г. Киров |
|
14 мая 2019 г. |
Дело N А29-15356/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Минаевой Е.В.,
судей Кононова П.И., Щелокаевой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шашиной И.А.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.01.2019 по делу N А29-15356/2018, принятое судом в составе судьи Кирьянова Д.А.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Воргашор-1" (ИНН: 1103016420; ОГРН: 1171101000190)
к Управлению городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103043696; ОГРН: 1091103000010); Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103007560; ОГРН: 1131103000214); Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН: 1103023523; ОГРН: 1021100807716)
о взыскании задолженности и пени,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Воргашор-1" (далее - истец, ООО "Воргашор-1", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании с муниципального образования городского округа "Воркута" в лице Управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - УГХиБ администрации МОГО "Воркута", Управление) 2 403 371 рубля 80 копеек задолженности по оплате оказанных услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества жилого многоквартирного дома, а также стоимости поставленных коммунальных услуг на общедомовые нужды, по пустующим (незаселенным) муниципальным жилым помещениям (квартирам) за период с 01.03.2018 по 31.05.2018, 52 084 рубля 06 копеек пени за просрочку исполнения денежного обязательства за период с 22.06.2018 по 10.10.2018, а также пени за период с 11.10.2018 по день вынесения решения.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 01.11.2018 по делу N А29-14713/2018 требования о взыскании задолженности по договорам от 01.01.2018 NN Ворг-2018/49, Ворг-2018/47, Ворг-2018/50 управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Воркута, ул. Энтузиастов, д. 21/1, кв. 13, 14, 15, 19, 23, 25, 27, 29, ул. Энтузиастов, д. 21/3, кв. 2, 8, 13, 38, 52, ул. Энтузиастов, д. 21/4, кв. 20, 21, 22, за период с 01.03.2018 по 31.05.2018, пени, начисленных в соответствии с частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), за период с 22.06.2018 по 10.10.2018 и за период с 11.10.2018 по день вынесения решения суда выделены в отдельное производство, арбитражному делу присвоен номер N А29-15356/2018.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 21.12.2018 по делу N А29-15356/2018 к участию в деле привлечены Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Комитет) и Администрация муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Администрация), как органы, действующие от имени МОГО "Воркута".
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявлением от 20.12.2018 (л.д. 148-151) истец уточнил требования и просил взыскать с ответчика задолженность по договорам от 01.01.2018 N N Ворг-2018/49, Ворг-2018/47, Ворг-2018/50 управления многоквартирными домами (МКД), расположенными по адресам: г. Воркута, ул. Энтузиастов, д. 21/1, кв. 13, 14, 15, 18, 19, 23, 25, 27, 29; ул. Энтузиастов, д. 21/3, кв. 2, 8, 13, 18, 38, 52; ул. Энтузиастов, д. 21/4, кв. 20, 21. за период с 01.03.2018 по 31.05.2018 в размере 83 286 рублей 10 копеек, пени, начисленных в соответствии с частью 14 статьи 155 ЖК РФ за период с 21.07.2018 по 10.10.2018 в размере 1 855 рублей 78 копеек, пени с 11.10.2018 по день вынесения решения суда.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 29.01.2019 уточненные исковые требования удовлетворены. Суд взыскал с муниципального образования городского округа "Воркута" в лице Комитета за счет средств казны МОГО "Воркута" в пользу ООО "Воргашор-1" 83 286 рублей 10 копеек задолженности, 6 873 рубля 61 копейку пени.
Не согласившись с принятым решением, Комитет обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя жалобы, обжалуемое решение суда первой инстанции основано на неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, на несоответствии изложенных в нем выводов фактическим обстоятельствам дела, судом неверно применены нормы материального и процессуального права.
В обоснование позиции по делу Комитет поясняет, что решением Совета МОГО "Воркута" от 06.06.2018 N 516, вступившим в законную силу с 06.06.2018, внесены изменения в решение Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 01.06.2013 N 270 "Об утверждении Положения о порядке управления и распоряжения жилищным фондом, находящимся в собственности муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Положение N 270). С учетом положений статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и заявленного спорного периода КУМИ администрации МОГО "Воркута" не может являться надлежащим ответчиком по делу. По мнению заявителя жалобы, обязанным лицом по содержанию имущества в многоквартирном доме является в силу статьи 210 ГК РФ собственник помещения - МОГО "Воркута".
Подробно доводы ответчика изложены в апелляционной жалобе.
ООО "Воргашор-1" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 09.04.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 10.04.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 АПК РФ. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом. Комитет заявил ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, объекты недвижимого имущества (квартиры), расположенные по адресам: Республика Коми, г. Воркута, ул. Энтузиастов, д. 21/1, кв. 13, 14, 15, 18, 19, 23, 25, 27, 29, ул. Энтузиастов, д. 21/3, кв. 2, 8, 13, 38, 52, ул. Энтузиастов, д. 21/4, кв. 20, 21, являются муниципальной собственностью и входят в состав казны МОГО "Воркута.
Между собственниками помещений в МКД, расположенных по адресам: Республика Коми, г. Воркута, ул. Энтузиастов, д. 21/1, д. 21/3, д. 21/4 в лице начальника Управления (собственники помещений) и ООО "Воргашор-1" (управляющая организация) заключены договоры от 01.01.2018 N N Ворг-2018/49 (л.д. 26-35), Ворг-2018/47 (л.д. 38-47), Ворг-2018/50 (л.д. 50-59) управления многоквартирными домами (также по тексту - договоры управления), по условиям которых управляющая организация приняла на себя обязательства по заданию собственников помещений в течение срока действия договора, за плату осуществлять деятельность по управлению многоквартирным домом, а именно:
- оказывать услуги и выполнять работы по управлению многоквартирным домом, надлежащему содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме,
- предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений и иным потребителям,
- осуществлять иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом, деятельность.
Указанные выше договоры заключены на срок с 01.01.2018 по 31.12.2020 (пункт 2.1 договоров).
В силу пункта 5.1 рассматриваемых договоров цена договора устанавливается в размере стоимости выполненных работ, оказанных услуг по содержанию жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, отведение сточных вод и электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяемой в порядке, указанном в пункте 5.3 договора, стоимости предоставленных коммунальных услуг, определяемой в порядке, указанном в пункте 5.4 договора, а также стоимости иных работ, услуг, которые составляют предмет договора, определяемой в порядке, указанном в пункте 5.5 договора.
В соответствии с пунктом 5.3 договоров управления от 01.01.2018 N N Ворг-2018/49, Ворг-2018/47, Ворг-2018/50 планово-договорная стоимость работ, услуг по управлению многоквартирным домом по содержанию и ремонту общего имущества указывается в перечне работ, услуг, приведенном в приложении N 8 к договору, и составляет 23 рубля 51 копейка за 1 кв.м в месяц (л.д. 36-37, 48-49, 60-61).
Стоимость коммунальных услуг определяется ежемесячно исходя из объема (количества) фактически предоставленных в расчетном месяце коммунальных услуг и тарифов, установленных в соответствии с действующим законодательством для расчетов за коммунальные услуги, с учетом перерасчетов и изменений платы за коммунальные услуги, проводимых в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 5.4 договоров управления).
Согласно пункту 6.1.3 договоров управления плата за содержание жилого помещения для каждого собственника помещения и иного потребителя определяется ежемесячно, исходя из размера платы и размера общей площади, принадлежащего (занимаемого) собственником и иным потребителем помещения.
Пунктом 6.3.5 договоров управления предусмотрено, что плата за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги вносится плательщиком до последнего числа месяца, следующего за расчетным, на основании расчетных и платежных документов, составляемых управляющей организацией или представителем управляющей организации (агентом) по расчетам с потребителями, и предъявляемых к оплате плательщикам до 10 числа месяца, следующего за расчетным.
В период с 01.03.2018 по 31.05.2018 ООО "Воргашор-1" осуществляло обслуживание и несло затраты на содержание и ремонт общего имущества рассматриваемых МКД, в том числе, в отношении незаселенного муниципального жилья.
В указанный период со стороны собственника незаселенного муниципального жилья - МОГО "Воркута" оплата за оказанные ООО "Воргашор-1" услуги по договорам управления от 01.01.2018 N N Ворг-2018/49, Ворг-2018/47, Ворг-2018/50 не поступала.
На оплату услуг за спорный период общество предъявило УГХиБ Администрации МО ГО "Воркута" соответствующие счета-фактуры, которые одновременно с актами выполненных работ и списками свободного (пустующего) муниципального жилья вручены Управлению с сопроводительными письмами.
31.01.2018 ООО "Воргашор-1" направило в адрес Управления претензию N 01-744 об оплате задолженности, которая была оставлена без ответа (л.д. 71).
Изложенные выше обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Пункт 1 статьи 8 ГК РФ в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей называет договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему.
В соответствии со статьями 210, 249, 290 ГК РФ, статьями 39, 153, 154 158 ЖК РФ собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по оплате коммунальных услуг и услуг по содержанию общего имущества в таком доме.
Частью 2 статьи 161 ЖК РФ определено, что собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, к которым, в том числе отнесено управление управляющей организацией.
В этой связи при выборе способа управления домом посредством управляющей организации собственники помещений многоквартирного дома обязаны вносить плату за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома выбранной управляющей организации.
Начисление платы за предоставленные услуги производится управляющей организацией с учетом цены, определенной общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, либо с применением установленных органом местного самоуправления тарифов (часть 4 статьи 158 ЖК РФ, пункты 29 - 36 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
На основании части 1 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
Расчет стоимости услуг определяется, в том числе посредством умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев. Управляющая компания не должна доказывать размер фактических расходов, возникших у нее в связи с содержанием общего имущества, выделяя их по отношению к одному из собственников помещений, когда размер расходов одного из собственников помещений не совпадает (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.11.2010 N 4910/10).
Согласно пункту 1 статьи 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (пункт 2 статьи 125 ГК РФ).
В рассматриваемом случае пустующие (незаселенные) жилые помещения (квартиры) в МКД, расположенные по адресам: г. Воркута, ул. Энтузиастов, д. 21/1, кв. 13, 14, 15, 18, 19, 23, 25, 27, 29; ул. Энтузиастов, д. 21/3, кв. 2, 8, 13, 18, 38, 52, ул. Энтузиастов, д. 21/4, кв. 20, 21 в исковой период являлись муниципальной собственностью МОГО "Воркута".
01.01.2018 между ООО "Воргашор-1" и МОГО "Воркута" как собственником жилых и нежилых помещений, находящихся в казне, в многоквартирных домах, расположенных по указанным выше адресам, заключены договоры управления МКД N N Ворг-2018/49, Ворг-2018/47, Ворг-2018/50. Названные договоры в спорный период являлись действующими, доказательств их расторжения материалы дела не содержат, на наличие таких обстоятельств ответчик не ссылается.
Таким образом, бремя содержания жилых и нежилых помещений, находящихся в казне, несет муниципальное образование в лице уполномоченного органа, которое и обязано в данном случае оплатить оказанные истцом услуги.
В рассматриваемый исковой период ООО "Воргашор-1" являлось управляющей компанией в отношении указанных выше многоквартирных жилых домов, и, соответственно, имело право требовать с МОГО "Воркута" оплаты услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов в отношении спорных жилых помещений.
Повторно проверив расчет истца, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о доказанности факта оказания Обществом спорных услуг по договорам управления и обязанности ответчика по их оплате в заявленном истцом размере в сумме 83 286 рублей 10 копеек.
Размер пени, рассчитанный истцом по правилам части 14 статьи 155 ЖК РФ в сумме 1 855 рублей 78 копеек, является правильным и заявителем жалобы не оспаривается.
Довод апелляционной жалобы о том, что Комитет не является надлежащим ответчиком по настоящему делу, предметом которого является взыскание задолженности, возникшей до 06.06.2018, отклоняется, по следующим основаниям.
В статье 6 Положения N 270 определен порядок осуществления органами администрации МОГО "Воркута" функций администрации МОГО "Воркута" по реализации ее полномочий в сфере управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом.
Решением Совета МОГО "Воркута" от 06.06.2018 N 516, вступившим в силу 06.06.2018, из полномочий УГХиБ администрации МОГО "Воркута" исключена функция администрации МОГО "Воркута" по содержанию жилых и нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, находящихся в казне муниципального образования.
С 06.06.2018 Управление осуществляет контроль за содержанием и ремонтом муниципального жилищного фонда в соответствии с заключенными договорами управления (подпункт 1 пункта 4 статьи 6 Положения N 270 в редакции от 06.06.2018).
С указанной даты до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда расходы на их содержание и коммунальные услуги несет КУМИ администрации МОГО "Воркута" (подпункт 14 пункта 3 статьи 6 Положения N 270 в редакции от 06.06.2018).
Решением Совета МОГО "Воркута" от 06.06.2018 N 469 утверждено Положение об Управлении городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Положение N 469).
На основании пункта 3.1.3 Положения N 469 Управление от имени МОГО "Воркута" осуществляет полномочия собственника при управлении многоквартирными домами, в которых имеется доля муниципальной собственности.
При этом из полномочий Управления исключена функция по несению расходов на содержание и коммунальные услуги до заселения жилых помещений муниципального жилищного фонда, раннее установленная Положением об УГХиБ администрации МОГО "Воркута", утвержденным решением Совета муниципального образования городского округа "Воркута" от 24.11.2014 N 636.
Согласно абзацу 3 пункта 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в случае, если государственный орган, являющийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус, в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
С учетом приведенных выше обстоятельств дела суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае надлежащим ответчиком по делу является МОГО "Воркута" в лице КУМИ администрации МОГО "Воркута". Доводы апелляционной жалобы соответствующие выводы суда не опровергают.
На основании изложенного, решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.01.2019 является законным, оснований для удовлетворения жалобы Комитета у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины, в этой связи госпошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 29.01.2019 по делу N А29-15356/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Е.В. Минаева |
Судьи |
П.И. Кононов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.