г. Москва |
|
15 мая 2019 г. |
Дело N А40-227065/2018 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.Б. Расторгуев
рассмотрев в порядке упрощённого производства апелляционную жалобу
ООО "НПО ОАО "МЕТАЛЛСЕРВИС"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.01.2019 г.
по делу N А40-227065/2018, принятое судьей Козловским В.Э.
в порядке упрощенного производства
по иску ОАО "РЖД" (ОГРН 1037739877295)
к ОАО "МЕТАЛЛСЕРВИС" (ОГРН 1027700013659)
о взыскании денежных средств
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Открытого акционерного общества "Металлсервис" платежей в размере 190 401 руб. 85 коп.
04.12.2018 суд первой инстанции изготовил резолютивную часть решения по делу N А40-227065/2018 об удовлетворении исковых требований.
Мотивированное решение Арбитражного суда г. Москвы изготовлено 29.01.2019.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указал, что в материалы дела не представлены доказательства нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в ожидании подачи на пути необщего пользования.
Ссылается на отсутствие причинно-следственной связи между несоблюдением ответчиком технологического срока оборота вагонов и простоем вагонов на путях общего пользования.
Обращает внимание на то, что нарушение технологического срока оборота вагонов, не может быть отнесено к нарушению статьи 39 УЖТ, если это нарушение было допущено на путях необщего пользования.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, содержащий возражения относительно ее удовлетворения.
Информация о принятии апелляционных жалоб вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 17.12.2015 г. между ОАО "РЖД" и ОАО "МЕТАЛЛСЕРВИС" заключен договор N 1-5/87 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Новопролетарская Московской железной дороги. Согласно протоколу разногласий от 18.01.2016 г. договор заключен сроком на 5 лет 01.01.2016 по 31.12.2020 года включительно.
Согласно пункту 14 Договора на железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов - 4,0 часа. Количество вагонов в каждой группе, одновременно сдаваемой "Владельцу", устанавливается не более 9 вагонов 1200 тонн.
Пунктом 20 "в" установлено, что "Владелец" уплачивает "Перевозчику" плату за время нахождения на железнодорожных путях общего пользования груженых и порожних вагонов, иного железнодорожного подвижного состава, контейнеров, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования в перевозочном процессе для нахождения на них железнодорожного подвижного состава, по причинам, зависящим от "Владельца", грузополучателей, грузоотправителей и другие затраты и расходы "Перевозчика", связанные с таким нахождением в случаях, предусмотренных статьей 39 Устава железнодорожного транспорта РФ.
Размер указанной платы определяется Тарифным руководством, утвержденным приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 124-т/1. (ред. от 06.04.2015 г.) "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава в течение всего времени:
- ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров;
- нахождения вагонов под таможенными операциями, в том числе при выполнении работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора), свыше сроков, установленных для выполнения указанных операций правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов,* порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом;
- задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Размеры платы за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе, платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава (с учетом затрат и расходов перевозчика, связанных с таким нахождением), платы за предоставление железнодорожных путей вне перевозочного процесса определяются в тарифном руководстве.
Согласно статье 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя (отправителя), грузополучателя (получателя), других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, а также пассажира при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонов. Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
На основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В период сентябрь - ноябрь 2017 года на станцию назначения Новопролетарская в адрес ОАО "МеталлСервис" прибывали вагоны, которые простаивали на путях общего пользования в ожидании их приема на пути необщего пользования для осуществления разгрузки. По данному факту составлены акты общей формы на начало задержки вагонов, согласно которым задержка вагонов произошла по причинам, зависящим от ответчика, а именно занятость путей необщего пользования в связи с невыполнением грузополучателем норм на выгрузку вагонов по памяткам подачи-уборки.
Указанные акты общей формы были подписаны ответчиком с разногласиями.
По факту окончания задержки вагонов были составлены акты общей формы которые были также подписаны представителем ОАО "МеталлСервис" с разногласиями.
Вина грузополучателя, по факту задержки вагонов на путях общего пользования станции назначения Новопролетарская, заключается в неисполнении ответчиком п. 14 Договора N 1-5/87 от 17.12.2015 по технологическому сроку оборота вагонов, вогонов приведших к задержке поездов со спорными вагонами, на станции назначения в ожидании подачи их на путь необщего пользования являются памятки приемосдатчика, являющиеся приложением к исковом заявлению. Данные памятки отражают время нахождения вагонов под погрузкой на подъездных путях, пользователем которых является ответчик.
В соответствии с Тарифным руководством, утвержденным приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 124-т/1, размер платы за нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования станции Новопролетарская, по причине, зависящей от грузополучателя (ответчика) составил 188 808 руб. 61 коп.
В адрес ОАО "МеталлСервис" была направлена претензия N 06/54 от 25.06.2018 г. с требованием о погашении задолженности в размере 188 808 руб. 61 коп. за нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования станции Новопролетарская.
В соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга.
Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды.
Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
В связи с тем, что плата за время нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования станции, по причине, зависящей от грузополучателя в сумме 188 808 руб. 61 коп. внесена не была, истец предъявил ответчику требование об исполнении денежного обязательства претензией N 06/54, направленной 19 июля 2018 года, в которой предложил ответчику оплатить задолженность в указанном выше размере.
Указанная претензия оставлена без удовлетворения.
Последним днем срока, когда ответчик должен был погасить образовавшуюся задолженность по внесению спорной платы в добровольном порядке, является 20 августа 2018 года.
Таким образом, размер процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 20.08.2018 по 30.09.2018 составляет 1 593 руб. 24 коп.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерно и обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что в материалы дела не представлены доказательства нахождения вагонов, не принадлежащих перевозчику, на путях общего пользования в ожидании подачи на пути необщего пользования, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как установлено пунктом 1.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утв., Приказом МПС РФ от 18,06,2003 N 45 обстоятельства, являющиеся, основанием для возникновения ответственности перевозчика, грузоотправителя, грузополучателя, других юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, при осуществлении перевозок грузов и собственных порожних вагонов железнодорожным транспортом, удостоверяется коммерческими актами, актами общей формы и иными актами, предусмотренными в настоящих Правилах.
Факт простоя вагонов, прибывших в адрес ответчика в сентябре - ноябре 2017 года, на станции назначения Новопролетарская в ожидании подачи под погрузку/выгрузку на пути необщего пользования, удостоверен актами общей формы.
Кроме того, памятками приемосдатчика подтверждено, что занятость путей общего пользования возникла в результате несоблюдения технологического срока оборота вагонов на путях необщего пользования ОАО "МеталлСервис" в сентябре - ноябре 2017 года, что повлекло за собой простой вагонов на станции Новопролетарская в ожидании подачи на пути необщего пользования ОАО "МеталлСервис".
Ответчиком в свою очередь не представлено доказательств, опровергающих содержание имеющихся в материалах дела актов общей формы и памяток приемосдатчика.
Ссылка заявителя на отсутствие причинно-следственной связи между несоблюдением ответчиком технологического срока оборота вагонов и простоем вагонов на путях общего пользования, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку имеющими в материалах дела памятками приемосдатчика подтверждено, что в спорный период ответчик нарушал технологический срок оборота вагонов (уведомления о готовности вагонов к уборке с путей необщего пользования передавались за пределами установленного договором технологического срока оборота вагонов).
Занятость путей необщего пользования ответчика делает невозможным подачу следующей партии вагонов, в связи с чем, между несоблюдением технологических сроков оборота вагонов на путях необщего пользования и простоем вагонов на путях общего пользования имеется прямая причинно-следственная связь.
Довод апелляционной жалобы о том, что нарушение технологического срока оборота вагонов, не может быть отнесено к нарушению статьи 39 УЖТ, если это нарушение было допущено на путях необщего пользования, подлежит отклонению, в силу следующего.
В соответствии со статьей 39 УЖТ РФ за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Согласно статье 39 Устава железнодорожного транспорта для удостоверения факта нахождения вагонов на железнодорожных путях общего пользования в случаях, предусмотренных настоящей статьей, оформляется акт общей формы.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 (Тарифное руководство N 2) утверждена плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и разъяснены правила ее применения.
Ставки платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава, контейнеров приведены в таблицах N 1 - 2 настоящего Тарифного руководства.
В соответствии с п. 2.3 к приказу Федеральной службы по тарифам от 29.04.2015 N 127-т/1 по ставкам таблицы N 1 плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется в следующих случаях:
- при ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров (то есть на станции назначения).
В этом случае оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления РЖД в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов, грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков о прибытии грузов, порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче (если иное время не установлено договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей)) до момента получения РЖД от грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) уведомлений о готовности вагонов, контейнеров к подаче (приему) или до момента уведомления перевозчика владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своим локомотивом, о готовности к уборке вагонов с выставочных железнодорожных путей общего пользования железнодорожной станции.
Иное время уведомления, чем 2 часа договором N 2/186 от 20.12.2012 не предусмотрено.
Истец своевременно известил представителя ответчика о прибытии и готовности к подаче порожних вагонов прибывших в адрес ответчика, что подтверждено железнодорожными накладными с отметками об уведомлении о прибытии вагонов.
Поскольку прибывшие вагоны не были своевременно приняты грузополучателем на путях необщего пользования и простаивали на инфраструктуре ОАО "РЖД" в ожидании подачи, истцом на основании статьи 39 УЖТ РФ была правомерно начислена плата в соответствии с таблицей N 1 Тарифного руководства N 2 за сентябрь - ноябрь 2017 в размере 188 808 руб. 61 коп.
Истцом выполнены требования законодательства об уведомлении грузополучателя о прибытии вагонов на станцию назначения, вина ответчика в простое вагонов на путях общего пользования сверх предусмотренного договором срока подтверждена материалами дела.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29 января 2019 года по делу N А40-227065/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа, только по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 288 АПК РФ.
Судья |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.