г. Томск |
|
11 мая 2019 г. |
Дело N А27-29595/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.05.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.05.2019.
Судья Седьмого Арбитражного апелляционного суда Бородулина И.И.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (07АП-2839/2019) на резолютивную часть решения Арбитражного суда Кемеровской области от 04.03.2019 по делу N А27-29595/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства, (судья Кормилина Ю.Ю.)
по заявлению акционерного общества "РАСПАДСКАЯ-КОКСОВАЯ" (652870, Кемеровская область, город Междуреченск, ул. Мира, д. 106, ОГРН 1034214000150, ИНН 4214019140)
к Государственному учреждению - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (650066, город Кемерово, пр. Ленина, 80А, ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857)
о признании недействительным решения от 10.10.2018 N58н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части доначисления страховых взносов в сумме 20719,11 руб., соответствующих сумм пеней и штрафных санкций.
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Кемеровской области (652870, Кемеровская область, город Междуреченск, ул. Гончаренко, 4, ОГРН 1044214009861, ИНН 4214005003).
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Распадская-Коксовая" (далее - общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 9) (далее - Фонд социального страхования) от 10.10.2018 N 58 н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части доначисления страховых взносов в сумме 20719,11 руб., соответствующих сумм пеней и штрафных санкций.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 8 по Кемеровской области (далее - третье лицо, Инспекция).
Решением от 19.03.2019 Арбитражного суда Кемеровской области (резолютивная часть от 04.03.2019) заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Фонд социального страхования, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит его отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в рассматриваемом случае, общество в период 2015-2017 г.г. работникам, находящимся в отпуске по уходу за детьми в возрасте от полутора до трех лет, предоставляло материальную помощь в размере 3 500 рублей ежемесячно.
На основании вышеизложенного решением Фонда обществу начислены страховые взносы на суммы материальной помощи сверх норм, установленных законодательством в размере 14 644,58 рублей:
- 2015 г. - 8 996,29 рублей (105 838,71 х 8,5 %);
- 2016 г. - 6 236,21 рублей (73 367,18 х 8,5%);
- 2017 г. - 5 486,61 рублей (64 548,40 х 8,5 %).
Заявитель отзыв на апелляционную жалобу не представил.
На основании части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 02.03.2016 N 45-ФЗ), пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Проверив материалы дела в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, Фондом социального страхования (филиал N 9) в отношении общества проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, по результатам которой составлен акт выездной проверки от 13.09.2018 N 58 н/с.
10.10.2018 Фондом принято решение N 58н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением страхователю предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 25468,36 руб., а также произвести уплату 4718,07 руб. штрафа на основании статьи 26.29 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, пени в сумме 142952,19 руб.
Согласно решению обществу доначислены взносы на суммы материальной помощи, превышающей 4000 руб. работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребёнком от полутора до трех лет, на общую сумму 20719,11 руб., в том числе: за 2015 год - 8996,29 руб., за 2016 год - 6236,21 руб., за 2017 год - 5486,61 руб.
Решение от 10.10.2018 N 58 н/с в указанной части оспаривается АО "Распадская-Коксовая".
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу, что доначисление АО "Распадская-Коксовая" сумм страховых взносов за расчетные периоды 2015-2017 гг. в общем размере 20719,11 руб., а также начисление соответствующих сумм пени и штрафа является необоснованным.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявитель не освобожден от обязанности подтвердить нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулирует Федеральный закон от 16.07.1999 N 165 "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закона N 165-ФЗ), в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В силу положений статьи 1 Закона N 165-ФЗ обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
В соответствии со статьей 6 Закона N 165-ФЗ организации любой организационно-правовой формы являются страхователями по обязательному социальному страхованию. Застрахованными лицами признаются граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, или иные категории граждан, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора (пункт 1 статьи 9 Закона N 165-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации в порядке, предусмотренном Законом о социальном страховании.
В соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ страхователем является юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 17 названного Федерального закона страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Как следует из материалов дела, общество в течение 2015-2017 гг. ежемесячно предоставляло материальную помощь в размере 3500 руб. находящимся в отпуске по уходу за детьми в возрасте от полутора до трех лет (одному из родителей) на основании пункта 1.1.3 Положения об определении порядка и размеров предоставления материальной помощи работникам.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ установлено, что государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Как верно отметил суд первой инстанции, выплаты социального характера, предусмотренные локальными нормативными актами общества, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд). Следовательно, такие выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
При этом отклоняя доводы Фонда социального страхования о том, что суммы материальной помощи выплачивались в размере, превышающем 4000 рублей, что противоречит нормам законодательства об обязательном социальном страховании, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что спорные выплаты не относятся к выплатам, предусмотренным статьями 20.1, 20.2 Закона N 125-ФЗ, не являются вознаграждением за труд, носят социальный характер; их сумма не ограничена законодательством, зависит только от финансовой возможности работодателя.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно признал доначисление обществу сумм страховых взносов за расчетные периоды 2015-2017 гг. в общем размере 20719,11 руб., а также начисление соответствующих сумм пени и штрафа, необоснованным.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, на основании имеющихся в деле доказательств, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что указанные в оспариваемом решении от 10.10.2018 N 58 н/с в обжалуемой части обстоятельства в рассматриваемой ситуации Фондом социального страхования не доказаны, правомерность их вынесения по тем основаниям, которые в них изложены, не подтверждена.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Поскольку Фонд освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 19 марта 2019 года (резолютивная часть от 04 марта 2019 года) по делу N А27-29595/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N9) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Суд по интеллектуальным правам только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Судья |
И.И. Бородулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.