г. Самара |
|
13 мая 2019 г. |
Дело N А55-20597/2018 |
Резолютивная часть постановления оглашена 29 апреля 2019 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 мая 2019 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
с участием:
от Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области - представителя Гришиной Н.В. (доверенность от 29.12.2018 N 2.16/08-130),
от Управления Федерального казначейства по Самарской области - представителя Миронова М.А. (доверенность от 12.09.2018 N 65),
от Министерства финансов Российской Федерации - представитель не явился, извещено,
от Управления Федерального казначейства - представителя Миронова М.А. (доверенность от 29.12.2018 N 137),
от Министерства сельского хозяйства Российской Федерации - представитель не явился, извещено,
от Правительства Самарской области - представителя Гришиной Н.В. (доверенность от 27.12.2018 N 1-49/665),
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 апреля 2019 г. в помещении суда апелляционную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 февраля 2019 года по делу N А55-20597/2018 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области,
к Управлению Федерального казначейства по Самарской области,
Министерству финансов Российской Федерации,
Управлению Федерального казначейства,
с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
Министерства сельского хозяйства Российской Федерации,
Правительства Самарской области,
о признании недействительным решений, уведомлений и приказов,
УСТАНОВИЛ:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просит суд:
1) признать недействительными решения Управления Федерального казначейства по Самарской области о наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения, выраженные в Письмах Управления Федерального казначейства по Самарской области от 02 апреля 2018 года N 42-13-35/24-1905, от 20 апреля 2018 года N 42-13-35/24-1906, от 02 апреля 2018 года N 42-13-35/24-1904;
2) признать недействительными Уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 03 мая 2018 года N 07-04-04/09-8497, от 08 мая 2018 года N07-04-04/09-8895, от 03 мая 2018 года N07-04-04/09-8489, вынесенные УФК РФ в отношении Правительства Самарской области (Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области);
3) признать недействительными приказы Министерства финансов Российской Федерации о бесспорном взыскании суммы средств, представленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета от 05 июня 2018 года N 718, от 05 июня 2018 года N 704, от 05 июня 2018 года N 705.
4) обязать соответствующих заинтересованных лиц по делу устранить допущенные ими нарушения прав и законных интересов; Управление Федерального казначейства по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов министерства путем отмены принятого решения и ненормативных правовых актов.
Определением от 12.12.2018 произведена замена судьи Харламова А.Ю. на судью Черномырдину Е.В.
В соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство производилось с самого начала.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Правительство Самарской области.
Министерством финансов РФ в ходе рассмотрения дела заявлялось ходатайство о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд города Москвы.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 17.01.2019, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2019, ходатайство Министерства финансов РФ о передаче дела по подсудности в Арбитражный суд города Москвы оставлено без удовлетворения.
Министерством финансов РФ, Федеральным казначейством и Управлением Федерального казначейства по Самарской области в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявлялось ходатайство о прекращении производства по делу в части признания недействительными решений Управления Федерального казначейства по Самарской области о наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения, выраженных в Письмах Управления Федерального казначейства по Самарской области от 02 апреля 2018 года N 42-13-35/24-1905, от 20 апреля 2018 года N 42-13-35/24-1906, от 02 апреля 2018 года N 42-13-35/24-1904 и Уведомлений о применении бюджетных мер принуждения от 03 мая 2018 года N 07-04-04/09-8497, от 08 мая 2018 года N 07-04-04/09-8895, от 03 мая 2018 года N 07-04-04/09-8489, в связи с тем, что оспариваемые решения и уведомления не являются ненормативными правовыми актами.
Рассмотрев заявленное ходатайство, арбитражный суд пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства о прекращении производства по делу в части оспаривания решений и уведомлений.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 февраля 2019 г. в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области ссылается на то, что использование бюджетных средств не по целевому назначению министерством не допущено, показатели результативности использования субсидий достигнуты, что подтверждается материалами проверок, а также письмами Минсельхоза России от 22.03.2018 N 10/170, N 20/207, от 14.05.2018 N 16/308, от 23.05.2018 N 16/337.
Кроме того, в жалобе ссылается на то, что Министерство сельского хозяйства Российской Федерации является главным распорядителем бюджетных средств и стороной по Соглашениям от 02.02.2016 N 60/17-с, от 16.07.2015 N 1129/20с, от 04.04.2016 N 207/10-е. Доля софинансирования за счет средств областного бюджета соответствует правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (утвержденным постановлениями Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1042, от 15.07.2013 N 598, от 12.10.2013 N 922), а также целевые показатели в 2015 и 2016 году достигнуты. Также в жалобе отмечает, что в правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также в указанных соглашениях о предоставлении субсидий отсутствует норма о возврате субсидий в связи с невыполнением условий софинансирования. Учитывая вышеизложенное, полагает, что правовые основания для применения статьи 306.8 БК РФ отсутствуют. В жалобе указывает, что поскольку министерством соблюдены условия использования межбюджетных трансфертов, установленных нормативными правовыми актами, бесспорное взыскание средств из бюджета Самарской области противоречит положениям статей 132, 306.3, 306,8 БК РФ. Считает, что обжалуемые решения и ненормативные правовые акты вынесены при отсутствии нарушений бюджетного законодательства, поскольку все условия получения субсидий из федерального бюджета выполнены и нарушений по размеру софинансирования не допущено.
Управление Федерального казначейства по Самарской области представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство финансов Российской Федерации в письменных объяснениях на апелляционную жалобу также просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Правительство Самарской области представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит апелляционную жалобу удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании представитель Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Управления Федерального казначейства по Самарской области, Управления Федерального казначейства возражал против апелляционной жалобы по приведенным в отзыве на жалобу основаниям.
Представитель Правительства Самарской области в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал.
Представители Министерства финансов Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Самарской области (Высший исполнительный орган) заключены:
1) соглашение от 02.02.2016 N 60/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (далее - соглашение от 02.02.2016 N 60/17-с) (л.д.47-54, т.1);
2) соглашение от 16.07.2015 N 1129/20-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Самарской области в рамках целевой федеральной программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы" на 2015 год (далее - соглашение от 16.07.2015 N 1129/20-с) (л.д.136-139, т.1);
3) соглашение от 04.04.2016 N 207/10-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (далее - соглашение от 04.04.2016 N 207/10-с) (л.д.3-10, т. 2).
13.03.2018 на основании приказов Управления Федерального казначейства по Самарской области (далее - УФК по Самарской области) от 17.01.2018 N 11, 13, 15 "О назначении камеральной проверки в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Самарской области" в соответствии с поручением Федерального казначейства от 13.12.2017 N 07-04-05/17-960 "О проведении внеплановых контрольных мероприятий" в министерстве сельского хозяйства и продовольствия Самарской области проведены камеральные проверки, по итогам которых составлены акты камеральной проверки министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области (МСХП СО) N 42-22-10/2К (л.д. 33-42, т.1), N 42-22-11/1К (л.д.125-133, т.1), N 42-22-11/4К (л.д.144-152, т.1).
Согласно акту N 42-22-10/2К от 13.03.2018 в нарушение п. 3 ст. 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 36 Приложения N 1 к соглашению от 02.02.2016 N 60/17-с в редакции дополнительного соглашения от 26.12.2016 N 7 министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области нарушены условия предоставления (расходования) субсидии из федерального бюджета, а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Самарской области, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 1 226 315 руб. 87 коп.
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области письмом от 27.03.2018 N МСХ-2-3-9/1321 в адрес Управления Федерального казначейства по Самарской области направлены возражения на акт камеральной проверки от 13.03.2018 N 42-22-10/2 К (л.д.43-46, т.1).
Согласно уведомлению Федерального казначейства о применении бюджетных мер принуждения от 03.05.2018 N 07-04-04/09-8497 в нарушение пункта 3 статьи 132 БК РФ, пункта 20 Правил N 1042, пунктов 2.1, 4.3.10 Соглашения N 60/17-с, пункта 36 приложения N 1 к Соглашению N 60/17с министерством не соблюдено условие предоставления межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечено условие софинансирования за счет средств областного бюджета, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 15 355 рублей 62 коп. За совершение данного нарушения предусматривается применение бюджетной меры принуждения в соответствии со статьей 306.8 БК РФ (л.д.18-21, т.2).
14.06.2018 со счета министерства произведено бесспорное взыскание средств из бюджета Самарской области в доход федерального бюджета в сумме 15 355 руб. 62 коп. на основании приказа Министерства финансов Российской Федерации от 05.06.2018 N 718 о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета (л.д.70-71. т.2).
Согласно акту N 42-22-11/1 К от 13.03.2018 в нарушение п. 3 ст. 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 2.2.6 соглашения 16.07.2015 N 1129/20-с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области нарушены условия предоставления (расходования) субсидии из федерального бюджета, а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Самарской области, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 9 315 344 руб. 30 коп.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области письмом от 27.03.2018 N МСХ-2-3-9/1322 в адрес Управления Федерального казначейства по Самарской области направлены возражения на акт камеральной проверки от 13.03.2018 N 42-22-11/1К (л.д.134-135, т.1).
Согласно уведомлению о применении бюджетных мер принуждения от 08.05.2018 N 07-04-04/09-8895 (л.д.26-29, т. 2) в нарушение пункта 3 статьи 132 БК РФ, пункта 14 Правил N 922, пунктов 2.2.1, 2.2.6 Соглашения, приложения N 2 к Соглашению министерством не соблюдено условие предоставления межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечено условие софинансирования за счет средств бюджета Самарской области, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 9 279 792 руб. 91 коп. За совершение данного нарушения предусматривается применение бюджетной меры принуждения в соответствии со статьей 306.8 БК РФ.
09.06.2018 со счета министерства произведено бесспорное списание средств из бюджета Самарской области в доход федерального бюджета в сумме 9 279 792 руб. 91 коп. на основании приказа Министерства финансов Российской Федерации от 05.06.2018 N 704 о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета (л.д.66-67, т.2).
Согласно акту N 42-22-11/4К от 13.03.2018 в нарушение п. 3 ст. 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 2.2.4. соглашения 04.04.2016 N 207/10-с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области нарушены условия предоставления (расходования) субсидии из федерального бюджета, а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Самарской области, что повлекло перерасход средств федерального бюджета в сумме 244 598 руб. 15 коп.
Аналогичным образом, министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в письме от 27.03.2018 N МСХ-2-3-9/1320 (л.д.1-2, т.2) в адрес Управления Федерального казначейства по Самарской области направлены возражения на акт камеральной проверки от 13.03.2018 N 42-22-11/4 К (л.д.43-46, т.1).
Согласно уведомлению Казначейства России о применении бюджетных мер принуждения от 03.05.2018 N 07-04-04/09-8489 в нарушение пункта 3 статьи 132 БК, п. 20 Правил N 598, п. 2.2.4 Соглашения от 04.04.2016 N 207/10-с приложением к Соглашению министерством не соблюдено условие предоставления межбюджетных трансфертов (субсидии из федерального бюджета), а именно не обеспечен уровень софинансирования за счет средств бюджета Самарской области, что повлекло перерасход средств в сумме 236 947 руб. 49 коп.
09.06.2018 со счета министерства произведено бесспорное взыскание средств из бюджета Самарской области в доход федерального бюджета в сумме 236 947 руб. 49 коп. на основании приказа Министерства финансов Российской Федерации от 05.06.2018 N 705 о бесспорном взыскании суммы средств, предоставленных из федерального бюджета бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета (л.д.68-69, т.2).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу указанных норм и статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Виды государственного (муниципального) финансового контроля определены в главе 26 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), согласно которой такой контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Согласно пункту 3 статьи 265 БК РФ внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью Федерального казначейства.
Объектами государственного (муниципального) контроля в силу пункта 1 статьи 266.1 БК РФ являются главные распорядители (распорядители, получатели) бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 267.1 БК РФ методами осуществления государственного (муниципального) финансового контроля являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.
Под проверкой в целях БК РФ понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
Бюджетные полномочия Федерального казначейства закреплены в статье 166.1 БК РФ, согласно которой Федеральное казначейство осуществляет функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере в соответствии с полномочиями, установленными настоящим Кодексом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 269.2 БК РФ полномочиями органов внутреннего государственного (муниципального) контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля является, в том числе, контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Полномочия Федерального казначейства (Казначейство России) закреплены в положении о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703 (далее - Положение N 703), согласно которому Казначейство России является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере.
Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организациями (пункт 4 Положения N 703).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092 "О порядке осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" утверждены Правила осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере" (далее - Правила N 1092).
В силу пункта 2 Правил N 1092 деятельность по контролю основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости, профессиональной компетентности, достоверности результатов и гласности.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1092 внеплановые контрольные мероприятия осуществляются на основании решения руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа), принятого, в том числе, в случае обращений (поручений) Президента Российской Федерации, администрации Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, правоохранительных органов, иных государственных органов, депутатских запросов, обращений граждан и организаций.
Согласно подпункту "а" пункта 6 Правил N 1092 Федеральное казначейство при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю: за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения; за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ Российской Федерации, в том числе об исполнении государственных заданий.
В силу подпункта "а" пункта 7 Правил N 1092 объектом контроля в финансово-бюджетной сфере являются главные распорядители (распорядители, получатели) средств федерального бюджета, главные администраторы (администраторы) доходов федерального бюджета, главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита федерального бюджета.
В соответствии с пунктом "в" пункта 68 Правил N 1092 при осуществлении полномочий, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта "а" настоящих Правил Федеральное казначейство (его территориальный орган) направляет уведомления о применении бюджетных мер принуждения, обязательные к рассмотрению Министерством финансов Российской Федерации, содержащие основания для применения предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных мер принуждения и суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, бюджетного кредита или использованных не по целевому назначению.
Уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения содержит описание совершенного бюджетного нарушения (бюджетных нарушений). Уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения, подготовленное территориальным органом Федерального казначейства, подлежит согласованию с Федеральным казначейством. Уведомление о применении бюджетной меры (бюджетных мер) принуждения, в том числе подготовленное территориальным органом Федерального казначейства, направляется в Министерство финансов Российской Федерации руководителем (заместителем руководителя) Федерального казначейства в определенный Бюджетным кодексом Российской Федерации срок (пункт 71 правил N 1092).
Понятие бюджетного нарушения приведено в пункте 1 статьи 306.1 БК РФ, согласно которому бюджетным правонарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение, указаны в главе 30 БК РФ, к числу которых относятся следующие: нецелевое использование бюджетных средств; невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита; неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом; нарушение условий предоставления бюджетного кредита; нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.
Согласно оспариваемым ненормативным актам Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в 2015, 2016 годах не соблюдены условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов (субсидий из федерального бюджета), а именно: не обеспечил уровень софинансирования за счет средств бюджета Самарской области, что повлекло перерасход средств федерального бюджета, на следующие мероприятия:
В 2015 году на предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Самарской области по реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России па 2014-2020 годы": строительство, реконструкция и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке, за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов, сумма нарушения - 9 315 344 руб. 30 коп. (соглашение от 16.07.2015 N 1129/20-с).
В 2016 году на поддержку экономически значимых региональных программ по развитию мясного скотоводства, сумма нарушения - 1 226 315 руб. 87 коп. (соглашение от 02.02.2016 N 60/17-с); на предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Самарской области по реализации мероприятий программы: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры; развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности; развитие газификации в сельской местности; развитие водоснабжения в сельской местности; реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности, сумма нарушения - 244 598 руб. 15 коп. (соглашение от 04.04.2016 N 207/10-с).
Согласно пункту 1 статьи 130 БК РФ межбюджетные трансферты из федерального бюджета (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов Российской Федерации бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (в том числе субсидий) устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 132 БК РФ под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 132 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, критерии отбора субъектов Российской Федерации для предоставления указанных межбюджетных субсидий и их распределения между субъектами Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации на срок не менее трех лет.
Выделение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (за исключением субсидий за счет средств резервных фондов Президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, не допускается (в редакции, действующей в проверяемом периоде).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Постановление Правительства РФ N 999), которое вступило в силу с 01.01.2015.
Постановлением Правительства РФ N 999 утверждены Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Правила предоставления субсидий).
В силу пункта 2 Правил предоставления субсидий (в редакции, действующей в 2015, 2016 годах) субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств, возникающих при выполнении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления субсидий (в редакции, действовавшей в 2015, 2016 годах) государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) для достижения целей указанных программ. Правила предоставления указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.
В пункте 8 Правил предоставления субсидий (в редакции, действующей в 2015-2016 годах) указаны условия предоставления и расходования субсидий, в том числе:
а) перечень мероприятий, подлежащих утверждению правовыми актами субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, на софинансирование которых осуществляется предоставление субсидий;
б) требование о наличии в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, и порядок определения объемов указанных ассигнований, если иное не установлено актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;
г) возврат субъектом Российской Федерации средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 и 19 настоящих Правил (подпункт "г" введен Постановлением Правительства РФ от 22.02.2016 N 127 и исключен Постановлением Правительства РФ от 11.12.2017 N 1519).
Предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения (пункт 9 Правил предоставления субсидий в редакции, действовавшей в 2015, 2016 годах).
Согласно пункту 10 Правил предоставления субсидий (в редакции, действовавшей в 2015, 2016 годах) соглашение, заключаемое в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации правилами предоставления субсидий, должно содержать:
а) размер предоставляемой субсидии, порядок, условия и сроки ее перечисления в бюджет субъекта Российской Федерации, а также объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и (или) муниципальных бюджетов на реализацию соответствующих расходных обязательств;
б) значения показателей результативности использования субсидии, которые должны соответствовать значениям целевых показателей и индикаторов государственных программ Российской Федерации (федеральных целевых программ), и обязательства субъекта Российской Федерации по их достижению;
в) перечень объектов капитального строительства и (или) объектов недвижимого имущества и обязательства субъекта Российской Федерации по соблюдению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции) или приобретению указанных объектов в пределах установленной стоимости строительства (реконструкции) или стоимости приобретения объектов - в отношении субсидий, предоставляемых на софинансирование строительства (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства и (или) приобретение объектов недвижимого имущества.
В пунктах 16 и 19 Правил предоставления субсидий (в редакции, действовавшей в 2015, 2016 годах) указаны случаи нарушения обязательств (подпункты "б" и "в" пункта 10 настоящих Правил), при которых возможен возврат средств предоставленной субсидии из бюджета субъекта в федеральный бюджет.
В соответствии с пунктом 20 Правил предоставления субсидий (в редакции, действовавшей в 2015, 2016 годах) основаниями для освобождения субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности, предусмотренных пунктами 16 и 19 настоящих Правил, является документально подтвержденное наступление обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению соответствующих обязательств.
В силу пункта 22 Правил предоставления субсидий (в редакции, действовавшей в 2015, 2016 годах) в случае нецелевого использования субсидии и (или) нарушение субъектом Российской Федерации условий ее предоставления, в том числе невозврата субъектом Российской Федерации средств в федеральный бюджет в соответствии с пунктами 16 и 19 настоящих Правил, к нему применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.
Порядок предоставления и использования субсидий из федерального бюджета установлен соответственно Правилами распределения и оставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку экономически значимых региональных программ развития сельского хозяйства субъектов Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 N 1042, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.10.2013 N 922, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, на строительство и реконструкцию автомобильных дорог, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 15.07.2013 N 598.
Вышеназванными Правилами определены основные критерии предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на софинансирование соответствующих расходных обязательств: целевое назначение субсидий, наличие в бюджете субъекта Российской Федерации соответствующих бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства, достижение показателей эффективности и результативности использования субсидий.
Соответственно к нарушениям, которые привели бы к применению бюджетных мер принуждения, по мнению заявителя, были отнесены следующие: не достижение показателей результативности использования субсидий целевым показателям и индикаторам государственных программ Российской Федерации и обязательствам субъекта Российской Федерации по их достижению; нецелевое использование средств субсидии.
Однако данный довод министерства суд первой инстанции обоснованно посчитал несостоятельным.
Министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области в одностороннем порядке не исполнены принятые на себя в соответствии с соглашением расходные обязательства в указанном в нем объеме и соответственно не исполнен закон Самарской области об областном бюджете, в котором ассигнования в установленном объеме на соответствующие цели являлись основанием для предоставления субсидии бюджету области для реализации программных мероприятий.
При рассмотрении дела заявитель не привел правового обоснования того обстоятельства, что субъект Российской Федерации обеспечил себе экономическую выгоду (преимущество) путем сокращения (экономии) в одностороннем порядке своих расходных обязательств, перерасходуя при этом средства федерального бюджета, при уменьшении фактической потребности в бюджетных средствах. Заявителем не опровергнуто, что фактический кассовый расход средств на реализацию программных мероприятий осуществлен в меньшем размере относительно планового объема средств за счет двух бюджетов, что установлено материалами дела.
Средства субсидии, являющиеся средствами другого публично-правового образования - Российской Федерации, подлежат при уменьшении потребности в конкретном субъекте Российской Федерации распределению между другими регионами при наличии у них потребности в данной субсидии. Указанное условие определяет цель возврата остатков средств субсидии в федеральный бюджет, но не для получения отдельными регионами экономии собственных средств бюджетов за счет избыточного расходования средств федерального бюджета либо исполнения своих расходных обязательств за счет средств федерального бюджета.
При этом приведение субъектом своих расходов путем сокращения при их фактическом исполнении к среднему уровню софинансирования, указанному в правилах, является односторонним нарушением соглашения о предоставлении субсидии и формальным поводом для получения экономии собственных средств бюджета области в нарушение принятых на себя расходных обязательств.
Достижение показателей результативности использования субсидии при таких обстоятельствах не оправдывает избыточного расхода средств федерального бюджета при одновременной экономии собственных средств бюджета области. Довод заявителя о достижении таких показателей не может служить оправданием полученной экономии собственных средств бюджета области за счет средств федерального бюджета.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что нарушена пропорция между средствами федерального и областного бюджетов.
Согласно соглашению от 02.02.2016 N 60/17-с размер субсидий, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Самарской области, составляет 77,68% от общего объема расходов бюджета Самарской области.
Сумма средств бюджета Самарской области, не направленная на софинансирование расходных обязательств Самарской области, составила 20,602 тыс. руб.
При общем объеме фактически использованных средств федерального бюджета и бюджета Самарской области в сумме 129 567 098 руб. (96 587 700 + 32 979 398) субсидия из федерального бюджета могла быть использована в размере не более 95 361 384 руб. 13 коп. (129 567 098 * 96 587 700/131 210 710).
Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил 1 226 315 руб. 87 коп. (96 587 700-95 361 384,13).
Согласно соглашению от 04.04.2016 N 207/10-с доля расходов бюджета субъекта РФ в финансировании расходного обязательства субъекта РФ, софинансируемого за счет субсидии из федерального бюджета, в соответствии с условиями предоставления субсидии составляет 71, 65%.
Сумма средств бюджета Самарской области, не направленная на софинансирование расходных обязательств Самарской области, составила 838 050 руб.
При общем объеме фактически использованных средств федерального бюджета и бюджета Самарской области в сумме 12 951 950 руб. (3 910 000 + 9 041 950,00) субсидия из федерального бюджета могла быть использована в размере не более 3 665 401 руб. 85 коп. (12 951 950 * 3 910 000/13 790 000).
Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил 244 598 руб. 15 коп. (3 910 000 - 3 665 401 руб. 85 коп.).
Согласно соглашению от 16.06.2015 N 1129/20-с уровень софинансирования расходных обязательств Самарской области за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет 32%.
Сумма средств бюджета Самарской области, не направленная на софинансирование расходных обязательств Самарской области, составила 28 874, 900 тыс. руб.
При общем объеме фактически использованных средств федерального бюджета и бюджета Самарской области в сумме 93 721 700 руб. (39 400 000 + 54 321 700) субсидия из федерального бюджета могла быть использована в размере не более 30 084 665 руб. 70 коп. (93 721 700 * 39 400 000 /122 596 600).
Таким образом, перерасход средств федерального бюджета составил 9 315 334 руб. 30 коп. (39 400 000 - 30 084 665,70).
Выводы контрольного органа основаны на отчетах о расходовании бюджетных средств, в том числе субсидий, которые объект контроля направлял главному распорядителю бюджетных средств, а также на платежных документах, полученных в процессе контрольных мероприятий. Направление таких отчетов предусмотрено условиями соглашений.
Кроме того, суд первой инстанции верно сослался на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации в постановлении от 18.07.2018 N 33-П, согласно которой субъект Российской Федерации, приняв в региональном законе о бюджете на себя расходные обязательства на соответствующий финансовый год, в отсутствие экономических обоснований в дальнейшем сокращает их финансирование либо не надлежаще исполняет публичные обязательства по исполнению таких расходов.
В соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" и Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717, между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Самарской области (Высший исполнительный орган), заключено соглашение от 02.02.2016 N 60/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (далее - соглашение от 02.02.2016 N 60/17-с) (л.д.47-54, т.1).
Предметом соглашения от 02.02.2016 N 60/17-с (п. 1.1.) является предоставление из федерального бюджета субсидий на поддержку экономически значимых региональных программ по развитию мясного скотоводства.
В соответствии с Федеральным законом от 01.12.2014 N 384-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов и федеральной целевой программой "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2013 N 922, между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Самарской области (Высший исполнительный орган), заключено соглашение от 16.07.2015 N1129/20-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Самарской области в рамках целевой федеральной программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы" на 2015 год (далее - соглашение от 16.07.2015 N1129/20-с) (л.д.136-139, т.1).
Предметом соглашения от 16.07.2015 N 1129/20-с (п. 1.1.) является предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Самарской области по реализации мероприятий федеральной целевой программы "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России па 2014-2020 годы": строительство, реконструкция и техническое перевооружение мелиоративных систем общего и индивидуального пользования и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, принадлежащих им на праве собственности или переданных им в пользование в установленном порядке, за исключением затрат, связанных с проведением проектных и изыскательских работ и (или) подготовкой проектной документации в отношении указанных объектов.
В целях реализации мероприятий федеральной целевой программой "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года" утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 N 598, в соответствии с Федеральным законом от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.02.2016, между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Правительством Самарской области (Орган исполнительной власти), заключено соглашение от 04.04.2016 N 207/10-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (далее - соглашение от 04.04.2016 N 207/10-с) (л.д.3-10, т. 2).
Предметом соглашения от 04.04.2016 N 207/10-с (п. 1.1.) является предоставление субсидий из федерального бюджета на софинансирование расходных обязательств Самарской области по реализации мероприятий программы: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры; развитие сети плоскостных спортивных сооружений в сельской местности; развитие газификации в сельской местности; развитие водоснабжения в сельской местности; реализация проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку в сельской местности.
Такие соглашения являются основанием для предоставления субсидий из федерального бюджета, при этом в них конкретизируются условия предоставления субсидий, их размеры (в том числе за счет средств субъекта Российской Федерации), положения об ответственности сторон за неисполнение условий соглашений (использование, расходование субсидий), правил предоставления субсидий, и меры, предусмотренные бюджетным законодательством за нарушение положений бюджетного законодательства.
Таким образом, с учетом вышеуказанных положений БК РФ об обязательствах Российская Федерация и Самарская область в лице их государственных органов, заключая Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета и предусматривая в них конкретные суммы расходных обязательств за счет двух бюджетов, вытекающие из федерального закона о федеральном бюджете, распоряжений Правительства Российской Федерации о предоставлении субсидий, закона Самарской области об областном бюджете на соответствующие годы и региональной программы развития сельского хозяйства, одновременно приняли на себя публичные обязательства по осуществлению соответствующих расходов на выполнение мероприятий как федеральной программы, так и региональной программы, на софинансирование которой в соответствующей пропорции предоставляются субсидии из федерального бюджета.
В соответствии с соглашением высший исполнительный орган использует субсидии, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации в пределах годовых объемов субсидий, утвержденных Самарской областью.
Соглашением установлено обязательство высшего исполнительного органа о финансировании расходов по направлениям и в объемах, установленных в приложениях (т.е. расходные обязательства).
Соглашением также предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями соглашения.
Указанные выше условия соглашений в их совокупности предполагают, что в случае фактического сокращения расходных обязательств Самарской области, подлежащих исполнению в объемах, установленных соглашениями, предоставленные средства субсидий из федерального бюджета подлежат сокращению, а возникшие остатки субсидий по состоянию на 1 января текущего финансового года, подлежат возврату в федеральный бюджет. В случае невозврата остатков субсидий в федеральный бюджет, последние подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
В то же время указанные условия соглашений устанавливают принцип соблюдения долей между средствами субсидий и собственными средствами бюджета Самарской области при расходовании бюджетных средств, то есть принцип соблюдения пропорции между средствами двух бюджетов при софинансировании расходных обязательств Самарской области, который областью при осуществлении фактических расходов был нарушен.
При соблюдении указанных условий (пропорции) и, в случае сокращения общего объема расходов (за счет двух бюджетов) в результате, например, эффективного проведения торгов, такое сокращение расходов не может возникнуть только у бюджета области, оно возникает также и в отношении средств субсидии, предоставленной из федерального бюджета. При этом установленная соглашениями пропорция средств бюджетов, вытекающая из объемов принятых сторонами расходных обязательств, должна применяться к общему остатку неиспользованных бюджетных средств при осуществлении программных мероприятий.
Возникновение остатка средств только в средствах областного бюджета нарушает баланс интересов Российской Федерации, предоставившей субсидии, которые были израсходованы областью в полном объеме (фактически с перерасходом), а бюджетные средства области при этом незаконно сэкономлены в нарушение взятых расходных обязательств.
Соответственно при фактическом расходовании бюджетных средств как федерального, так и областного бюджетов, министерство не вправе в одностороннем порядке применять такие уровни софинансирования в обход условий соглашений и в целях оправдания получения остатков (экономии) средств областного бюджета.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что УФК по Самарской области обоснованно признало министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области нарушившим условия софинансирования при фактическом исполнении расходных обязательств Самарской области.
Таким образом, бюджетом Самарской области получена экономия средств, тогда как средства федерального бюджета израсходованы полностью. При этом министерство в отсутствие экономических оснований сократило расходные обязательства бюджета Самарской области за счет средств федерального бюджета и неосновательно получило экономию средств бюджета Самарской области за счет перерасхода средств федерального бюджета, предоставленных на исполнение расходных обязательств области, тем самым нарушив условия софинансирования, установленные правилами предоставления субсидий из федерального бюджета, утвержденными постановлениями Правительства Российской Федерации и соглашениями о предоставлении субсидий.
В данном случае нарушение условий софинансирования расходных обязательств, допущенное министерством, указывает на нарушение условий предоставления (расходования) средств субсидий из федерального бюджета.
Под нарушением условий предоставления субсидии понимается нарушение тех условий, которые были указаны в соглашениях о предоставлении субсидии. Причем такое нарушение возможно в ходе реализации соглашения о предоставления субсидии. Иным образом нарушить условия невозможно.
Следует также отметить, что целью предоставления межбюджетных трансфертов не является достижение субъектом РФ (получателем субсидии) экономии собственных средств за счет средств, выделенных из федерального бюджета.
Финансирование мероприятий государственных программ, на реализацию которых выделены средства субсидии, является расходным обязательством субъекта РФ, из федерального бюджета выделяются средства в качестве финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъекта.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что при финансировании соответствующих соглашений получатель бюджетных средств должен был обеспечить в соответствующем году такой уровень софинансирования (т.е. процентного соотношения средств федерального бюджета и средств регионального бюджета), какой был определен при принятии решения о предоставлении субсидии из федерального бюджета (при заключении соглашения).
Таким образом, министерство в рассматриваемом случае не исполнило свои расходные обязательства в полном объеме, как предусмотрено соглашениями.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые решения Управления Федерального казначейства по Самарской области о наличии оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения, выраженные в письмах Управления Федерального казначейства по Самарской области от 02 апреля 2018 года N 42-13-35/24-1905, от 20 апреля 2018 года N 42-13-35/24-1906, от 02 апреля 2018 года N 42-13-35/24-1904, Уведомления о применении бюджетных мер принуждения от 03 мая 2018 года N 07-04-04/09-8497, от 08 мая 2018 года N 07-04-04/09-8895, от 03 мая 2018 года N 07-04-04/09-8489, приказы Министерства финансов Российской Федерации о бесспорном взыскании суммы средств, представленных из федерального бюджета другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, платы за пользование ими и (или) пеней за несвоевременный возврат средств федерального бюджета от 05 июня 2018 года N 718, от 05 июня 2018 года N 704, от 05 июня 2018 года N 705 соответствуют действующему законодательству и не нарушают права заявителя в сфере экономической деятельности, что в соответствии со статьей 201 АПК РФ является основанием для отказа в удовлетворении требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что в правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а также в указанных соглашениях о предоставлении субсидий отсутствует норма о возврате субсидий в связи с невыполнением условий софинансирования, следовательно, отсутствуют правовые основания для применения статьи 306.8 БК РФ, суд апелляционной инстанции считает необоснованным, поскольку основан на неверном толковании норм права.
В соответствии с п. 1 ст. 306.1 БК РФ бюджетным нарушением признается совершенное в нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, и договоров (соглашений), на основании которых предоставляются средства из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, действие (бездействие) финансового органа, главного распорядителя бюджетных средств, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, за совершение которого главой 30 настоящего Кодекса предусмотрено применение бюджетных мер принуждения.
Статьей 306.2 БК РФ установлен перечень бюджетных мер принуждения, к которым относится и бесспорное взыскание суммы средств, предоставленных из одного бюджета бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ст. 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Таким образом, статья 306.8 БК РФ содержит как описание бюджетного нарушения, так и бюджетную меру принуждения, применяемую к нарушителю.
Тем самым отсутствие в правилах предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации либо в соглашениях о предоставлении субсидий отдельных норм, предусматривающих ответственность за нарушение условий предоставления субсидий, не может служить основанием не применения мер ответственности, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы Министерства сводятся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, и не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта. Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 февраля 2019 года по делу N А55-20597/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
Е.Г. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.