г. Тула |
|
13 мая 2019 г. |
Дело N А62-1366/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.04.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.05.2019.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Большакова Д.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой В.С., при участии от ответчика - Смоленской таможни - Ковалева А.В. (доверенность от 23.05.2018 N 04-50/44), в отсутствие заявителя - частного транспортного унитарного предприятия "Арсмар", извещенного надлежащим образом, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Смоленской таможни на решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.01.2019 по делу N А62-1366/2018 (судья Каринская И.Л.),
УСТАНОВИЛ:
частное транспортное унитарное предприятие "Арсмар" (Гомельская область, г. Калинковичи, УНП 490981471) (далее по тексту - заявитель, предприятие, ЧТУП "Арсмар") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Смоленской таможни (г. Смоленск, ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713) (далее по тексту - ответчик, таможенный орган) от 27.12.2017 по делу об административном правонарушении N 10113000-1840/2017.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 14.01.2019 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Смоленская таможня просит данное решение суда, как необоснованное и незаконное, отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции указывает, что ЧТУП "Арсмар" при ввозе на территорию Российской Федерации через Краснинский таможенный пост Смоленской таможни товара "мясо куриное" по спорной транзитной декларации нарушило запрет на ввоз товара на территорию Российской Федерации, установленный Указом Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560. Считает, что обладая в достаточной степени информацией о запрещенных к ввозу на территорию Российской Федерации товарах, имеющейся в открытом доступе, перевозчик имел фактическую и правовую возможность отказаться от запрещенного к ввозу в Российскую Федерацию товара. Ссылается на то, что при принятии решения суд первой инстанции неверно истолковал пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 29.07.2015 N 391 "Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации". Полагает, что перевозчиком ЧТУП "АРСМАР" при наличии фактической и правовой возможности для принятия мер, направленных на установление статуса запрещенного к ввозу товара на территорию Российской Федерации, меры приняты не были, что свидетельствует об отсутствии в его действиях достаточной степени заботливости и осмотрительности, и указывает на наличие вины в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В отзыве на апелляционную жалобу частное транспортное унитарное предприятие "Арсмар" просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, 26.04.2017 в зону таможенного контроля т/п МАПП "Матвеев Курган" Таганрогской таможни с территории Российской Федерации прибыло транспортное средство марки "IVECO", государственный регистрационный знак АК 1471-3, с полуприцепом "CHEREAU", государственный регистрационный знак 5150 АА-3 (далее по тексту - ТС), под управлением гражданина Республики Беларусь - Окуленко А.А., вывозящее товар с таможенной территории ЕАЭС.
Согласно транзитной декларации товар следовал с территории Польши на территорию Украины транзитом через Российскую Федерацию.
Перевозку осуществлял перевозчик ЧТУП "Арсмар" (Республика Беларусь).
Согласно представленным товаросопроводительным документам в грузовом отделении транспортного средства находится товар - мясо куриное механической обвалки замороженное, весом брутто 20 292 кг, страна происхождения - Польша, код ТН ВЭД ЕАЭС 020714.
Отправитель товара - "Стармит" (Польша), получатель - ФЛП Шерабурко Е.А. (Украина, г. Донецк, ул. Университетская).
В соответствии с отметкой на ветеринарном сертификате N 1020/00071/17/03/UA, товар был ввезен на территорию Российской Федерации 25.04.2017 через Краснинский т/п Смоленской таможни (уведомление ветеринарного надзора от 25.04.2017 N 5171 в 07 часов 00 минут).
В рамках применения системы управления рисками, руководствуясь профилями ПР N 12/10300/17032015/34775(9), 13/10319/22032017/15446(1), был проведен таможенный досмотр (АТД N 10319060/270417/000599) ТС.
На основании профиля риска ПР N 22/10000/29042014/12362(2), с целью идентификации товара, 26.04.2017 была назначена таможенная экспертиза товара - мясо куриное механической обвалки замороженное, перевозимого на ТС.
Согласно заключению эксперта ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ г. Ростов-на-Дону от 18.05.2017 N 12406002/0016555 проба товара идентифицируется как мясо птицы механической обвалки (фарш), замороженное, что соответствует сведениям, заявленным в счете-фактуре от 20.04.2017 N FA/51/04/2017/А.
В соответствии со служебной запиской ОТНПТиТО Таганрогской таможни от 25.05.2017 N 11.3-50/0403 товар - мясо куриное механической обвалки замороженное, перевозимое в ТС, классифицируется в подсубпозиции 0207141009 в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
Товар - мясо куриное механической обвалки замороженное, страна происхождения - Польша, код ТН ВЭД ЕАЭС 020714 включен в Перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республики Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые запрещены к ввозу в Российскую Федерацию, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 и постановлением Правительства Российской Федерации от 25.06.2015 N 625Г.
Названные обстоятельства послужили основанием для возбуждения Таганрогской таможней 27.10.2017 дела об административном правонарушении N 10319000-1534/2017 по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Товар, являющийся предметом административного правонарушения, уничтожен 16.11.2017 в связи с помещением под таможенную процедуру уничтожения в соответствии с декларацией N 10319010/14112017/0024749.
Дело об административном правонарушении N 10319000-1534/2017 направлено в Смоленскую таможню для рассмотрения.
Постановлением Смоленской таможни от 27.12.2017 по делу об административном правонарушении N 10113000-1840/2017 ЧТУП "Арсмар" привлечено к административной ответственности по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением Смоленской таможни, ЧТУП "Арсмар" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию и (или) за вывоз товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 настоящего Кодекса.
Объектом правонарушения по указанной норме является порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств.
Объективная сторона правонарушения выражается в несоблюдении установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
Субъектом правонарушения выступает лицо, которое в силу закона обязано соблюдать установленные ограничения.
Субъективная сторона характеризуется виной.
В силу пункта 10 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Частью 1 статьи 142 ТК ЕАЭС предусмотрено, что таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 143 ТК ЕАЭС условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита для их перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза являются, в числе прочих, соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" (далее по тексту - Закон N 281-ФЗ) специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения (часть 2 статьи 3 Закона N 281-ФЗ).
Таким образом, по справедливому суждению суда первой инстанции, Российской Федерации, как государству - члену ЕАЭС, нормами международного договора предоставлено право введения ограничительных (запретных) мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, в одностороннем порядке.
В целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с Федеральными законами N 281-ФЗ и от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" принят Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", пунктом 1 которого запрещается либо ограничивается осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Согласно части 3 статьи 4 Закона N 281-ФЗ Правительство Российской Федерации на основании решения Президента Российской Федерации о применении специальных экономических мер устанавливает перечень конкретных действий, на совершение которых вводится запрет и (или) в отношении которых вводится обязанность совершения, и иных ограничений.
Несоблюдение правовых норм национального законодательства - Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560, постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации Указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 и от 24.06.2015 N 320", направленных на защиту экономики и интересов Российской Федерации, не могут вводить ограничения на внешнеэкономическую деятельность для третьих лиц, которые не относятся к государствам, против которых направлены санкции Российской Федерации, а следовательно, не распространяются на ввоз товаров на территорию Российской Федерации в режиме таможенного транзита.
В преамбуле Указа Президента Российской Федерации N 560 определено, что данный акт издан в соответствии с Законом N 281-ФЗ. Данный Закон направлен на защиту экономики России, а не на введение ограничений для третьих стран даже в том случае, если товары, следующие из одного иностранного государства, в другое, перемещаются по территории Российской Федерации в режиме таможенного транзита.
Указом Президента Российской Федерации от 29.07.2015 N 391 были внесены изменения в Указ N 560, где в пункте 2 указано, что положения настоящего Указа не применяются в отношении товаров, ввезенных физическими лицами для личного пользования либо помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита и перевозимых в третьи страны, при условии подлинности ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов, соответствия их грузу, а также наличия у государственных контролирующих органов достаточных оснований полагать, что доставка товаров будет завершена в месте, расположенном за пределами территории Российской Федерации, в соответствии с условиями помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
Во исполнение Указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", от 24.06.2015 N 320 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", от 29.06.2016 N 305 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации", от 30.06.2017 N 293 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" и от 12.07.2018 N 420 "О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" Правительством Российской Федерации вынесено постановление от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560, от 24.06.2015 N 320, от 29.06.2016 N 305, от 30.06.2017 N 293 и от 12.07.2018 N 420".
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 по 31.12.2019 введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн, по перечню согласно приложению.
Установлен перечень сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых являются Соединенные Штаты Америки, страны Европейского союза, Канада, Австралия, Королевство Норвегия, Украина, Республика Албания, Черногория, Республика Исландия и Княжество Лихтенштейн и которые по 31.12.2019 запрещены к ввозу в Российскую Федерацию.
В соответствии с Перечнем товары из товарной позиции по коду ТН ВЭД ЕАЭС 020714 (мясо куриное механической обвалки замороженное, страна происхождения - Польша) согласно указанных нормативных правовых актов запрещен к ввозу на территорию Российской Федерации.
Исходя из смысла приведенных выше положений части 1 статьи 4 Закона N 281-ФЗ, а также поскольку Указ Президента Российской Федерации N 560, постановление N 778 являются актами национального законодательства Российской Федерации и их действие пространственно и персонально ограничено, суд первой инстанции сделал обоснованное заключение о том, что введенные указанными нормативными правовыми актами специальные экономические меры могут распространяться лишь на товары, ввоз которых на территорию Российской Федерации является следствием внешнеэкономических операций, подпадающих под юрисдикцию Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 26.04.2017 в зону таможенного контроля т/п МАПП "Матвеев Курган" Таганрогской таможни с территории Российской Федерации прибыло ТС "IVECO", государственный регистрационный знак АК 1471-3, с полуприцепом "CHEREAU", государственный регистрационный знак 5150 АА-3, под управлением гражданина Республики Беларусь - Окуленко А.А., вывозящее товар с таможенной территории ЕАЭС.
Согласно транзитной декларации товар следовал с территории Польши на территорию Украины транзитом через Российскую Федерацию.
Перевозку осуществлял перевозчик ЧТУП "Арсмар" (Республика Беларусь).
Согласно представленным товаросопроводительным документам, в грузовом отделении транспортного средства находится товар - мясо куриное механической обвалки замороженное, весом брутто 20 292 кг, страна происхождения - Польша, код ТН ВЭД ЕАЭС 020714.
Отправитель товара - "Стармит" (Польша), получатель - ФЛП Шерабурко Е.А. (Украина, г. Донецк, ул. Университетская).
Таким образом, товар - мясо куриное механической обвалки замороженное, весом брутто 20 292 кг, страна происхождения - Польша, код ТН ВЭД ЕАЭС 020714, отправитель товара - "Стармит" (Польша), получатель - ФЛП Шерабурко Е.А. (Украина, г. Донецк, ул. Университетская) был ввезен не с целью выпуска его в обращение на территории Российской Федерации, а с целью перемещения через территорию Российской Федерации для дальнейшего ввоза на территорию Украины.
Следовательно, по справедливому суждению суда, по отношению к товарам, являющимся предметом сделок, совершенных между лицами иностранного государства, лицами без гражданства, проживающими на территории иностранного государства, место совершения и исполнения которых находится за пределами Российской Федерации, положения ТК ЕАЭС, направленные на соблюдение указанных ограничений и запретов, применены быть не могут.
При этом судом первой инстанции правомерно учтено, что при ввозе спорного товара на таможенную территорию Российской Федерации перевозчиком были представлены все необходимые фитосанитарные документы, подтверждающие происхождение и качество товара; оснований сомневаться в выполнении процедуры таможенного транзита у таможенного органа не имелось, так как в силу положений таможенного законодательства товар, помещенный под указанную процедуру, находится под таможенным контролем до ее завершения.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Доказательства вины в совершении правонарушения являются необходимым условием для привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии отсутствие события административного правонарушения, состава административного правонарушения.
При этом в силу положений статей 65 и 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Доказательств, свидетельствующих о наличии у таможни достаточных оснований полагать, что доставка товаров будет завершена не в месте поставки, а на территории Российской Федерации, материалы дела не содержат.
При этом, как справедливо отмечено судом первой инстанции, реализация таможенными органами предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов; принимаемые ими постановления о назначении административных наказаний не могут быть произвольными, должны соответствовать закону, быть обоснованными и мотивированными, и не нарушать прав и законных интересов граждан и организаций.
С учетом вышеизложенного, ввиду недоказанности в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 16.3 КоАП РФ и вины, что в силу статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим привлечение к административной ответственности, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требование ЧТУП "Арсмар" о признании незаконным и отмене постановления Смоленской таможни от 27.12.2017 по делу об административном правонарушении N 10113000-1840/2017.
Указание в жалобе на судебные акты по иным делам не принимается во внимание, так как они не имеют преюдициального значения для настоящего дела, основаны на иных фактических обстоятельствах.
Убедительных доводов, опровергающих обоснованность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.01.2019 по делу N А62-1366/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Смоленской таможни - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке, установленном частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Д.В. Большаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.