г. Ессентуки |
|
13 мая 2019 г. |
Дело N А63-24487/2018 |
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Белова Д.А.,
рассмотрев апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.02.2019 по делу N А63-24487/2018 (судья Карпель В.Л.),
по заявлению публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа", г. Пятигорск, (ОГРН 1062632029778, ИНН 2632082033)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,
г. Ставрополь (ОГРН 1022601989508, ИНН 2634003887)
о признании незаконными и отмене постановления от 15.11.2018 по делу N 1028, о привлечении к ответственности, предусмотренной части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "МРСК Северного Кавказа" (далее - общество, ПАО "МРСК", сетевая организация) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - УФАС, управление) о признании незаконными и отмене постановления от 15.11.2018 по делу N 1028 о привлечении к ответственности, предусмотренной части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ).
Определением суда от 12.12.2018 заявление принято к производству и рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон согласно статье 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
13.02.2019 объявлено решение, принятое путем подписания резолютивной части по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, которым отказано в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по общим правилам искового производства. В удовлетворении заявления отказано.
22.02.2019 изготовлено решение в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением суда, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт которым удовлетворить заявленные требования.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ без вызова сторон.
Апелляционный суд, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела усматривается.
Прокуратурой города Пятигорска (далее-прокуратура) по заданию заместителя прокурора Ставропольского края Никишина И.Л., во исполнение пункта 2.2 Решения оперативного совещания при заместителе Генерального прокурора РФ от 03.08.2018 проведена проверка исполнения федерального законодательства в отношении общества.
В рамках проверки установлено, что 19.10.2017 между ПАО "МРСК" в лице филиала "Ставропольэнерго" и Оке Е.А. заключен договор N 43-05/167 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, в пункте 5 которого установлен срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению, составляющий 6 месяцев со дня заключения сделки.
В соответствии с актами от 30.04.2018 N 17/1 и N 17/2 о приемки выполненных работ, работы обществом выполнены 30.04.2018, следовательно, сетевой организацией нарушены сроки выполнения мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренные Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861).
02.10.2018 прокуратурой вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое направлено в УФАС.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, управление вынесло постановление по делу об административном правонарушении от 15.11.2018 по делу N 1028 о признании общества виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением общество, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Общество, считая незаконным постановление о привлечении его к административной ответственности, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 Кодекса предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Отношения в сфере электроэнергетики регулируются Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), Правилами N 861.
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер (пункт 1 статьи 26 Закона об электроэнергетике).
Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.
В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ порядок технологического присоединения, утвержденный Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора.
Согласно подпункту "б" пункта 16 Правил N 861 срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать 6 месяцев для заявителей, указанных в пунктах 12.1, 14 и 34 Правил N 861, в случае технологического присоединения к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка заявителя, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства, составляет не более 300 метров в городах и поселках городского типа и не более 500 метров в сельской местности. Указанная норма носит императивный характер.
В пункте 6 Правил N 861 указано, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом в сроки, установленные данными Правилами.
Материалами дела об административном правонарушении установлено, что общество заключило с Окс Е.А. договор об осуществлении технологического присоединения к электрической сети для электроснабжения объекта. Из условиий пункта 5 указанного договора следует, что срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению - 6 месяцев.
Пунктом 7 Правил N 861 установлена процедура технологического присоединения, которая включает в себя:
а) подача заявки юридическим или физическим лицом (далее - заявитель), которое имеет намерение осуществить технологическое присоединение, увеличить объем максимальной мощности, а также изменить категорию надежности электроснабжения, точки присоединения, виды производственной деятельности без пересмотра (увеличения) величины максимальной мощности, но с изменением схемы внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств заявителя;
б) заключение договора;
в) выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором;
г) получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя. В случае технологического присоединения объектов лиц, указанных в пункте 12 настоящих Правил, технологическое присоединение которых осуществляется по третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) к электрическим сетям классом напряжения до 20 кВ включительно, объектов лиц, указанных в пунктах 12(1), 13 и 14 настоящих Правил, а также в отношении объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций классом напряжения до 20 кВ включительно, построенных (реконструированных) в рамках исполнения технических условий в целях осуществления технологического присоединения заявителя, получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск в эксплуатацию объектов заявителя с учетом положений пунктов 18(1) - 18(4) настоящих Правил не требуется;
д) осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности. Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) заявителя без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено"). Фактический прием (подача) напряжения и мощности осуществляется путем включения коммутационного аппарата (фиксация коммутационного аппарата в положении "включено");
е) составление акта об осуществлении технологического присоединения по форме согласно приложению N 1, а также акта согласования технологической и (или) аварийной брони (для заявителей, указанных в пункте 14(2) настоящих Правил).
Таким образом, общество на основании заключенного договора должно выполнить мероприятия, указанные в подпунктах "в" - "г" пункта 7 Правил в сроки, установленные для осуществления технологического присоединения (подпункт "б" пункта 16 Правил).
Таким образом, невыполнение взятых в рамках договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям обязательства сетевой организацией сроков технологического присоединения является нарушением Правил N 861.
Договор N 43-05/167 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям заключен между обществом и Окс Е.А. 19.10.2017.
Абзацем 19 пункта 15 Правил N 861 определено, что договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию. Договор N 43-05/167 поступил в сетевую организацию 25.10.2017, о чем имеется отметка на договоре, следовательно, мероприятия по технологическому присоединению к электрическим сетям должны быть выполнены сетевой организацией в течении 6 месяцев то есть до 26.04.2018.
Техническими условиями для присоединения к электрическим сетям ПАО "МРСК" определено, что сетевая организация осуществляет:
-реконструкцию (усиление) ВЛ-6 кВ Ф-618 ПС 35/6 кВ "Бутылочный завод" в связи с присоединением дополнительной мощности. Конкретный объем мероприятий определить расчетом;
-строительство ЛЭП-6 кВ от ВЛ-6 кВ Ф-618 ПС 35/6 кВ "Бутылочный завод" до проектируемой ТП-6/0,4 кВ. Тип ЛЭП-6 кВ, трассу прохождения и сечение токопроводящих жил определить проектом;
-монтаж коммутационного аппарата 6 кВ для присоединения проектируемой ЛЭП-6 кВ Тип коммутационного аппарата и место установки определить проектом;
-установку ТП-6/0,4 кВ Тип ТП, количество и мощность трансформаторов, технические характеристики устанавливаемого оборудования определить проектом;
-проверку выполнения заявителем ТУ.
В соответствии с актами от 30.04.2018 N 17/1 и N 17/2 о приемки выполненных работ, работы сетевой организацией выполнены 30.04.2018, что является нарушением договорных обязательств по исполнению его условий в предусмотренные Правилами N 861 сроки.
Нормы Правил N 861 являются нормами о регулировании доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии, а их применение находится в сфере антимонопольного регулирования и контроля.
Исходя из изложенного, в деянии общества имеются признаки состава вмененного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Обществом не представлены доказательства, подтверждающие факт принятия им всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу, составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Привлечение ПАО "МРСК" к административной ответственности осуществлено в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ.
Назначенное обществу наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей в данной ситуации согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
При указанных основаниях оспариваемое постановление является законным и обоснованным, в связи с чем требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Довод общества о том, что обществом срок технологического присоединения к электрическим сетям не был нарушен, поскольку на дату окончания срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению состоянию (25.04.2018) Окс Е.А. не выполнены технические условия к договору, в связи с чем, у ПАО "МРСК" отсутствовала техническая возможность завершить мероприятия, предусмотренные договором N 43-05/167, судом правомерно отклонен.
Пунктом 3 Правил N 861 обязанность выполнения мероприятий по технологическому присоединению заявителя возложена именно на сетевую организацию, кроме того осуществление технологического присоединения заявителей является неотъемлемой частью основной деятельности сетевой организации, а именно: оказание услуг по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 16.3 Правил N 861 обязательства сторон по выполнению мероприятий по технологическому присоединению в случае заключения договора с лицами, названными в пунктах 12 (1) - 14 и 34 данных правил, распределяются следующим образом: заявитель исполняет указанные обязательства в пределах границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя; сетевая организация исполняет указанные обязательства (в том числе в части урегулирования отношений с иными лицами) до границ участка, на котором расположены присоединяемые энергопринимающие устройства заявителя.
Следовательно, перечень мероприятий по технологическому присоединению к электрическим сетям определяются техническими условиями. Техническими условиями определяется перечень мероприятий, которые стороны выполняют самостоятельно в рамках определенных границ.
В спорном случае срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не мог превышать 6 месяцев. Очередность выполнения сторонами мероприятий по технологическому присоединению не предусмотрена ни Правилами N 861 ни договором. Следовательно, они должны быть выполнены со стороны сетевой организации именно в те сроки, которые определены Правилами N 861 и заключенной сделкой. Кроме того, следует учесть, что сроки, установленные в пункте 16 Правил N 861 технологического присоединения являются предельными.
Судом первой инстанции правомерно отклонен довод сетевой организации о том, что акты формы КС-2 за отчетный период 01.04.2018 по 30.04.2018 датирован 30.04.2018 в связи с утвержденной учетной политикой общества и необходимостью отражения в бухгалтерском учете фактически выполненных работ и их стоимости за расчетный период, т.е. месяц; необходимости отражения всех затрат общества на материалы, амортизацию используемой техники/машин, затраты на ГСМ, оплату труда работников и страховые отчисления от заработной платы.
Правилами N 861 определено, что технологическое присоединение считается завершенным после составления акта об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям. То есть окончание работ оформляется определенным документом. Такими примерами, в рамках аналогии права, могут служит следующие нормы права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 51, статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительно-монтажные работы объектов капитального строительства выполняются только при наличии разрешения на строительство, индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими свидетельства о допуске к таким видам работ.
Пункт 7 статьи 51 ГрК РФ устанавливает перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство, в состав которого входят правоустанавливающие документы на земельный участок, проектная документация и др. и только после предоставления указанных документов, разрешение на строительство выдается в течение 10 дней. Завершающим этапом строительства объекта электросетевого хозяйства, позволяющего выполнить мероприятия по технологическому присоединению, является получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Получение данного документа регламентируется статьей 55 ГрК РФ и требует предоставления указанных в пункте 3 данной статьи документов.
Согласно пунктам 1.2.1, 1.2.9 Правил приемки в эксплуатацию объектов электрических сетей, установленных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19.06.2003 N 229, полностью законченные строительством объекты электрических сетей должны быть приняты в эксплуатацию приемочной комиссией, о чем оформляется акт приемки в эксплуатацию оборудования.
Таким образом, окончание строительства объекта оформляются документом подтверждающий выполнение работ, в спорном случае - акты КС-2, подписанные между ПАО "МРСК" (заказчиком) и филиалом ПАО "МРСК" "Ставропольэнерго" (подрядчиком).
Исходя из установленных обстоятельств по делу и отсутствия доказательств, подтверждающих принятие обществом всех необходимых мер по недопущению нарушений, вина заявителя является доказанной.
Доводы апелляционной жалобы подтвердились.
Апелляционная жалоба не содержит сведений о фактах, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 22.02.2019 по делу N А63-24487/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.