Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 августа 2019 г. N Ф02-3571/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
14 мая 2019 г. |
Дело N А19-22916/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 мая 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 января 2019 года по делу N А19-22916/2018 (суд первой инстанции - Болтрушко О.В.),
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области (ИНН 3834008556, ОГРН 1023802657251, далее - пенсионный фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "КТ-Ресурс" (ОГРН 1163850076862, ИНН 3808195620, далее - общество, ответчик) о взыскании 6 709 руб. 98 коп.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельного требования относительно предмета спора - Вавилова Светлана Ионасовна, Величко Николай Иванович.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 января 2019 года по делу N А19-22916/2018 исковые требования удовлетворены частично.
С общества с ограниченной ответственностью "КТ-Ресурс" в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области взыскана сумма 2 066 руб. 76 коп. - ущерб. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Истец обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт указал, что от своевременности и полноты представления страхователями отчетности по Форме СЗВ-М зависит своевременность индексации органом Пенсионного фонда Российской Федерации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии прекратившему работать пенсионеру. В результате несвоевременного представления сведений работодателем о застрахованных лицах за октябрь 2017 года Управление произвело индексацию пенсий работающим у страхователя пенсионерам и в этой связи необоснованно выплатило суммы индексации пенсии в период. Таким образом, бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в результате указанных действий страхователя причинен ущерб в виде перерасхода выделенных на финансирование выплаты пенсии средств.
Между тем, вышеуказанные доводы УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области судом не исследовались, не проверялись, им не давалась надлежащая правовая оценка.
Ответчик в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 04.04.2019. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области от 01.07.2006 Вавиловой Светлане Ионасовне назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Нижнеилимском районе Иркутской области от 04.07.2011 Величко Николаю Ивановичу с 04.07.2011 назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
По сведениям индивидуального (персонифицированного) учета Вавилова Светлана Ионасовна и Величко Николай Иванович являются работниками ООО "КТ-Ресурс", которое в порядке ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) представляет в УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска сведения о застрахованных лицах, определенные Законом N 27-ФЗ.
Как усматривается из материалов дела, актом от 07.05.2018 УПФР в Октябрьском районе г. Иркутска установлено, что Вавилова С.И. и Велично Н.И. в октябре 2017 года являлись работающими пенсионерами ООО "КТ-Ресурс". Однако, ООО "КТ-Ресурс" исходная форма сведений СЗВ-М за октябрь 2017 год была предоставлена 15.11.2017 на 118 застрахованных лиц без включения Вавиловой С.И. и Величко Н.И.
В связи с отсутствием сведений о Вавиловой С.И. и Величко Н.И. как работающих пенсионерах за октябрь 2017 года, им была начислена с 01.01.2018 фиксированная выплата к страховой пенсии с учетом индексации (увеличения), произведена корректировка в соответствии со статьями 16, 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), что подтверждается распоряжениями от 19.12.2017 УПФ РФ (ГУ) в Нижнеилимском районе Иркутской области о перерасчете размера пенсии N 170000069673/М (в отношении Вавиловой С.И.) и N 170000077925/М (в отношении Величко Н.И.).
Между тем, 17.04.2018 ООО "КТ-Ресурс" была предоставлена дополняющая форма СЗВ-М за октябрь 2017 год на пять застрахованных лиц, в которой были указаны Вавилова С.И. и Величко Н.И.
Таким образом, в связи с несвоевременным представлением ООО "КТ-Ресурс" сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Вавиловой С.И. и Величко Н.И. за октябрь 2017 года УПФР в Нижнеилимском районе Иркутской области выплачена индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии у Вавиловой С.И. за период с 01.01.2018 по 28.02.2018 в сумме 1 226 руб. 08 коп., у Величко Н.И. за период с 01.01.2018 по 31.05.2018 в сумме 5 483 руб. 90 коп.
Истец посчитал, что несвоевременное представление ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета за октябрь 2017 года повлекло неправомерную выплату указанным выше лицам пенсии в завышенном размере и, соответственно, возникновение на его стороне материального ущерба в общем размере 6 709 руб. 98 коп.
В целях досудебного урегулирования спора Пенсионный фонд в письмах от 22.08.2018 исх. N ОР09/2747 уведомил ООО "КТ-Ресурс" о возникшем материальном ущербе. Последний, в свою очередь, не отрицал, что сведения на застрахованных лиц Вавилову С.И. и Величко Н.И. за октябрь 2017 года им были направлены в апреле 2018 года, то есть позднее срока их предоставления, однако указал, что в последующие месяцы - ноябре и декабре 2017 года и далее в 2018 году сведения направлялись своевременно и у УПФР имелись данные о наличии этих лиц в составе застрахованных работников ООО "КТ-Ресурс".
Поскольку действий по возмещению материального ущерба от ООО "КТ-Ресурс" не последовало, истец обратился в Арбитражный суд Иркутской области с иском.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для частичного удовлетворения исковых требований.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В силу части 1 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ) юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представленных ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пении), виновные лица возмещают Пенсионному фонду причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством (часть 2 статьи 28 закона N 400-ФЗ).
Пунктами 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
В указанной статье установлена презумпция вины причинителя вреда, а это предполагает, что доказательства ее отсутствия должен представить ответчик.
В соответствии со статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, в т.ч. возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
Из содержания статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Для взыскания убытков необходимо установить совокупность наступления следующих обстоятельств: наличие и размер; вину причинителя вреда; противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) причинителя вреда и возникшими убытками. При этом причинная связь между фактом причинения вреда (убытков) и действиями (бездействием) причинителя вреда должна быть прямой (непосредственной).
Оценив в порядке статьей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы настоящего дела доказательства, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности иска в части в связи с представлением доказательств отсутствия вины ответчика.
С 01 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" (далее - Закон N 385-Ф).
В статье 2 названного закона статья 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ (в редакции Закона N 250-ФЗ от 03.07.2016) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) дополнена пунктом 2.2. Из его содержания следует, что страхователь ежемесячно не позднее 15 -го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика.
Законом от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ, действительно, крайний срок представления ежемесячной персонифицированной отчетности, то есть формы СЗВ-М, перенесен с 10-го на 15-е число месяца, следующего за отчетным. Закон N 250-ФЗ вступает в силу с 1 января 2017 года (ст. 24 Закона N 250-ФЗ). Поэтому представляется, что новый крайний срок представления формы СЗВ-М распространяется только на отчетность, представляемую за отчетные периоды, которые начнутся с 1 января 2017 года.
Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета, указанные в пункте 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации (пункт 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ).
Указанные сведения подаются страхователем по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п.
Приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н утверждена "Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах".
В пункте 24 Инструкции предусмотрено, что страхователь представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым начисляются страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сведения представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации в качестве страхователя в порядке и сроки, установленные Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
Индивидуальные сведения представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного лица.
Таким образом, сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2017 года ответчик должен был представить истцу не позднее 15.11.2017.
В обоснование заявленных требований Пенсионный фонд указал, что ООО "КТ-Ресурс" несвоевременно представило сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2017 года в отношении Вавиловой С.И. и Величко Н.И. (сведения в отношении указанных лиц (дополняющая форма) были представлены за октябрь 2017 года - 17.04.2018).
Несвоевременное предоставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета повлекло неправомерную выплату третьим лицам (Вавиловой С.И. и Величко Н.И.) пенсии в завышенном размере и возникновение материального ущерба у истца.
Ответчик не оспаривал, что сведения по форме СЗВ-М за октябрь 2017 года в отношении Вавиловой С.И. и Величко Н.И. не были представлены в указанные выше сроки. Вместе с тем, в качестве обстоятельства, подтверждающего отсутствие вины указал, что в последующем сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении указанных лиц за ноябрь - декабрь 2017 года, январь и последующие месяцы 2018 года представлялись ежемесячно и в предусмотренные действующим законодательством сроки, поэтому у Пенсионного фонда отсутствовали основания излишнего начисления и выплаты пенсии.
Представленными ответчиком в материалы настоящего дела протоколами входного контроля подтверждается, что сведения по форме СЗВ-М за ноябрь - декабрь 2017 года, январь-май 2018 года представлялись в Пенсионный фонд своевременно. Указанное обстоятельство в ходе рассмотрения дела истцом не оспаривалось.
Статья 3 закона N 385-ФЗ дополнила Закон N 400 статьей 26.1, в которой урегулирован порядок выплаты страховой пенсии в период осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности.
Статья 26.1 закона N 400 вступила в законную силу с 01 января 2016 года, за исключением частей 4-10 (абз. 6-12 п. 2 ст. 3 закона N 385-ФЗ), которые вступили в действие с 01 мая 2016 года (части 1, 3 статьи 9 Закона N 385-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 26.1 закона N 400 пенсионерам, осуществляющим работу, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - обязательному пенсионному страхованию), суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имеющих место в период осуществления работы.
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Закона N 400 (в редакции от 01.01.2016) пенсионерам, прекратившим осуществление работы, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы.
Таким образом, выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) поставлена в зависимости от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.
С учетом приведенного нормативного регулирования, сведения осуществляет ли пенсионер работу и (или) иную деятельность Пенсионный фонд получает от страхователя, который представляет индивидуальные сведения обо всех застрахованных лицах, работающих у него по трудовому договору, или заключивших договоры гражданско-правового характера по форме СЗВ-М.
При этом, в силу части 4 статьи 26.1 Закона N 400 уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, в целях реализации положений частей 1- 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Таким образом, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы возложено на пенсионный фонд (в рассматриваемом случае на истца), который обязан ежемесячно проверять это обстоятельство на основании формы СЗВ-М, которую в свою очередь, ежемесячно, обязан представлять страхователь (в рассматриваемом случае ответчик).
Порядок принятия решения о наличии оснований для начала (прекращения) выплаты индексации и срок для начала (прекращения) выплаты индексации, указаны в частях 6, 7 статьи 26.1 Закона N 400.
Согласно части 6 статьи 26. Закона N 400 решение о выплате сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
В соответствии с частью 7 статьи 26.1 Закона N 400 суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
Порядок действий Пенсионного фонда, в случае выявления обстоятельств, влекущих необходимость увеличения или уменьшения сумм, подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 закона N 27-ФЗ, указаны соответственно в частях 9 или 10 статьи 26.1 закона N 400.
В данном случае истец выявил обстоятельства, влекущего уменьшения сумм начисленной пенсии, поскольку из-за своевременного непредставления ответчиком сведений по форме СЗВ-М страховая пенсия и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) были исчислены и выплачены с учетом индексации, то есть в большем размере, чем это было предусмотрено для пенсионера.
В части 10 статьи 26.1. Закона N 400 указано, что при выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 закона N 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
Между тем, в рассматриваемом случае удержание не производится по причине отсутствия вины со стороны пенсионеров.
Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н утверждены "Правила выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии (далее - Правила N 885Н).
Согласно пункту 84 Правил N 885н выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии 9с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, осуществляющим (прекратившим0 работу и (или) иную деятельность, в период выполнения которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", производится в порядке, предусмотренном статьей 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 85 Правил N 885н определение размера сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате пенсионерам, указанных в статье 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица.
В пункте 86 Правил N 885н предусмотрено, что выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) пенсионерам, указанным в статье 26.1 федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется на основании решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В силу пункта 88 Правил N 885н, в случаях, предусмотренных частями 9 и 10 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", а также в случае учета на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" сведений о факте осуществления (прекращения) работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26. Федерального закона "О страховых пенсиях".
При этом в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1- 3 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", производится с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 настоящих правил, без удержания за прошлое время (пункт 90 Правил N 885н).
Из содержания приведенных пунктов Правил N 885н следует, что выплата неработающим пенсионерам, индексации производится на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Решение об этом принимает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пении получены сведения о факте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации пересматривает ранее вынесенное решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) путем вынесения нового решения.
Новое решение принимается с учетом сроков, определенных частью 6 статьи 26.1 закона N 400-ФЗ (пункт 88 Правил N 885н).
В пункте 90 Правил N 885н указано, что в случае, предусмотренном частью 10 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", выплата сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором выносится решение, предусмотренное пунктом 88 настоящих правил, без удержания за прошлое время.
Таким образом, учитывая имеющиеся в материалах дела протоколы входного контроля, подтверждающие своевременное предоставление ответчиком в отношении третьих лиц сведений по форме СЗВ-М за ноябрь - декабрь 2017 года, январь-май 2018 года, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что вина ответчика имеется только в причинении ущерба за январь 2018 года в общем размере 2 066 руб. 76 коп. (в отношении Вавиловой С.И. в размере 613 руб. 04 коп., в отношении Величко Н.И. в размере 1 453 руб. 72 коп.), поскольку следующие сведения по форме СЗВ-М за ноябрь 2017 года предоставлены истцу - в декабре 2017 и в них указано, что Вавилова С.И. и Величко Н.И. осуществляли работу в ООО "КТ-Ресурс". Последующие сведения по форме СЗВ-М в отношении указанных третьих лиц также предоставлены ответчиком, что подтверждается протоколами входного контроля за период декабрь 2017 год, январь-май 2018 год.
При этом судом правильно учтено, что в отношении Величко Н.И. выплачена индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии за период с 01.01.2018 по 31.05.2018 в сумме 5 483 руб. 90 коп., что помесячно не составляет сумму 1 453 руб. 72 коп. Однако, учитывая, что с января 2018 по февраль 2018 (включительно) Величко Н.И. выплачивалась пенсия с учетом индексации в сумме 16 664 руб. 75 коп. по сравнению с должной - 15 211 руб. 03 коп., разница в выплате составила 1 453 руб. 72 коп. (ежемесячно). Таким образом, в январе 2018 года и феврале 2018 года Величко Н.И. получал доплату к пенсии в сумме 1 453 руб. 72 коп. В марте 2018 года размер пенсии Величко Н.И. составил 16 069 руб. 85 коп., доплата уменьшилась и составила сумму 858 руб. 82 коп. Вместе с тем, принимая во внимание, что судом установлена вина ответчика в причинении ущерба за январь 2018 года, сумма доплаты за январь 2018 года у Величко Н.И. составила 1 453 руб. 72 коп.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанций считает, что Пенсионный фонд не был лишен возможности на основании сведений по форме СЗВ-М за ноябрь 2017 года, полученных в декабре 2017 года, уже в январе 2018 года принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии. Фактически прекратить выплату индексации, по мнению суда, было возможно с 01 февраля 2018 года, как это указано в частях 6, 7 статьи 26.1 закона N 400 и пунктах 86, 88 и 90 Правил N 885н.
Приведенная позиция полностью соотносится Определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.12.2018 по делу N 307-ЭС18-22271, в котором рассматривалась аналогичная ситуация.
Кроме того, о наличии возможности принятия нового решения о прекращении выплаты индексации пенсии без предоставления дополняющей формы свидетельствуют непосредственно сами действия Пенсионного фонда по принятию решения о прекращении выплаты индексации пенсии в отношении Вавиловой С.И.
Так, в отношении Вавиловой С.И. решение на новую пенсию без учета индексации было вынесено Пенсионным фондом в феврале 2018 года в связи с проведенной проверкой по факту ее работы в ООО "КТ-Ресурс" в октябре 2017. Основанием для проведения проверки послужило обращение Вавиловой С.И. в Пенсионный фонд с заявлением о выдаче справки о праве на льготы от 26.12.2017. Таким образом, Пенсионный фонд в отношении Вавиловой С.И. (в отличие от Величко Н.И.) принял новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии без представления ответчиком дополняющей формы, которая, как следует из материалов дела, была представлена 17.04.2018.
Довод истца о том, что Пенсионный фонд не обязан принимать новое решение, до получения от страхователя сведений по форме СЗВ-М за тот месяц, за который последний не сдал отчетность (в настоящем случае - октябрь 2017 года), противоречит перечисленным выше императивным нормам. Кроме того, суд первой инстанции правомерно посчитал необоснованными ссылки истца о том, что он ограничен в принятии нового решения о прекращении выплаты индексации к пенсии в связи с программным обеспечением, заполнение которого является для него обязательным, поскольку обозначенное истцом обстоятельство не может являться причиной, позволяющей производить доплату к пенсии работающему пенсионеру, сведения о работе которого представлены страхователем в последующие периоды.
Закон N 385-ФЗ, которым внесены изменения в Закон N 27-ФЗ и Закон N 400, возлагает обязанности не только на страхователя, но и предписывает Пенсионному фонду ежемесячно уточнять факт осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности (часть 4 статьи 26.1 Закона N 400), и принимать в зависимости от этого решение о выплате индексации или о прекращении ее выплаты.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Таким образом, следует признать, что вины ответчика в выплате истцом сумм страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом индексации в полной мере не имеется.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Пенсионным фондом не доказана совокупность обстоятельств, необходимых для возложения на ООО "КТ-Ресурс" ответственности в виде возмещения убытков в размере 6 709 руб. 98 коп., а именно наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика по не предоставлению сведений за октябрь 2017 года по форме СВЗ-М и возникновением у истца убытков за период с 01.02.2018, суд первой инстанции пришел к обоснованному и правомерному выводу о том, что оснований для удовлетворения иска в полном объеме не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 января 2019 года по делу N А19-22916/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.