город Омск |
|
13 мая 2019 г. |
Дело N А46-1228/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 мая 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-3432/2019) Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" на решение Арбитражного суда Омской области от 27.02.2019 по делу N А46-1228/2019 (судья Пермяков В.В.), принятое по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области (ИНН 5503082200, ОГРН 1045504018570) к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (ИНН 7724261610, ОГРН 1037724007276) о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области - Шестухин К.В. по доверенности от 09.01.2019 N 2-Д сроком действия по 31.12.2019;
от Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" - Федотова В.В. по доверенности от 01.04.2019 N 8.4.12-09/76 сроком действия по 18.03.2020,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Омской области (далее - Управление Роскомнадзора по Омской области, административный орган, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (далее - ФГУП "Почта России", предприятие, заинтересованное лицо) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании протокола от 25.01.2019 N АП-55/2/17 об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Омской области от 27.02.2019, принятым по делу N А46-1228/2019, заявление удовлетворено. ФГУП "Почта России" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 35 000 руб.
Возражая против принятого по делу решения, предприятие в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что заинтересованным лицом нарушены требования, установленные приказом ФГУП "Почта России", что не может быть расценено как нарушение лицензионных требований и квалифицировано в соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Кроме того, по мнению предприятия, настоящее дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства, что не учтено судом первой инстанции.
В письменном отзыве на жалобу административный орган просит оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ФГУП "Почта России" поддержаны доводы жалобы. Представитель Управления Роскомнадзора по Омской области высказался в соответствии с письменным отзывом на жалобу.
Рассмотрев апелляционную жалобу, письменный отзыв на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что в результате рассмотрения обращения Хорькова Н.О. по вопросу пересылки, доставки международных почтовых отправлений, поступившего 27.12.2018 в Управление Роскомнадзора по Омской области (регистрационный номер 01-20-1652/55), административным органом выявлены нарушения заинтересованным лицом лицензионных условий (лицензия N 162571) и обязательных требований при оказании услуг почтовой связи, а именно: нарушены нормативы обработки международных почтовых отправлений NN RB670525253SG, RB672216674SG (мелкие пакеты) в месте международного почтового обмена Казанский ЛПЦ (с. Столбище, Лаишевский район, Республика Татарстан) (ММПО).
Согласно информации размещенной на официальном сайте ФГУП "Почта России" по отслеживанию почтовых отправлений, а также информации, предоставленной ФГУП "Почта России" в рамках рассмотрения обращения, мелкие пакеты на имя Хорькова Н.О. прибыли на территорию Российской Федерации в ММПО 19.12.2018, где в тот же день переданы и выпущены таможенными органами. В доставку по России мелкие пакеты переданы 29.12.2018 с нарушением нормативно установленного срока. В адресное (доставочное) отделение почтовой связи Омск 644119 Омского почтамта УФПС Омской области - филиала ФГУП "Почта России" мелкие пакеты поступили 03.01.2019.
Согласно выводам административного органа нормативы обработки мелких пакетов в ММПО составили 10 дней, и нарушение нормативов обработки способствовало длительному прохождению мелких пакетов на территории Российской Федерации.
По результатам проверки заявителем установлено, что оператором связи ФГУП "Почта России" не выполнены обязательства по обеспечению качества услуг почтовой связи, что является нарушением требований законодательства.
По результатам проверки должностным лицом административного органа составлен протокол об административном правонарушении от 25.01.2019 N АП-55/2/17, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Указав на изложенные обстоятельства, административный орган обратился в суд с настоящим заявлением.
Требования Управления Роскомнадзора по Омской области удовлетворены судом первой инстанции, с чем не согласилось предприятие, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает основания для его отмены.
В соответствии с частью 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с положениями статьи 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административным правонарушением является противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляет осуществление лицензируемого вида деятельности с нарушением лицензионных условий.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности, которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа. Лицензионными требованиями является совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
На основании части 1 статьи 29 Закона о связи, статьи 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (далее - Закон о почтовой связи), пункта 20 Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, оказание услуг почтовой связи относится к лицензируемым видам деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87 утвержден также Перечень лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи (далее - Перечень лицензионных условий).
Пункт 5 раздела XX Перечня лицензионных условий в качестве лицензионного условия осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи называет оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 46 Закона о почтовой связи предусматривается, что оператор связи обязан оказывать пользователям услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
ФГУП "Почта России" оказывает услуги почтовой связи на территории Российской Федерации в соответствии с лицензией N 162571 предоставленной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором) на основании приказа от 19.02.2018 N 85-рчс в порядке продления срока действия лицензии N 108074 от 11.04.2013. Лицензия имеет приложение (лицензионные требования), являющееся ее неотъемлемой частью.
На основании пункта 5 лицензионных требований, являющихся приложением к лицензии от 11.04.2018 N 162571, лицензиат (заинтересованное лицо) обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" (далее - Правила N 234).
Подпунктом "в" пункта 46 Правил N 234 на оператора почтовой связи возлагается обязанность обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора.
В статье 2 Закона о почтовой связи даны основные понятия, которые применяются в целях урегулирования отношений в области почтовой связи. В соответствии с указанной статьёй услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств; срок оказания услуги почтовой связи - совокупность сроков и нормативов, установленных для выполнения отдельных технологических операций, составляющих конкретную услугу почтовой связи; мелкие пакеты - один из видов письменной корреспонденции.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 234 услуги почтовой связи подразделяются на универсальные услуги почтовой связи почтовой связи и иные услуги, в том числе услуги по пересылке международных почтовых отправлений.
Статьей 16 Закона о почтовой связи определено, что операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.
Приказом ФГУП "Почта России" от 03.02.2012 N 29-п "Об установлении нормативов обработки международных почтовых отправлений в месте международного почтового обмена Российской Федерации" (далее - Нормативы) установлено, что поименованные выше Нормативы (Нормативы обработки международных почтовых отправлений в ММПО) составляют от завершения таможенного контроля до приема в участок обмена для отправки из ММПО не более 22-х часов, от поступления на территорию ММПО до отправки из него не более 10-ти часов.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 234 обмен международными почтовыми отправлениями осуществляется в объектах федеральной почтовой связи, осуществляющих обработку поступающих от иностранных почтовых администраций международных почтовых отправлений, принятых в Российской Федерации и их отправку по назначению, а также пересылаемых открытым транзитом.
Таким образом, нормами действующего законодательства определены требования, являющиеся обязательными для соблюдения ФГУП "Почта России" как к лицензиату, а именно - обеспечение предоставления пользователю пересылки, доставки (вручения) почтовых отправлений, оказание услуг почтовой связи в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи. Правила оказания услуг почтовой связи подразделяют услуги почтовой связи на универсальные и иные услуги, в том числе услуги по пересылке международных почтовых отправлений.
Материалами дела подтверждается факт совершения предприятием административного правонарушения, и соответствующие обстоятельства напрямую не оспариваются подателем апелляционной жалобы. Так, из материалов дела следует, что отправления прибыли на территорию Российской Федерации в ММПО 19.12.2018, где в тот же день переданы и выпущены таможенными органами, то есть 19.12.2018. Впоследствии отправления переданы в доставку по Российской Федерации 29.12.2018 с нарушением указанного выше 22-х часового срока. В соответствии с Нормативом, определенным приказом ФГУП "Почта России" от 03.02.2012 N 29-п, отправления подлежали передаче в доставку по Российской Федерации не позднее 20.12.2018.
Кроме того, на основании приведенных выше норм и правил суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы ФГУП "Почта России" об отсутствии в действиях последнего нарушения лицензионных требований. ФГУП "Почта России" не были исполнены требования Закона о почтовой связи, Правил N 234, изданного во исполнение указанных нормативных правовых актов приказа ФГУП "Почта России" от 03.02.2012 N 29-п. В результате допущенного нарушения оказалось не обеспечено качество услуг почтовой связи (подпункт "в" пункта 46 Правил N 234), то есть не соблюдены лицензионные требования.
Согласно статье 4.5 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, -
по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за некоторые виды административных правонарушений, указанные в данной норме, - по истечении одного года, двух, трех или шести лет со дня совершения административного правонарушения (часть 1); при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2); за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения (часть 3).
Срок давности привлечения к ответственности на основании части 3 статьи 14.1 КоАП РФ составляет 3 месяца. При этом согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ и разъяснениям, приведенным в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
С учетом установленных по делу обстоятельств датой совершения заинтересованным лицом административного правонарушения является 21.12.2018.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соблюдении срока привлечения к административной ответственности в настоящем случае, поскольку обжалуемое решение принято судом первой инстанции 27.02.2019.
Вина ФГУП "Почта России" выражается в том, что у предприятия имелась возможность для соблюдений указанных выше норм и правил, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательства обратного в материалах административного дела отсутствуют и не были представлены ФГУП "Почта России".
Основания для применения положения статьи 2.9 КоАП РФ в рассматриваемом случае отсутствуют, поскольку обстоятельства совершения заявителем административного правонарушения не имеют свойства исключительности, вменяемые противоправные действия нарушают государственные и общественные интересы, не обеспечивают надлежащее оказание услуг почтовой связи.
Частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ предусмотрено, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ в соответствии с санкцией данной нормы, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей. При привлечении заинтересованного лица к ответственности судом первой инстанции приняты во внимание отягчающие ответственность обстоятельств, а именно - повторность привлечения к административной ответственности в течение года. В связи с указанным предприятию назначено административное наказание в виде штрафа в размере 35 000 руб. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для несогласия с определенным размером санкции.
Подлежит отклонению довод апелляционной жалобы предприятия о наличии оснований для рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции в порядке упрощенного производства.
В силу положений пункта 3 части 1 статьи 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, максимальный размер которого не превышает сто тысяч рублей.
Санкция нормы части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, на основании которой Управление просило привлечь ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусматривает наложение на юридических лиц административных наказаний в виде предупреждения или в виде административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Следовательно, заявление административного органа о привлечении предприятия к административной ответственности в соответствии с положениями части 1 статьи 227 АПК РФ могло быть рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 227 АПК РФ суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства, в том числе по ходатайству одной из сторон, придет к выводу о необходимости выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания.
В данном случае судом первой инстанции настоящее дело рассмотрено по общим правилам производства. При этом из материалов дела усматривается, что представитель заинтересованного лица принимал участие в судебном заседании, давал пояснения по делу, заявлял возражения относительно привлечения предприятия к административной ответственности, пользуясь всеми предоставленными предприятию как заинтересованному лицу процессуальными правами.
Ни из апелляционной жалобы ФГУП "Почта России", ни из материалов дела не следует, что какие-либо процессуальные права заинтересованного лица оказались нарушены в результате рассмотрения требований административного органа не в порядке упрощенного производства. Не усматривается судом апелляционной инстанции и принятие судом первой инстанции неправильного решения по делу в связи с рассмотрением такового по общим правилам судопроизводства.
Удовлетворив заявление Управления Роскомнадзора по Омской области о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по делам о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 27.02.2019 по делу N А46-1228/2019 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.