14 мая 2019 г. |
Дело N А83-6155/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30.04.2019.
В полном объёме постановление изготовлено 14.05.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Тарасенко А.А., судей Остаповой Е.А. и Сикорской Н.И.,
при ведении протокола и аудиозаписи секретарем судебного заседания Енокян Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Губановой Надежды Александровны на решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.02.2019 по делу N А83-6155/2018 (судья Плотников И.В.),
по иску государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала ГУП РК "Крымские морские порты" "Ялтинский торговый порт" к индивидуальному предпринимателю Губановой Надежде Александровне,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, администрация города Ялты Республики Крым, министерство транспорта Республики Крым,
о признании договора недействительным и применении последствий недействительности сделки,
при участи в судебном заседании:
от филиала государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Ялтинский торговый порт" - Бородко И.А., по доверенности от 09.01.2019 N 01,
установил:
государственное унитарное предприятие Республики Крым "Крымские морские порты" в лице филиала государственного унитарного предприятия Республики Крым "Крымские морские порты" "Ялтинский торговый порт" (далее - истец, порт) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Губановой Надежде Александровне (далее - ответчик индивидуальный предприниматель Губанова Н.А.) о признании договора недействительным, прекращении действия договора, применении последствий недействительности сделки, взыскании задолженности в сумме 4 053,67 руб., а также пени в сумме 214,94 руб. Исковые требования мотивированы тем, что договор N 144-Д-ЯТП-17 от 19.06.2017 на предоставление места для размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности Республики Крым и переданном в пользование (аренду) порту, без предоставления земельного участка, заключен на основании постановления администрации города Ялты Республики Крым N2505-п "О внесении изменений в постановление администрации города Ялты от 10.04.2015 N458-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта", согласно которому были внесены изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта и предусмотрена возможность предоставление мест и заключение договоров на размещение нестационарного торгового объекта вне конкурса. Впоследствии 02.08.2017 администрация своим постановлением N3060-п отменила указанное выше постановление N2505-п, тем самым исключив нестационарные торговые объектов, в том числе, и принадлежащий ответчику из действующей схемы размещения данных объектов. Таким образом, поскольку спорный договор был заключен без проведения конкурентных процедур на основании постановления, впоследствии отмененного, ввиду его несоответствия действующему законодательству, содержание спорного договора также ему противоречит и подлежит признанию недействительным в соответствии с положениями статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 19.02.2019 исковые требования удовлетворены. Суд первой инстанции признал недействительным договор N 144-Д-ЯТП-17, заключенный 19.06.2017 между портом и индивидуальным предпринимателем Губановой Н.А. на предоставление места для размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности Республики Крым и переданном в пользование (аренду) порту. Применил последствия недействительности сделки, а именно: обязал индивидуального предпринимателя Губанову Н.А. в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу демонтировать нестационарный торговый объект, общей площадью 1 кв.м, расположенный на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым по адресу: Республика Крым, г.Ялта, набережная им.В.И. Ленина, с установленного места его расположения и привести прилегающую к нестационарному торговому объекту территорию в первоначальное состояние. С индивидуального предпринимателя Губановой Н.А. в пользу порта взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб. Суд первой инстанции руководствовался тем, что при заключении договора сторонами не соблюден соответствующий порядок, предусмотренный действующим законодательством, а именно не были проведены торги по определению победителя, с которым орган местного самоуправления должен заключить договор по размещению нестационарного торгового объекта. Таким образом, суд первой инстанции усмотрел основания для признания сделки недействительной в силу ее ничтожности.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, индивидуальный предприниматель Губанова Н.А. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении искового заявление отказать. Апеллянт полагает, что недействительность договора N 144-Д-ЯТП-17 на предоставление места для размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке не имеет правового значения, так как все стороны договора знали о заключении данного договора, или совершили действия, однозначно свидетельствующие об одобрении этой сделки, и не возражали против ее заключения. Кроме того поведение всех сторон договора после заключения сделки давало другим лицам основание полагаться на действительность сделки. Также апеллянт указывает, что при заключении договора действовал добросовестно, заключил договор согласно с действующим законодательством, своевременно вносил плату за предоставление места для размещения нестационарного торгового объекта.
В судебном заседании представитель порта возражал против доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, в связи, с чем рассмотрение жалобы возможно в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 АПК РФ, исследовав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела 25.04.2017 между министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее - арендодатель) и портом (далее - арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 111н/25 (далее - договор аренды) согласно которого в пользование арендатору был передан земельный участок площадью 31 647 кв.м., из земель находящихся в государственной собственности Республики Крым, вид разрешенного использования - водный транспорт, по адресу: г.Ялта, ул.Рузвельта, 3, 5, 7, набережная им.В.И. Ленина (л.д. 86-90 том 1).
Согласно пункту 1.1 договора аренды арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное владение и пользование земельный участок площадью 31 647 кв.м., из земель, находящихся в государственной форме собственности Республики Крым, категория земель - земли населенных пунктов. Вид разрешенного использования земельного участка - водный транспорт, кадастровый N 90:25:000000:1569, расположенный по адресу: Республика Крым, Набережная им.Ленина в границах, указанных в выписке из ЕГРН.
Условиями договора установлено, что предоставленный в аренду земельный участок по целевому назначению относится к категории земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования земельного участка - "водный транспорт" (пункт 1.1 договора). Земельный участок передан без права передачи третьим лицам, в том числе в субаренду, залог, внесения в уставной капитал хозяйственных обществ (пункт 2.3 договора).
Обязанностью порта, как арендатора земельного участка является использование земельного участка в соответствии с его целевым назначением и видом разрешенного использования (пункт 5.4 договора). Нарушение данных условий является основанием для досрочного расторжения договора аренды (пункт 6.3 договора аренды).
Постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 10.04.2015 N 458-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта" утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов до 31.12.2018.
Постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 09.06.2017 N 2505-п "О внесении изменений в постановление администрации города Ялты от 10.04.2015 N 458-п "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта" внесены изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта. В приложении N 1 к указанному постановлению приведены места размещения НТО, предоставляемые вне конкурса.
19.06.2017 между портом и индивидуальным предпринимателем Губановой Н.А. заключен договор N 144-Д-ЯТП-17 (далее - договор) на предоставление места для размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности Республики Крым и переданном в пользование (аренду) порту, без предоставления земельного участка (л.д. 80-85 том 1).
По условиям договора порт на основании договора аренды заключенного между портом и министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым, в соответствии со статьями 39, 33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", пункта 16 раздела 1 постановления Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 N 402 "Об утверждении Порядка размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований Республики Крым" без предоставления земельного участка предоставляет индивидуальному предпринимателю Губановой Н.А. место для размещения нестационарного торгового объекта - лотоков количестве 1 (одной) единицы, место нестационарного торгового объекта N 1/615, общей площадью 1 кв.м., для осуществления предпринимательской деятельности: реализация билетов на экскурсионные прогулки, по адресному ориентиру в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым: Республика Крым, г.Ялта, ул.Набережная им.В.И. Ленина, на срок с 19.06.2017 по 18.06.2020.
Договор заключен в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее - схема), утвержденной постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 09.06.2017 N 2505-п.
Поскольку спорный договор на предоставление места для размещения нестационарного торгового объекта был заключен на основании постановления администрации города Ялты Республики Крым N 2505-п, впоследствии отмененного в порядке самоконтроля постановлением администрации города Ялты Республики Крым от 02.08.2017 N 3060-п ввиду его несоответствия действующему законодательству, порт обратился к с претензией от 29.11.2017 N 06-07/2873 в которой указал на направление 18.08.2017 в адрес предпринимателя дополнительного соглашения о расторжении указанного договора, предложив в пятидневный срок после получения указанной претензии, демонтировать нестационарный торговый объект с места его расположения и привести прилегающую к нестационарному торговому объекту территорию в первоначальное состояние, а также погасить сумму задолженности и начисленной пени (л.д. 94 том 1).
Поскольку претензия оставлена ответчиком без ответа, а требования, изложенные в претензии, не удовлетворены ответчиком в добровольном порядке, истец обратился с настоящим исковым заявлением в арбитражный суд.
При решении вопроса об обоснованности доводов апелляционной жалобы суд руководствуется следующим.
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540, согласно которому вид разрешенного использования земельного участка "водный транспорт" означает размещение искусственно созданных для судоходства внутренних водных путей, размещение объектов капитального строительства внутренних водных путей, размещение объектов капитального строительства морских портов, размещение объектов капитального строительства, в том числе морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, навигационного оборудования и других объектов, необходимых для обеспечения судоходства и водных перевозок.
Статьей 39.33 ЗК РФ определены случаи использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков предоставленным гражданам или юридическим лицам, без предоставления земельных участков и установления сервитута, включающие случаи размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.33 ЗК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Согласно статье 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; порядок включения в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации; схема размещения нестационарных объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, которыми определено, что включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества (пункт 2), для включения объектов в схему размещения орган местного самоуправления направляет в органы, осуществляющие полномочия собственника имущества, заявление о включении объектов в схему размещения (пункт 4).
Таким образом, для размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, определённой полномочным органом.
Суд первый инстанции правило отметил следующее.
Предметом спора является недействительность договора на предоставление места для размещения нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности Республики Крым и переданном в пользование (аренду) порту, без предоставления земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
К договорам согласно пункту 1 статьи 431.1 ГК РФ применяются положения ГК РФ о недействительности сделок (параграф 2 главы 9), если иное не установлено правилами об отдельных видах договоров и настоящей статьей.
Как верно указал суд первой инстанции, в соответствии со статьей 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (статья 167 ГК РФ).
Согласно статье 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 23.08.2016 N 402 утвержден Порядок размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории муниципальных образований в Республике Крым" (далее - порядок).
В соответствии с пунктом 1 порядка размещение нестационарных торговых объектов (за исключением разносной торговли) на земельных участках, находящихся в государственной собственности Республики Крым или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой.
С целью обеспечения прозрачности при предоставлении хозяйствующим субъектам права на установку нестационарных торговых объектов проводятся торги в виде конкурса или открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов (пункт 1 раздела V Порядка).
Случаи предоставления места для размещения нестационарных торговых объектов без проведения конкурентных процедур и правила занятия новых мест размещения нестационарных торговых объектов приведены в разделе IV Порядка.
Так, согласно пункту 2 IV порядка без проведения конкурентных процедур места для размещения нестационарных торговых объектов предоставляются:
-крымским перерабатывающим предприятиям растениеводческой и животноводческой продукции;
-зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территории Республики Крым юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, фермерским хозяйствам, которые являются производителями продовольственных товаров (кроме производителей алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, жевательной резинки, пищевых добавок, биологически активных добавок) и осуществляют продажу (реализацию) этой продукции, при условии, что в общем ассортименте продовольственных товаров продукция собственного производства составляет не менее 70%;
-собственникам объектов общественного питания для размещения сезонных кафе (летних площадок), не являющихся объектами благоустройства, на территориях, вплотную прилегающих к зданиям, строениям или сооружениям, в которых располагаются стационарные объекты общественного питания, в местах, установленных схемой размещения НТО;
-зарегистрированным в установленном законодательством Российской Федерации порядке на территории Республики Крым юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям:
-в случае предоставления компенсационных мест для размещения нестационарных торговых объектов;
-для реализации печатной продукции в уже функционирующих нестационарных торговых объектов, установленных на законных основаниях;
-хозяйствующим субъектам, победившим в конкурсе на право заключения договора о благоустройстве пляжа общего пользования и заключившим такой договор с администрацией муниципального образования, в границах земельного участка, который является предметом договора о благоустройстве пляжа общего пользования.
Пунктом 6 указанного раздела предусмотрено, что в случае когда место для размещения нестационарных торговых объектов предложено хозяйствующими субъектами, на официальном сайте администрации муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо на официальном сайте администрации муниципального образования в государственной информационной системе Республики Крым "Портал Правительства Республики Крым" публикуется информация о предстоящем предоставлении права на размещение нестационарных торговых объектов.
Если в течение одного месяца со дня публикации не поступает иных заявок, договор на размещение нестационарных торговых объектов заключается с субъектом хозяйственной деятельности, подавшим заявление на размещение нестационарного торгового объекта (подпункт 6.1 пункта 6).
Если в течение одного месяца с момента публикации поступили иные заявки, проводятся торги в форме конкурса или аукциона (подпункт 6.2 пункта 6).
По общему правилу, закрепленному в частях 1, 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В материалы дела доказательств опубликования информации о предстоящем предоставлении права на размещение нестационарных торговых объектов в указанном выше порядке не представлено. Не представлено суду первой инстанции также и доказательств наличия у ответчика права на предоставление ему места для размещения нестационарного торгового объекта без проведения конкурентных процедур.
Как верно указал суд первой инстанции, в соответствии с положениями постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 25) ничтожной является сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Вне зависимости от указанных обстоятельств законом может быть установлено, что такая сделка оспорима, а не ничтожна, или к ней должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (пункт 2 статьи 168 ГК РФ).
Договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Например, ничтожно условие договора доверительного управления имуществом, устанавливающее, что по истечении срока договора переданное имущество переходит в собственность доверительного управляющего (пункт 74).
Применительно к статьям 166 и 168 ГК РФ под публичными интересами, в частности, следует понимать интересы неопределенного круга лиц, обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы (пункт 75).
Положения статьи 15 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" указывают на обязательность соблюдения конкурентных правил как на элемент защиты публичных интересов (неопределенного круга хозяйствующих субъектов и потребителей).
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм права, а также разъяснений, приведенных в пунктах 73 -75 постановления Пленума N 25, апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции, о несоблюдении порядка заключения оспариваемого договора без торгов и наличии оснований для признания сделки недействительной в силу ее ничтожности.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного судебного акта, либо являющихся безусловным основанием для его отмены, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 19.02.2019 по делу N А83-6155/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Губановой Надежды Александровны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.А. Тарасенко |
Судьи |
Е.А. Остапова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.