г. Самара |
|
15 мая 2019 г. |
А65-25557/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 мая 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - представителя Корсукова М.Н. (доверенность от 29.12.2018 N АШ-02/21002),
от акционерного общества "Транснефть-Прикамье" - представителей Ханова А.Т. (доверенность от 07.12.2018 N 01-01-9/701), Тихоновой Л.С. (доверенность от 14.12.2018 N 01-01-9/755),
от третьих лиц - представители не явились, извещены.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2019 года по делу N А65-25557/2018 (судья Хамитов З.Н.),
по заявлению акционерного общества "Транснефть-Прикамье" (ОГРН 1021601763820, ИНН 1645000340), г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (ОГРН 1021602866405, ИНН 1653003714), г. Казань,
с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, ООО "Студия Ф", Канашский Транспортно-энергетический техникум,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 31.07.2018 по делу N А04-439-2018,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Транснефть-Прикамье" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - административный орган, Управление) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 31.07.2018 по делу N А04-439-2018, с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, ООО "Студия Ф", Канашского Транспортно-энергетического техникума (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2019 года заявление удовлетворено, признано незаконным постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по делу об административном правонарушении от 31.07.2018 N А04-439-2018, вынесенное в отношении акционерного общества "Транснефть-Прикамье".
В апелляционной жалобе административный орган просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2019 года по делу N А65-25557/2018 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что требование о предоставлении действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности, указанное в документации, является незаконным и необоснованным и полагая доказанным наличие в действиях Общества состава вменяемого правонарушения.
В материалы дела поступил отзыв заявителя на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2019 года по делу N А65-25557/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
В судебном заседании апелляционного суда представитель административного органа апелляционную жалобу поддержал, просил ее удовлетворить.
Представители заявителя в судебном заседании апелляционного суда возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просили суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2019 года по делу N А65-25557/2018 оставить без изменения.
Третьи лица в судебное заседание апелляционного суда не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся в судебное заседание третьих лиц, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела следует, что 08.02.2018 года Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по рассмотрению жалоб на действия комиссий заказчиков, деятельность которых регламентирована Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Комиссия) в присутствии представителей заказчика - АО "Транснефть - Прикамье" Галямовой Э.Р. (доверенность от 30.01.2018 г. N 30), в отсутствии представителей заявителя ООО "Студия Ф", о времени и месте рассмотрения жалобы уведомленного надлежащим образом, рассмотрела жалобу ООО "Студия Ф" на действия заказчика АО "Транснефть - Прикамье" при проведении открытого аукциона в электронной форме на услуги по проведению съемок и монтажа фильма по охране труда "Безопасное производство работ на высоте" N 31806041545, извещение о проведении открытого аукциона N 31806041545 было размещено на сайте www.zakupki.gov.ru 23.01.2018 г.
Данная жалоба рассматривалась в рамках статьи 18.1 Федерального закона 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), по правилам которой антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - закон о Закупках), за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно жалобе в Аукционной документации Заказчиком (АО "Транснефть - Прикамье") установлено требование о предоставлении действующей лицензии на образовательную деятельность, которое не относится к предмету аукциона.
А именно, согласно п. 4.1.4 Технического задания по лоту N 11/01-07/18 исполнитель должен иметь действующую лицензию на осуществление образовательной деятельности. Данное требование к участнику закупки, по мнению ООО "Студия Ф", ограничивало конкуренцию.
Комиссия по результатам рассмотрения доводов подателя жалобы на действия заказчика и позиции заказчика, изучения документации по аукциону вынесла решение по делу N Т04-22/2018 от 08.02.2018 года, в котором указала: Признать жалобу ООО "Студия Ф" (вх. N 1034/ж от 24.01.2018 г.) на действия заказчика АО "Транснефть - Прикамье" при проведении открытого аукциона в электронной форме на услуги по проведению съемок и монтажа фильма по охране труда "Безопасное производство работ на высоте" N 31806041545 обоснованной, выдать заказчику АО "Транснефть - Прикамье" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, признать заказчика АО "Транснефть - Прикамье" нарушившим требования п. 4 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Данное решение заявителем не обжаловалось, и было исполнено, АО "Транснефть - Прикамье" выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе путем исключения спорного требования из условий, предъявляемых к участнику аукциона, а материалы антимонопольного дела переданы должностному лицу для рассмотрения вопроса о привлечении Общества к административной ответственности.
Выданное 08.02.2018 предписание по делу N Т04-22/2018 было также исполнено заявителем, спорное условие исключено и контракт заключен без его учета.
Однако, несмотря на устранение заявителем оснований для привлечения к административной ответственности, 17.07.2018 антимонопольным органом был составлен протокол N А04-439/2018 об административном правонарушении, а 31.07.2018 года вынесено постановление о назначении административного наказания по делу N А04-439/2018 об административном правонарушении ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 КоАП и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (Двадцать тысяч) рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился с заявлением в Арбитражный суд.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно ч. 7 ст. 210 АПК РФ при этом арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Частью 10 статьи 7.32.4 КоАП предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 9 настоящей статьи и статьями 7.29 - 7.32 и 7.32.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, административным органом были признана обоснованной жалоба ООО "Студия Ф" на действия заказчика АО "Транснефть - Прикамье" при проведении открытого аукциона в электронной форме на услуги по проведению съемок и монтажа фильма по охране труда "Безопасное производство работ на высоте" N 31806041545.
Согласно п. 4.1.4 Технического задания по лоту N 11/01-07/18 исполнитель должен иметь действующую лицензию на осуществление образовательной деятельности Данное требование к участнику закупки, по мнению ООО "Студия Ф", ограничивало конкуренцию.
Решением УФАС по РТ от 08.02.2018 по делу N Т04-22/2018 АО "Транснефть - Прикамье" было признано нарушившим требования п. 4 ч. 1 ст. 3, п. 9 ч. 1 ст. 4 Закона о закупках.
В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц (далей - Закон о закупках) в документации о закупке должны быть указаны, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям
Протокол N А04-439/2018 об административном правонарушении в отношении Общества по части 10 статьи 7.32.4 КоАП составлен 17.07.2018.
31.07.2018 Управлением Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - Административный орган, УФАС по РТ) вынесено Постановление о назначении административного наказания по делу N А04-439/2018 об административном правонарушении (документ создан в электронной форме, N СП-04/12705 от 13.08.2018, далее - Постановление по делу N А04-439/2018), согласно которому Акционерное общество "Транснефть - Прикамье" (далее - АО "Транснефть - Прикамье", Заявитель) признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 (Двадцать тысяч) рублей.
Однако наличие в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, не подтверждено материалами дела.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП выражается в нарушении установленных законодательством Российской Федерации процедуры и порядка организации и проведения обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества.
1. В рассматриваемом случае, продажа государственного или муниципального имущества не осуществлялась, а торги, а проводимые заявителем торги не являлись обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закупка проводилась АО "Транснефть - Прикамье" в виде открытого аукциона в электронной форме на услуги по проведению съемок и монтажа фильма по охране труда "Безопасное производство работ на высоте" N 31806041545, в соответствии с Федеральным законом N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Проведение торгов для заключения договора на оказание услуг по проведению съемок и монтажа фильма по охране труда "Безопасное производство работ на высоте не является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации в отличие от торгов, необходимость проведения которых прямо предусмотрена в законе (например, Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", "Земельный кодекс Российской Федерации", Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", Федеральный закон от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)").
Открытый аукцион N 31806041545 также не направлен на продажу государственного или муниципального имущества.
По мнению административного органа, торги, проводимые АО "Транснефть -Прикамье", являются обязательными в силу Закона о закупках.
Однако данный довод нормативно не обоснован.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках, при закупке товаров, работ, услуг Компания руководствуется Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также принятым в соответствии с ними Положением о закупке. При этом, основываясь на требованиях законодательства и Положения о закупке, Заявитель вправе самостоятельно определять условия и порядок подготовки и проведения закупочных процедур в целях своевременного и полного удовлетворения потребностей в товарах, работах, услугах, с одной стороны, и расширением возможностей участия в закупках, развитием добросовестной конкуренции, с другой.
Как разъяснено в определении ВС РФ от 13.10.2017 N 305-КГ17-8138, в отличие от закупок, осуществляемых в рамках контрактной системы для обеспечения государственных и муниципальных нужд, первоочередной целью Закона о закупках является создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей заказчиков в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности (ч. 1 ст. 1 Закона о закупках), что предполагает относительную свободу заказчиков в определении условий закупок, недопустимость вмешательства кого-либо в процесс закупки по мотивам, связанным с оценкой целесообразности ее условий и порядка проведения.
Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика, и в силу ч. 2 ст. 2 Закона о закупках (в редакции, действовавшей до 01.07.2018) должно содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. На основании ч. 3 ст. 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.
В Положении о закупке товаров, работ и услуг АО "Транснефть - Прикамье" в редакции, действовавшей до 02.07.2018, предусмотрены способы закупки, как являющиеся торгами (конкурс, аукцион), так и не относящиеся к торгам (запрос котировок, запрос предложений).
Следовательно, проведение именно торгов не является обязательным для Заявителя в силу Закона о закупках, так как Заявитель вправе выбрать иной способ закупки, не являющийся торгами.
2. Порядок организации и проведения торгов установлен статьей 448 ГК РФ. Организация торгов включает в себя разработку требуемой документации и опубликование извещения о проведении торгов. Процедура проведения торгов состоит из нескольких составляющих - подача заявок на участие в торгах; рассмотрение заявок на участие в торгах; проведение оценки и сопоставления заявок на участие в торгах; составление и подписание протокола о результатах торгов; подписание договора (если предметом торгов было только право на заключение договора).
Таким образом, вопреки позиции административного органа, предъявление в документации о закупке требований к участнику закупки (в данном случае - наличия лицензии) не относится к процедуре и порядку организации и проведения торгов.
Следовательно, АО "Транснефть - Прикамье" не допущено нарушение процедуры и порядка организации и проведения торгов, что исключает применение ответственности, предусмотренной частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.04.2005 N 119-О, положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (статья 1.5 КоАП РФ), имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.
При этом установление имелась ли у юридического лица возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, а также проверка доказательств, свидетельствующих о наличии его вины или ее отсутствии, связаны с исследованием фактических обстоятельств дела.
В рассматриваемом случае, наличие в действиях заявителя состава вменяемого правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 7.32.4 КоАП РФ административным органом не доказано, материалами не подтверждено.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Процессуальных нарушений при административном производстве судом не установлено.
В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
С позиции изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и сделанных им выводов и не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2019 года по делу N А65-25557/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.