Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 сентября 2019 г. N Ф04-3645/19 настоящее постановление оставлено без изменения
город Томск |
|
14 мая 2019 г. |
Дело N А03-15608/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 мая 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Скачковой О. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К. А. рассмотрел апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (N 07АП-3344/2019) на решение от 28.02.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-15608/2018 по заявлению открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (ИНН 4205049090, ОГРН 1034205040935), г. Кемерово, к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Шипуновского района Алтайского края (ИНН 2289002630, ОГРН 1022202955169), с. Шипуново, Шипуновский район, Алтайский край, к председателю Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Панкрушихинского района Алтайского края, с. Шипуново, Шипуновский район, Алтайский край, о признании незаконным бездействия Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Шипуновского района Алтайского края, выразившегося в неисполнении исполнительных листов серии АС N 002568044 по делу N А03-20135/2013, ФС N 005035613 по делу N А03-3033/2015 в трехмесячный срок, как несоответствующего п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Шипуновского района Алтайского края Дороховой Татьяны Николаевны, выразившегося в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования Шипуновский район Алтайского края в целях исполнения исполнительных листов серии АС N 002568044 по делу N А03-20135/2013, ФС N 005035613 по делу N А03-3033/2015 в течение трех месяцев со дня их поступления на исполнение, об обязании Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Шипуновского района Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "УК "Кузбассразрезуголь" путем исполнения исполнительных листов серии АС N 002568044 по делу N А03-20135/2013, ФС N 005035613 по делу N А03-3033/2015, 2 об обязании председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Шипуновского района Алтайского края Дороховой Татьяны Николаевны внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования Шипуновский район Алтайского края в целях исполнения исполнительных листов серии АС N 002568044 по делу N А03-20135/2013, ФС N 005035613 по делу N А03-3033/2015,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" (далее - Общество, ОАО "УК ""Кузбассразрезуголь") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Шипуновского района Алтайского края (далее - Комитет), к председателю Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Шипуновского района Алтайского края (далее - Председатель Комитета) о признании незаконным бездействия Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Шипуновского района Алтайского края, выразившегося в неисполнении исполнительных листов серии АС N 002568044 по делу N А03-20135/2013, ФС N 005035613 по делу N А03-3033/2015 в трехмесячный срок, как несоответствующий п. 6 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, о признании незаконным бездействия председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Шипуновского района Алтайского края Дороховой Татьяны Николаевны, выразившегося в невнесении изменений в сводную бюджетную роспись муниципального образования Шипуновский район Алтайского края в целях исполнения исполнительных листов серии АС N 002568044 по делу N А03- 20135/2013, ФС N 005035613 по делу N А03-3033/2015 в течение трех месяцев со дня их поступления на исполнение, об обязании Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Шипуновского района Алтайского края устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "УК "Кузбассразрезуголь" путем исполнения исполнительных листов серии АС N 002568044 по делу N А03-20135/2013, ФС N 005035613 по делу N А03-3033/2015, об обязании председателя Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Шипуновского района Алтайского края Дороховой Татьяны Николаевны внести изменения в сводную бюджетную роспись муниципального образования Шипуновский район Алтайского края в целях исполнения исполнительных листов серии АС N 002568044 по делу N А03-20135/2013, ФС N 005035613 по делу N А03-3033/2015.
Решением от 28.02.2019 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "УК "Кузбассразрезуголь" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что финансовый орган не выполнил возложенную на него бюджетным законодательством обязанность по исполнению судебного решения; представленные заинтересованными лицами доказательства не свидетельствуют о совершении ими соответствующих действий, направленных на исполнение судебного акта; вывод суда о невозможности самостоятельно внести изменения в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджете, является необоснованным.
Комитет в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-20135/2013 от 27.01.2014 с администрации Шипуновского района Алтайского края в пользу открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" было взыскано 25 344 111 руб. 62 коп. задолженности, в том числе 23 265 365 руб. 69 коп. основного долга и 2 078 745 руб. 93 коп. неустойки за период с 30.11.2012 по 27.01.2014, а так же 9 020 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Исполнительный лист серии АС N 002568044 по делу N А03-20135/2013 был выдан 26.05.2014, направлен в УФК на исполнение.
Определением от 25.08.2017 судом разъяснено, что исполнительный лист подлежит исполнению за счет казны муниципального образования Шипуновский район Алтайского края.
Решением Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-3033/2015 от 26.05.2015 с Администрации Шипуновского района Алтайского края в пользу открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" было взыскано всего 2 710 015 руб. 67 коп., в том числе 2 351 163 руб. 57 коп. долга, 358 852 руб. 10 коп. неустойки, а также взыскать 9 020 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Исполнительный лист серия ФС N 005035613 по делу N А03-20135/2013 был выдан 20.07.2015, направлен в УФК на исполнение.
Определением от 03.08.2017 судом разъяснено, что исполнительный лист подлежит исполнению за счет казны муниципального образования Шипуновский район Алтайского края.
По состоянию на 13.08.2018 сумма задолженности по вышеуказанным судебным актам составляла 26 932 597 руб. 29 коп.
На основании заявления Общества от 04.05.2018 исполнительный лист серий АС N 002568044 N А03-20135/2013 возвращен взыскателю, исполнительный лист серий ФС N 005035613 N А03-3033/2015 на основании заявления от 15.08.2017 возвращен взыскателю.
Исполнительные листы серии АС N 006038858, ФС N 005035613 направлены, по правилам статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в финансовый орган муниципального образования - Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Шипуновского района Алтайского края для исполнения.
Данные исполнительные листы Комитетом получены 29.05.2018 и 03.04.2018, что подтверждается почтовым уведомлением.
Общество, считая, что требования исполнительных документов в срок, установленный статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), не исполнены, бездействие Комитета по финансам и его председателя, выразившееся в неисполнении исполнительного листа в установленный законодательством срок, является незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу об отсутствии совокупности условий для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело повторно в порядке главы 34 АПК РФ, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Из содержания приведенных правовых норм вытекает, что удовлетворение требований о признании незаконными актов, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц возможно лишь при наличии совокупности двух условий, а именно нарушения прав и интересов заявителя и несоответствия оспариваемых актов, действий (бездействия) органов и должностных лиц нормам закона или иного правового акта.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится. Пунктом 3 статьи 239 БК РФ установлено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Предусмотренный главой 24.1 БК РФ порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, является единым для всех случаев передачи гражданам и организациям бюджетных средств.
Согласно положениям пункта 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования (пункт 4 статьи 242.2 БК РФ).
В соответствии с позицией, изложенной в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" согласно пункту 6 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) в течение трех месяцев со дня поступления указанному органу исполнительного листа на исполнение.
Судам следует учитывать, что положения статьи 242.2 БК РФ подлежат применению при разрешении споров, возникающих в процессе исполнения судебных актов о взыскании денежных средств с публично-правовых образований, вынесенных как по требованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, так и по иным требованиям.
Согласно пункту 5 статьи 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.
По смыслу статьи 217 БК РФ и разъяснения, содержащегося в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О, такие изменения в сводную бюджетную роспись могут быть внесены только в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью, и в пределах общего объема бюджетных ассигнований, предусмотренных решением представительного органа об утверждении бюджета именно на указанные цели.
Таким образом, исходя из указанных норм БК РФ исполнение за счет средств бюджета муниципального образования выданного судом исполнительного документа, поступившего на исполнение в течение текущего финансового года, осуществляется администрацией и финансовым органом муниципального образования в пределах ассигнований, предусмотренных на цели исполнения исполнительных документов решением представительного органа данного муниципального образования о бюджете на текущий финансовый год.
Как следует из материалов дела, Комитетом по финансам 29.05.2018 получен исполнительный лист АС N 002568044 по делу N А03-20135/2013, 03.04.2018 получен исполнительный лист ФС N 005035613 по делу N А03-3033/2015.
06.04.2018 Комитет уведомлением о поступлении исполнительного листа уведомил Главу Шипулинского района и председателя Шипулинского районного Совета депутатов о получении на исполнение исполнительного листа, просил в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации увеличить бюджетные ассигнования Комитету для исполнения решения суда.
Таким образом, заинтересованными лицами доказан факт своевременного уведомления главы муниципального образования и его представительного органа о поступлении исполнительного листа и необходимости принятия соответствующих мер, а они, в свою очередь обязаны обеспечить исполнение судебного акта в соответствии с пунктом 2 статьи 83 БК РФ.
Согласно представленным платежным поручениям по исполнительному листу АС N 002568044 по делу А03-20135/2013 произведена частичная оплата 14.06.2018 на сумму 15 000 руб., 31.07.2018 на сумму 29 070 руб., 30.08.2018 на сумму 40 000 руб., 19.09.2018 на сумму 20 000 руб., по исполнительному листу ФС N 005035613 по делу А03 -3033/2015 произведена частичная оплата14.06.2018 на сумму 15 000 руб., 31.07.2018 на сумму 45 000 руб., 30.08.2018 на сумму 40 000 руб., 19.09.2018 на сумму 20 000 руб.
Также в материалы дела представлена информация о том, что задолженность по предъявленным исполнительным листам за счет казны, по состоянию на 01.01.2019 составляет более 50 000 000 рублей по 14 основным кредиторам, включая заявителя.
04.10.2018 Комитет обращался в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда по делу N А03-20135/2013.
Определением суда от 25.12.2018 по делу N А03-20135/2013 в удовлетворении заявления было отказано.
Представленным в материалы дела распоряжением Администрации Шипуновского района Алтайского края от 07.08.2018 N 307-р утвержден отчет об исполнении районного бюджета за 1 -е полугодие 2018 года, из которого следует, что бюджет муниципального образования является стабильно дефицитным (на что правильно указано в решении суда). Средств для полного единовременного погашения задолженности перед кредиторами, в том числе, перед заявителем, недостаточно, в связи с чем, как видно из представленных документов об оплате, оплата производится частями в течение текущего года в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете на эти цели.
Также суд апелляционной инстанции учитывает, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись в целях исполнения в полном объеме исполнительных документов общества возможно только при соблюдении требований статей 21, 83, 217, 219 БК РФ.
Направление расходов иного вида на исполнение судебных актов невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, поскольку сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иное являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавало бы угрозу сбалансированности бюджета; внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и так далее), то есть в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 01.10.2009 N 1312-О-О).
Учитывая отсутствие возможности перераспределения расходов внутри данного вида расходов, на что указывает Комитет и не опровергнуто заявителем, председатель Комитета по финансам не мог по собственной инициативе в пределах полномочий, предоставленных пунктом 5 статьи 242.2 БК РФ внести изменения в сводную бюджетную роспись.
Материалами дела подтверждается, что Комитетом по финансам осуществляются мероприятия по исполнению спорных исполнительных листов за счет казны муниципального образования.
Все возложенные на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципального учреждения, местного бюджета, приведенными выше нормами ст. 242.5, 242.2 БК РФ обязанности Комитетом финансов исполняются.
При изложенных обстоятельствах, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, руководствуясь положениями статей 242.2, 242.5 БК РФ и учитывая особенности исполнения судебных актов о взыскании денежных средств за счет местного бюджета, определенных указанными статьями БК РФ, суд апелляционной инстанции поддерживает выводы суда первой инстанции об отсутствии со стороны Комитета и его председателя незаконного бездействия в смысле приведенных норм бюджетного законодательства и исходя из заявленных Обществом требований.
Оценивая иные доводы заявителя применительно к изложенным выше обстоятельствам, апелляционный суд с учетом перечисленных положений норм права, содержания оспариваемого решения и представленных доказательств, также приходит к выводу об отсутствии оснований для признания доводов апелляционной жалобы по существу спора обоснованными. Все заявленные доводы приводились заявителем в суде первой инстанции, были им оценены и исследованы в совокупности с представленными доказательствами и обоснованно отклонены.
При изложенных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 28.02.2019 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-15608/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Угольная компания "Кузбассразрезуголь" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.