г. Чита |
|
14 мая 2019 г. |
Дело N А78-16930/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 мая 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
при участии в судебном заседании представителя муниципального бюджетного учреждения культуры Развлекательно-информационный центр городского поселения "Вершино -Дарасунское" Мартыненко Е.В. (директор),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения культуры Развлекательно-информационный центр городского поселения "Вершино-Дарасунское" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 01 февраля 2019 года по делу N А78-16930/2018 (суд первой инстанции - Сюхунбин Е.С.),
установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Забайкальскому краю (ОГРН 1047533001471, ИНН 7527006924, далее - заявитель, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о привлечении муниципального бюджетного учреждения культуры Развлекательно-информационный центр городского поселения "Вершино-Дарасунское" (ОГРН 1067527004379, ИНН 7521003564, далее - развлекательно-информационный центр) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 01 февраля 2019 года по делу N А78-16930/2018 заявленные требования удовлетворены.
Суд привлек Муниципальное бюджетное учреждение культуры Развлекательно-информационный центр городского поселения "Вершино-Дарасунское" к административной ответственности по части 1 статьи 14.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 125 000 (сто двадцать пять тысяч) рублей.
Учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт считает, что административным органом не доказано событие вменяемого правонарушения, поскольку фактически учреждение проводило не лотерею, а развлекательное мероприятие. Судом не выяснены цели проведения розыгрыша призов в форме лотереи.
Кроме того, судом первой инстанции не привлечено в качестве третьего лица Правительство Российской Федерации.
Инспекция отзыв на апелляционную жалобу не представила.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 04.04.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
МИФНС N 7 по Забайкальскому краю явку своих представителей в судебное заседание не обеспечила. Руководствуясь частью 3 статьи 205, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, заслушав пояснения представителя учреждения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, согласно информационной выписке из Единого реестра юридических лиц по состоянию на 30 октября 2018 года (л.д. 12-15) МБУК РИЦ "Вершино-Дарасунское" зарегистрировано в качестве юридического лица 1 августа 2006 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1067527004379.
Учреждение создано в целях организации досуга и приобщения жителей муниципального образования к творчеству, культурному развитию и самообразованию и любительскому искусству (пункт 2.1 Устава, л.д. 16-22).
На основании обращения гражданина, перенаправленного прокуратурой Тунгокоченского района Забайкальского края (л.д. 34-36), Инспекцией издано распоряжение от 8 октября 2018 года N 1 о проведении в отношении Учреждения внеплановой выездной проверки (л.д. 37).
9 октября 2018 года проведение проверки согласовано с прокуратурой Тунгокоченского района Забайкальского края (л.д. 39).
В ходе проведения проверки в период с 12 по 23 октября 2018 года должностными лицами Межрайонной ИФНС России N 7 по Забайкальскому краю установлено нарушение Учреждением положений пункта 1 статьи 4 Закона о лотереях, а именно: 21 июля 2018 года Учреждением проведена лотерея без решения Правительства Российской Федерации о ее проведении.
Результаты проверки отражены в акте N 1 от 23 октября 2018 года (л.д. 30-32).
Выявленные обстоятельства послужили поводом для возбуждения в отношении Учреждения дела об административном правонарушении, о чем 25 октября 2018 года должностным лицом Инспекции составлен соответствующий протокол N 001483/493 (л.д. 23-25).
На основании части 3 статьи 23.1 и части 1 статьи 28.8 КоАП Российской Федерации, статьи 202 АПК Российской Федерации Инспекция обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о привлечении МБУК РИЦ "Вершино-Дарасунское" к административной ответственности по части 1 статьи 14.27 КоАП Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Частью 5 указанной статьи также предусмотрено, что по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Частью 1 статьи 14.27 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за проведение лотереи без решения Правительства Российской Федерации о ее проведении, либо без заключения контракта с организатором лотереи на проведение лотереи, либо после истечения установленного срока проведения лотереи, либо распространение (реализация, выдача) лотерейных билетов, лотерейных квитанций или электронных лотерейных билетов или прием лотерейных ставок среди участников лотереи без заключения договора в соответствии с законодательством о лотереях.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере законодательства о лотереях.
Объективную сторону административного правонарушения образует проведение лотереи без решения Правительства Российской Федерации о ее проведении.
В соответствии со статьей 1063 Гражданского кодекса Российской Федерации лотереи отнесены к основанным на риске играм.
Правовую основу государственного регулирования отношений, возникающих в области организации и проведения лотерей, в том числе виды и цели проведения лотерей, порядок их организации и проведения на территории Российской Федерации, определяет Закон о лотереях, устанавливающий также обязательные нормативы лотерей, порядок осуществления контроля за их организацией и проведением, а также ответственность лиц, участвующих в организации и проведении лотерей.
Согласно статье 2 Закона о лотереях под лотереей понимается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (оператор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между оператором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, лотерейной квитанции либо электронным лотерейным билетом. На лотерейном билете, лотерейной квитанции, электронном лотерейном билете обязательно присутствие лотерейной комбинации, нанесенной (внесенной) на стадии изготовления (создания) соответствующего документа и (или) участником лотереи (пункт 1); призовым фондом лотереи является совокупность денежных средств, иного имущества или услуг, предназначенных для выплаты, передачи или предоставления выигрышей согласно условиям лотереи (пункт 3); розыгрышем призового фонда лотереи - процедура, которая проводится организатором лотереи или по его поручению оператором лотереи с использованием лотерейного оборудования, которая основана на принципе случайного определения выигрышей и с помощью которой определяются выигравшие участники лотереи и подлежащие выплате, передаче или предоставлению этим участникам выигрыши (пункт 4); организатором лотереи - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации в установленном порядке на проведение лотереи. Организатор лотереи проводит лотерею через оператора лотереи посредством заключения с ним контракта (пункт 6); под проведением лотереи понимается осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи (пункт 8).
Статьей 3 Закона о лотереях установлено, что виды лотереи, проводимой на территории Российской Федерации, определяются в зависимости от способа ее проведения и территории ее проведения (часть 1).
Лотерея в зависимости от способа ее проведения подразделяется на тиражную и бестиражную.
Тиражная лотерея - лотерея, в которой розыгрыш призового фонда лотереи между всеми участниками лотереи проводится единовременно после распространения лотерейных билетов, лотерейных квитанций, электронных лотерейных билетов. Проведение такой лотереи может включать в себя отдельные тиражи.
Для определения выигравшей лотерейной комбинации (выигравших лотерейных комбинаций) при проведении розыгрыша призового фонда тиражной лотереи не допускается использование одновременно более одной единицы лотерейного оборудования.
Бестиражная лотерея - лотерея, в которой информация, позволяющая определить выигрыши, закладывается в лотерейные билеты, электронные лотерейные билеты на стадии их изготовления (создания). При проведении бестиражной лотереи участник лотереи непосредственно после внесения платы за участие в лотерее, получения лотерейного билета, электронного лотерейного билета и выявления нанесенных на лотерейный билет скрытых надписей, рисунков, чисел или символов узнает о наличии и размере выигрыша или о его отсутствии (часть 2).
Лотерея в зависимости от территории ее проведения подразделяется на международную и всероссийскую государственную.
Международная лотерея - лотерея, которая проводится на территориях двух и более государств, включая территорию Российской Федерации, на основании международного договора Российской Федерации.
Всероссийская государственная лотерея - лотерея, которая проводится на всей территории Российской Федерации (часть 4).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции полагает несостоятельными в силу следующего.
В соответствии со статьей 4 Закона о лотереях осуществляемое Российской Федерацией государственное регулирование отношений, возникающих в области организации лотерей и проведения лотерей, включает в себя: принятие Правительством Российской Федерации решений о проведении лотерей; издание в установленном порядке нормативных правовых актов, регулирующих организацию лотерей и проведение лотерей; ведение единого реестра лотерейных терминалов; осуществление федерального государственного надзора за проведением лотерей; установление форм и сроков представления отчетности о лотереях; установление обязательных нормативов лотереи.
Согласно части 1 статьи 13 Закона о лотереях организаторами лотерей на основании решения Правительства Российской Федерации являются: 1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере физической культуры и спорта; 2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности.
Порядок представления федеральными органами исполнительной власти, указанными в части 1 настоящей статьи, документов, на основании которых принимается решение о проведении лотереи, определяется Правительством Российской Федерации (часть 1.1 статьи 13 Закона о лотереях).
Срок проведения лотереи составляет пятнадцать лет с возможностью его продления Правительством Российской Федерации по инициативе организатора лотереи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Началом проведения лотереи считается дата принятия решения Правительством Российской Федерации о проведении лотереи (часть 2 статьи 13 Закона о лотереях).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании обращения гражданина, перенаправленного прокуратурой Тунгокоченского района Забайкальского края (л.д. 34-36), Инспекцией издано распоряжение от 8 октября 2018 года N 1 о проведении в отношении Учреждения внеплановой выездной проверки (л.д. 37).
В ходе проведения проверки в период с 12 по 23 октября 2018 года должностными лицами Межрайонной ИФНС России N 7 по Забайкальскому краю установлено нарушение Учреждением положений пункта 1 статьи 4 Закона о лотереях, а именно: 21 июля 2018 года Учреждением проведена лотерея без решения Правительства Российской Федерации о ее проведении.
Так, согласно протоколу заседания оргкомитета по проведению праздничных мероприятий, посвященных Дню Поселка и Дню Металлурга от 14 июня 2018 года (л.д. 44) принято решение провести акцию - праздничный розыгрыш призов для привлечения зрителей, ответственным за данную акцию назначена директор МБУК РИЦ "Вершино- Дарасунское" Мартыненко Е.В.
В июле 2018 года Учреждением утверждено Положение о проведении розыгрыша лотереи, посвященной Дню поселка и Дню Металлурга (далее - Положение, л.д. 42-43).
Согласно Положению розыгрыш лотереи, посвященный празднованию Дня поселка и Дня металлурга, проводится единовременно, во время праздничных мероприятий, в присутствии всех участников розыгрыша, а также всех желающих, не участвующих в розыгрыше данной лотереи (пункт 2).
Проведение розыгрыша является лотереей для участников мероприятия, не преследует цели получения прибыли либо иного дохода. Все средства, полученные от продажи лотерейных билетов, расходуются на приобретение призов (пункт 3).
Организатором розыгрыша является МБУК РИЦ "Вершино-Дарасунское" (пункт 4).
Сроки проведения розыгрыша: ежегодно во время празднования Дня поселка и Дня металлурга (пункт 5).
В соответствии с разделом II названного Положения для участия в розыгрыше необходимо приобрести лотерейный билет, в котором указан номер билета и дата проведения розыгрыша лотереи.
После приобретения, у гражданина на руках остается лотерейный билет, корешки от проданных билетов комиссия открепляет и корешки опускаются в специальную емкость (барабан) для участия в розыгрыше. Барабан опечатывается комиссией и открывается в момент начала розыгрыша.
Стоимость лотерейного билета устанавливается членами оргкомитета ежегодно.
Разделом III Положения установлено, что призовой фонд формируется за счет средств, полученных от продажи лотерейных билетов. В состав призового фонда праздничного розыгрыша лотереи входит главный приз, предоставляемый спонсором безвозмездно.
Для соблюдения точности выполнения всех условий процедуры розыгрыша, создается Комиссия, в количестве 3 (трех) человек, в состав которой включаются представители от общественных организаций и граждане, выразившие желание быть членами комиссии. Члены комиссии ведут учет разыгранных призов, записывают все номера выигравших билетов и выпавший на этот номер приз (раздел IV Положения).
Для проведения розыгрыша на сцену приглашаются 1 ребенок и 2 взрослых человека. В ходе розыгрыша ребенок и взрослые постоянно заменяются, все желающие принять в процессе розыгрыша могут по очереди занимать места на сцене. Один взрослый участник розыгрыша выбирает приз для розыгрыша на свое усмотрение, ведущий оглашает приз. Ребенок вынимает корешок лотерейного билета из барабана и озвучивает номер выигравшего билета в микрофон. Второй взрослый участник розыгрыша в микрофон повторно озвучивает номер выигравшего билета и передает корешок членам комиссии. Ведущий озвучивает номер выигравшего билета, члены комиссии фиксируют номер и приз, выпавший на этот номер. Получатель приза предъявляет комиссии вторую часть лотерейного билета, комиссия проверяет подлинность билета и номер. Если все условия соблюдены, приз вручается обладателю выигравшего билета. В случае отсутствия на празднике обладателя выигравшего билета, корешок, вынутый из барабана, прикрепляется к призу и хранится до получения данного приза обладателем лотерейного билета (раздел V Положения).
10 июля 2018 года составлен акт приемки лотерейных билетов для реализации в количестве 600 штук по цене 100 рублей за 1 билет (л.д. 45).
21 июля 2018 года составлен акт сдачи непроданных лотерейных билетов (л.д. 46) в количестве 108 штук. Разыграно 217 призов, приобретенных на средства от проданных билетов.
Розыгрыш призов проводился 21 июля 2018 года по адресу: Забайкальский край, Тунгокоченский район, пгт. Вершино-Дарасунский, ул. Комсомольская, 2, в здании принадлежащем Администрации городского поселения "Вершино-Дарасунское".
Таким образом, вопреки утверждению апеллянта, Учреждением проведена лотерея в нарушение требований федерального законодательства, поскольку МБУК РИЦ "Вершино-Дарасунское" фактически осуществляло мероприятия по распространению лотерейных билетов в честь празднования Дня поселка и Дня металлурга при отсутствии решения Правительства Российской Федерации.
Ссылки Учреждения на отсутствие извлечения прибыли при проведении розыгрыша в рассматриваемом случае отклоняются судом, поскольку лотерея проводилась на возмездной основе, лотерейные билеты приобретались по цене 100 рублей на штуку. На билетах указаны наименование "лотерейный билет", номер билета и дата проведения розыгрыша лотереи.
Статьей 26.1 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в том числе, наличие (отсутствие) события и состава административного правонарушения.
Такие обстоятельства устанавливаются на основании доказательств.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП Российской Федерации, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2 статьи 26.2 КоАП Российской Федерации).
Материалами дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении N 001483/493 от 25 октября 2018 года (л.д. 23-25), протоколом осмотра (обследования) от 19 октября 2018 года, протоколом допроса свидетеля от 19 октября 2018 года (л.д. 28-29), актом проверки N 1 от 23 октября 2018 года (л.д. 30-32), Положением о проведении розыгрыша лотереи, посвященной Дню поселка и Дню Металлурга (л.д. 42-43), актом приемки лотерейных билетов для реализации от 10 июля 2018 года (л.д. 45), актом сдачи непроданных лотерейных билетов от 21 июля 2018 года (л.д. 46), подтверждается факт проведения Учреждением лотереи без решения Правительства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП Российской Федерации предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых этим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП Российской Федерации формы вины не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП Российской Федерации, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Как следует из материалов дела, учреждением не представлено суду пояснений и доказательств, подтверждающих своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.
Доказательств объективной невозможности соблюдения названных требований материалы дела также не содержат.
Существенных нарушений порядка привлечения Учреждения к административной ответственности судом не установлено.
В частности, протокол об административном правонарушении N 001483/493 от 25 октября 2018 года составлен при участии законного представителя Учреждения, которому была предоставлена возможность дать соответствующие пояснения.
В соответствии с подпунктом 84 части 2 статьи 28.3 КоАП Российской Федерации, подпунктом 5.3.10 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, пунктом 3 Положения о федеральном государственном надзоре за проведением лотерей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2012 N 913, Перечнем должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным Приказом ФНС России от 02.08.2005 N САЭ-3-06/354@, протокол об административного правонарушении N 001483/493 от 25 октября 2018 года составлен уполномоченным на совершение таких процессуальных действий должностным лицом.
Таким образом, требования статей 25.1, 25.15, 28.1 и 28.3 КоАП Российской Федерации Инспекцией соблюдены.
Внеплановая выездная проверка проведена в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Положения о федеральном государственном надзоре за проведением лотерей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.09.2012 N 913.
Санкция части 1 статьи 14.27 КоАП Российской Федерации предусматривает наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от 250 000 до 350 000 рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения, включая лотерейное оборудование, лотерейные терминалы.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество ранее к административной ответственности за совершение аналогичного административного правонарушения не привлекалось.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при рассмотрении административного дела судом не установлено.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал возможным снизить размер административного штрафа.
Частью 1 статьи 3.1 КоАП Российской Федерации определено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Применение мер административной ответственности преследует цели предупреждения совершения новых правонарушений как самими правонарушителями, так и другими лицами, а также стимулирования правомерного поведения хозяйствующих субъектов и иных лиц.
При этом в соответствии со статьей 4.1 КоАП Российской Федерации административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (часть 1). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2).
То есть привлечение к административной ответственности не должно сопровождаться такими существенными обременениями, которые могут оказаться непосильными для лиц, совершивших правонарушение, и привести к самым серьезным последствиям, вплоть до вынужденной ликвидации хозяйствующего субъекта.
В этой связи законодателем в части 3.2 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации установлена возможность при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации).
Из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П следует, что суд вправе снизить размер назначенного административного штрафа в исключительных случаях, если наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах не отвечает целям административной ответственности и с очевидностью влечет избыточное ограничение прав юридического лица.
С целью соблюдения принципа справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности, при решении вопроса о возможности снижения размера назначенного юридическому лицу административного штрафа необходимо учитывать характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, степень вины лица, привлекаемого к административной ответственности, иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства, позволяющие обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.
Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, а также исходя из принципов дифференцированности, соразмерности, справедливости административного наказания, индивидуализации ответственности за совершенное правонарушение, суд посчитал возможным назначить Учреждению административное наказание в виде штрафа в размере 125 000 рублей без применения дополнительного наказания в виде конфискации, поскольку орудия совершения административного правонарушения, включая лотерейное оборудование, лотерейные терминалы, Инспекцией не изымались и не арестовывались.
Положения статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации применению не подлежат, поскольку Учреждение не является субъектом малого или среднего предпринимательства.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от 02.06.2004 N 10"О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, в случае применения положений статьи 2.9 КоАП РФ административные органы обязаны исходить из социальной опасности совершенного деяния.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 названного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 21 постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснил, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 16.07.2009 г. N 919-О-О, рассматривая вопросы о назначении наказания, отметил, что соблюдение конституционных принципов справедливости и соразмерности при назначении административного наказания законодательно обеспечено возможностью назначения одного из нескольких видов административного наказания, установленного санкцией соответствующей нормы закона за совершение административного правонарушения, установлением законодателем широкого диапазона между минимальным и максимальным пределами административного наказания, возможностью освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности в силу малозначительности (статья 2.9 КоАП РФ).
При этом важно отметить, что предусмотренный статьей 2.9 КоАП РФ механизм освобождения от административной ответственности не подлежит безосновательному применению.
Ответственность за рассматриваемое деяние наступает независимо от доказанности возникновения или невозникновения негативных последствий. Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий презюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
Доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого правонарушения и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ, учреждением не представлены и материалы об административном правонарушении не содержат.
Суд апелляционной инстанции соглашается с судом первой инстанции, что совершенное учреждением правонарушение посягает на установленный и охраняемый государством порядок, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере, а также с учетом фактических обстоятельств дела, характера совершенного обществом деяния, а также наличия пренебрежительного отношения к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к формальным требованиям публичного права, в связи с чем отсутствуют основания применения положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что имеются основания для привлечения учреждения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.27 КоАП РФ, и назначением наказания в виде наложения административного штрафа в размере 125 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 53 АПК РФ третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Они могут быть привлечены к участию в деле также по ходатайству стороны или по инициативе суда.
Обжалуемый судебный акт не влияет на права или обязанности Правительства Российской Федерации по отношению к сторонам дела, а потому оснований для привлечения его в качестве третьего лица не имеется.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 01 февраля 2019 года по делу N А78-16930/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.