г. Чита |
|
13 мая 2019 г. |
Дело N А78-9942/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 8 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 мая 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Барковской О.В., судей Даровских К.Н., Монаковой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шаферовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 4 марта 2019 года по делу N А78-9942/2018 по иску акционерного общества "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" (ОГРН 1057536112633, ИНН 7536064538, адрес: 672000, Забайкальский край, г. Чита, ул. Забайкальского Рабочего, д. 63) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1027700430889, ИНН 7729314745, адрес: 105005, г. Москва, ул. Спартаковская, д. 2 Б) о взыскании долга, пени,
(суд первой инстанции: судья Попова И.П.),
лица, участвующие в деле, в судебном заседании отсутствуют, уведомлены,
установил:
акционерное общество "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" (далее - истец, АО "Водоканал-Чита) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ) о взыскании: 381 030,41 руб. задолженности за май 2018 года по государственному контракту холодного водоснабжения и водоотведения N 7225 от 29.12.2017, 689,03 руб. неустойки за период с 18.06.2018 по 25.06.2018 и далее по день фактической оплаты долга согласно пункту 6.4 статьи 13 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 4 марта 2019 года с федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в пользу акционерного общества "Производственное управление водоснабжения и водоотведения города Читы" взыскано 374 973,74 руб. основного долга, 678,08 руб. неустойки за период с 18.06.2018 до 25.06.2018, далее неустойку по день фактической оплаты суммы основного долга в соответствии с пукнтом 6.4 статьи 13 Федерального закона N 416 -ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", 10 465 руб. расходов по оплате государственной пошлины. В остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, ссылаясь на неправомерное начисление платы за водоотведение на ОДН, неправомерное взыскание с ответчика в пользу истца госпошлины. Ответчик полагает, что заявленное ходатайство об освобождении от уплаты госпошлины подлежало удовлетворению судом первой инстанции.
От истца поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя; отзыв на апелляционную жалобу, из которого следует, что истец не согласен с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить в силе.
Лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного заседания, явку представителей не обеспечили.
В порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании государственного контракта на холодное водоснабжение и водоотведение N 7225 от 29.12.2017 истец оказывал ответчику услуги водоснабжения и водоотведения.
Перечень объектов (общежития, жилые дома) согласован в приложении N 1 к контракту.
Наличие присоединенной сети подтверждается схемами раздела границ балансовой принадлежности сетей (Приложения N 2.1 -2.14 к контракту).
Оплата полученной холодной воды и отведенных сточных вод производится в соответствии с разделом 6 контракта.
На оплату водоснабжения и водоотведения за май 2018 года истец выставил счет - фактуру N Ю22838 от 31.05.2018 на сумму 381 030,41 руб., объемы и стоимость по каждому объекту указаны в прилагаемом к счету-фактуре акте (л.д. 50). Также к акту приложена справка о начислениях (л.д. 54-55).
Объемы водоснабжения подтверждены показаниями приборов учета, переданными истцу ответчиком (л.д. 52-53).
Ссылаясь на то, что ответчик оплату не произвел, на претензию не ответил, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
В силу пункта 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Частью 1 статьи 7 Закона о водоснабжении предусмотрено, что водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляются на основании договоров горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения.
Согласно Правилам холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), в отношении услуг по водоотведению применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации об услугах.
В силу статей 307, 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, возникшие из договора, должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги (пункт 1 статьи 779). Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон; порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, при этом в соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лицо, участвующее в деле, несет риск наступления последствий несовершения им соответствующих процессуальных действий.
Заявитель апелляционной жалобы, не оспаривая факт оказания в спорный период истцом услуг водоснабжения и водоотведения, выражает несогласие с расчетом задолженности, полагая начисление платы за водоотведение на ОДН неправомерным.
Доводы заявителя жалобы подлежат отклонению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Гражданского кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Общие подходы к определению объемов потребления, в том числе спорного коммунального ресурса, закреплены в пункте 21 Правил N 124.
Согласно внесенным изменениям, с 01 января 2017 года в состав содержания жилья включено, в числе прочего, "отведение сточных вод в целях содержания общего имущества" (именно эта составляющая ранее называлась "водоотведение на ОДН") и установлен порядок расчета объема и стоимости указанного "отведения сточных вод", подлежащего оплате лицом, управляющим многоквартирным домом, в пользу ресурсоснабжающей организации.
В соответствии с внесенными изменениями от 01 июня 2017 года в пункте 21 Правил N 124, в частности, указанная норма дополнена подпунктом "в" (4), если многоквартирный дом оборудован общедомовыми приборами учета холодного водоснабжения и горячего водоснабжения, исполнители коммунальных услуг обязаны вносить в ресурсоснабжающую организацию оплату отведения сточных вод в объеме, равном сумме поступающих в многоквартирный дом объемов ХВС и ГВС.
Так, согласно подпункту "в" (4) пункта 21 Правил N 124 объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения от многоквартирного дома, не оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета сточных вод, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле: V СТ = VХВС + VГВС, где: V СТ - объем сточных вод, отводимых за расчетный период (расчетный месяц) по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения по договору водоотведения; V ХВС - объем холодной воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом; V ГВС - объем горячей воды, поставляемой в расчетный период (расчетный месяц) по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом.
Иного порядка определения объема сточных вод, отводимых от многоквартирных жилых домов, жилищное законодательство Российской Федерации не предусматривает.
Каких-либо специальных случаев, определяющих наличие возможности отведения сточных вод из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Правила N 354 не предусматривают.
Отношения между истцом и ответчиком, в том числе, определение объемов водоснабжения и водоотведения, регулируются Правилами N 124.
Таким образом, управляющие организации, к которым относится ответчик по отношению к объектам, которые заявлены в государственном контракте, обязан вносить в ресурсоснабжающую организацию оплату отведения сточных вод населения (фактическое потребление) в объеме, равном сумме поступающих в МКД объемов ХВС и ГВС.
Объем ХВС и ГВС складывается из объема коммунального ресурса, который идет на индивидуальное потребление и коммунальный ресурс потребленного при содержании общего имущества в доме.
Проверив расчет истца, суд первой инстанции правомерно исключил из него 6056,67 руб., получившихся в результате применения повышающего коэффициента, в связи с чем взыскал с ответчика 374 973,74 руб.
Ссылка ответчика на необоснованное взыскание с него платы за услуги на водоотведение на ОДН отклоняется апелляционным судом, поскольку таковые ко взысканию истцом не предъявлялись. Предметом спора является взыскание стоимости фактически оказанных услуг водоотведения населению в МКД.
Установив факт просрочки, суд на основании пункта 6.4 статьи 13 Закона о водоснабжении взыскал пени в размере 678,08 руб. за период с 18.06.2018 по 25.06.2018 с учетом действующей ставки ЦБ РФ 7,75 % с последующим начислением по день фактической оплаты.
Судом не установлено признаков явной несоразмерности предъявленной к взысканию неустойки последствиям нарушения обязательства, при которых неустойка возможна к снижению, доказательства несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора ответчиком не представлены.
Доводы жалобы о том, что суд неправомерно не освободил ответчика от уплаты государственной пошлины в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Статья 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определяет судебные расходы, как состоящие из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в силу пункта 1 которой в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Таким образом, отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося спора - истцом и ответчиком.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на последнего обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации истцу денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Ссылка ответчика на освобождение от уплаты госпошлины на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не имеет значения, поскольку действующим законодательством не предусмотрено освобождение стороны от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны.
Следовательно, судебные расходы по оплате государственной пошлины правомерно взысканы судом первой инстанции с ответчика в пользу истца.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, подлежит оставлению без изменения.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 04 марта 2019 года по делу N А78-9942/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
О.В. Барковская |
Судьи |
К.Н. Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.