г. Ессентуки |
|
14 мая 2019 г. |
Дело N А25-3188/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цигельникова И.А.,
судей: Афанасьева Л.В., Белов Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Антоновой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край,
апелляционную жалобу государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.02.2019 по делу N А25-3188/2018 (судья Шишканов Д.Г.)
по заявлению государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН1020900515833, ИНН0901001747)
к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Санаторий "Теберда" Министерства внутренних дел Российской Федерации" (ОГРН1020900775598, ИНН0902011138)
о взыскании задолженности по финансовым санкциям за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2016 года в сумме 22500р,
при участии в судебном заседании:
от федерального казенного учреждения здравоохранения "Санаторий "Теберда" Министерства внутренних дел Российской Федерации" - представитель Урусова Д.Х. по доверенности от 07.05.2019,
в отсутствие представителя государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике (далее - Фонд) обратилось в арбитражный суд с иском к Федеральному казенному учреждению здравоохранения "Санаторий "Теберда" Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Учреждение) о взыскании задолженности по финансовым санкциям за несвоевременное предоставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2016 года в сумме 22500р.
Решением суда от 21.02.2019 в удовлетворении заявленных требований Фонда отказано. Судебный акт мотивирован отсутствием оснований для применения Фондом финансовых санкций к Учреждению. Предельный срок обращения Фонда в суд с заявлением о взыскании финансовых санкций пропущен.
Не согласившись с решением суда, Фонд обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает, что финансовые санкции взыскиваются за несвоевременное предоставление Учреждением сведений индивидуального персонифицированного учета застрахованных лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В отзыве на апелляционную жалобу Учреждение возражает по существу доводов Фонда, просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель Учреждения поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу. Просит решение суда оставить без изменения.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Фонда.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Учреждения, считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 16.05.2016 Учреждение, являясь страхователем, представило в адрес Фонда сведения о 45 застрахованных лицах по форме СЗВ-М за апрель 2016 года.
Фондом проведена камеральная проверка по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления Учреждением сведений индивидуального (персонифицированного) учета за апрель 2016 года по форме отчетности СЗВ-М. По результатам проверки Фондом выявлено нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в отношении 45 застрахованных лиц Учреждения.
17.05.2018 составлен акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 008S18180001423. Акт направлен в адрес Учреждения посредством почтовой связи 18.05.2018. В акте содержалось уведомление Учреждения о том, что рассмотрение материалов и акта проверки состоится 18.06.2018 в 10-00.
18.06.2018 по результатам рассмотрения акта проверки Фондом в отсутствие представителя Учреждения вынесено решение N 008S19180001537 о привлечении страхователя (Учреждения) к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде взыскания финансовых санкций в размере 22500р (500р х 45 застрахованных лиц). Копия решения от 18.06.2018 N 008S19180001537 направлена в адрес Учреждения заказным почтовым отправлением 18.06.2018.
06.07.2018 Фондом в адрес Учреждения выставлено требование N 008S01180003203 об уплате в срок до 24.07.2018 финансовых санкций за нарушение законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Требование направлено страхователю заказным почтовым отправлением 06.07.2018.
Поскольку Учреждение в добровольном порядке не исполнило требование об уплате финансовых санкций от 06.07.2018 N 008S01180003203, Фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании финансовых санкций в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из существенного нарушения Фондом порядка рассмотрения материалов проверки и привлечения страхователя (Учреждение) к ответственности, выразившегося в пропуске сроков давности взыскания финансовых санкций.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются с 01.01.2017 законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Таким образом, к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций, предусмотренных Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление индивидуальных сведений в системе обязательного пенсионного страхования, в отсутствие иного специального правового регулирования (часть 6 статьи 13 АПК РФ) подлежат применению сроки, установленные законодательством о налогах и сборах.
Судом первой инстанции установлено, что вмененное правонарушение совершено Учреждением 16.05.2016 (в момент представления сведений по форме СЗВ-М с типом "исходные" за апрель 2016 года с нарушением установленного законом срока на 1 день). С указанного момента Фонд обязан проверить соблюдение Учреждением установленного Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ срока для предоставления индивидуальных сведений о застрахованных лицах за апрель 2016 года.
Фиксация правонарушения 17.05.2018 (акт Фонда от 17.05.2018 N 008S18180001423), не может служить основанием для исчисления срока давности взыскания финансовых санкций с даты принятия этого акта, так как данный акт составлен с нарушением срока, предусмотренного статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации.
Предельный срок взыскания финансовых санкций включает в себя: 3 месяца на проведение проверки и составление акта + 5 дней на направление (вручение) акта + 6 дней на вручение акта (в случае направления акта по почте) + 15 дней на представление страхователем возражений + 10 дней на вынесение решения (+ 1 месяц в случае отложения) + 5 дней на направление (вручение) решения + 6 дней на вручение решения (в случае направления решения по почте) + 10 дней на вступление в силу решения по проверке + 10 дней на направление требования + 6 дней на получение требования в случае направления по почте + 10 календарных дней на исполнение требования, если более продолжительный период времени для уплаты не указан в этом требовании + 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате санкций на обращение в суд с заявлением об их взыскании в судебном порядке.
В рассматриваемом случае срок на взыскание финансовых санкций в судебном порядке, исчисленный исходя из совокупности вышеуказанных сроков, подлежит исчислению следующим образом: срок камеральной проверки истек 16.08.2016 + 5 дней на направление акта (23.08.2016) + 6 дней на вручение (31.08.2016) + 15 дней на представление возражений (21.09.2016) + 10 дней на вынесение решения (05.10.2016) + 5 дней на направление решения (12.10.2016) + 6 дней на вручение решения (20.10.2016) + 10 дней на вступление решения в силу (03.11.2016) + 10 дней на выставление требования (18.11.2016) + 6 дней на направление требования (28.11.2016) + 12 рабочих дней на исполнение требования - как в требовании от 06.07.2018 N 008S01180003203 (14.12.2016) + 6 месяцев на обращение в суд с заявление о взыскании финансовых санкций (18.06.2017).
Пропуск налоговым органом срока проведения камеральной проверки не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Суд первой инстанции с учетом обращения Фонда в арбитражный суд с заявлением 19.12.2018, пришел к обоснованному выводу о том, что предельный срок для обращения с заявлением о взыскании финансовых санкций нарушен на полтора года.
Довод Фонда о том, что срок оформления акта о выявленных нарушениях при представлении сведений, указанных в пункте 2.2 статьи 11 Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ, законодательством не установлен, основан на неправильном толковании положений указанных выше положений законодательства. Трехлетний срок давности привлечения к ответственности в рассматриваемом случае не влияет на исчисление срока обращения в суд. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Довод о том, что статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлен трехлетний срок давности привлечения к ответственности, также отклонен судом первой инстанции, поскольку действующее законодательство разграничивает сроки давности привлечения к ответственности за совершение правонарушения и сроки давности взыскания задолженности по финансовым санкциям. Например, Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены следующие сроки давности: срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 113); сроки давности взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в судебном порядке (пункт 3 статьи 46, пункт 1 статьи 47, пункт 2 статьи 48, статья 115). Установление в статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ трехлетнего срока давности привлечения к ответственности не означает, что срок давности взыскания финансовых санкций также равен трем годам. Таким образом, обращение Фонда в арбитражный суд с пропуском пресекательного срока давности взыскания финансовых санкций является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 21.02.2019 по делу N А25-3188/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.