город Томск |
|
13 мая 2019 г. |
Дело N А45-46347/2018 |
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Хайкиной С.Н., рассмотрел апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Бердске Новосибирской области (N 07АП-3149/2019) на решение от 28.02.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-46347/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Пахомова Ю.А.), по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Бердске Новосибирской области (633010, Новосибирская обл., г. Бердск, ул. Островского, д. 66, ИНН 5445112445, ОГРН 1025404722485) к обществу с ограниченной ответственностью "Евротрейд" (633004, Новосибирская обл., г. Бердск, ул. Химзаводская 11/35 здание гаража (1ОЧ) литера А этажность 2, ИНН 5445013941, ОГРН 1125483002941) о взыскании финансовых санкций за сентябрь, октябрь 2017 года в размере 4 500 руб.,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Бердске Новосибирской области (далее - Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Евротрейд" (далее - Общество) о взыскании 4 500 рублей финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ), за отчетные периоды - за сентябрь и октябрь 2017 года.
Настоящее дело в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением от 18.02.2019 Арбитражного суда Новосибирской области принятым в виде резолютивной части в порядке части 1 статьи 229 АПК РФ в удовлетворении заявленных требований отказано.
Мотивированное решение в соответствии с частью 2 статьи 229 АПК РФ составлено судом первой инстанции 28.02.2019 по заявлению Пенсионного фонда.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Общество, ссылаясь на статьи 11, 17 Федерального закона N 27-ФЗ, указывает на то, что Обществом не исполнена в установленный законом срок обязанность в части представления сведений о застрахованных лицах за отчетные периоды сентябрь и октябрь 2017 года, факт нарушения сроков представления отчетности по форме СЗВ-М страхователем не оспаривался, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права (применен закон, не подлежащий применению), а именно норма Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), устанавливающая сроки для обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке, имеются ссылки на Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), утративший силу с 01.01.2017.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ, пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что 01.02.2018 Общество представило по телекоммуникационным каналам связи сведения по форме СЗВ-М тип "исходная" за сентябрь 2017 года на 5 застрахованных лиц и октябрь 2017 года - на 4 застрахованных лиц, то есть с нарушением срока представления отчетности по форме СЗВ-М за указанные отчетные периоды.
Пенсионным фондом по данным фактам нарушения законодательства 02.02.2018 составлены Акты о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N N 064S18180001482, 064S18180001498.
По результатам рассмотрения указанных актов и материалов проверок, Пенсионным фондом вынесены решения от 13.03.2018 N N 064S19180003738, 064S19180003739, о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в общей сумме 4500 рублей (9 застрахованных лиц: 2500 рублей - сентябрь 2017 года, 2000 рублей - октябрь 2017 года).
Обществу выставлены требования от 16.04.2018 N N 064S01180016814, 064S01180016815 об уплате финансовых санкций в срок до 11.05.2018.
В связи с неисполнением Обществом указанных требований добровольно в установленный в них срок, 14.11.2018 Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением от 19.11.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-41959/2018 Пенсионному фонду отказано в выдаче судебного приказа.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд с соответствующим заявлением о взыскании сумм финансовых санкций.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил того, что Пенсионным фондом пропущен срок обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций, в том числе при первоначальном обращении в суд с заявлением о выдаче судебного приказа (дело N А45-41959/2018), и отсутствуют уважительные причины для его восстановления.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), статьей 1 Федерального закона N 27-ФЗ, Общество является страхователем в сфере обязательного пенсионного страхования.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 14 Федерального закона N 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В соответствии с преамбулой Федерального закона N 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона N 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона N 27-ФЗ) представления таких сведений.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Статьей 16 Федерального закона N 27-ФЗ установлена обязанность органов Пенсионного фонда Российской Федерации осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Сведения о застрахованных лицах направляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах" (далее - Постановление N 83п).
Согласно Постановлению N 83п в разделе 3 "Тип формы" указывается один из предлагаемых кодов: "исходная", "дополняющая", "отменяющая".
В соответствии с частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ (в редакции, действующей в спорный период) за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Вместе с тем, названным Федеральным законом не урегулирован порядок взыскания финансовых санкций органами Пенсионного фонда, в том числе в статье 17 Федерального закона N 27-ФЗ не установлены сроки для обращения в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций.
Частью 3 статьи 2 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) определено, что с 01.01.2017 правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из анализа перечисленных норм права следует, что к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций, предусмотренных Федеральным законом N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ), подлежат применению сроки, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пунктом 3 статьи 46 НК РФ предусмотрено, что налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, а также пеней, штрафа в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
В соответствии с пунктом 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 НК РФ, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения Общества к ответственности по части 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ послужил вывод Пенсионного фонда о непредставлении страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ, за отчётные периоды - сентябрь и октябрь 2017 года.
С учетом пункта 2.2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ срок представления сведений о застрахованных лицах за отчетный период - сентябрь 2017 года - не позднее 16 октября 2017 года, за отчетный период - октябрь 2017 года - не позднее 15 ноября 2017 года
Судом установлено, материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что Общество первоначально представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М тип "исходная" за сентябрь и октябрь 2017 года в нарушением установленного законом срока, следовательно, у Пенсионного фонда имелись основания для привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, и принятия решений от 13.03.2018 NN 064S19180003738, 064S19180003739.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что требования об уплате финансовых санкций N N 064S01180016814, 064S01180016815 были выставлены страхователю от 16.04.2018 с указанием срока уплаты до 11.05.2018, следовательно, с заявлением о взыскании финансовых санкций Пенсионный фонд мог обратиться в арбитражный суд не позднее 12.11.2018 (с учетом выходных дней).
Вместе с тем, первоначально с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Общества финансовых санкций в размере 4500 рублей Пенсионный фонд обратился в арбитражный суд в рамках дела N А45-41959/2018 посредством электронного сервиса подачи документов "Мой арбитр" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет 14.11.2018, что подтверждается информацией о документе дела, размещенной в сервисе подачи документов "Мой арбитр", то есть с нарушением шестимесячного срока для обращения в суд, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 АПК РФ.
Определением от 19.11.2018 по делу N А45-41959/2018 Арбитражный суд Новосибирской области отказал в принятии заявления о выдаче судебного приказа в связи с тем, что Пенсионным фондом пропущен шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании штрафа по требованиям от 16.04.2018 NN 064S01180016814, 064S01180016815 и требования не являются бесспорными.
С настоящим заявлением в арбитражный суд Пенсионный фонд обратился в рамках рассматриваемого дела N А45-46347/2018 - 18.12.2018, что подтверждается информацией о документе дела, размещенной в сервисе подачи документов "Мой арбитр", то есть также с пропуском шестимесячного срока, установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ.
Доказательств более раннего обращения Пенсионного фонда в арбитражный суд материалы дела не содержат и последним не представлено.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу, что процессуальный срок для обращения в суд с требованиями о взыскании финансовых санкций (за спорный период - сентябрь, октябрь 2017 года) Пенсионным фондом пропущен.
В силу части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных АПК РФ или иным федеральным законом либо арбитражным судом.
Суд первой инстанции, рассмотрев ходатайство Пенсионного фонда о восстановлении срока на обращение в суд и приведенные в его обоснование доводы, руководствуясь частью 2 статьи 117 АПК РФ, установил, что обстоятельства уважительности причин пропуска срока подачи заявления о взыскании штрафных санкций не мотивированы и документально не подтверждены, в том числе доказательства невозможности своевременного обращения в суд с заявлением на взыскание финансовых санкций не представлены, и пришел к выводу о том, что Пенсионным фондом не приведено достаточных оснований (уважительных причин) для восстановления пропущенного срока подачи заявления о взыскании с Общества штрафных санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах за спорные отчетные периоды (сентябрь, октябрь 2017 года, и отказал в удовлетворении ходатайства о восстановлении срока для взыскания финансовых санкций.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что Пенсионный фонд имел реальную возможность обратиться в арбитражный суд в пределах установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ шестимесячного срока, то есть до 12.11.2018.
Доказательств уважительности причин пропуска срока на обращение в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа (дело N А45-41959/2018 и с исковым заявлением (дело N А45-46347/2018) Пенсионным фондом в суд первой и апелляционной инстанций не представлено.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции, установив отсутствие оснований для восстановления срока обращения в суд, правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права (применен закон, не подлежащий применению), а именно норма НК РФ, устанавливающая сроки для обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке, в решении суда имеются ссылки на Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), утративший силу с 01.01.2017, отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям, поскольку на правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, включая правоотношения по индивидуальному (персонифицированному) учету (Федеральный закон N 27-ФЗ) в части применения мер ответственности, распространяется законодательство о налогах и сборах, в том числе положения определяющие порядок и сроки взыскания штрафа.
Поскольку статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ установлен обязательный судебный порядок взыскания штрафа, то в силу положений статьи 1 Федерального закона N 27-ФЗ, статьи 2 Федерального закона N 167-ФЗ и аналогии закона, к правоотношениям по взысканию штрафа по индивидуальному учету подлежит применению шестимесячный срок, установленный положениями пункта 3 статьи 46 и пункта 1 статьи 115 НК РФ для взыскания в судебном порядке спорной задолженности после истечения срока исполнения требования об уплате спорной финансовой санкции.
В этой связи, доводы заявителя апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства, не опровергают выводы суда первой инстанции.
Нормы материального права применены судом первой инстанции по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, исследованным в соответствии с требованиями, определенными статьями 65, 71 АПК РФ.
В связи с изложенным, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
постановил:
решение от 28.02.2019 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-46347/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Бердске Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Н. Хайкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.