г. Ессентуки |
|
14 мая 2019 г. |
Дело N А18-2771/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2019 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.В.,
судей: Белова Д.А., Семенова М.У.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковым М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Муниципального образования "Городской округ города Сунжа" на решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21 декабря 2018 года по делу N А18-2771/2018 (судья Гелисханова Р.З.),
по исковому заявлению Администрации Муниципального образования "Городской округ города Сунжа",
к Управлению Федеральной Антимонопольной службы по Республике Ингушетия,
третье лицо - общество с ограниченной ответственностью "Экосистема",
о признании незаконным решения и предписания УФАС по РИ N 201-З/18 от 01 октября 2018 года,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Ингушетия - Аушев А. А. по доверенности N 05 от 29.01.2019,
УСТАНОВИЛ:
Администрации Муниципального образования "Городской округ города Сунжа" (далее - заявитель, администрация, заказчик) обратилась в Арбитражный суд Республики Ингушетия с заявлением к Управлению Федеральной Антимонопольной службы по Республике Ингушетия (далее - антимонопольный орган, УФАС России по РИ), о признании незаконным решения и предписания УФАС по РИ N 201-3/18 от 01 октября 2018 года.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21 декабря 2018 года в удовлетворении заявления администрации, отказано.
Решение мотивировано законностью и обоснованностью оспариваемых актов антимонопольного органа.
Не согласившись с принятым решением, администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность. Заявитель указывает о том, что причиной отказа в заключении контракта с ООО "Экосистема" явилось проведение новой конкурентной процедуры определения исполнителя путем проведения электронного аукциона для закупки N 0114300002518000015, по результатам которой заказчиком 07.09.2018 заключен с МУП УКиУ "Жилищно-коммунальное хозяйство" городской округ г. Сунжа контракт на выполнение работ по уборке и содержанию городского центра, кладбищ, уличного освещения и улиц МО "Городской округ город Сунжа".
Указывает о том, что выводы антимонопольного органа противоречат судебной практике.
До начала судебного заседания от антимонопольного органа поступил отзыв, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителя антимонопольного органа, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21 декабря 2018 года по делу N А18-2771/2018 следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается.
Антимонопольный орган 04.12.2018 рассмотрел жалобу ООО "Экосистема" на неправомерные, по его мнению, действия (бездействия) администрации, выразившиеся в нарушении требований пункта 1 и 2 статьи 83.2 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (Закон о контрактной системе).
04.10.2018 решением по делу N 201-З/18, антимонопольный орган признал в действиях администрации нарушения пункта 1 и 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (т.1 л.д. 39-44).
04.10.2018 антимонопольным органом вынесено предписание N 201 -З/18 об устранении нарушений пункта 1 и 2 статьи 83.2 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (т.1 л.д. 45-46).
Не согласившись с данным решением и предписанием антимонопольного органа, администрация обратилось в суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагает, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на нее какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В силу пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта недействительным, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, является одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом, действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заказчик в единой информационной системе в сети Интернет по размещению информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещены извещение и документация о проведении Закупки.
Согласно жалобе, заказчиком нарушены сроки направления Заявителю проекта контракта.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
-извещение об осуществлении Закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru - 19.07.2018;
- способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
- начальная (максимальная) цена контракта - 9 907 190,00 рублей;
- дата и время окончания подачи заявок - 06.08.2018 09:00;
- дата проведения аукциона в электронной форме - 13.08.2018.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Закона о контрактной системе).
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электрон ной площадке ее оператором.
Согласно части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе, извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Заказчиком 19.07.2018 извещение об осуществлении Закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki. aov.ru.
Объектом закупки является выполнение работ по уборке и содержанию городского центра, кладбищ, уличного освещения и улиц МО "городской округ город Сунжа" Республики Ингушетия, при этом процедура закупки осуществляется способом электронного аукциона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в числе прочего, следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно Закону о контрактной системе, Заказчик осуществляет закупки исходя из своих потребностей и в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Согласно плану-графику, планируемый срок осуществления закупки - период с августа 2018 года по декабрь 2018 года.
Согласно информационной карты в составе аукционной документации, срок поставки товара (оказания услуг, выполнения работ): с даты заключение контракта до 31.12.2018.
При этом, согласно технического задания в составе аукционной документации, в объект закупки в числе прочего включены работы по ежедневной уборки территории, что указывает на необходимость выполнения работ по контракту на весь срок исполнения работ по контракту и досрочное исполнение обязательстве по контракту со стороны исполнителя не предусмотрено.
Протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе "Выполнение работ по уборке и содержанию городского центра, кладбищ, уличного освещения и улиц МО "городской округ город Сунжа" Республики Ингушетия" (N извещения 0114300002518000006) от 13.09.2018 (далее - Протокол) заявка заявителя признана соответствующей требованиям, установленными документацией о Закупке.
Также, согласно Протоколу, электронный аукцион признан несостоявшимся в соответствии с частью 16 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Частью 1 статьи 71 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем:
-оператор электронной площадки не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, направляет заказчику обе части этой заявки, а также информацию и электронные документы, предусмотренные частью 11 статьи 24.1 настоящего Федерального закона;
-оператор электронной площадки в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей части, обязан направить уведомление участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в таком аукционе;
-аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения единственной заявки на участие в таком аукционе и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает эту заявку и эти документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения единственной заявки на участие в таком аукционе, подписанный членами аукционной комиссии. Указанный протокол должен содержать следующую информацию:
-решение о соответствии участника такого аукциона, подавшего единственную заявку на участие в таком аукционе, и поданной им заявки требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии данного участника и поданной им заявки требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе, которым не соответствует единственная заявка на участие в таком аукционе;
-решение каждого члена аукционной комиссии о соответствии участника такого аукциона и поданной им заявки требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии указанного участника и поданной им заявки на участие в таком аукционе требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе;
- контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25.1 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона.
При этом частью 1 статьи 71 Закона о контрактной системе установлены последствия признания электронного аукционного несостоявшимся, указывая при этом на то, что Заказчик заключает контракт с единственным участником в порядке, предусмотренного статьей 83.2 Закона о контрактной системе.
Статьей 93 Закона о контрактной системе предусмотрены случаи, когда закупка может быть осуществлена у единственного поставщика, что подразумевает о незаконности осуществленная закупки у единственного поставщика в иных случаях, не предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с частью I статьи 83.2 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
Согласно части 25.1 статьи 93 Закона о контрактной системе, для целей настоящего Федерального закона участник закупки, с которым заключается контракт в соответствии с настоящим пунктом, приравнивается к победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 9 статьи 3 1 Закона о контрактной системе, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) настоящей статьи, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Суд первой инстанции правильно указал, что администрацией не предоставлены подтверждения оснований отказа от заключений контракта с ООО "Экосистема".
На момент рассмотрения заявления по существу администрацией не направлен проект контракта участнику, с кем заключается контракт.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что антимонопольный орган правомерно признал администрацию, нарушившей пункта 1 и 2 статьи 83.2 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Довод апелляционной жалобы о том, что причиной отказа в заключении контракта с ООО "Экосистема" явилось проведение новой конкурентной процедуры определения исполнителя путем проведения электронного аукциона для закупки N 0114300002518000015, по результатам которой заказчиком 07.09.2018 заключен с МУП УКиУ "Жилищно-коммунальное хозяйство" городской округ г. Сунжа контракт на выполнение работ по уборке и содержанию городского центра, кладбищ, уличного освещения и улиц МО "Городской округ город Сунжа" - отклоняется.
Администрацией заключены многочисленные контракты с единственными участниками закупки, в частности при проведении закупок с реестровыми номерами: 0114300002518000035, 0114300002518000029, 0114300002518000018, 0114300002518000019, 0114300002518000030, 0114300002518000028, 0114300002518000024, 0114300002518000023, 0114300002518000042.
Вместе с тем по настоящему делу заказчик отказывает в заключении контракта ООО "Экосистема" по итогам проведения закупки с реестровым номером 0114300002518000006, чья заявка соответствует как требованиями аукционной документации, так и требованиям по соответствию предложения участника закупки описанию объекта закупки и не превышает установленный Заказчиком размера НМЦК.
В действиях администрации невозможно установить, по каким критериям он решает с какими участниками закупки следует заключать контракт, а с кем не стоит, так как наглядно видно, что заказчик по своему усмотрению, без руководства положениями Закона о контрактной системе или иными нормативно-правовыми актами, отбирает участников заказа.
Более того, в ЕИС размещена информация о проведении администрацией закупки с реестровым номером 0114300002518000015, которая аналогична закупки, рассматриваемой по настоящему делу. При этом при проведении закупки с реестровым номером 0114300002518000015 заявка была подана единственным участником закупки, с которым контракт заключен.
Апелляционный суд приходит к выводу, что заказчик обязан заключить контракт с участником закупки, чья заявка на участие в закупки соответствует требованию аукционной документации заказчика, что подтверждается протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 13.09.2018 (т.1 л.д. 28-29).
Апелляционный суд считает, что подобные действия могут приветствии к крайне неблагоприятным последствиям для жителей города и нарушении нормального обеспечения жизнедеятельности города вследствие невыполнения своевременно работ по уборке и содержанию городского центра, кладбищ, уличного освещения и улиц МО "городской округ город Сунжа" Республики Ингушетия.
Довод апелляционной жалобы о том, что он вправе не заключать контракт с единственным участником в случае, если аукцион признан несостоявшимся в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе - отклоняется, как противоречащий принципам Законам о контрактной системе.
Довод апелляционной жалобы о том, что выводы антимонопольного органа противоречат судебной практике - отклоняется.
Материалами дела подтверждено, что заказчик, разместив на электронной площадке протокол рассмотрения заявки единственного участника аукциона, согласно которому заявка единственного участника ООО "Экосистема" признана соответствующей требованиям, установленным документацией об аукционе, решил не заключать контракт с единственным поставщиком. Обоснование такого решения направлено ООО "Экосистема", в котором указано, в том числе, на проведение новой конкурентной процедуры определения подрядчика, уточнение описания объекта закупки, изменения условий контракта.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда центрального округа от 05.03.2015 по делу N А48-2490/2014.
Доводы апелляционной жалобы не подтвердились.
Иные доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом и отклонены, поскольку отмену правильного судебного акта не влекут.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Суд первой инстанции оценил в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства полно и всесторонне; оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21 декабря 2018 года по делу N А18-2771/2018.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Ингушетия от 21 декабря 2018 года по делу N А18-2771/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.