город Омск |
|
13 мая 2019 г. |
Дело N А46-21181/2018 |
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Шиндлер Н.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2083/2019) Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 06.02.2019 по делу N А46-21181/2018 (судья Ярковой С.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" (ИНН 55032480339, ОГРН 1145543005442) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 14.11.2018 N 1605/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Омская энергосбытовая компания" (далее по тексту - заявитель, общество, ООО "ОЭК") обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Омской области, заинтересованное лицо, административный орган, Управление) от 14.11.2018 N 1605/2018, которым признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Омской области от 06.02.2019 по делу N А46-21181/2018 требования ООО "ОЭК" удовлетворены. Признано незаконным и подлежащим отмене постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области от 14.11.2018 N 1605/2018 о признании ООО "ОЭК" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление Роспотребнадзора по Омской области обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы административный орган ссылается на то, что при начислении обществом платы за коммунальную услугу (отопление) за период с января по декабрь 2017 года потребитель был введен в заблуждение относительно стоимости услуги. Так, ООО "ОЭК" при начислении платы за указанный период использовалась площадь жилых помещений 10 997,00 м2, площадь нежилых помещений - 701,20 м2 и 769,30 м2, в то время как, согласно справке ГП "Омский центр ТИЗ" N 654027 от 11.08.2015, в которой отмечено в акте проверки, площадь жилых помещений составляет - 10998,3 м2, площадь нежилых помещений - 869,1 м2. Податель жалобы указывает, что с учетом того, что ООО "ОЭК" в соответствии с пунктом 2.3.1 агентского договора N 11.101.103.14 от 24.03.2014, заключенного между ООО "ОЭК" с МП г. Омска "Тепловая компания", Агент имеет право самостоятельно истребовать и получать от потребителей и от третьих лиц информацию и документы (их копии), необходимые для правильного начисления предъявляемых к оплате сумм, то ООО "ОЭК" было обязано истребовать достоверные сведения и руководствоваться ими при расчетах.
Управление Роспотребнадзора по Омской области полагает, что состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ, указывает на обязательное нарушение материальных прав потребителей, которое выражается, в данном случае, в преднамеренном введении потребителя в заблуждение о стоимости услуги, выставлении большей суммы, чем требовалось и оплате потребителем этой суммы. Относительно дела N А46-12117/2018 Управление указывает, что в указанном деле в материалы дела не были представлены сведения об оплате потребителями выставляемых обществом квитанций.
Согласно пункту 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" арбитражный суд апелляционной инстанции после принятия апелляционной жалобы на решение суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, устанавливает разумный срок для представления отзыва на апелляционную жалобу и принимает постановление по итогам рассмотрения данной жалобы только после истечения указанного срока, но не позднее двух месяцев со дня ее поступления вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции (статьи 261, 262, 267, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ)).
Определением о принятии апелляционной жалобы к производству от 11.03.2019 лицам, участвующим в деле, было предложено представить в канцелярию суда отзыв на апелляционную жалобу и доказательства его направления другим участникам арбитражного процесса в срок до 05.04.2019.
Оспаривая доводы апелляционной жалобы, ООО "ОЭК" представило отзыв, согласно которым просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, решение - без изменения.
Информация о рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьей 121 АПК РФ, размещена на сайте суда в сети Интернет.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 47 постановления от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве", апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, установил следующие обстоятельства.
02.10.2018 в 15 час. 00 мин. в Управлении Роспотребнадзора по Омской области при рассмотрении материала внеплановой документарной проверки (акт проверки N 02-03-38/163 от 22.05.2018), представленного Государственной жилищной инспекцией Омской области, в отношении ООО "ОЭК" установлено: в период с января по декабрь 2017 года при начислении платы за коммунальную услугу (отопление) ООО "ОЭК" собственнику квартиры по адресу: г. Омск, ул. Комарова, д. 17/1, кв. 83 осуществляется с нарушением требований пункт 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354, в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
ООО "ОЭК" при начислении в указанный период плата за отопление собственнику квартиры по адресу: г. Омск, ул. Комарова, д. 17/1, кв. 83 используется площадь жилых помещений 10 997,00 м2, площадь нежилых помещений - 701,20 м2 и 769,30 м2.
Однако, согласно справке ГП "Омский центр ТИЗ" N 654027 от 11.08.2015, в которой отмечено в акте проверки, площадь жилых помещений составляет - 10998,3 м2, площадь нежилых помещений - 869,1 м2.
По результатам проверки в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, на основании которого 14.11.2018 принято оспариваемое постановление о привлечении его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Не соглашаясь с означенным постановлением, полагая, что оно не соответствует закону, нарушает его права и интересы, заявитель обратился в Арбитражный суд Омской области с настоящим заявлением.
06.02.2019 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для его отмены, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ предусмотрено, что обмеривание, обвешивание или обсчет потребителей при реализации товара (работы, услуги) либо иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения в области защиты прав потребителей. Отношения в этой области регулируются Законом "О защите прав потребителей", Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, для квалификации действий по части 1 статьи 14.7 КоАП РФ административный орган должен установить факт обмана потребителей, выразившегося в одной или нескольких конкретных формах, предусмотренных указанной выше нормой, или в любой иной форме преднамеренного введения другого лица в заблуждение.
Предусмотренное этой нормой правонарушение посягает на установленные законом права, законные интересы и гарантии прав потребителей.
Под потребителем в силу Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В соответствии со статьей 8 Закона N 2300-1 потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах).
Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 10 Закона N 2300-1)
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер (далее - ЖК РФ) платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:
1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;
2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Согласно пункту 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в платежном документе указываются, в том числе:
а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике (собственниках) помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов - сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);
б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов;
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
д) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
е) общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения);
ж) сведения о размере перерасчета (доначисления или уменьшения) платы за коммунальные услуги с указанием оснований;
з) сведения о размере задолженности потребителя перед исполнителем за предыдущие расчетные периоды;
л) другие сведения, подлежащие в соответствии с настоящими Правилами, нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, включению в платежные документы.
Из материалов дела следует, что согласно справке ГП "Омский центр ТИЗ" N 654027 от 11.08.2015, площадь жилых помещений составляет - 10998,3 м2, площадь нежилых помещений - 869,1 м2, следовательно, плата за коммунальную услугу (отопление) за период с января по декабрь 2017 года должна применяться исходя из указанных данных.
Учитывая изложенные обстоятельства, административный орган пришел к выводу, что ООО "ОЭК" при начислении платы за коммунальную услугу (отопление), предоставляло собственникам многоквартирного жилого дома по адресу: г. Омск, ул. Комарова, д. 17/1, кв. 83, неполную и недостоверную информацию об оказываемых услугах и их стоимости, ввиду чего, общество привлечено к административной ответственности предусмотренной частью 1 статьи 14.7 КоАП РФ.
Апелляционная коллегия, поддерживая выводы суда первой инстанции о ненадлежащей квалификации совершенного правонарушения, исходит из следующего.
Для квалификации действий по части 1 статьи 14.7 КоАП РФ административный орган должен установить факт обмана потребителей, выразившегося в одной или нескольких конкретных формах, или в любой иной форме преднамеренного введения другого лица в заблуждение.
Таким образом, квалификация по части 1 статьи 14.7 КоАП РФ предполагает наличие умысла.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы подателя жалобы о фактической уплате неверной стоимости ресурса, как не имеющий правового значения.
Из пояснений общества следует, что ООО "ОЭК" при расчетах руководствовалось данными, представленными МП г. Омска "Тепловая компания".
В соответствии со статьями 8, 10 Закона N 2300-1 изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации, а в силу пункта 69 Правил N 354 в платежном документе должны быть указаны:
объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами;
общий объем каждого вида коммунальных услуг на общедомовые нужды, предоставленный в многоквартирном доме в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, за расчетный период, показания коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего вида коммунального ресурса, суммарный объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных во всех жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, объем каждого вида коммунального ресурса, использованного исполнителем за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения).
По убеждению суда апелляционной инстанции, ООО "ОЭК" при начислении платы за коммунальную услугу (отопление) предоставляло собственникам многоквартирного жилого дома недостоверную информацию об объеме оказанной услуги и размере платы за нее, то есть недостоверную информацию о реализуемой услуге, ответственность за что прямо предусмотрена частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ (аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2018 N 303-АД18-5354 по делу N А37-2084/2017).
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование общества, признав незаконным и отменив оспариваемое постановление административного органа. Апелляционная жалоба Управления при таких обстоятельствах удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 270 АПК РФ и являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ, частью 5 статьи 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается, вопрос о ее взыскании не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 06.02.2019 по делу N А46-21181/2018 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.