г. Владимир |
|
13 мая 2019 г. |
Дело N А11-13552/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.05.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 13.05.2019.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Третьяковой К.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Содружество" (ОГРН 1153328002068, ИНН 3328004072) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.02.2019 по делу N А11-13552/2018,
принятое судьей Давыдовой Н.Ю.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Содружество" о признании незаконными и отмене постановления Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области от 28.09.2018 N 62/03-19 и представления от 02.10.2018 N ДЦТ-3554-03-19.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Содружество" - Соловьева Е.И. по доверенности от 08.04.2019 сроком действия один год;
Департамента цен и тарифов администрации Владимирской области- Хромова Д.С. по доверенности от 10.01.2019 N ДЦТ-19-03 сроком действия до 31.12.2019.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей участвующих в деле лиц, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В результате рассмотрения обращения гражданина по вопросу правомерности применения социальной нормы потребления электрической энергии при начислении платы за коммунальную услугу по электроснабжению, Департаментом цен и тарифов администрации Владимирской области (далее - Департамент, административный орган) установлено нарушение управляющей организацией - обществом с ограниченной ответственностью "Содружество" (далее - Общество) порядка ценообразования, выразившееся в неверном применении величины тарифа на электрическую энергию вследствие неправильного расчета объема социальной нормы потребления электроэнергии за февраль, апрель 2017 года, июнь 2018 года.
Усмотрев в действиях Общества нарушение действующего законодательства, должностное лицо Департамента 17.09.2018 составило протокол об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По итогам рассмотрения материалов дела административным органом 28.09.2018 вынесено постановление N 62/03-19 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 78 руб.
Департаментом также выдано представление от 02.10.2018 N ДЦТ-3554-03-19, в котором Обществу предложено устранить выявленные нарушения законодательства Российской Федерации в сфере установленного порядка ценообразования; принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ; в месячный срок с момента получения настоящего представления проинформировать Департамент о результатах его рассмотрения и о принятых мерах по устранению нарушений требований законодательства, причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Общество не согласилось постановлением и представлением Департамента и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 28.09.2018 N 62/03-19, незаконным представления от 02.10.2018 N ДЦТ-3554-03-19.
Решением от 20.02.2019 Арбитражный суд Владимирской области постановление от 28.09.2018 N 62/03-19 отменил в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения. В удовлетворении требования о признании незаконным представления от 02.10.2018 N ДЦТ-3554-03-19 Обществу судом отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
По мнению заявителя жалобы, в действиях Общества не имеется признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ.
Общество поясняет, что у него отсутствовали данные об отнесении потребителя к категории одиноко проживающих пенсионеров и применения социальной нормы к коммунальной услуге по электроснабжению, собственник квартиры жилым помещением не пользуется и не потребляет коммунальную услугу по электроснабжению, обязанность запрашивать сведения из единой базы данных от участников информационного обмена у исполнителя коммунальной услуги отсутствует.
Общество утверждает, что произвести перерасчет не имеется возможности, поскольку с 01.07.2018 оно не является исполнителем коммунальной услуги.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Департамента в судебном заседании поддержал отзыв на апелляционную жалобу по доводам, в нем изложенным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляцонную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более одного года.
В соответствии с частью 1 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 23.1 настоящего Федерального закона органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в срок, определенные Правительством Российской Федерации, устанавливают цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов).
В соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для коммунально-бытового потребления населения в объемах фактического потребления электрической энергии населения и объемах электрической энергии, израсходованной на места общего пользования, входят в перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
Согласно постановлению Губернатора Владимирской области от 27.12.2005 N 766 "Об утверждении Положения о департаменте цен и тарифов администрации Владимирской области" органом исполнительной власти Владимирской области в области государственного регулирования цен (тарифов) является департамент цен и тарифов, осуществляющий, в том числе региональный государственный контроль (надзор) за применением регулируемых им цен (тарифов) и соблюдением организациями, индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица установленного порядка ценообразования (пункты 1.1, 2.1.25 Положения).
Расчет размера платы за коммунальные услуги в соответствии с пунктом 36 постановления Правительства от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" производится исполнителем коммунальных услуг с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности).
На территории Владимирской области постановлением департамента цен и тарифов от 18.12.2013 г. N 34/40 установлены социальной нормы потребления электрической энергии в отношении домохозяйств с учетом типа и вида благоустройства жилого помещения, а также количества граждан, зарегистрированных в жилом помещении как постоянно, так и временно.
Базовая величина социальной нормы потребления электрической энергии составляет с 01.07.2014 - 100 кВт.ч в месяц на одного зарегистрированного потребителя.
В соответствии с пунктом 14 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 N 614, для домохозяйств, состоящих только из получателей пенсии по старости либо инвалидности устанавливается социальная норма с применением повышающего коэффициента 1,5 к величине социальной нормы, определенной для соответствующей группы домохозяйств.
Соответственно, тариф в пределах социальной нормы к семье, состоящей из получателя пенсии по старости, должен быть применен к объему электрической энергии 150 кВт.ч/мес. (100 кВт.ч/мес х 1,5), в том числе электрической энергии потребленной на общедомовые нужды.
Постановлениями департамента цен и тарифов от 20.12.2016 N 47/54 и от 21.12.2017 N 61/1 "О тарифах на электрическую энергию" были установлены тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Владимирской области в пределах социальной нормы и сверх социальной нормы потребления на период с 01.01.2017 по 31.12.2018.
Судом первой инстанции установлено по материалам дела, что Общество, являясь управляющей организацией, осуществляет управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Владимир, ул. Студенческая, д. 16Б.
Между Обществом и собственником квартиры N 8 в указанном многоквартирном доме 01.03.2016 заключен договор управления многоквартирным домом, согласно которому Общество является исполнителем коммунальных услуг, в том числе по предоставлению электрической энергии собственникам многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 4.5 настоящего договора размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из утвержденных в установленном порядке нормативов потребления коммунальных услуг, по тарифам, установленным в соответствии с действующим законодательством.
Плата собственника помещения по настоящему договору вносится на основании платежных документов, представленных управляющей организацией, в которых указывается информация в соответствии с требованиями Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и иных нормативных правовых актов (пункт 4.7 названного договора).
С 17.02.2017 в квартире N 8 жилого дома по адресу: г. Владимир, ул. Студенческая, д. 16Б, зарегистрирован один человек, который является получателем пенсии по старости. Данный факт подтверждается свидетельством о регистрации по месту пребывания, удостоверением о назначении пенсии по старости.
Утверждение заявителя апелляционной жалобы о том, что в данной квартире постоянно проживают родственники собственника, не может быть принято во внимание, так как порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии рассчитывается в зависимости от количества лиц, зарегистрированных в жилом помещении в установленном порядке. Переписка с дочерью собственника жилого помещения таким доказательством не является.
Из представленных в материалы дела платежных документов по оплате за электрическую энергию, потребленную в указанной квартире N 8 в феврале, апреле 2017 года, июне 2018 года, усматривается нарушение Обществом установленного порядка ценообразования в части применения неверных величин тарифов для объемов потребления электроэнергии в пределах и сверх социальной нормы, выраженное в завышении установленных тарифов на электрическую энергию на общую сумму 114 руб.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленной частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, по нарушениям, совершенным в период февраль, апрель 2017 года, истек.
Завышение Обществом установленных тарифов на электрическую энергию в июне 2018 года составило 39 руб.
Ссылка Общества на отсутствие у него сведений об отнесении собственника квартиры N 8 жилого дома по адресу: г. Владимир, ул. Студенческая, д. 16Б, к категории одиноко проживающих пенсионеров обоснованно отклонена судом первой инстанции ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме (далее - Правила N 416).
Подпунктом "б" пункта 4 Правил N 416 установлено, что управление многоквартирным домом обеспечивается выполнением следующих стандартов: сбор, обновление и хранение информации о собственниках и нанимателях помещений в многоквартирном доме, а также о лицах, использующих общее имущество в многоквартирном доме на основании договоров (по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме), включая ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите персональных данных.
Таким образом, управляющая организация в силу своего статуса должна располагать актуальными сведениями о собственниках жилых помещений.
Согласно пункту 2 Положения об установлении и применении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2013 N 614, "потребитель" - лицо, пользующееся на праве собственности или на ином законном основании жилым помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, жилым помещением в общежитиях квартирного типа, комнатой (комнатами) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой, или проживающее в жилом помещении специализированного жилищного фонда и потребляющее коммунальную услугу по электроснабжению, а также приравненные к населению категории потребителей.
Согласно пункту 41 настоящего Положения исполнители коммунальных услуг в платежном документе, оформленном за расчетный период, информируют потребителя о необходимости 1 раз в 3 месяца уведомления исполнителя коммунальных услуг об имеющихся льготных условиях для одиноко проживающих пенсионеров или семей пенсионеров.
Обмен информацией по вопросам установления и применения социальной нормы между заинтересованными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, органами социальной защиты населения, ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг и комиссиями, созданными в установленном порядке для оценки помещений жилищного фонда Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального жилищного фонда, и иными органами и организациями осуществляется в соответствии с регламентом, утверждаемым уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Указанный регламент включает в себя сроки и порядок передачи информации: о численном составе домохозяйств; о потребителях, получающих пенсию по старости и (или) инвалидности.
На территории Владимирской области Регламент обмена информацией по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности) утвержден приказом департамента цен и тарифов от 28.02.2014 N 40 (далее - Регламент).
Пунктом 2.1 Регламента определены участники информационного обмена по вопросам установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии на территории Владимирской области, которыми являются: уполномоченный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, функции которого выполняет департамент цен и тарифов; департамент социальной защиты населения администрации Владимирской области; департамент образования администрации Владимирской области; органы местного самоуправления; комиссии, созданные в установленном порядке для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и Владимирской области, муниципального жилищного фонда; орган регистрационного учета; отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Владимирской области; ресурсоснабжающие организации; исполнители коммунальных услуг по электроснабжению; другие заинтересованные органы исполнительной власти Владимирской области и организации.
Следовательно, исполнители коммунальных услуг по электроснабжению являются участниками информационного обмена и в силу пункта 6.2.1 Регламента вправе запрашивать у другого участника информационного обмена информацию в порядке, предусмотренном Регламентом.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у Общества обязанности запрашивать сведения у участников информационного обмена противоречат вышеприведенным нормам права.
С учетом изложенного факт совершения Обществом административного правонарушения верно установлен судом первой инстанции и подтвержден материалами дела.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры, направленные на получение информации, необходимой для правильного применения величины тарифа на электрическую энергию и недопущение выявленных нарушений, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, является правильным.
Процедура привлечения к административной ответственности административным органом соблюдена.
Вместе с тем согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом повторность совершения однородного административного правонарушения не исключает возможность применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Принимая во внимание характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, предполагающих дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, степень вины правонарушителя, отсутствие умысла в совершении правонарушения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о малозначительности совершенного Обществом административного правонарушения.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил постановление от 28.09.2018 N 62/03-19.
Исходя из того, что в действиях Общества установлен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, в удовлетворении заявления Общества в части признания недействительным представления Департамента от 02.10.2018 N ДЦТ-3554-03-19 о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленного административного правонарушения, судом первой инстанции правильно отказано.
Ссылка Общества на то, что с 01.07.2018 оно не является исполнителем коммунальной услуги, не свидетельствует о незаконности выданного ему представления от 02.10.2018 N ДЦТ-3554-03-19, поскольку выбор конкретных мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленного административного правонарушения, находится в сфере контроля Общества.
Оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
С учетом части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 20.02.2019 по делу N А11-13552/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Содружество" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.