что общим собранием собственников помещений в указанном многоквартирном доме при выборе ООО "Сервисная компания "Ресурс" в качестве управляющей организации и заключении договора управления многоквартирным домом решение о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, напрямую с ресурсоснабжающими организациями, а также решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг потребителям в указанном доме ресурсоснабжающими организациями и расчетов за коммунальные услуги не принималось.
Судом первой инстанции установлено, что заявитель, приступив к управлению многоквартирным домом по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, г. Краснослободск, Опытная Станция ВИР, д. 10, обратился в МУП "Тепловые сети городского поселения г.Краснослободск", ООО "Слободской Водоканал" с просьбой о заключении с ООО "Сервисная компания "Ресурс" договоров теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения в отношении данного многоквартирного дома.
Письмами от 28.05.2017, от 31.05.2017 ресурсоснабжающие организации сообщили об отсутствии необходимости в заключении договоров с ООО "Сервисная компания "Ресурс", поскольку договоры теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения заключены непосредственно с собственниками помещения, действуют до настоящего времени, собственниками производится оплата на расчетные счета МУП "Тепловые сети городского поселения г.Краснослободск" и ООО "Слободской Водоканал", в протоколе общего собрания от 30.09.2016 отсутствуют решения об изменении сложившихся отношений в части договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Из условий представленных в материалы дела договоров на отпуск тепловой энергии и по оказанию услуг холодного водоснабжения и водоотведения, заключенных с собственниками жилых помещений в многоквартирных домах 01.10.2015 (МУП "Тепловые сети городского поселения г.Краснослободск") и 01.09.2016 (ООО "Слободской Водоканал"), следует, что договоры заключены на срок один год и считаются продленными на такой же срок на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока действия договоров ни одна из сторон не заявит об их расторжении.
Представители МУП "Тепловые сети городского поселения г.Краснослободск" и ООО "Слободской Водоканал" при рассмотрении дела в суде первой инстанции пояснили, что с заявлением о расторжении прямых договоров ни один из собственников жилых помещений не обращался, договоры действуют до настоящего времени, оплата производится собственниками жилых помещений на расчетные счета ресурсоснабжающих организаций.
Доказательств обратного инспекцией в материалы дела не представлено.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией коммунальные услуги собственникам помещений в многоквартирном доме предоставляются ресурсоснабжающей организацией в соответствии с заключенными с каждым собственником помещения в многоквартирном доме, действующим от своего имени, договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, в случае наличия заключенного между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающей организацией договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги при изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации (часть 1 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Частью 17 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что договоры, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, между собственниками, пользователями помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, в том числе при непосредственной форме управления, действуют до истечения срока их действия или до отказа одной из сторон от исполнения договора.
Согласно части 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в таком многоквартирном доме может быть принято решение о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги (ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг), действовавшего до принятия решения об изменении способа управления многоквартирным домом или о выборе управляющей организации.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение собственников помещений многоквартирных домов, выраженное в пункте 7 протоколов общего собрания об изменении порядка внесения платы за коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения путем оплаты непосредственно ресурсоснабжающей организации, при наличии действующих прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией, свидетельствует о том, что их волеизъявление было направлено на сохранение действующего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги.
После проведения общего собрания и заключения договора управления с ООО "Сервисная компания "Ресурс" собственники помещений не обратились в ресурсоснабжающие организации с заявлениями о расторжении договоров оказания услуг, заключенных ранее.
При указанных обстоятельствах, принимая во внимание наличие заключенных договоров на предоставления коммунальных ресурсов, отсутствие однозначного волеизъявления собственников на изменение действующего порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, у ООО "Сервисная компания "Ресурс" не имеется правовых оснований для заключения договоров с ресурсоснабжающими организациями.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования и признал оспариваемое предписание инспекции недействительным.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основаниями для отмены принятого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм права, не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 февраля 2019 года по делу N А12-44083/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.