г. Пермь |
|
14 мая 2019 г. |
Дело N А60-70225/2018 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Ивановой Н.А.,
без вызова лиц, участвующих в деле, и без проведения судебного заседания
рассмотрев апелляционную жалобу
ответчика, Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14.02.2019,
принятое судьей Пшеничниковой И.В. путем подписания резолютивной части,
по делу N А60-70225/2018,
рассмотренному в порядке упрощенного производства,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Нижнеисетская Управляющая Компания" (ОГРН 1146686002100, ИНН 6686041464)
к Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (ОГРН 1096670022107, ИНН 6670262066)
о взыскании платы за содержание общего имущества многоквартирных домов, законной неустойки,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Нижнеисетская" (истец) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Российской Федерации в лице территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (далее - ответчик, территориальное управление) о взыскании 298 234 руб. 03 коп. платы за содержание общего имущества многоквартирных домов, находящихся по адресу: город Екатеринбург, улица Бородина, 24, улица Грибоедова, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 27, 28, 29, за период с ноября 2017 года по май 2018 года, а также 41 683 руб. 62 коп. законной неустойки, начисленной за период с 11.12.2017 по 06.12.2018.
Иск принят к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением суда первой инстанции от 14.02.2019, принятым путем подписания резолютивной части, иск удовлетворен.
Ответчик с данным решением не согласился и обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих доводов указывает, что доказательства принятия собственниками многоквартирных домов решения об установлении размера платы за содержание общего имущества в материалы дела не представлены, соответственно, применение тарифа, использованного в расчете, не обоснованно; истцом не доказано, что услуги по содержанию фактически предоставлялись, сметы, договоры, акты выполненных работ в материалах дела отсутствуют.
Истцом не представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Нижнеисетская" является управляющей организацией, осуществляющей функции управления многоквартирными жилыми домами, расположенными по следующим адресам: город Екатеринбург, улица Бородина, 24, улица Грибоедова, 18, 19, 21, 22, 23, 24, 27, 28, 29.
В указанных многоквартирных домах расположены защитные сооружения - убежища (противорадиационного укрытия), а именно: в доме по улице Бородина, 24 - помещение площадью 110 кв. м, в доме по улице Грибоедова, 18 - помещения площадью 87,40 кв. м и 87,40 кв. м, в доме по улице Грибоедова, 19 - помещения площадью 98 кв. м и 75 кв. м, в доме по улице Грибоедова, 21 - помещения площадью 86 кв. м и 85 кв. м, в доме по улице Грибоедова, 22 - помещения площадью 147,60 кв. м и 94,30 кв. м, в доме по улице Грибоедова, 23 - помещение площадью 126,50 кв. м, в доме по улице Грибоедова, 24 - помещение площадью 76,70 кв. м, в доме по улице Грибоедова, 27 - помещение площадью 94 кв. м, в доме по улице Грибоедова, 28 - помещение площадью 105 кв. м, в доме по улице Грибоедова, 29 - помещение площадью 103,20 кв. м.
Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность" установлено, что объекты гражданской обороны отнесены исключительно к федеральной собственности и не подлежат приватизации.
Полномочия собственника в отношении имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации, осуществляет Росимущество (пункт 5.2 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 432 от 05.06.2008), его функции в Свердловской области осуществляет территориальное управление.
ООО "Нижнеисетская", осуществляя функции управляющей организации, в спорные периоды оказало ответчику услуги по содержанию общего имущества указанных многоквартирных домов, задолженность по оплате которых составляет 298 234 руб. 03 коп.
Расчет на содержание произведен исходя из площади соответствующих объектов гражданской обороны и тарифов, утвержденных постановлением Администрации города Екатеринбурга от 22.06.2017 N 1091.
Направленная управляющей организацией территориальному управлению претензия, содержащая требование о погашении задолженности, оставлена последним без удовлетворения.
Ссылаясь на наличие у ответчика задолженности за оказанные услуги по содержанию общего имущества многоквартирных домов в заявленном размере, ООО "Нижнеисетская" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемом иском, в том числе с требованием о взыскании законной неустойки.
Признав заявленные требования обоснованными, суд первой инстанции удовлетворил иск.
Исследовав материалы дела, поверив доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным ввиду следующего.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме.
В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Согласно положениям статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Данные расходы состоят, в том числе, из расходов на текущий и капитальный ремонт общего имущества жилого дома, общих коммуникаций, технических устройств.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. При этом, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (пункты 1, 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, регулируются правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - правила N 491).
Согласно пункту 11 правил N 491 содержание общего имущества включает в себя (в том числе) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; д) сбор и вывоз жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; д(1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности; д(2)) работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктами 28, 30 правил N 491 размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, исходя из положений статей 249, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации у собственника помещения, независимо от того, является ли это помещение жилым или нежилым, в силу закона возникает гражданско-правовое денежное обязательство по оплате содержания и ремонта общего имущества дома тому лицу, которое эти услуги осуществляет. Участие каждого участника общей долевой собственности в расходах по содержанию имущества в соответствии с его долей является следствием самого права собственности и не зависит от порядка пользования общим имуществом. Ограничение обязанностей собственников нежилых помещений по содержанию общего имущества противоречило бы общему смыслу гражданского законодательства о равенстве участников регулируемых отношений (статья 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Договорные отношения между истцом и ответчиком на обслуживание перечисленных домов отсутствуют.
Между тем с учетом вышеизложенных норм права обязательство собственника нежилых помещений по оплате расходов по содержанию общего имущества возникает в силу закона и не обусловлено наличием договорных взаимоотношений с управляющей компанией.
Ввиду отсутствия соответствующего решения общего собрания собственников помещений многоквартирных жилых домов, истец, руководствуясь частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, стоимость услуг по содержанию общего имущества рассчитал путем умножения площади принадлежащих Российской Федерации помещений на ставки платы, установленные органом местного самоуправления (постановление Администрации города Екатеринбурга от 22.06.2017 N 1091).
Таким образом, вопреки доводу ответчика, применение тарифа, использованного в расчете, является обоснованным.
Представленный истцом расчет задолженности по оплате оказанных услуг по содержанию общего имущества спорных многоквартирных домов за период с ноября 2017 года по май 2018 года проверен судами первой и апелляционной инстанций и признан верным, соответствующим требованиям действующего законодательства, нормам Гражданского и Жилищного кодексов Российской Федерации.
Этот расчет ответчиком не опровергнут, контррасчет им не представлен (часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку доказательств внесения соответствующей платы за оказанные в спорный период услуг ответчиком не представлено, суд первой инстанции сделал правомерный вывод об обоснованности заявленного истцом требования.
При этом обстоятельства выполнения истцом ремонтных и иных работ по содержанию многоквартирных домов, их объем и стоимость не требуют дополнительного доказывания со стороны истца, поскольку данные обстоятельства не входят в предмет доказывания по настоящему делу, с учетом того, что истец просит взыскать с ответчика не убытки в виде произведенных им расходов, а плату за содержание общего имущества дома, которую ответчик как собственник помещений в многоквартирных домах обязан уплачивать на основании статей 39, 153, 154, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации по утвержденным тарифам.
С учетом изложенного соответствующий довод апелляционной жалобы также отклонен.
В соответствии с частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается (часть 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Расчет пеней на сумму 41 683 руб. 62 коп., сделанный истцом за период с 11.12.2017 по 06.12.2018, является верным.
Поскольку доказательств внесения соответствующей платы за оказанные в спорный период услуги ответчиком не представлено, им допущено нарушение установленного срока оплаты услуги по содержанию общего имущества спорных многоквартирных домов, суд первой инстанции правомерно удовлетворил иск и в части взыскания неустойки.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, решение арбитражного суда от 14.02.2019 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 266, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 февраля 2019 года по делу N А60-70225/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.