город Москва |
|
13 мая 2019 г. |
Дело N А40-305839/18 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Марковой Т.Т., рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон апелляционную жалобу АО "Альфастрахование"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.02.2019
по делу N А40-305839/18, принятое судьей Вагановой Е.А.
по заявлению АО "Альфастрахование" (ОГРН 1027739431730)
к Центральному Банку Российской Федерации в лице Управления службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг
о признании незаконным и отмене постановления;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.02.2019, принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявления АО "Альфастрахование" о признании незаконным и отмене постановления Центрального банка Российской Федерации в лице Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг от 19.02.2018 N 17-13707/3110-1 о привлечении АО "АльфаСтрахование" к административной ответственности по ст. 15.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100.000 руб., отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями ч. 6 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 31.03.2017 в адрес Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Уральском федеральном округе поступило обращение физического лица N ОЭТ-1807, содержащие сведения об отсутствии возможности заключить договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронного документа на официальном сайте страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В ходе проверки изложенных в обращениях сведений административным органом выявлено нарушение обществом условий п. 7.2 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", п. 1 Указания Банка России от 14.11.2016 N 4191-У "О требованиях к обеспечению бесперебойности и непрерывности функционирования официальных сайтов страховщиков и профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов", отказав в заключении договора ОСАГО в виде электронного документа.
31.10.2017 по факту выявленного нарушения уполномоченным должностным лицом Управления Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг в Уральском федеральном округе, в присутствии представителя общества по доверенности N 4586/17 от 23.05.2017 (л.д. 49-50), составлен протокол N СЗ-04-ЮЛ-17-13707/1020-1 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 36-41).
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении юридическое лицо извещено телефонограммой от 26.10.2017 (том 1 л.д. 52-54), полученной обществом 26.10.2017.
По результатам рассмотрения административного дела, 14.02.2018 уполномоченным должностным лицом административного органа вынесено постановление N 17-13707/3110-1о привлечении АО "Альфастрахование" к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 100.000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа, суд не связан с доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме на основании ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в Банк России 31.03.2017 поступило обращение физического лица (страхователь) по поводу отсутствия возможности заключения договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) в виде электронного документа на официальном сайте страховщика в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", Положением о правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденным Банком России 19.09.2014 N 431-П.
В соответствии с абз. 8 ст. 1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ договор ОСАГО заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены данным законом, и является публичным.
В силу п. 3 ст. 426, п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, отказ страховщика от заключения договора ОСАГО при наличии возможности заключить такой договор страхования не допускается.
Согласно п. 1.5 Правил ОСАГО владелец транспортного средства в целях заключения договора обязательного страхования вправе выбрать любого страховщика, осуществляющего обязательное страхование.
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ для заключения договора ОСАГО страхователь представляет страховщику соответствующее заявление о заключении такого договора, составленное по форме, установленной Правилами ОСАГО, а также определенные документы.
Пунктом 7.2 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ предусмотрено, что страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора ОСАГО в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в установленном порядке.
Согласно п. 1.11 Правил ОСАГО, страхователь вправе заключить договор ОСАГО в виде электронного документа, направив страховщику заявление о заключении договора ОСАГО в электронной форме с использованием официального сайта страховщика в сети "Интернет", путем заполнения соответствующей формы после доступа к сайту страховщика.
При осуществлении обязательного страхования заявление о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, направленное страховщику и подписанное простой электронной подписью страхователя - физического лица или усиленной квалифицированной электронной подписью страхователя - юридического лица, в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи", признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
Страховщик обязан обеспечить возможность заключения договора обязательного страхования в виде электронного документа с каждым лицом, обратившимся к нему с заявлением о заключении договора обязательного страхования в виде электронного документа, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 1.1 ст. 22 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ страховщики, профессиональное объединение страховщиков обязаны обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов в порядке, установленном п. 7.2 ст. 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ, в соответствии с требованиями, установленными нормативными актами Банка России, в том числе путем осуществления деятельности, направленной на исключение случаев неоказания, ненадлежащего оказания услуг по заключению таких договоров вследствие наступления неблагоприятных событий, связанных с внутренними и внешними факторами функционирования информационных систем.
Требования к обеспечению бесперебойности и непрерывности функционирования официальных сайтов страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в целях заключения договоров ОСАГО в виде электронных документов утверждены Указанием Банка России от 14.11.2016 N 4191-У "О требованиях к обеспечению бесперебойности и непрерывности функционирования официальных сайтов страховщиков и профессионального объединения страховщиков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в целях заключения договоров обязательного страхования в виде электронных документов".
В соответствии с п. 1 Указания N 4191-У страховщики для обеспечения бесперебойности и непрерывности функционирования сайтов в сети Интернет в целях заключения договоров обязательного страхования обязаны, в том числе: иметь резервные технологические и операционные средства, обладающие необходимым для заключения договоров функционалом, и обеспечивать их надлежащее функционирование; не допускать суммарную длительность перерывов в работе своих сайтов более 30 минут в сутки; принимать иные меры, в том числе направленные на недопущение возникновения условий, при которых возможно необеспечение страховщиком функционирования их сайтов, информационных систем, приведшее к невозможности заключения договора ОСАГО в течение 30 минут с момента направления через сайт страховщика надлежащим образом оформленного заявления о заключении договора ОСАГО и (или) невозможности надлежащим образом заполнить и направить заявление о заключении договора ОСАГО и (или) получить ключ простой электронной подписи.
Согласно материалам административного дела 31.03.2017 страхователь с целью заключения договора ОСАГО в виде электронного документа обратился к официальному сайту страховщика.
В ответ на запрос Банка России о предоставлении документов (информации) Страховщик сообщил (исх. N 4444828 от 23.05.2017, исх. N 4523192 от 03.07.2017, исх. N 4556102 от 24.07.2017), что 31.03.2017 физическим лицом осуществлены действия, направленные на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа, на сайте страховщика. После авторизации в личном кабинете страхователя, страхователю предложено заполнить заявление о заключении договора ОСАГО.
В процессе заполнения заявления о заключении договора ОСАГО на сайте страховщика в момент расчета страховой премии заявителю предложено перейти на сайт РСА.
Из пояснений страховщика следует, что страхователю предложено перейти на интернет сайт Российского союза автостраховщиков для заключения договора ОСАГО ввиду угрозы возникновения нарушения бесперебойности и непрерывности функционирования сайта (БФС) в процессе совершения страхователем действий, направленных на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа.
Точную причину угрозы БФС, как следует из объяснений страховщика, установить не представилось возможным. Подтверждающие документы страховщиком не представлены.
Вместе с тем, сайт страховщика и его информационные системы на момент осуществления страхователем действий, направленных на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа, функционировали, сведения об ошибках в автоматизированной системе, программном обеспечении страховщика, которые могли стать причиной для перехода на сайт РСА, отсутствуют.
Учитывая изложенное, предоставление страховщиком ссылки на сайт РСА после осуществления страхователем 31.03.2017 действий в личном кабинете страхователя на сайте страховщика, направленных на заключение договора ОСАГО в виде электронного документа, создали условия, исключающие возможность дальнейшего оформления страхователем договора ОСАГО на сайте страховщика.
Таким образом, материалы дела подтверждают нарушение страховщиком требований п. 7.2 ст. 15, п. 1.1 ст. 22 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ, п. п. 1.5, 1.11 Правил ОСАГО, выразившееся в неоказании услуги по заключению договора обязательного страхования, повлекшего необоснованный отказ заявителю в заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в виде электронного документа.
Необоснованный отказ страховой организации от заключения публичных договоров, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, в соответствии со ст. 15.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100.000 до 300.000 руб.
Доводы об отсутствии в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, также изложенные заявителем в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в обжалуемом судебном акте, подробно исследованы судом и им дана правильная оценка.
Приведенные обществом доводы не могут свидетельствовать об отсутствии нарушений со стороны АО "АльфаСтрахование".
В соответствии с ч. ч. 1 - 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами.
В данном случае факт совершения обществом вмененного административного правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 31.10.2017 N СЗ-04-ЮЛ-17-13707/1020-1.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает установленным и подтвержденным материалами дела об административном правонарушении факт совершения заявителем вмененного административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Обществом не представлено доказательств, подтверждающих принятие им всех возможных и необходимых мер по соблюдению требований действующего законодательства. Доказательств невозможности соблюдения указанных требований в материалы дела также не представлено.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении составлен, а оспариваемое постановлении вынесено уполномоченными должностными лицами административного органа с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Срок давности привлечения Общества к административной ответственности не нарушен.
Оснований для применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оценки допущенного обществом правонарушения как малозначительного, с учетом положений п. п. 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, не усматривается.
В рассматриваемом случае размер ответственности правильно определен административным органом в пределах санкции ст. 15.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По изложенным мотивам, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным и отмене постановления Центрального банка Российской Федерации в лице Управления службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг N 17-13707/3110-1 от 19.02.2018 о привлечении АО "АльфаСтрахование" к административной ответственности по ст. 15.34.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются, поскольку не свидетельствуют о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, нарушений норм процессуального права не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 229, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.02.2019 по делу N А40-305839/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.