город Томск |
|
13 мая 2019 г. |
Дело N А45-46946/2018 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сухотиной В.М.,
рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Великолукский локомотивовагоноремонтный завод" (N 07АП-2922/19) на решение от 01.03.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-46946/2018 (судья Цыбина А.В.) по иску акционерного общества "Первая Грузовая Компания" (ОГРН 1137746982856, ИНН 7725806898, 105066, г. Москва, ул. Новорязанская, д. 24) к обществу с ограниченной ответственностью "Великолукский локомотивовагоноремонтный завод" (ОГРН 1066025033788, ИНН 6025027679, 182113, Псковская область, г. Великие Луки, пр-т Октябрьский, 117) о взыскании 28 283,91 руб.
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Первая Грузовая Компания" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Великолукский локомотивовагоноремонтный завод" о взыскании 28 283 рублей 91 копейки, составляющих стоимость расходов по устранению дефектов вагона.
Решением от 01.03.2019 Арбитражного суда Новосибирской области исковые требования удовлетворены.
Ответчик в апелляционной жалобе просит решение отменить, принять новое решение. Полагает, что суммы подлежащих к предъявлению расходов с учетом наличия технологических и эксплуатационных причин отцепки в любом случае не могут быть больше 50% от сумм фактически понесенных расходов на проведение работ, представленные документы не подтверждают вину ответчика, не был исследован акт взвешивания вагона, подтверждающий отсутствие перегруза, вагон после проведения ремонта соответствовал всем требованиям, технологическая составляющая отцепки вагона судом не учитывалась, требование о взыскании стоимости контрольных и регламентных работ удовлетворению не подлежит.
Истец в отзыве просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, 07.05.2015 истцом (заказчик) и ответчиком (подрядчик) заключён договор N АО-ДД/В-80/15 (далее - договор подряда), согласно которому заказчик поручил и обязался оплатить, а подрядчик принял на себя обязательства производить работы по капитальному и деповскому ремонту грузовых вагонов, принадлежащих заказчику, в соответствии с письменными заявками (Приложение N 1).
Пунктом 5.1.1 договора подряда установлено, что подрядчик обязан производить ремонт грузовых вагонов в соответствии с требованиями руководящего документа "Грузовые вагоны железных дорог колеи 1520 мм. Руководство по деповскому ремонту", утверждённому на 54-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 18-19 мая 2011 года, далее - Руководство по деповскому ремонту грузовых вагонов), "Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию колёсных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колем 1520(1524 мм)", утверждённого Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества (протокол от 16-17 октября 2012 года), и Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утверждённых Минтрансом России от 21.12.2010 N 286, и иными действующими нормативными актами и документами Минтранса России и ОАО "РЖД" с использованием собственных материалов и запасных частей, а также запасных частей заказчика, образующихся в процессе ремонта вагонов.
Согласно пункту 1.1. Руководства по деповскому ремонту грузовых вагонов требования настоящего Руководства являются обязательными при проведении деповского ремонту грузовых вагонов колеи 1520 мм для всех предприятий независимо от форм собственности.
В соответствии с пунктом 4.13. Руководства по деповскому ремонту грузовых вагонов, при выпуске из ремонта все ответственные узлы вагона - колёсные пары, детали тележек, автосцепное устройство, тормозное оборудование, отремонтированные детали рам кузовов и котлов цистерн, должны иметь соответствующие клейма, знаки и надписи, указывающие место и дату изготовления, ремонта и испытания.
Согласно пункту 4.14. Руководства по деповскому ремонту грузовых вагонов, детали вагонов испытываются на растяжение и подвергаются неразрушающему контролю в соответствии с требованиями нормативных документов, указанных в разделе 3 данного Руководства.
В соответствии с пунктом 16.6. Руководства по деповскому ремонту, узлы вагона, оборудование, детали и приборы, подвергающиеся испытаниям и проверкам. Контролю подвергаются: буксовый узел, колёсные пары, тележки, автосцепное устройство, тормозное оборудование, рама, кузов, в том числе крыша вагона, двери, каркас кузова, котёл цистерны, крышки люков полувагонов и другие загрузочные, разгрузочные устройства вагонов, наружное и внутреннее оборудование специальных вагонов, приспособления для навешивания запорно-пломбированных устройств.
Согласно пункту 16.9. Руководства по деповскому ремонту, на каждый отремонтированный вагон составляют уведомление формы ВУ-36-М, который подписывают начальник депо (заместитель или старший мастер) и приемщик вагонов. При этом, согласно пункту 16.10. указанного Руководства начальники вагоноремонтных предприятий, их заместители, несут ответственность за качество ремонта вагонов, а, следовательно, ответственность несёт соответствующее вагоноремонтное депо, и непосредственно - ответчик, чьё подразделение производило деповской ремонт грузовых вагонов истца.
В соответствии с пунктами 18.1. и 18.2. Руководства по деповскому ремонту грузовых вагонов, вагонные депо, производящие деповской ремонт вагонов несут ответственность за качественный ремонт узлов и деталей, исправную работу вагона и его узлов до следующего планового ремонта, считая от даты выписки уведомления об окончании ремонта вагонов формы ВУ-36 при соблюдении правил эксплуатации вагонов.
На вагоны, зарегистрированные в АБД ПВ в ИВЦ ЖА, после выпуска из ремонта установленным порядком передаётся сообщение 1354, в котором содержится информация о выполненном ремонте и модернизациях вагона, и сообщение 4634 о комплектности вагона.
На детали и узлы вагона, не выдерживающие срок гарантии, оформляется акт-рекламация формы ВУ-41.
Следовательно, при проведении плановых видов ремонта вагоноремонтное депо обязано провести проверку каждого элемента, детали вагонов. Депо подрядчика (ответчика) гарантирует, что вагон с установленными на нём деталями (элементов узла/ов деталей) и состоянии после проведённого планового вида ремонта, отработает до следующего планового вида ремонта без сбоев (без технологических неисправностей).
В силу статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре или определенными обычно предъявляемыми требованиями, и в пределах разумного срока быть пригодным для установленного договором использования, а если такое использование договором не предусмотрено, для обычного использования результата работы такого рода.
В случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота, согласно пункту 1 статьи 722 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 6.2. договора подряда, гарантийный срок на выполненные работы по деповскому ремонту грузовых вагонов устанавливается до проведения следующего планового вида ремонта, но не позднее сроков, установленных Положением о системе технического обслуживания и ремонта грузовых вагонов, допущенных в обращение на железнодорожные пути общего пользования в международном сообщении (утверждено Советом по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества протокол от 16-17.10.2012 N 57), начиная от даты оформления уведомления о приёмке грузовых вагонов из ремонта формы ВУ-36-М.
Пункты 6.3.1, 6.4.2 договора подряда предусматривают обязанность подрядчика возместить заказчику все документально подтверждённые расходы, в том числе, связанные с оплатой провозных платежей в ремонт и из ремонта, оплатой за выполненные работы по устранению дефектов, возникших вследствие некачественно выполненных работ в течение гарантийного срока, и за детали, установленные на вагон взамен забракованных и не подлежащих ремонту, а также расходы, связанные с подачей-уборкой вагонов на ремонтные позиции, контрольно-регламентными работами и оформлением рекламационных документов.
К контрольным и регламентным операциям относятся работы, задачей которых является проверка работоспособности отремонтированных и/или заменённых при текущем отцепочном ремонте (ТР-2) деталей и/или элементов узла/ов деталей в комплексной работе грузового вагона целиком. Стоимость указанных работ относится к расходам истца, подлежащим возмещению ответчиком, и является убытками истца. Позиция суда по отнесению стоимости контрольных и регламентных работ к убыткам истца (заказчика) подтверждается правоприменительной практикой (например, протокол N 9 от 17.04.2015 заседания Научно-консультативного совета при Арбитражном суде Московского округа, определение Верховного Суда Российской Федерации от 07.08.2015 N 305-ЭС15-2566).
В соответствии с договором подряда депо подрядчика произвело деповской ремонт грузовых вагонов заказчика N N 56736325, 52703493, 52688459, 52147659, что подтверждается справками о выполненных ремонтах вагонов.
Указанные выше вагоны в течение гарантийного срока были отцеплены в текущий отцепочный ремонт по причине обнаружения технологических неисправностей (вагон N 56736325 - неисправность поглощающего аппарата, код 348, вагоны NN 52703493, 52688459, 52147659 - излом пружин, код 214).
Актами-рекламациями виновным предприятием в обнаруженных дефектах признан ответчик. Обнаруженные дефекты устранены истцом в ОАО "РЖД" на основании договора от 22.11.2017 N ТОР-ЦДИЦВ/83/АО-ДД/В-760/17.
Согласно актам выполненных работ, платёжным поручениям стоимость выполненных работ по ремонту вагонов собственности истца составила 28 283 рубля 91 копейку.
Истцом в адрес ответчика по данным случаям направлены претензии о возмещении понесённых расходов с приложением документов, подтверждающих виновность в возникновении выявленных неисправностей вагонов структурных подразделений ответчика. Претензии истца оставлены ответчиком без удовлетворения.
Рекламационно-претензионная работа осуществлена истцом в соответствии с Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы от 14.03.2014 (далее - регламент), Временным регламентом ведения рекламационно-претензионной работы N 1085/ЦДИ-2011 (далее - временный регламент), а также в соответствии с договором от 01.04.2013. Согласно пункту 4.1. регламента, пункту 4.6. временного регламента и раздела 6 договора претензии оформляются на основании рекламационных материалов, определяющих виновного в допущенном браке. К претензии должен прилагаться рекламационный акт формы ВУ-41-М и копии документов, в том числе акт о выполненных работах, расчётно-дефектная ведомость, счёт-фактура, платёжное поручение и счёт.
Стороны согласовали применение указанных регламентов и предоставили вагонным эксплуатационным подразделениям ОАО "РЖД" право установления технологических дефектов и виновное предприятие в выявленных дефектах.
Ссылка на регламент (регламенты), в соответствии с которым проводится расследования случаев причин отцепки вагонов и ведение рекламационной работы, также содержится в п. 6.3. договора подряда.
Указанными регламентами установлено оформление акта-рекламации, которые и были оформлены по дефектным вагонам по факту выявленных дефектов деповского ремонта (данные актов-рекламаций отражены в расчёте размера искового требования).
Согласно приложенным к исковому заявлению актам-рекламациям виновным в технологических неисправностях указан подрядчик (ответчик).
Иное из материалов дела не следует.
В соответствии с Указанием МПС России от 13.10.1998 N Б-1190у "Об изменении учётных и отчётных форм по вагонному хозяйству" (далее - Указания МПС России) рекламационный акт формы ВУ-41 составляется на вагоны всех типов, допущенные к обращению на сети железных дорог России, их узлы и детали, не выдержавшие гарантийного срока после изготовления, ремонта, модернизации произведенные предприятиями различных форм собственности, государственной принадлежности и ведомственной подчинённости, имеющими право на производство вышеперечисленных работ.
В соответствии с пунктом 2.15 приложения 8 к Указаниям МПС России предприятие, признанное виновным в причинах пояснения дефектов, указывается на оборотной стороне рекламационного акта формы ВУ-41.
Таким образом, рекламационный акт формы ВУ-41 является достаточным доказательством выявленной (установленной) неисправности (дефекта) и определения причин его возникновения учитывая, с учётом того, что рекламационный акт формы ВУ-41 составляется работниками ОАО "РЖД", которые в силу статьи 20 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта" и пункта 3.2. Приказа МПС России от 18.06.2003 N 26, определяют техническую пригодность вагонов к перевозке.
Из представленных ответчиком доказательств в обоснование возражений по иску, не следует, что в пределах гарантийного срока имеются основания для освобождения его от ответственности за некачественно выполненный ремонт вагонов.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не имеется.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на истца.
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 01.03.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-46946/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Великолукский локомотивовагоноремонтный завод" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Судья |
В.М. Сухотина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.