город Самара |
|
13 мая 2019 г. |
Дело N А65-39458/2018 |
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Кузнецова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сфера" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.03.2019 (судья Спиридонова О.П.) по делу N А65-39458/2018 в порядке упрощенного производства по иску общества с ограниченной ответственностью "Русская Артель" к обществу с ограниченной ответственностью "Сфера" о взыскании убытков и процентов,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Русская Артель" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сфера" (далее - ответчик) о взыскании 303 569 руб. убытков, процентов за пользование чужими денежными средствами за период со дня, следующего за днем вынесения решения по день возмещения (с учетом уменьшения размера и уточнения исковых требований, принятых судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.03.2019 иск удовлетворен частично, с ответчика в пользу истца взыскано 303 569 руб. убытков, 9 071 руб. расходов по государственной пошлине, в остальной части иска отказано.
Ответчик обжаловал судебный акт суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе ответчик просит решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.03.2019 отменить, в иске отказать.
Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением имеющих значение для дела обстоятельств, нарушением норм материального и процессуального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между истцом и ответчиком заключен договор перевозки и экспедирования груза от 02.04.2018 N 3 (л.д. 7, 8), по условиям которого ответчик принял на себя обязательство за плату, в установленные сроки экспедировать и доставлять вверенный ему заказчиком груз в пункт назначения и выдавать его лицу, управомоченному заказчиком на получение груза.
Условиями заключенного договора стороны также установили, что после приемки груза перевозчик несет полную материальную ответственность за сохранность принятого к перевозке груза с момента погрузки и до момента передачи груза указанному заказчиком грузополучателю. При перевозке в опломбированном транспортном средстве ответственность перевозчика за сохранность груза сохраняется (п. 2.5 договора); при возникновении форс-мажорных или конфликтных ситуаций, а так же в случае противоправных действий третьих лиц в отношении перевозимого груза или перевозчика, перевозчик обязуется немедленно известить заказчика всеми возможно доступными средствами и обратиться в правоохранительные органы с соответствующим заявлением, а так же предпринять все необходимые меры для минимизации потерь груза. При сообщении о происшествии в правоохранительные органы перевозчик обязан убедиться, что данное сообщение принято и получить письменное подтверждение этого, а так же обязательно дождаться и обеспечить проведение оперативно-следственных и иных мероприятий правоохранительными органами. Перевозчик обязан предпринять все меры для предотвращения или уменьшения потерь груза. Перевозчик обязан получить все необходимые документы: акт о пожаре, недостаче, справку о ДТП и иные документы (п. 2.9 договора); в случае утраты, кражи, хищения, недостачи, порчи, повреждения, подмочки груза, выдачи перевозчиком груза не уполномоченному лицу - перевозчик возмещает причиненный ущерб в полном объеме, в том числе упущенную выгоду, штрафы, пени, неустойки, которые возникли вследствие этого у заказчика и его контрагентов (п. 5.1 договора).
В рамках заключенного договора между истцом и ответчиком была согласована заявка на оказание транспортных услуг от 11.10.2018 N 202 по перевозке груза - автодетали общим весом 0,31т/10 куб; по маршруту из г. Димитровград в г. Москва; дата загрузки 11.10.2018, дата доставки - 12.10.2018; т/с Газель г/н А 930 РЕ/73, водитель Тверсков П.В. (л.д. 9).
Пунктом 17 договора-заявки N 202 стороны также установили, что в процессе перевозки при нанесении ущерба перевозимому грузу, его частичной или полной утрате, перевозчик несет материальную ответственность в объеме нанесенного ущерба либо утраты.
Договор и заявка к договору подписаны истцом и ответчиком без разногласий, скреплены соответствующим печатями сторон.
Груз был принят к перевозке водителем ответчика - Тверсковым П.В., по накладным на перемещение от 11.10.2018 N 344, 345 без замечаний и оговорок (л.д. 17, 18).
Факт принятия груза к перевозке в рамках заключенных договора и заявки и осуществления данной перевозки ответчиком не оспаривался.
При осуществлении перевозки спорного груза по заявке от 11.10.2018 N 202 водитель Тверсков П.В. попал в ДТП, в результате которого машина с грузом была полностью уничтожена (сгорела), что подтверждается справкой о ДТП от 11.10.2018 (л.д. 19), обязательство по доставке продукции грузополучателю ответчиком не исполнено.
Стоимость утраченного груза, принятого к перевозке ответчиком, составила 306 399 рублей, что подтверждается УПД от 03.10.2018 N 1133, от 10.10.2018 N 1161, 1162, 1163 (л.д. 10-16).
Как указал истец, в ходе досудебной переписки и урегулирования спора ООО "Сфера" передало 10.12.2018 представителям ООО "Русская Артель" по акту приема - передачи уцелевший после пожара груз на сумму 2 830 рублей; вместе с тем соглашение о возмещении убытков сторонами подписано не было, убытки, причиненные обществу утратой перевозимого груза, в размере 303 569 рублей (исходя из расчета 306 399 рублей - 2 830 рублей = 303 569 рублей) ответчиком не возмещены (л.д. 21-29).
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с иском.
Суд первой инстанции, разрешая спор, исходил из следующего.
В ст. 8 Устава автомобильного транспорта установлено, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем.
В соответствии со ст. 784 ГК РФ перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.
Согласно ст. 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).
Перевозчик несет материальную ответственность в соответствии со ст. 796 ГК РФ за утрату, недостачу и повреждение груза с момента его принятия к перевозке и до выдачи грузополучателю в месте назначения.
В соответствии со ст. 803 ГК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.
Из вышеизложенного следует, что вина перевозчика презюмируется, пока им не доказано обратное.
Факт утраты груза при осуществлении перевозки подтверждается документами, представленными в дело, и ответчиком не оспаривался.
В силу ст. 38 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Отсутствие информации в транспортной и/или товарной накладной о недостаче груза не имеет правового значения при наличии акта об установленном расхождении.
Пунктом 3 ст. 401 ГК РФ предусмотрены общие основания ответственности за нарушение обязательств.
Также специальное правовое регулирование оснований ответственности перевозчика, аналогичное норме ст. 796 ГК РФ, предусмотрено ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
В соответствии с названной нормой Устава автомобильного транспорта перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.
Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, багажа, в размере стоимости утраченных или недостающих груза, багажа в случае утраты или недостачи груза, багажа (п.1 ч.7 ст. 34 Устава автомобильного транспорта).
На основании п. 4 обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2017 при установлении факта утраты, недостачи или повреждения (порчи) груза по обстоятельствам, за которые отвечает перевозчик, суд не может освободить его от обязанности возместить грузоотправителю реальный ущерб лишь по тому основанию, что его размер невозможно достоверно установить.
В данном деле размер убытков установлен документально.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признаётся непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог избежать наступления этого обстоятельства или его последствий (п.8 постановления).
Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий сторон обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательства его контрагентами, неправомерные действия его представителей.
Аналогичная позиция отражена в Обзоре судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, где указано, что перевозчик отвечает за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза независимо от наличия либо отсутствия вины и несет ответственность за случай, если иное не предусмотрено законом.
Статьей 393 ГК РФ установлено, что должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Согласно ст. 796 ГК РФ перевозчик несет ответственность за не сохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:
- в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
- в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;
- в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно- экспедиционной деятельности" установлено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:
1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;
4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
Ответчик представил отзыв на иск, в котором иск не признал (л.д. 55, 56). В обоснование возражений на иск ссылался на тот факт, что ДТП произошло по вине иных лиц, вследствие чего ответчик не является виновником утраты груза и, как следствие, причиненных убытков.
Доводы ответчика, изложенные в письменном отзыве на иск, судом первой инстанции отклонены как необоснованные.
Кроме того согласно ст. 425 ГК РФ договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.
В силу ст. 421 ГК РФ стороны вправе определять условия договора по своему усмотрению.
Условиями заключенных сторонами договора перевозки и экспедирования груза от 02.04.2018 N 3 и договора-заявки от 11.10.2018 N 202 ответчик принял на себя полную материальную ответственность за сохранность принятого к перевозке груза с момента погрузки и до момента передачи груза указанному заказчиком грузополучателю.
Таким образом, возмещение убытков за утрату груза, принятого к перевозке, является обязанностью ответчика и по условиям договора и в силу норм действующего законодательства.
Поскольку размер убытков, заявленный истцом, подтверждается первичными документами, представленными в материалы дела, тогда как ответчик не представил доказательств, опровергающих доводы истца, требование истца о взыскании 303 569 руб. убытков судом первой инстанции признано обоснованным и подлежащим удовлетворению.
Истцом также заявлено требование о начислении на сумму убытков процентов за пользование чужими денежными средствами за период со дня, следующего за днем вынесения решения по день возмещения убытков.
Суд первой инстанции отказал в данном требовании. Стороны не привели доводов о несогласии с выводами суда первой инстанции в части отказа в иске.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь статьями 8, 393, 401, 421, 395, 425, 784, 785, 796, 803 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 8, 34, 38 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", статьями 6, 7 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", разъяснениями, изложенными в пункте 57 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", суд первой инстанции правомерно и обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца 303 569 руб. убытков и 9 071 руб. расходов по государственной пошлине.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции.
Обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, содержащиеся в нем выводы, соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Судебные расходы, связанные с рассмотрением дела в суде апелляционной инстанции, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.03.2019 по делу N А65-39458/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев, в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.