город Москва |
|
8 мая 2019 г. |
Дело N А40-97223/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.05.2019.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Сумина О.С., Кочешкова М.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Консалтинг и менеджмент" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.12.2018
по делу N А40-97223/18, принятое судьей Немовой О.Ю.
по заявлению ООО "Консалтинг и менеджмент" (ОГРН 1077764736103)
к Федеральной антимонопольной службе (ОГРН 1047796269663)
третье лицо: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
о признании незаконным решения;
при участии:
от заявителя - Терешкин И.Л. по доверенности от 21.01.2019;
от заинтересованного лица - Челидзе М.Е. по доверенности от 10.09.2018;
от третьего лица - не явился, извещен;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.12.2018 в удовлетворении заявленных ООО "Консалтинг и менеджмент" требований о признании незаконным решения Федеральной антимонопольной службы от 19.01.2018 N 18/44/104/03 о включении ООО "Консалтинг и менеджмент" в реестр недобросовестных поставщиков, отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
В качестве третьего лица в деле участвует Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, представитель в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
Представители заявителя и антимонопольного органа в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Из материалов дела следует, что Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (заказчик) 27.02.2017 в единой информационной системе (ЕИС) в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта по реализации и развитию комплекса мероприятий по мониторингу процедур подготовки и проведения государственной итоговой аттестации по программам основного общего и среднего общего образования (ГИА) (номер извещения 0173100003117000013).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 62.000.000 руб.
Протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 23.03.2017 N ПРО 1 победителем признан участник ООО "Консалтинг и менеджмент".
06.04.2017 между Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки и ООО "Консалтинг и менеджмент", заключен государственный контракт от 06.04.2017 N Ф20-кс-2017, цена которого составила 52.700.000 руб.
В антимонопольный орган поступило обращение заказчика о включении сведений в отношении ООО "Консалтинг и менеджмент" в реестр недобросовестных поставщиков.
19.01.2018 Комиссией Федеральной антимонопольной службы принято решение по делу N 18/44/104/03, которым сведения, представленные заказчиком, в отношении ООО "Консалтинг и менеджмент"" включены в реестр в связи с ненадлежащим исполнением заявителем обязательств по государственному контракту от 06.04.2017 N Ф-20-кс-2017.
Не согласившись с решением антимонопольного органа, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из фактических обстоятельств и правовых оснований.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы жалобы, выслушав представителей заявителя и антимонопольного органа, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
Частью 9 ст. 95 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что такое право предусмотрено контрактом.
Из материалов дела следует, что п. 9.5. контракта установлено положение о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.
Из обращения заказчика следует, что ООО "Консалтинг и менеджмент" не исполнены обязательства по контракту, тем самым, нарушены условия контракта, что явилось основанием для принятия заказчиком решения от 28.12.2017 N 08- 300 об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.06.2018 по делу N А40-48909/2018 факт ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных государственным контрактом со стороны ООО "Консалтинг и менеджмент" установлен.
Порядок одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренный положениями ст. 95 Закона о контрактной системе заказчиком соблюден.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно ч. 6 данной статьи в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение 3-х рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную ч. 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно ч. 7 ст. 104 Федерального закона о контрактной системе в течение 10 рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в ч. ч. 4 - 6 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов. В случае подтверждения достоверности этих фактов федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, включает информацию, предусмотренную ч. 3 настоящей статьи, в реестр недобросовестных поставщиков в течение 3-х рабочих дней с даты подтверждения этих фактов.
В силу ч. ч. 8, 9 ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ информация, содержащаяся в реестре недобросовестных поставщиков, размещается в единой информационной системе и должна быть доступна для ознакомления без взимания платы. Информация, предусмотренная ч. 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении 2-х лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила N 1062, устанавливающие, в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра.
Согласно п. 11 Правил N 1062 уполномоченный орган осуществляет проверку информации и документов, указанных в п. п. 6 - 8 настоящих Правил, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя), в течение 10 рабочих дней с даты их поступления.
Абзацем 2 п. 12 Правил определено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов, указанных в п. 11 настоящих Правил, выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
В соответствии с п. 13 Правил уполномоченный орган включает информацию о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе), предусмотренную ч. 3 ст. 104 Федерального закона, в реестр в течение 3 рабочих дней с даты вынесения решения о включении информации о таком лице в реестр. Указанная информация образует реестровую запись, которая подписывается представителем уполномоченного органа, имеющим соответствующие полномочия, с использованием электронной подписи.
Пунктом 16 Правил установлено, что информация о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе), предусмотренная ч. 3 ст. 104 Федерального закона, исключается из реестра по истечении 2 лет с даты ее включения в реестр, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - до истечения указанного срока на основании решения суда.
Согласно п. 5.7 приказа Федеральной антимонопольной службы от 26.01.2011 N 30 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" решение о включении информации о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков) принимает территориальный орган в пределах, предоставленной ему компетенции.
Пунктом 5.3.4. Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 определено, что Федеральная антимонопольная служба ведет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, реестры недобросовестных поставщиков.
Из приведенных положений законодательства следует, что если по результатам проверки предоставленных заказчиком сведений подтверждена информация о недобросовестном поведении поставщика при исполнении контракта, то в установленные сроки территориальный антимонопольный орган принимает об этом соответствующее решение, информацию о принятом решении направляет в Федеральную антимонопольную службу, которая в установленном порядке и определенные сроки в силу предоставленных полномочий включает сведения о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, является правовым последствием установления факта уклонения от заключения контракта и санкцией за недобросовестное поведение лица, уклонившегося от заключения контракта.
С момента включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков для указанного лица возникают определенные негативные последствия: наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
При этом основанием для включения лица в реестр недобросовестных поставщиков является решение уполномоченного органа о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Принимая решение об участии в торгах, и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого закона, в том числе приведших к расторжению заключенного с ним контракта.
Довод заявителя о том, что антимонопольный орган при принятии оспариваемого решения ограничился лишь установлением формальных оснований для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков, отклоняется, исходя из того, что уклонение от исполнения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности.
Исследовав и оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции с учетом конкретных обстоятельств дела пришел к обоснованному выводу о том, что ООО "Консалтинг и менеджмент" не исполнены договорные обязательства в результате своего недобросовестного поведения, которое и привело к невозможности исполнения обязательство по контракту.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что заявитель при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась по характеру возложенной на общество обязанности и условиям оборота, приняты все меры для надлежащего исполнения договорных обязательств.
С учетом изложенного, принимая во внимание достоверность представленной заказчиком информации о том, что ООО "Консалтинг и менеджмент" не исполнены обязательства по контракту, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у антимонопольного органа правовых оснований для включения поступивших сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Поскольку оспариваемое решение антимонопольного органа соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы ООО "Консалтинг и менеджмент" в сфере экономической деятельности, в удовлетворении заявленного требования отказано правомерно.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 24.12.2018 по делу N А40-97223/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.