город Томск |
|
18 января 2024 г. |
Дело N А03-8999/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.01.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.01.2024.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Назарова А.В.,
Чикашовой О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Комиссаровой К.В., рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу (N 07АП-9925/2023) общества с ограниченной ответственностью "Барнаульский водоканал" на решение от 16.10.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8999/2023 (судья Хворов А.В.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Барнаульский водоканал" (656037, Алтайский край, Барнаул город, Калинина проспект, 116, ОГРН 1042201872800, ИНН 2221064060)
к муниципальному унитарному предприятию "Горэлектротранс" г. Барнаула (656006, Алтайский край, Барнаул город, Гридасова улица, дом 5, ОГРН 1052202260110, ИНН 2222048208)
о взыскании денежных средств,
при участии в судебном заседании:
от истца: Смагина С.Н., доверенность от 04.12.2023,
от ответчика: без участия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Барнаульский водоканал" (далее - ООО "Барнаульский водоканал", водоканал, общество) обратилось к муниципальному унитарному предприятию "Горэлектротранс" г. Барнаула (далее - МУП "Горэлектротранс", предприятие) с иском, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о взыскании 304 764 руб. 89 коп., из которых 240 376 руб. 44 коп. задолженности, включающей 11 766 руб. 88 коп. платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения, начисленной за период с марта по апрель 2022 года, 228 609 руб. 56 коп. платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов за периоды с июня по июль 2018 года, с марта по апрель 2021 года, январь 2022 года, и 64 388 руб. 45 коп. пени, начисленных за период с 11.05.2022 по 08.10.2023.
Решением от 16.10.2023 Арбитражного суда Алтайского края исковые требования удовлетворены частично: с МУП "Горэлектротранс" г. Барнаула в пользу ООО "Барнаульский водоканал" взыскано 33 454 руб. 01 коп. задолженности, 16 939 руб. 92 коп. пеней, всего 50 393 руб. 93 коп. и 330 руб. расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с решением, ООО "Барнаульский водоканал" в апелляционной жалобе просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска на сумму платы за негативное воздействие в размере 11 766 руб. 88 коп. за март и апрель 2021, платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в размере 192 448 руб. 42 коп. за март и апрель 2021 г., 572 руб. 59 коп., начисленных в результате корректировки платы за январь 2021 г., 64 388 руб. 45 коп. пени. В обоснование указано следующее: за период март-апрель 2021 расчет начислений платы за сброс загрязняющих веществ в сточных водах с превышением допустимых концентраций производился истцом в марте апреле 2021 г. по имеющейся у водоканала и принятой 23.10.2020 первичной декларации с учетом нормативов, действующих с 01.03.2021 согласно постановлению администрации г. Барнаула N 258 от 25.02.2021, которое утратило силу с 01.03.2021, в связи с этим, необоснованно применение с 01.03.2021 установленных постановлением администрации г. Барнаула N 1236 от 22.06.2016 нормативов.
МУП "Горэлектротранс" в отзыве просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения как соответствующее законодательству.
Ответчик явку представителя в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции не обеспечил.
Апелляционная жалоба в соответствии со статьей 156 АПК РФ рассмотрена в отсутствие представителя указанного лица.
В судебном заседании представитель истца поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам.
Как следует из апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции обжалуется в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскания платы за негативное воздействие на ЦСВ за март и апрель 2021, а также платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод за март и апрель 2021 г..
При рассмотрении апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции руководствуется частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений, изложенных в пункте 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2020 N 12 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", согласно которому, если заявителем подана жалоба на часть судебного акта, суд апелляционной инстанции начинает проверку судебного акта в оспариваемой части и по собственной инициативе не вправе выходить за пределы апелляционной жалобы, за исключением проверки соблюдения судом норм процессуального права, приведенных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лицами, участвующими в деле, о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявлено, возражений по проверке законности и обоснованности судебного решения в обжалуемой части в апелляционный суд не направлено, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
Выслушав представителя истца, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что между обществом (водоканал) и предприятием (абонент) подписан контракт N 5090 холодного водоснабжения и водоотведения от 12.03.2018 и договор N 5090 холодного водоснабжения и водоотведения от 13.05.2019, действующим на условиях дополнительных соглашений от 04.02.2021 и от 21.12.2021.
В соответствии с условиями контракта водоканал обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду и осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения, обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязался оплачивать холодную питьевую воду, соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение и принятую холодную воду в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены настоящим договором, а также обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых им приборов учета (пункт 1.1).
Абонент обязался оплачивать принятую холодную питьевую воду и стоки, соблюдать режим потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных и канализационных сетей и исправность используемых приборов учета, соблюдать нормативы по составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения (пункт 1.1 договора).
Контрактом (пункты 3.4, 4.3.6, 4.3.18, 4.3.11, 4.3.26, 4.3.28) и договором (пункты 4.3.6, 4.3.17, 4.3.20) также закреплена обязанность абонента вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения и плату за превышение нормативов по объему и составу сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, лимитов водоотведения, а также вносить плату за вред, причиненный водному объекту, соблюдать установленные требования к объёму, составу и свойствам отводимых сточных вод, не допускать сброс веществ, сброс которых с системы канализации запрещен или оказывает негативное воздействие на работы системы водоотведения. Абонент обязался подавать декларацию о составе и свойствах сточных вод и уведомлять Водоканал в случае нарушения данной декларации, не допускать сброс веществ, сброс которых в системы канализации запрещен или оказывает негативное воздействие на работу системы водоотведения.
Водоканал обязался осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных, вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения. Водоканал вправе взимать с абонента плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, лимитов водоотведения, а также за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, (пункты 4.1.3, 4.1.16, 4.2.5 контракта; пункты 4.1.3, 4.1.15, 4.2.5 договора).
Перечень контрольных колодцев для отбора проб сточных вод определен как в контракте, так и в договоре (приложение N 2 листы 13, 21, 50).
Обществом 24.08.2017, 25.12.2017, 27.03.2018, 10.05.2018, 19.06.2018, 05.04.2021 произведены отборы проб сточных вод из контрольных колодцев ответчика, расположенных по адресам: г. Барнаул, пр. Коммунаров, 128, ул. Гридасова, 5, ул. Титова, 52, о чем составлены в присутствии представителей абонента акты отбора проб сточных вод.
Центральной аналитической лабораторией водоканала произведено исследование проб, которым установлено превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах предприятия.
Также, истцом приняты поданные абонентом в порядке, предусмотренном пунктом 124 Правил N 644, декларации о составе и свойствах сточных вод на 2018, 2021, 2022 годы.
На основании вышеуказанных деклараций и результатов анализа отобранных проб, в соответствии с пунктами 18.1, 18.2, 19, 21, 24 Порядка взимания платы за сброс сточных вод и в системы канализации населенных пунктов Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации Алтайского края от 09.03.2011 N 107, пунктами 123, 197, 198, 199 Правил N 644, постановления Правительства Российской Федерации N 274 от 01.03.2022, водоканал произвел расчеты спорной платы и выставил ответчику для оплаты счета-фактуры за июнь, июль 2018 года, март, апрель 2021 года, с учетом произведенной в апреле 2022 года корректировки начислений за январь 2022 года, общую сумму 240 376 руб. 44 коп. из которой 11 766 руб. 88 коп. платы за негативное воздействие на централизованную систему водоотведения и 228 609 руб. 56 коп. платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов.
Неисполнение требования об оплате задолженности, выраженного в претензии, послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для начисления платы за негативное воздействие на ЦСВ за март и апрель 2021, а также платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод за март и апрель 2021 с учетом значений, указанных в декларации от 23.10.2020.
Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Обязательным условием использования абонентом ЦСВ является соблюдение им нормативных требований к составу и свойствам (далее также - качество) сбрасываемых сточных вод.
В настоящее время в отношении качества сточных вод, сбрасываемых в ЦСВ, одновременно действуют и подлежат применению два вида нормативов, имеющих различную правовую природу и целевую направленность.
Во-первых, абоненты обязаны компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы по внесению ею платы за негативное воздействие на окружающую среду и возмещение вреда, причиненного водным объектам. В качестве такой компенсации абоненты, являющиеся причинителями вреда в правоотношении публичного деликта, вносят организации, осуществляющей водоотведение, плату за сброс загрязняющих веществ сверх установленных нормативов состава и свойств сточных вод (глава 5.1 Закона N 416-ФЗ, раздел XV Правил N 644).
Так, в пункте 195 Правил N 644 предусмотрено, что расчет платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод производится организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, а в случаях непредставления декларации и случаях, предусмотренных пунктами 130 - 130(3) и 198 названных Правил, - на основании результатов, полученных в ходе осуществления контроля состава и свойств сточных вод, проводимого организацией, осуществляющей водоотведение. Оплата производится абонентом на основании счетов, выставляемых организацией, осуществляющей водоотведение, в течение 7 рабочих дней со дня выставления счета.
Во-вторых, абоненты обязаны компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием (вредом) сбрасываемых абонентами в ЦСВ загрязняющих веществ на работу ЦСВ, то есть возмещать расходы по обусловленному действиями абонентов сверхнормативному износу имущества контрагента в договорном правоотношении по водоотведению путем внесения дополнительной платы (часть 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, разделы VI, VII Правил N 644).
Указанная компенсация как возникающая из оказания услуг по водоотведению является составной частью платы по договору водоотведения, право на получение которой, связано с оказанием услуг по водоотведению - приему и обезвреживанию веществ, негативно воздействующих на ЦСВ (определения Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2020 N 308-ЭС19-27992, от 08.06.2020 N 308-ЭС19-20827).
Нормативы для этой цели установлены Правилами N 644 (пункты 113, 120, 123, приложения N 4, 4.1, 5).
Подача в организацию водопроводно-канализационного хозяйства декларации о составе и свойствах сточных вод абонентами, осуществляющими деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, имеющими самостоятельные выпуски в централизованную систему водоотведения, среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с объектов которых составляет более 30 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам с промышленной площадки является одной из форм контроля за соблюдением требований, предъявляемых к составу и свойствам сточных вод (определение Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2014 N АПЛ14-378).
Постановлением администрации города Барнаула от 25.02.2021 N 258 "Об утверждении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованной системы водоотведения города Барнаула" (далее - Постановление N 258) утверждены новые нормативы состава сточных вод, старые нормативы утратили свою силу с 01.03.2021.
Податель жалобы, ссылаясь на сброс загрязняющих веществ в период с марта по апрель 2021 года сверх установленных Постановлением N 258 нормативов по составу сточных вод, полагает обоснованным начисление по формулам, приведенным в пункте 197, 199 Правил N 644 с учетом значений, указанных в декларации от 23.10.2020.
Отклоняя указанные доводы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Из пунктов 125, 128 Правил N 644 следует, что декларация содержит фактические концентрации загрязняющих веществ в сточных водах и фактические показатели свойств сточных вод, отводимых (планируемых к отведению) абонентом в ЦСВ, характеризует состав и свойства сточных вод, которые абонент отводит в ЦСВ и параметры которых обязуется соблюдать в течение срока действия декларации, составляющий не менее одного года.
Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, определенным Правилами N 644 (часть 2 статьи 30.1 Закона N 416-ФЗ, раздел XIII Правил N 644).
Подавая декларацию и принимая тем самым на себя обязательства по обеспечению состава сточных вод, сбрасываемых в ЦСВ, абонент в том числе соотносит указываемые им значения показателей с установленными нормативами состава сточных вод, изменение которых не является предсказуемым явлением обычного оборота.
При этом такой абонент может указать значения, буквально соответствующие установленным нормативам, поскольку их указание в декларации не образует оснований для начисления повышенной платы, применяемой лишь в случае превышения указанных значений. Очевидно, что в такой ситуации разумный абонент исходит из неизменности соответствующих показателей в течении периода действия декларации и не обязан предвосхищать их возможное изменение (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.05.2023 N Ф04-3142/2022 по делу N А03-10095/2021).
На случай подобных обстоятельств пунктом 130(3) Правил N 644 предусмотрена специальная норма, согласно которой в течение трех месяцев с даты опубликования в установленном порядке нормативного правового акта органа местного самоуправления городского поселения, городского округа или муниципального района (для городов федерального значения (в случае, если законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения полномочия по установлению нормативов состава сточных вод не отнесены к перечню вопросов местного значения) и в случае перераспределения полномочия по установлению нормативов состава сточных вод между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 6.1 Закона N 416-ФЗ - органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации) об установлении или корректировке нормативов состава сточных вод (в части изменения перечня загрязняющих веществ, в отношении которых установлены нормативы состава сточных вод) абонентом вносятся соответствующие изменения в декларацию в части изменения перечня загрязняющих веществ, в отношении которых в декларации указаны фактические концентрации загрязняющих веществ, и подается измененная декларация в организацию водопроводно-канализационного хозяйства.
В случае если измененная декларация не подана в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, декларация прекращает действие по истечении 3 месяцев со дня опубликования в установленном порядке нормативного правового акта органа, уполномоченного на установление нормативов состава сточных вод, об установлении или корректировке нормативов состава сточных вод.
Указанными положениями законодатель предоставляет абонентам возможность скорректировать размер своих обязательств по соблюдению требований к составу сточных вод путем внесения изменений в декларацию, которые очевидно должны применяться согласно периоду действия измененных нормативов состава загрязняющих веществ, не учтенных при подаче декларации и носящих экстраординарный характер и нарушающих правовую определенность в отношениях сторон.
Косвенным подтверждением исключительного характера сложившейся ситуации является специальное последствие несовершения абонентом действий по внесению изменений - в подобной ситуации действие ранее поданной декларации прекращается.
Следовательно, распространение действия указанных абонентом показателей на отношения, предшествовавшие внесению изменений, способствуют правовой определенности, поскольку применение ранее указанных в декларации значений к измененным показателям нормативов состава сточных вод может влечь для абонента существенные негативные последствия, явно не соответствующие реальным условиям осуществляемой им деятельности.
На специальный характер положений пункта 130(3) Правил N 644 указывает также наличие предусмотренного пунктом 127 Правил N 644 ординарного порядка изменения декларации по инициативе абонента, осуществляемого не чаще 1 раза в месяц и, в отличие от пункта 130(3) Правил N 644, предусматривающего явное указание на вступление внесенных изменений в действие - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором такая декларация принята для осуществления контроля организацией водопроводноканализационного хозяйства.
Таким образом, сравнительный анализ положений пунктов 127 и 130(3) Правил N 644 указывает на то, что механизм изменения декларации, обусловленный корректировкой нормативов состава сточных вод, не идентичен обычному изменению и преследует своей целью обеспечение баланса отношений сторон, в том числе - исключения необоснованного начисления абонентам обязательств, связанных с эксплуатацией ЦСВ, без учета действительных условий осуществляемой ими деятельности и состоявшегося изменения значений нормативов.
Постановление администрации города Барнаула от 25.02.2021 N 258 "Об утверждении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованной системы водоотведения города Барнаула" опубликовано в Газете "Вечерний Барнаул" N 27 - 27.02.2021.
Соответственно декларация от 23.10.2020 о составе и свойствах сточных вод истца действовала по 27.05.2021 включительно и подлежала применению с нормативами, установленные постановлением администрации г. Барнаула N 1236 от 22.06.2016 в течение трех месяцев со дня опубликования нового нормативного правового акта, если абонентом не внесены в нее изменения ранее. Новая декларация, составленная ответчиком с учетом нормативов состава сточных вод, утвержденных Постановлением N 258, принята водоканалом 28.05.2021.
Иной расчет платы может производится исключительно по результатам отбора проб сточных вод в соответствии с пунктами 130(1) Правил N 644.
При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).
Пунктом 3 статьи 307 ГК РФ в развитие общегражданского принципа добросовестности реализации гражданских прав (статьи 1, 10 ГК РФ) предусмотрено, что при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию.
Ответчик, действуя добросовестно, в рамках действующего законодательства представил в установленный трехмесячный срок корректировочную декларацию 28.05.2021, принятую водоканалом для целей контроля в указанной даты.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно указал, что пробел в регулировании между сторонами настоящего спора отношений по осуществления контроля за составом сточных вод посредством декларации отсутствовал.
В ситуации изменения установленных нормативов, осуществление расчета платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод на основании результатов проведенного организацией водопроводно-канализационного хозяйства контроля состава и свойств сточных вод осуществляется по истечении трехмесячного срока, отведенного на подачу измененной декларации. В пределах данного срока расчет платы производится на основании ранее поданной декларации.
Соответственно, в данном случае (до 27.05.2021) действовала первичная декларация с нормативами, установленными постановлении администрации г. Барнаула N 1236 от 22.06.2016 и расчет платы производится на основании ранее поданной декларации. Таким образом, начисление платы за март-апрель 2021 года согласно вновь утвержденным нормативам с учетом значений, указанных в декларации от 23.10.2020 необоснованно, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований в указанной части.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Основания для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлены.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16.10.2023 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8999/2023 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Барнаульский водоканал" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
А.В. Назаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-8999/2023
Истец: ООО "Барнаульский водоканал".
Ответчик: МУП г.Барнаула "Горэлектротранс"